USD 92.6118

0

EUR 100.217

0

Brent 84.83

-0.73

Природный газ 1.809

+0.16

5 мин
...

Унификация газотурбинного оборудования: «дебют» Ростеха в отрасли

Сокращение объемов вложений в строительство и реконструкцию объектов газотранспортной системы – одно из наиболее значимых условий для успешного функционирования газовых компаний. Помочь в решении этой задачи способно унифицированное газотурбинное оборудование. Именно такую разработку впервые представила Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) Ростеха на Х Петербургском международном газовом форуме (ПМФГ-2021). Агрегат УГПА-16(25) МВт создан совместно с Газпромом и рассчитан на применение приводов мощностью 16-25 МВт без изменения конструкции основного технологического оборудования. Об уникальности разработанного оборудования, реализации проекта и планах по выпуску продукции рассказал первый заместитель гендиректора «ОДК Инжиниринг» Т. Нигматулин.

Унификация газотурбинного оборудования: «дебют» Ростеха в отрасли

Источник: Объединенная двигателестроительная корпорация

На стенде АО «ОДК» демонстрируется макет газоперекачивающего агрегата УГПА-16(25). Его копия также является экспонатом стенда ПАО «Газпром». В чем логика такой «парной» демонстрации?

— Унифицированный газоперекачивающий агрегат УГПА-16(25) МВт блочно-модульного исполнения является совместной разработкой «Газпрома» и Объединенной двигателестроительной корпорации Ростеха. Это результат двухлетней работы экспертной группы, которая рассмотрела различные варианты совершенствования компоновочных и технических решений при создании унифицированных агрегатов нового поколения. Представленный на выставке макет является демонстрацией не только реализованного в металле технического задания. «Парная» демонстрация агрегата иллюстрирует эффективность и результативность совместной работы ПАО «Газпром» и АО «ОДК» над совершенствованием ключевого оборудования для газотранспортной системы России.

В чем вы видите уникальность нового оборудования и его значение для ОДК?

— Уникальность УГПА-16(25) разработки АО «ОДК» заключается в том, что в составе газоперекачивающего агрегата можно применять различные типы газотурбинных двигателей (ГТД) серии «ПС», «АЛ» и «НК» производства предприятий ОДК как мощностью 16МВт, так и мощностью 25МВт. Это позволяет нам еще шире использовать возможности наших предприятий – производителей промышленных газотурбинных установок.

Фактически, это достижение во многом обусловлено успешной реализацией государственной программы поддержки отрасли отечественного авиадвигателестроения. Каждая наша новая разработка – результат своевременных государственных инвестиций в научную и проектную работу. Это следствие стратегических решений Минпромторга, который выделил финансирование для создания отечественных авиадвигателей, ставших базовыми для отечественного энергетического оборудования.

Поэтому, говоря о значении нашей новой разработки, мы отмечаем государственный масштаб выполненной задачи.

BF6I1352-XL.jpg

Какие преимущества унифицированного оборудования и какие требования к унификации выполнило АО «ОДК»?

— Унификация газоперекачивающих агрегатов для ПАО «Газпром» сокращает объем вложений в строительство и реконструкцию объектов газотранспортной системы. Переход на производство типовых, серийных блоков и модулей ГПА снижает издержки на проектирование и строительство, позволяет применить отработанные и проверенные конструкторские решения, обеспечить взаимозаменяемость узлов и систем, а при необходимости — перераспределить поставки комплектующих между объектами. Конструкция агрегата позволяет поставлять на объект заказчика крупногабаритные сборочные единицы (блоки) в максимальной заводской готовности, укомплектованные оборудованием, необходимым для их функционирования, что существенно сокращает сроки монтажа на объекте и, как следствие, сокращает стоимость и сроки работ по строительству объекта.

Насколько изменятся сроки производства при использовании УГПА?

— Сокращение затрат на проектирование компрессорных станций составит до 30%, сокращение сроков проектирования - до 5 – 6 мес. В целом сроки проектирования, производства, монтажа, пусконаладки и ввода в эксплуатацию оборудования сокращаются до 2х раз.

i-DpzMLf2-X2.jpg

Какие технические и компоновочные решения позволяют говорить об уникальности нового газоперекачивающего агрегата?

