USD 92.7519

0

EUR 100.4425

0

Brent 80.36

-0.44

Природный газ 1.782

+0.08

5 мин
...

Гендиректор Газпромнефть – Технологические партнерства К. Стрижнев: «Мы хотим быть во главе изменений и развития нефтегазовой отрасли»

Современные компании не могут оставаться успешными без изменений. Но где искать инновации и как успешно их внедрять? О пользе открытых инноваций и создании корпоративного акселератора Газпром нефти RB.ru поговорил с К. Стрижневым, генеральным директором Газпромнефть – Технологические партнерства

Гендиректор Газпромнефть – Технологические партнерства К. Стрижнев: «Мы хотим быть во главе изменений и развития нефтегазовой отрасли»

Источник: Пресс-служба Газпром нефти

– Какие вызовы сейчас стоят перед нефтедобывающей отраслью? Как потенциально их можно решить с помощью технологий и инновационных решений?

– Сегодня мы работаем в условиях стремительного сокращения запасов разведанных месторождений. Главным вызовом новых активов зачастую становится трудность и дороговизна их разработки. Для выхода на рентабельную добычу требуется создание совершенно новых подходов и технологий. Кроме того, разработку ряда участков осложняет их удаленность и автономность, т. к. они находятся на труднодоступных территориях Восточной Сибири или на шельфе.

Другой важный вызов связан с диверсификацией продукции для конечного потребителя – сегодня за счет технологий мы стремимся максимизировать полезное использование всех составляющих углеводородов.

И наконец, современная нефтяная компания из заказчика технологий становится их разработчиком. Мы уже не просто внедряем инновации, а создаем их сами – для решения как собственных задач, так и для преодоления общеотраслевых вызовов, и начинаем коммерциализировать технологии на внешнем рынке.


– Как внедрение новых технологий в нефтянке сказалось на рынке в целом или как изменило его?

– Современная нефтегазовая промышленность – одна из наиболее наукоемких. Сегодня она является драйвером технологического развития и для смежных отраслей. В нашем IT-портфеле более 200 проектов. И эффект от их развития ощущается уже сейчас. Инновации существенно снижают издержки. Например, технология ГРП – гидравлического разрыва пласта – используемая для повышения добычи нефти и газа, была создана советскими учеными в 50х гг. 20го в. Западные компании успешно адаптировали ее под отраслевые задачи, коммерциализировали и представили миру как готовый продукт. Он совершенствовался на протяжении многих десятилетий. Казалось бы, сегодня потенциал его развития исчерпан. Однако вместе с математиками из МФТИ специалисты Газпром нефти создали цифровой симулятор для моделирования системы трещин в породе – Кибер ГРП. Программа повышает эффективность операций гидроразрыва, помогая оценить будущие притоки из скважин и затраты на каждую операцию. Только этот цифровой продукт помог обеспечить дополнительную добычу на наших стандартных скважинах на 5-10%.


– Что для Газпром нефти означает концепт открытых инноваций, и почему им отдается такой приоритет?

– Мы понимаем, с какой скоростью технологии меняют внешний мир. Чтобы поддерживать эту скорость, сохранить свои позиции и стать лидером изменений, мы тоже должны меняться, это требует новой модели взаимодействия с внешним рынком. Без открытого взаимодействия с инновационным миром, без постоянного сравнения разработок очень легко замкнуться и отстать от остальных. А мы хотим развиваться и быть во главе этого процесса.

Наша модель работы с открытыми инновациями включает взаимодействие с сетью российских вузов – среди них МГУ, МФТИ, СПбПУ, ТПУ и другие. С каждым из них мы выстраиваем программу партнерства и совместные технологические проекты. И каждый студент знает об этих разработках с 1го курса и может стать часть этой программы, внести свой вклад в создание новых продуктов.

2я часть работы с открытыми инновациями включает взаимодействие с рынком нефтесервисных услуг. Мы формируем вызовы и делимся ими через различные площадки – наш акселератор INDUSTRIX, венчурный фонд Новая индустрия (New Industry Ventures – совместный венчурный фонд Газпром нефти, Газпромбанка, Российской венчурной компании (РВК) и VEB Ventures) и систему технологических партнерств. Например, у нас больше 10 совместных проектов с крупной металлургической компанией, в которые мы инвестируем еще на стадии разработки.

