USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent

-72.94

Природный газ 3.205

-0.16

7 мин
...

Райффайзенбанк от блокчейна и цифровых двойников к компьютерному зрению интервью с Марикй Магомедовой

Сегодня перед нефтегазовой отраслью в числе всех остальных стоят 3 технологических вызова

Инновационные решения в нефтегазовой индустрии: от блокчейна и цифровых двойников к компьютерному зрению

Москва, 15 дек - ИА Neftegaz.RU. Сегодня перед нефтегазовой отраслью в числе всех остальных стоят три технологических вызова: улучшение операционной деятельности, снижение выбросов парниковых газов и быстрое развитие технологий. О том, как компании отвечают на эти вызовы, каковы критерии успеха работы с инновациями и с помощью каких инструментов банки помогают компаниям осуществлять цифровизацию, порталу Neftegaz.RU рассказала Мария Магомедова, руководитель по работе с крупными компаниями нефтегазового сектора, Райффайзенбанк.

Maria Magomedova.png
– Какие тренды цифровизации существуют сегодня в нефтегазовой отрасли?
– В 2021 г. аналитическое агентство Gartner выделило десять трендов цифровизации, которые характерны для нефтегазового рынка. Технологические возможности компаний должны соответствовать новым бизнес-стратегиям – это отправная точка, с которой начинается разговор о цифровизации. Если говорить о конкретных технологиях, безусловно, речь идет о «цифровых двойниках», управлении углеродными выбросами, инструментах машинного обучения. Очень важным элементом является развитие партнерских отношений с поставщиками технологий. Речь идет не только о крупных IT-вендорах, но и о разработчиках точечных решений под конкретные задачи компании.


При этом Gartner акцентирует внимание на том, что эта задача должна стоять на повестке дня у топ-менеджеров, а ответственным за ее выполнение должен быть непосредственно IT-директор компании.

– А что об этом думают сами лидеры отрасли? На что нефтегазовые компании делают упор в процессе цифровизации?
– Лидеры нефтегазовой индустрии выделяют несколько ключевых критериев успеха работы с инновациями. Первый – распространение инноваций на всю компанию. Это значит, что необходимо вовлекать все бизнес-подразделения компании в процесс работы с инновациями, использовать цифровые технологии для ключевых направлений бизнеса, а также развивать инструменты содействия инновациям и оценки эффективности изменений.

Второй важный аспект – работа с внешними и внутренними идеями. Лидеры отрасли развивают инновационную экосистему компании, включая R&D, стратегические партнерства, научную среду, стартапы. Помимо этого, они формируют новые открытые платформы для ускорения совместных разработок с партнерами и развивают кросс-функциональные связи внутри компании.

И наконец, третий, не менее важный критерий – готовность организации к инновациям. Любой компании необходимо на уровне топ-менеджмента определить стратегический приоритет развития инноваций, объединить ресурсные навыки и компетенции в выделенные команды, центры инноваций, а также создать среду для обмена идеями, где участники будут иметь право на ошибку и поощряться за риск.

– Какую роль во всем этом процессе играет Райффайзенбанк? Чем вы помогаете компаниям?
– Прежде всего, у нас есть огромный опыт работы с инновациями внутри: за 4 года работы программы открытых инноваций мы встретились более чем с 3 тысячами различных технологических компаний, провели более 75 пилотов и внедрили порядка 25 решений. За это время мы приобрели технологическую экспертизу, работая с абсолютно разными технологиями, в том числе с блокчейном, большими данными, предиктивной аналитикой.

При этом мы ведем работу с инновациями не только в России, но и в Европе – у нас есть свой корпоративный акселератор, который помогает взращивать и тестировать технологии. Также у нас есть венчурный фонд, который активно инвестирует и поддерживает работу компаний, есть программы работы с инновациями и внутренние лаборатории по разработке и тестированию новых технологий.

Так что, сотрудничая с компаниями, мы передаем нашу экспертизу по мониторингу трендов, поиску технологий и проведению пилотов в любом направлении: это и операционная эффективность, и HR, и ESG. В каждом из этих направлений мы достигли значительных результатов.

– Вы упомянули блокчейн. Наверное, сегодня это один из самых обсуждаемых цифровых инструментов. Как Райффайзенбанк содействует его внедрению в нефтегазовую отрасль?
– Блокчейн – это технология, позволяющая нескольким участникам одной сети децентрализовано хранить одни и те же данные, зашифрованные с использованием современных средств криптографической защиты. Любые изменения в данных у любого из участников мгновенно отображаются у всех остальных. Поэтому она дает пользователю такие преимущества, как безопасность, достоверность, скорость, доверие и т. д.

Райффайзенбанк имеет большой опыт внедрения блокчейн-технологий в предприятиях из разных отраслей, в т. ч. нефтегазовых. Причем у нас есть два подхода к внедрению этой технологии: первый – использование собственной блокчейн-платформы Райффайзенбанка R-Chain, второй – встраивание с расчетной функцией в уже существующие блокчейн-сети клиентов. Второй вариант мы использовали, например, в сотрудничестве с компанией Газпромнефть-Аэро: нам удалось реализовать проект, позволяющий оплачивать заправку самолетов в онлайн-режиме. Благодаря внедрению технологии длительность всех соответствующих операций, включая заполнение и подписание документов, оплату, отправку пилотом данных и пр., сократилась с 3-4 дней буквально до 15 секунд.