— Требования к унификации оборудования диктуют современные и не применявшиеся до сегодняшнего дня решения. В агрегате применён принцип формирования машины из функционально завершённых блоков. Часть блоков поднята на 2й ярус агрегата. Выкатка ГТД для технического обслуживания организована в боковую часть агрегата, а не через блок всасывающего тракта, как это делается традиционно, что позволяет исключить риски засорения всасывающего тракта. Блок АВГМ (агрегаты воздухонагревательные модульные), отвечающий за обогрев станции, также впервые интегрирован в конструкцию агрегата, что исключает необходимость подготовки отдельного фундамента и проведения коммуникаций к агрегату. Блок НКУ САУ (низковольтное комплектное устройство системы автоматического управления) также расположен на втором ярусе станции и является частью конструкции. Ранее этот блок тоже требовал отдельного фундамента и коммуникаций. Благодаря этим и другим новшествам конструкторского бюро АО «ОДК-Газовые турбины» значительно сокращается пятно застройки, что позволяет снизить затраты на фундаментную часть.

УГПА-16(25) - инновационный продукт с точки зрения организации системы автоматизированного управления (САУ). Архитектура САУ разработана таким образом, что она не имеет центрального устройства управления. Применена распределенная система, компоненты которой находятся в модулях агрегата. Это позволяет нам как производителю проводить заводские испытания модулей с компонентами САУ, прошедшими необходимую настройку. Это также избавляет от необходимости производить монтаж кабелей и подключение систем на объекте.

Какие этапы реализации прошел проект?

— Для внедрения двух головных образцов УГПА-16 определен проект «Реконструкция компрессорного цеха № 4 КС-16 «Юбилейная»» ООО «Газпром трансгаз Ухта» в Республике Коми. Основной задачей линейной КС «Юбилейная» является транспортировка газа по магистральному газопроводу (МГП) Ухта-Торжок, обеспечивающему транзит газа из Республики Коми в регионы Северо-Запада РФ и далее на экспорт через МГП Северный поток-2. Общая мощность установленных на КС (включает в себя 7 цехов плюс электростанция собственных нужд) ГПА составляет более 300 МВт. Реконструкция цеха №4 заключается в установке 2х газоперекачивающих агрегатов УГПА-16 МВт взамен 4х выработавших свой ресурс ГПА. Таким образом. УГПА-16 производства АО «ОДК» поддержат работоспособность КС и повысят надежность комплекса оборудования в целом.

В начале 2021 г. АО «ОДК-Газовые турбины» по заданию ООО «ОДК Инжиниринг» приступило к изготовлению УГПА-16, а в сентябре 2021 г. на объект поступила основная часть оборудования и начался монтаж агрегатов. Запуск оборудования запланирован на конец 2021 г. В основе УГПА-16 для КС «Юбилейная» - газотурбинные приводы АЛ-31СТ производства ПАО «ОДК-УМПО».

i-SNTv9Hk-X2.jpg

Какое количество УГПА-16(25) выпустит ОДК?

— АО «ОДК» способно выпускать до 20 агрегатов УГПА-16(25) в год. В целом, АО «ОДК» наращивает долю производства продукции для газовой отрасли в соответствии со своей стратегией развития. На сегодняшний интегратором компетенций всех предприятий АО «ОДК» в области производства продукции наземного применения и головным поставщиком промышленных ГТД, ГТУ, газотурбинных агрегатов, газотурбинных энергоустановок, а также сервисных услуг является дочерняя компания корпорации - ООО «ОДК Инжиниринг». Базовой целью деятельности компании является повышение эффективности взаимодействия с заказчиками в нефтегазовой отрасли и энергетике путем оптимизации системы контрактации поставок оборудования и сервиса в формате «одного окна» на основе прямых долгосрочных договоров с обеспечением роста объемов продаж продукции «наземного» бизнес-направления. Портфель заказов компании по поставкам промышленных газотурбинных двигателей, газотурбинных установок, газоперекачивающих и энергетических агрегатов, услуг сервиса и капитального ремонта на ближайшие 2 года составляет порядка 50 млрд. рублей. До 2030 г. АО «ОДК» ставит перед нами задачу увеличить этот показатель в разы.

Автор: Е. Данильчук