Наши основные принципы – открыто говорить о технологических вызовах, с которыми столкнулась компания, строить партнерские отношения и совместно с представителями внешней инновационной среды разрабатывать технологии, разделять интеллектуальную собственность и коммерциализировать результаты.


– Достаточно ли внутренних идей для дальнейшего развития бизнеса компании? Зачем вам потребовалось запускать акселерационную программу?

– Запуск программы развития технологий INDUSTRIX, частью которой является акселератор, говорит о нашей зрелости и готовности работать по новой модели. Мы умеем работать с внешним рынком: договариваться, строить технологические партнерства и быть стратегическим партнером для стартапов, с которым приятно и комфортно работать. Мы знаем, что можем формировать инновационную среду, создавать к ней интерес. И как крупная энергетическая компания мы понимаем, что нам предстоит участвовать и в энергопереходе, внести свой вклад в развитие «зеленых» технологий и переход на альтернативное топливо. В августе мы закончили скаутинг проектов для INDUSTRIX и можем сказать, что направления «зеленых» технологий, такие как CCUS (carbon capture, utilization and storage) – улавливание и хранение углерода, водород и ВИЭ – возобновляемые источники энергии, сейчас попадают в фокус общих интересов стартапов и бизнеса. В ряде представленных решений видим высокий коммерческий и технологический потенциал. С такими проектами продолжим работать, протестируем их в реальных условиях и в случае успеха планируем осуществлять совместное масштабирование. Инвестируя в безуглеродные технологии сегодня, мы создаем фундамент для нашего долгосрочного развития.


– К каким основным вызовам отрасли вы хотите приложить решения стартапов? Каким вы видите место стартапов в технологическом развитии Газпром нефти?

— Приоритетом для нас является создание решений для повышения эффективности текущих активов, повышения эффективности работы с нашими стратегическими ставками, создание новых материалов и прорывных технологий. Есть и функциональное разделение, по циклу от поиска до непосредственной разработки месторождения. Это геологоразведочные работы (ГРР), строительство инфраструктуры для добычи, перекачки, первичной обработки и т. д.

Основная задача программы INDUSTRIX – сформировать широкий пул качественных технологических решений с достаточным объемом рынка и сильной командой, у которой будет возможность реализовать свои идеи и расти вместе с нами. Речь идет о развитии идеи до готового бизнеса и дальнейшем его масштабировании. Интерес для нас представляют также проекты, которые можно коммерциализировать не только в нефтянке, но и в смежных индустриях.


– Есть ли какие-то особенности в сотрудничестве со стартапами в области нефтедобычи? Сколько в среднем времени занимает интеграция подходящих решений? Сколько уйдёт на масштабирование?

– У нас внедрена система проектной методологии для технологических проектов – они проходят все этапы созревания. Сейчас к уровню развития технологий в международной классификации TRL мы подключили еще и коммерческую зрелость для каждого проекта и каждой технологии – CRL. Эту коммерческую составляющую мы начали подключать с самого начала на самых ранних стадиях проекта. Ведь каждому стартапу очень важно понимать, когда продукт начнет приносить прибыль.

Если проект заходит на самом раннем уровне, еще до появления промышленного прототипа, когда есть только идея или заявка на изобретение, то акселерационная программа будет длиться около года. Сегодня на акселерационную программу заявлено около 500 проектов. После оценки и выявления лучших решений останутся 10-12 проектов. Они попадут в нашу систему технологического менеджмента и за короткий срок смогут протестировать решение, сформировать бизнес-модель и выйти с ней на рынок.

В дальнейшем есть планы включить в программу развития технологий INDUSTRIX такой инструмент, как инкубатор. В отличие от акселератора он нацелен на работу с проектами на самой ранней стадии проработки. В рамках инкубатора планируется активное взаимодействие с университетской средой, в частности, специалисты Газпром нефти будут выступать в роли экспертов и менторов для студенческих команд и помогать им с запуском инновационных инициатив.

Инструменты работы с инновациями на каждом жизненном цикле проекта – от идеи до внедрения – будут способствовать созданию эффективной системы построения технологических бизнесов и развитию экосистемы партнерств. Система открытых инноваций – это важный инструмент развития всей отрасли, который поможет нам не только укрепить позиции в меняющемся мире технологий, но и стать катализатором изменений.

Автор: