Москва, 28 сен - ИА Neftegaz.RU. Массовое распространение беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) по степени своей революционности можно сравнить с появлением мобильных устройств. Сфера их использования постоянно расширяется - из инновационной игрушки БПЛА превращаются в серьезный инструмент для решения производственных задач в промышленности. Одновременно с этим БПЛА в руках злоумышленников превращаются во все более серьезный инструмент атаки. О том, как защититься от подобных угроз и применимости БПЛА в нефтегазовой отрасли изданию Neftegaz.RU рассказал руководитель проекта Kaspersky Antidrone Владимир Туров.
- Еще несколько лет назад беспилотные летательные аппараты были экзотикой, но сейчас это уже вполне обычная вещь. Какие опасности они несут предприятиям? Насколько реальна угроза от БПЛА в целом, не преувеличена ли она?
- На данный момент это не очень заметно, но угроза со стороны беспилотников, действительно, серьезная. Эти риски начинаются с условно безобидных, таких как промышленный шпионаж, и заканчиваются физическими атаками на объекты инфраструктуры.
Реальность угрозы промышленного шпионажа с помощью БПЛА мы тестировали на базе собственного офиса. Мы посадили сотрудников в переговорную комнату, открыли ноутбуки с неким условным текстом и спроецировали материалы на экране. В вечернее время мы выпустили дрон с выключенными LED-огнями, предупредив при этом сотрудников об этом. В результате эксперимента удалось собрать всю информацию с ноутбуков и бумажных документов, вообще всю информацию. Дрон висел на расстоянии порядка 2 м от окна, но сотрудники, даже зная о присутствии дрона, не смогли его увидеть, потому что бликовало окно. В данном случае, ничем, кроме как антидрон-системами, такую угрозу обнаружить невозможно - звук от работающих двигателей беспилотника через окно не проходит.
Более серьезная история - контрабанда. Дроны могут применяться для того, чтобы завозить или, наоборот вывозить, какие-либо предметы через границу или периметр предприятия. Таких происшествий достаточно много. Что касается пересечения границы, то это сотни беспилотников, ими заполнены склады пограничной службы. На предприятиях также подобная схема может использоваться, особенно если речь идет о производстве чего-то ценного и небольшого по размеру и весу, предположим, алмазов. В случае, когда воздух никак не закрыт, то дрон, если хватает радиосигнала, может спокойно подлететь к крыше или площадке и унести все, что угодно. Такой вариант развития событий вполне реален, но зачастую компании не хотят раскрывать подобные инциденты.
Еще одной типичной угрозой могут быть прямые атаки, примером этого может быть подрыв танкера при помощи беспилотника. Подобные атаки происходят достаточно часто при транспортировке природных ископаемых, нанося колоссальные финансовые потери и ущерб окружающей среде.
С точки зрения промышленной инфраструктуры, со стороны дронов может быть также физическое воздействие, направленное на выведение объекта из строя непрямым путем. Беспилотник может вывести из строя вентиляцию, подкинув дымовую шашку или схожий по принципу действия предмет. В данном случае дрон может относительно спокойно доставить опасный предмет до цели, тогда как человек физически этого сделать не может, потому что, например, на крышу он случайно не попадет. Такие инциденты также происходят.
Вообще, сценариев реальных угроз достаточно много, однако далеко не всегда такие инциденты попадают в СМИ.
- Промышленные предприятия используют дроны все активнее. Те же нефтегазовые компании расширяют спектр применения БПЛА - от геологоразведки до транспортировки проб в лабораторию и мониторинга трубопроводов. Возможна ли угроза для компании со стороны собственных дронов?
- Я бы не сказал, что есть сильная угроза со стороны собственных дронов, тут вопрос стоит в том, чтобы их тоже мониторить. Когда на предприятии работают три дрона - это одно, однако, когда их будет 20 и более – нужна будет система мониторинга, отслеживающая, все ли нормально, и далее - оптимизация процессов. В системе защиты воздушного пространства от дронов Kaspersky Antidrone это уже предусмотрено. Производители дронов делают системы мониторинга собственных дронов, они достаточно точные. В нее вводится уникальный серийный номер беспилотника, он загружается в систему, и мы будем воспринимать его не как цель, не как угрозу, а как разрешенный объект. Мы можем полученные данные анализировать, смотреть скорость, выходит ли беспилотник за границы защищенных коридоров и т.д. Потребность в этом будет только расти.
- Какова специфика защиты от БПЛА нефтегазовых объектов?
- Тут, прежде всего, спецификой является то, что решение должно быть полностью офлайн, т.е. никакого выхода в Интернет. Такой подход принципиально важен для объектов критической инфраструктуры. Далее то, что касается нейтрализации дронов, нейтрализация должна быть только направленная на конкретный объект в воздухе. Узконаправленная нейтрализация не воздействует на окружающую инфраструктуру благодаря использованию. Это как раз отличает нефтегазовые объекты от других объектов, даже не ГЭС, а отдельно стоящих объектов. В целом для нефтегазовой отрасли также характерна высокая потребность во встраивании системы защиты от дронов в существующие системы безопасности. В нашем решении Kaspersky Antidrone этот вопрос уже решен.
- Одним из векторов развития российской нефтегазовой отрасли является освоение месторождений в Арктической зоне и районах, схожих по сложности условий работы. Специфика этих территорий связана с удаленностью, труднодоступностью и суровыми климатическими условиями. Может ли Kaspersky Antidrone работать в таких условиях?
- У нас есть мобильные версии системы, что гарантирует перемещение и установку решения в различных условиях. Инсталляция системы осуществляется достаточно быстро и просто, поскольку система состоит из модулей. Для дальнейшей работы необходимы только кабель управления, ethernet-кабель, который присутствует на многих объектах инфраструктуры, и питание. Таким образом, для нас нет какой-то проблемы с работой в удаленных районах. Оборудование, используемое для решения Kaspersky Antidrone, имеет высокие эксплуатационные характеристики, а также обладает широким диапазоном температур, обеспечивая корректную производительность и в большой плюс, и в большой минус.
- Как в целом вы оцениваете перспективы рынка решений для противодействия БПЛА и потенциал Kaspersky Antidrone?
- На самом деле, рынок огромный, потому что массовое распространение беспилотников сопоставимо с появлением мобильных устройств или даже автомобилей. Что касается нашего решения, то можно говорить не просто о фактической безопасности, а о расширенном функционале системы, например, аналитике транспорта, ведении учета беспилотников, мониторинга в целом. Тут появляются большие перспективы для появления дополнительных продуктов. И, в целом, поскольку подобные решения пока еще мало распространены, а перспективы рынка огромны, то для нас это колоссальный по значимости и перспективам проект.
- Беспилотные технологии не ограничиваются летательными аппаратами. В частности, российские нефтегазовые компании успешно тестируют беспилотный автотранспорт, занимаются беспилотными плавательными аппаратами. Вы в этот сегмент смотрите, планируете на него выходить?
- Да. Мониторинг беспилотных плавательных аппаратов в принципе похож на мониторинг БПЛА – они обладают аналогичными системами навигациии используют те же радиоканалы. Понятно, что система защиты от беспилотных плавательных аппаратов будет иметь свою специфику, но для нас серьезной разницы нет, глобально она не поменяется. Мониторинг будет основан на тех же технологиях. В этом направлении мы также планируем развиваться.
Автор: Е. Алифирова