USD 97.3261

+0.1

EUR 105.4375

+0.21

Brent 71.53

+0.72

Природный газ 2.855

-0.03

9 мин
...

Всеволод Черепанов: «Нам достался большой запас прочности от геологов-первопроходцев»

Накануне юбилейной и значимой для всего геологического сообщества даты (55-летия празднования Дня геолога) мы пообщались с генеральным директором ООО «Газпром недра», кандидатом геолого-минералогических наук Всеволодом Черепановым.

Всеволод Черепанов: «Нам достался большой запас прочности от геологов-первопроходцев»

Источник: Газпром

Всеволод Владимирович начал свой трудовой путь в 1993 году с мастера по исследованию скважин и, пройдя все этапы профессионального роста, в течение долгих лет возглавлял геологическое направление в одной из ведущих газодобывающих дочерних компаний «Газпрома», затем руководил профильным департаментом корпорации. На наш взгляд, столь насыщенная биография – тот самый случай, когда есть возможность оглянуться на прошлое, дать оценку настоящему и посмотреть в будущее геологической отрасли.

– Всеволод Владимирович, Вы родились в 1966 году, спустя несколько месяцев после того, как в нашей стране был учрежден День геолога. Может, это как-то повлияло на выбор Вами будущей профессии? Почему при всем многообразии факультетов, которыми располагал МГУ, Вы поступили именно на геологический?

– То, что я фактически ровесник Дня геолога, конечно же, простое совпадение, хотя и приятное. А выбор профессии был во многом предопределен другими обстоятельствами – мои родители были геологами. И уже в ранней юности, глядя на них, я понял, что геология – очень творческая профессия. Это бесконечная область знаний и всевозможных загадок. Решать эти загадки, изучать нашу планету мне всегда представлялось самым интересным.

– Забегая вперед: а пришлось ли хоть единожды пожалеть о своем выборе?

– Наоборот, с каждым проработанным годом я только укреплялся во мнении, что решение стать геологом было единственно верным. Все стереотипы о профессии геолога в общественном сознании, по сути, созданы самими геологами и довольно точно отражают микрокультурные особенности жизни и работы в этой профессиональной среде. Лично для меня плюсов в этой профессии всегда было больше, чем минусов. И очевидно одно: в нашей стране к геологам во все времена относились с уважением. Учредив в первое воскресенье апреля профессиональный праздник работников геологической отрасли, государство отметило огромные заслуги людей этой профессии перед страной. Так что и для самоуважения, и для чувства гордости за свое дело у нас есть все основания. Поэтому и День геолога – праздник в нашей среде почитаемый. Я в него «влился» уже в довольно зрелом возрасте, но помню, что в коллективе этот день отмечали по инициативе наших старших товарищей – геологов с большим трудовым стажем. Замечу, что дата для праздника выбрана очень удачно: с окончанием зимы и наступлением теплой погоды геологи обычно начинают готовиться к летним полевым работам и экспедициям.

В истории геологии Западной Сибири, на территории которой Вы сформировались как профессионал, очень много громких имен первопроходцев. Вы на кого-то равнялись? Возможно, были знакомы с кем-то из них?

– Когда я только начинал работать в геологической службе «Надымгазпрома», многие корифеи отечественной геологии и первооткрыватели западносибирских месторождений-гигантов командовали крупными экспедициями и геологическими трестами. До личного знакомства с ними мне, молодому специалисту, несмотря на глубокие базовые знания, полученные в вузе, было не дотянуться. Но я всегда с большой теплотой и признательностью вспоминаю своих первых руководителей – Геннадия Ивановича Облекова, Виктора Александровича Туголукова, Михаила Васильевича Масника. Именно благодаря им, своим наставникам, я приобрел необходимые для практической работы знания и навыки, вырос как специалист и стал высокопрофессиональным, не побоюсь этого слова, геологом. Остальных известных представителей нашей профессии я изучал по специализированной литературе, научным трудам и узнавал по портретам в рабочих кабинетах.

– Эти люди были свидетелями эпохи великих геологических открытий в Западной Сибири. Вы пришли в геологию в трудное для отрасли время. А если сравнивать работу геолога на заре 90-х годов и в настоящее время, что в ней изменилось?

– Начало 90-х годов было очень трудным временем для всей страны. Менялись формы собственности предприятий и организаций, государственные компании становились акционерными, частными. Говоря на нашем профессиональном сленге, происходили тектонические сдвиги внутри всего общества.