– Эта технология может быть внедрена в любую компанию, или есть определенные требования?
– Определенные требования, конечно же, есть. Чтобы понять, подходит компании данная технология или нет, мы рекомендуем учитывать несколько основных критериев. Во-первых, между контрагентами или компаниями группы должны быть устоявшиеся отношения. Во-вторых, в компании должны существовать правила взаимодействия, которые можно «положить» на смарт-контракт. В-третьих, в компании должно происходить множество повторяющихся платежей, что предполагает значительные затраты на их администрирование. Далее – очень важно наличие ERP, партнерской, торговой платформы или другой системы с пользовательским интерфейсом. И наконец, нужно иметь доступный ресурс IT-команды, специалистов, которые могут заняться внедрением технологии. Если вы узнаете в этом описании свой бизнес, значит, блокчейн для вас.

– Получается, с помощью блокчейна вы помогаете нефтегазовым компаниям решать преимущественно финансовые вопросы. А есть ли у Райффайзенбанка продукты или сервисы для оптимизации нефинансовой информации?
– Разумеется. Совместно с партнером – Acaryon GmbH – был создан продукт ESG-Cockpit, который помогает консолидировать компаниям свои экологические данные в соответствии со всеми действующими международными стандартами устойчивого развития с максимальной степенью гибкости. Другими словами, система позволяет собирать ESG-информацию, смотреть аналитику и использовать эту информацию для формирования нефинансовых отчетов. Причем это решение можно использовать не только для формирования отчетности в области устойчивого развития, но и для установки KPI.

– А какие еще цифровые инструменты, созданные для нефтегазовой отрасли вами или вашими партнерами, вы могли бы выделить?
– Их довольно много. Например, наши партнеры – холдинг Таграс – разработали цифровую платформу ЭКО. Это большое аппаратно-программное решение, которое используется для проектирования, строительства и заканчивания нефтегазовых скважин. Центром этой системы является динамический цифровой двойник, который представляет собой физико-математическую модель всех физических процессов, происходящих в процессе бурения скважин. Система самокалибруется, т. е. видит все изменяющиеся параметры, осуществляет анализ в режиме реального времени, а затем производит необходимые изменения. Во многом это уникальное решение на рынке бурения. Оно сочетает в себе комплексность, открытость, проверенные подходы и новейшие технологии.

– Это решение уже применяется в отрасли?
– Да, и не только в России. Эта система развивается с 2017 г. И сейчас она успешно работает также в Эквадоре, США, Китае, Узбекистане и Казахстане. В октябре состоялся ее пилотный запуск в Сербии, в ноябре – в Венгрии. На первый квартал 2022 г. запланирован запуск в Саудовской Аравии, а во втором квартале 2022 г. – в Кувейте. Растущая популярность системы объясняется тем, что она помогает бороться с низкой эффективностью, некачественными данными, ошибками при планировании и бурении, а также влиянием человеческого фактора.

– Применяются ли нефтегазовыми компаниями цифровые двойники для каких-то еще целей?
– Один из наших партнеров – компания NVI Solutions – предлагает комплексные решения в AR, VR и XR для промышленности с симуляцией в виртуальной среде на базе цифровых двойников объектов. Это тоже очень интересный инновационный инструмент. К промышленному VR и AR сегодня большой интерес.

– VR и AR используется в нефтегазе для обучения специалистов?
– В том числе. Опыт показывает, что обучение с использованием VR технологии позволяет улучшить результаты в 1,5-2 раза. К тому же за счет моделирования негативных сценариев в случае некорректных действий (падения с высоты, повреждения во время ДТП, получение повреждений при работе с механизмами) повышается безопасность труда. И еще один очевидный плюс – благодаря тому, что возможность создания обучающих курсов обеспечивается без необходимости конструирования реальных строительных площадок-тренажеров, повышается эффективность инвестиций.

– Обучение с помощью VR и AR – это единственное инновационное решение, которое затрагивает вопросы безопасности труда?
– Нет, тот же партнер – NVI Solutions – предлагает еще один продукт, owl.Guard. Это решение, осуществляющее автоматизированный контроль за требованиями промышленной безопасности с применением компьютерного зрения. Если быть точнее, продукт анализирует данные с камер видеонаблюдения и детектирует определенный перечень нарушений по охране труда и технике безопасности на объекте в режиме реального времени. Таким образом, по заранее заданным сценариям система может выявлять такие нарушения охраны труда и техники безопасности, как отсутствие перчаток, жилета, защитных очков, каски, попадание персонала в опасные зоны, ошибки при выполнении погрузочно-разгрузочных работ. Кроме того, у этой системы есть модуль распознавания различных документов с мобильных устройств и другие различные модули. Кстати, на базе этой системы были, например, реализованы пилотные проекты «Цифровое зрение при проведении скважинных работ на месторождения Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза», «Видеоаналитика для распознавания и предупреждения опасных ситуаций в процессе проведения ПРР» и «Видеоаналитика при вскрытых продуктивных пластах бригад бурения и зарезки боковых стволов».

– Разнообразие цифровых инструментов, доступных нефтегазовому сектору, впечатляет. Но какие эффекты от их внедрения в итоге получают компании?
– По данным консалтинговых компаний и экспертов отрасли, результаты тоже впечатляющие. На 50-60% сокращается время и стоимость геологоразведки, на 70% – время разработки инженерных проектов месторождений, на 20-30% – стоимость обслуживания и ремонта техники и на 20% – себестоимость эксплуатации месторождения. При этом ввод в эксплуатацию новых скважин ускоряется на 20-30%. А добыча повышается на 3-5%. Но не стоит забывать, что эти цифры достигаются не за счет внедрения какой-то одной технологии, а при комплексном подходе.



Автор: С. Бабаева