4 мин
...

BIM в процессах цифровизации металлургических предприятий

Антон Тимошенко, заместитель начальника управления проектных работ «Уралэлектромедь», поделился своим опытом применения технологий информационного моделирования.

BIM в процессах цифровизации металлургических предприятий

Москва, 26 ноя - ИА Neftegaz.RU. Эксперты сходятся во мнении, что среди проблем промышленных предприятий сегодня можно выделить низкую скорость модернизации производственных мощностей и нехватку компаний, изготавливающих отечественные товары. Ключевым участником, который должен решить эти проблемы, многие называют государство, а инструментом для этого послужит цифровизация, базирующаяся на внедрении технологий информационного моделирования (BIM-технологии). В свою очередь власти уже отреагировали на данную ситуацию, и с 1 января 2022 г. использование BIM на объектах госзаказа станет обязательным.
1.jpg
Но раньше государства на освоение новых цифровых инструментов нацелились компании, которые осознали низкую эффективность устоявшихся методов управления для повышения производительности труда и реорганизации работы предприятий. Одной из них стала «Уралэлектромедь», которая приступила к внедрению BIM-технологий в 2019 г. и уже получила результат в виде 10% роста производительности проектировщиков. О том, как проходит процесс освоения цифровых инструментов в компании, отвечает Антон Тимошенко, заместитель начальника управления проектных работ (УПР).

- Расскажите подробнее, как вы оцифровываете металлургические цеха?
- Строительство новых цехов и реконструкцию существующих мы начинаем с оцифровки объектов. На стадии проектирования проводим их трехмерное сканирование, которое фактически является аналогом обмерных работ. Создается 3D-модель, обрабатывается, и после в среде BIM в нее вносятся конструктивные изменения. Далее мы выдаем проектную документацию в работу и объект строится. На стадии сдачи работ трехмерное сканирование проводится еще раз, полученный результат сверяется с проектной моделью, она правится. Таким образом, на завершающем этапе мы получаем адекватную эксплуатационную модель. При проектировании эта эксплуатационная модель может измениться. С помощью облачного сканирования мы проверяем соответствия проектной модели факту строительства и корректируем ее на базе этих данных. Так происходит замкнутый цикл поддержки эксплуатационной модели, кроме того, модель позволяет пользоваться различными функциями, например, получение ключевой информации.

Снимок 1.JPG
Эксплуатационная модель металлургического предприятия. Изображение предоставлено компаний «Уралэлектромедь»
- На каких этапах жизненного цикла зданий вы используете информационные модели?
- В первую очередь — на этапе проектирования. Здесь вопросов нет – основные принципы я описал выше. Далее мы пользуемся информационными моделями уже при эксплуатации зданий. Сейчас они помогают нам оптимизировать работы ремонтных служб: в информационной среде им легче ориентироваться среди требующей обслуживания техники. Например, когда подходит срок проведения ремонта, появляется напоминание, инструкция, что необходимо сделать. Там же, в идеале, им сразу доступна вся необходимая документация, паспорта оборудования и прочее. Значительно увеличивается производительность труда.

- Есть ли у вас в компании модель цифровизации, которой вы руководствуетесь?
- На цифровизацию мы смотрим как на пирамиду. На самом нижнем ее уровне, у основания, работают различные датчики, собирающие первичную информацию о работе оборудования. Далее следует система BIM, где полученные данные сохраняются в информационной модели. На третьем уровне находится система управления продуктом (PDM). На четвертом – MES-система, где учитываются все ресурсы и время, затраченные на производство. Завершает пирамиду организационная стратегия планирования ресурсов (ERP), с помощью которой решаются вопросы закупок, кадров, сбыта, финансовых потоков. Благодаря системе CAE мы можем моделировать и анализировать технологические процессы, которые происходят на предприятии. Вне системы решаются вопросы загрузки производства, производительности, выпуска продукции и т.д. Все эти системы должны быть интегрированы между собой и взаимосвязаны.

Снимок 2.JPG
Информационная архитектура. Изображение предоставлено компаний «Уралэлектромедь»
- Как цифровизация помогает сотрудникам предприятия?
- Цифровые модели помогают персоналу получать актуальную информацию о производстве и работать с ней, чтобы быстрее и качественнее делать свою работу. Так, в программе персонал цеха может получать различную информацию прямо из эксплуатационной модели. Посредством ссылок или выделения различных элементов и получения информации.

Есть несколько уровней эксплуатации – т.е. эксплуатации зданий и сооружений, мы можем получить паспорт на здания и сооружения, в которые также можно перейти по ссылкам и посмотреть рабочую документацию, по которой была выполнена постройка зданий. Мы можем это сделать с помощью программы search – это ПДМ-программа, в которой хранятся чертежи. т.е. реализована одна точка доступа к большому массиву данных, который раньше был возможен только на бумаге. Следующий уровень эксплуатации – это механики, которые занимаются оборудованием, с помощью ссылок они тоже могут перейти и посмотреть инструкцию по эксплуатации оборудования.

Программа цифровизации была предназначена и для того, чтобы визуализировать некоторую информацию и предоставлять возможные варианты развития территории промплощадки для утверждения предпроектной проработки в части ГИС’а. Уже сейчас можем отметить, что были достигнуты достаточно хорошие результаты даже в части стандартизации процессов. Были переработаны практически все правила по ведению и занесению базы данных. С помощью этой базы можно вести тематическую картографию, т.е. определить различные правила по отображению информации, которая находится в базе данных, но в различном виде, например, по годам постройки - эти технологии позволяют определить, какие сети нуждаются в ремонтных работах или ревизии.

Снимок 3.JPG
Схема межпрограммного взаимодействия. Изображение предоставлено компаний «Уралэлектромедь»
Цифровизация заметно улучшила адресные картографии для сотрудников. Это касается организации движения на предприятии, инвентаризации инженерных сетей по инвентарным номерам, и инвентаризации сетей. Раньше планшеты были в бумажном виде, сейчас они у нас отменены. Мы пользуемся той же информацией из ГИС-систем, она выглядит точно так же рак и раньше, визуально там ничего не изменилось.
Мы уже видим некоторый рост по выработке на одного человека. Конечно, это не в 2-3 раза, а 10% — но это абсолютно реальные цифры, которые видны на производстве.

Если вы хотите более детально изучить примеры внедрения BIM в металлургических компаниях, посмотрите запись отраслевой конференции CSD «Информационный инжиниринг: технологии для реконструкции и строительства металлургических предприятий».

Автор: А. Иванова

Источник : Neftegaz.RU