Главная задача в те времена, в том числе и для геологоразведочных предприятий, заключалась в том, чтобы найти свою нишу, доказать востребованность, адаптироваться к текущим изменениям. Большой запас прочности, доставшийся нам от геологов-первопроходцев, позволил надежно оперировать геологическими данными и применять их в текущий актуальный период. Провалов в работе геологической отрасли не было, сырьевая база и тогда, и сейчас находится под надежным управлением.

Если же говорить об изменениях, то в силу инертности многих процессов в области геологических знаний, эти изменения не всегда заметны. В основном, это касается аппаратных средств обработки данных, улучшения приборных устройств. Научно-технический прогресс обеспечил современных геологов уникальным программным обеспечением, современным передовым оборудованием, инновационными технологиями. И то, что раньше открывалось «на кончике карандаша», сегодня открывается нейросетями на основе геологических баз данных. Однако, полевые исследования по-прежнему актуальны.

– И именно работа в «поле» создает особую атмосферу, благодаря которой профессии «геолог» неизменно остается в списке самых романтичных. А Вы согласны с этим утверждением?

– Полностью разделяю это мнение. Геолог – это ведь не только профессия, скорее это призвание, образ жизни, который ты себе выбрал. Пилигримы, бродяги, фантазеры, авантюристы… Это – все о нас, геологах. Далеко не каждый человек сможет жить и работать в экстремальных климатических условиях, в тяжелых условиях постоянных экспедиций и в течение долгого времени находиться вдали от дома и родных людей.

– И не терять при этом оптимизма! Какие события из полевой жизни остаются надолго в памяти?

– Их много, и смешных, и не очень… Геологический «фольклор» богат на профессиональные розыгрыши или шутки. А иногда и придумывать ничего не надо. Весьма эмоциональной и надолго запоминающейся могла стать, например, встреча с медведем в лесу. И, когда провалишься под лед в ручье в лютую стужу – тоже очень бодрит. Запоминаются и драматические события: это, как правило, фонтаны на скважинах, различные аварии. В течение моей трудовой жизни они также имели место.

На Ваш взгляд, насколько охотно сегодня молодежь осваивает профессию геолога, и чем она привлекает молодых людей? Нужны ли какие-то особые качества и навыки человеку, который решил стать специалистом в этой области?

В наше время вузы выпускают довольно много профильных специалистов в области геологии. Другое дело, что, к сожалению, не все выпускники остаются в этой сфере деятельности. Кроме того, тем, кто остался, необходимо время и обкатка «полем», чтобы стать настоящим экспертом. Я думаю, до сих пор молодежь влекут в нашу профессию романтика дальних дорог, свобода самовыражения, возможность работать в естественной природной среде, непередаваемое чувство первопроходца и жажда открытий. Наука о земле – это пища для ума и расширения сознания.

– А место для других увлечений геология оставляет?

– Мое главное хобби – это минералогия, работа с природным материалом. Я раньше довольно часто занимался обработкой минеральных агрегатов, иногда пытаюсь это делать и в настоящее время. У меня есть небольшая коллекция минералов и геологических артефактов довольно уникального характера.

– Видимо, времени на это остается не так много: в деятельность ООО «Газпром недра», которым Вы руководите с конца 2019 года, помимо геологического, входит ряд других важных направлений. Но в преддверии праздника хочется отметить именно геологические достижения нашей компании за последний год. Какие из них Вы считаете самыми важными?

– Я считаю День геолога общим праздником для компании. Его с удовольствием отмечают геофизики, геохимики, буровики, геодезисты – то есть все те, чья профессиональная деятельность связана с геологическим изучением недр и поиском полезных ископаемых. Все, кто помогают им организовывать этот сложный процесс – экономисты, юристы и многие другие прекрасные специалисты в своих областях, тоже, считаю, к нему в полной мере причастны. Так что каждым достижением компании могут гордиться все работники нашего коллектива. Главное, что успехи есть и их немало.

Прежде всего, можно без ложной скромности сказать, что за прошедший год мы успешно решили первую и главную задачу, которую ставило руководство «Газпрома» при принятии решения о создании ООО «Газпром недра»: компания состоялась, активно работает и развивается.

При этом сложный, многовекторный процесс слияния в единое целое двух самостоятельных компаний – ООО «Газпром георесурс» и ООО «Газпром геологоразведка» – проходил в условиях жестких ограничений на работу всей промышленности страны, вызванных эпидемией коронавирусной инфекции. Мы достойно прошли это серьезнейшее испытание: трудовой процесс в компании не останавливался, и все ее производственные подразделения работали в штатном режиме, выполняя свои обязательства по восполнению минерально-сырьевой базы ПАО «Газпром» и сервисному сопровождению разведки и разработки месторождений.

По итогам работы в прошлом году в рейтинге лучших российских нефтегазосервисных компаний ООО «Газпром недра» было признано победителем сразу в двух номинациях: «Геофизические исследования и работы в скважинах» и «Сервис геолого-технологических исследований». Это наглядно свидетельствует о большом запасе прочности нашей компании и высоком профессиональном уровне ее коллектива.

А теперь перейду к конкретным производственным показателям, наглядно подтверждающим мои слова. В 2020 году «Газпром недра» проводили работы на 49 лицензионных участках ПАО «Газпром», из которых 23 расположены на арктическом и дальневосточном шельфе РФ. Прирост запасов составил 415,5 млн тонн условного топлива, в том числе, природного газа – 412,64 млрд м3, нефти и конденсата – 2,85 млн тонн. Закончено строительством 9 скважин, проходка составила 23 155 погонных метров, сейсморазведочные работы 3D компания провела на площади 2668 кв. км, а электроразведочные работы 3D – на площади 2264 кв. км.

Мы продолжили работы, направленные на постепенное увеличение уровня вовлечения производственных ресурсов ООО «Газпром недра» в сегменте ГИРС, в том числе с привлечением современных, новейших разработок отечественных производителей геофизического оборудования. Так, одним из знаковых событий 2020 года для ООО «Газпром недра» в области высокотехнологичных исследований скважин и импортозамещения стали положительные практические результаты, полученные при проведении уникальных работ по гидродинамическому каротажу на скважинах Северо-Тамбейского газоконденсатного месторождения в ЯНАО.

И, конечно же, нельзя не упомянуть о том, что нашими специалистами открыта новая газовая залежь на Ленинградском месторождении Ямальского центра газодобычи. В ходе испытаний разведочной скважины на ней был получен рекордный для месторождений российского арктического шельфа промышленный приток газа. дебитом более 1 млн куб. м в сутки. В конце прошлого года получено свидетельство об установлении факта открытия газового месторождения «75 лет Победы».

Открытие месторождений – это особый показатель компании, занимающейся геологоразведкой. На текущий момент у нас трудятся 12 человек, отмеченных памятным знаком «Первооткрыватель месторождения», учрежденный Минприроды. Некоторые награждены дважды.

– В том числе и Вы дважды удостаивались этого звания – за открытия месторождений на шельфе Охотского моря. Что чувствует геолог, получивший такую награду?

– Гордость за себя, за свою профессию, за своих коллег – геологические открытия ведь не делаются в одиночку.

– Что хотите пожелать коллегам-геологам накануне профессионального праздника?

– Геология всегда направлена в будущее. На людей этой профессии во все времена смотрели с большой надеждой, ведь от результатов их деятельности зависели перспективы развития страны. И сегодня труд геологов остается одной из основ экономического благополучия России и успешного решения широкого спектра социальных задач.

Радует, что у нас для этого становится все больше возможностей. Я уже говорил о том, что современная наука и инновационные технологии делают повседневным то, что раньше казалось невероятным. Но в нашей работе не менее важна крепкая преемственность, которая состоит не только в передаче опыта и знаний, но и в поддержке особого духа профессионального сообщества. Ведь каждый его представитель – продолжатель дела геологов-первопроходцев, чьи правила жизни помогали им добиваться успеха в самых сложных ситуациях и самых экстремальных условиях. Этот неписанный кодекс актуален и в наши дни, и я надеюсь, что смелость, взаимовыручка и оптимизм будут верными спутниками на маршруте каждого нового поколения российских геологов.

Особые слова в день юбилея хочется сказать ветеранам отрасли. От лица коллектива ООО «Газпром недра» я благодарю их за преданность профессии, за вдохновляющий пример, который заставил многих из нас выбрать геологию и остаться в ней навсегда.

Убежден, что бывших геологов не бывает, и от всей души желаю всем своим коллегам в разных регионах огромной страны крепкого здоровья, удачи во всех начинаниях и, конечно же, новых ярких открытий!



Автор: Юрий БАЙКОВ