USD 93.4419

-0.28

EUR 99.7264

-0.95

Brent 90.15

+0.01

Природный газ 1.773

-0

9 мин
...

Генеральный директор НИС К. Тюрденев: «Мы не стали экономить на будущем компании»

Генеральный директор НИС К. Тюрденев – о трудностях во время пандемии, об освоении новых месторождений, о модернизации АЗС в регионе и преимуществах комплекса глубокой переработки с технологией замедленного коксования

Генеральный директор НИС К. Тюрденев: «Мы не стали экономить на будущем компании»

Источник: Нис гпн

— Кирилл Владимирович, каковы были финансовые и производственные результаты НИС в 2019 и 2020 гг.?

— В 2019 г. мы отметили 10 лет с момента приобретения компанией «Газпром нефть» контрольного пакета акций НИС. В 2019м НИС реализовала крупнейшую с 2013 г. инвестиционную программу — в дальнейшее развитие бизнеса было вложено 42,2 млрд динаров (358 млн евро). Инвестировали в разведку и добычу нефти и газа, в перерабатывающие мощности, развивали розничную сеть в Сербии и близлежащих странах.

Чистая прибыль в 2019 г. составила порядка 16,6 млрд динаров (141 млн евро), а EBITDA — 44,5 млрд динаров (377 млн евро). Мы добыли 1,29 млн т углеводородного сырья в нефтяном эквиваленте. Розничные продажи выросли по сравнению с 2018 г. на 5 %.



3 неуникальные проблемы


— Очевидно, в 2020 г. ситуация значительно усложнилась?

— Безусловно. Проблемы, с которыми мы столкнулись, нельзя назвать уникальными. Они были характерны практически для всей мировой нефтегазовой отрасли.

Самой главной проблемой для нас стало падение цен на нефть и снижение потребления. Добыча — это важная составляющая бизнеса НИС. Пикирование котировок привело к необходимости переоценки наших запасов. Но, что еще более важно, добываем мы лишь 1/3 от тех объемов, которые необходимы для нашей переработки. 2/3 нефти мы покупаем у сторонних поставщиков, и доставка закупленного нами сырья осуществляется через хорватский порт. Процесс занимает 2-3 месяца.

Купленная в январе и феврале 2020 г. (по актуальным на тот момент, а значит, довольно высоким ценам) нефть поступила на переработку уже в период резкого снижения рыночных котировок. А вместе с сырьем подешевели и нефтепродукты. Соответственно, реализация нефтепродуктов происходила по ценам ниже, чем те, на которые мы ориентировались в начале 2020 г.

При этом мы работаем в высококонкурентной среде. В нашем регионе действуют 8 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Все они заинтересованы в том, чтобы быть загруженными на 100 % и как можно быстрее сбывать свою продукцию.

2м серьезным вызовом для бизнеса НИС стала пандемия COVID-19. В этом смысле проблемы у нас были ровно такими же, как и у большинства компаний в мире. В Сербии вводились жесткие ограничения, чтобы избежать распространения болезни. Власти объявляли чрезвычайное положение. Продолжительный период длился комендантский час. Автозаправочные станции закрывались очень рано. Из-за такой ситуации падение продаж у НИС в отдельные моменты времени достигало 50 %. Чрезвычайные меры отменили в мае.

К локдауну мы подготовились в кратчайшие сроки. До введения ограничений разработали ряд мер и регламентов, чтобы минимизировать возможные потери.

— Пересмотрели затраты в этот период?

— Компания разработала программу сокращения затрат, в том числе операционных и управленческих. Какие-то мероприятия пришлось отменить, какие-то — сдвинуть по срокам. Что касается капитальных затрат, то упор был сделан на сохранение фундаментальных инфраструктурных проектов, например ввод в эксплуатацию комплекса «Глубокая переработка» на нашем НПЗ в Панчево, а также на проекты, которые могли обеспечить быструю отдачу. Мы не поставили точку на дальнейшем развитии НИС, вопреки кризису.

При этом, опираясь на собственные ресурсы, мы сохранили стабильность рынка, выплату основной заработной платы в полном объеме и полностью сохранили штат компании, не сокращая персонал.

— На этом проблемы закончились?

— Частично. Повторюсь: на нас воздействовали ровно те же негативные факторы, что и на других игроков мировой отрасли. А 3й характерной для всех проблемой стали низкие крек-спрэды, т. е. разница между ценой нефти и полученных из нее нефтепродуктов. Данная проблема сохранялась на протяжении практически всего года. Это означает, что производитель почти не зарабатывает на нефтепереработке, только покрывает свои затраты.

1е полугодие 2020 г. принесло финансовые убытки. Но в 3м квартале ситуация улучшилась. И в целом 2е полугодие было несравнимо успешнее, чем 1е. Чистая прибыль в 3м и 4м кварталах достигла 2,7 млрд динаров (23 млн евро). По итогам 2020 г. EBITDA составила 15,8 млрд динаров (135 млн евро).

Это действительно хороший результат, если учесть, с какими неблагоприятными трендами мы столкнулись. Объем реализованной инвестиционной программы в 2020 г. составил 25,3 млрд динаров (215 млн евро).

Мы не стали экономить на будущем компании. И остались при этом крупнейшим налогоплательщиком в Сербии, обеспечивающим 13–15 % поступлений в государственный бюджет.

Также НИС в полной мере выполнила свои обязательства как перед правительством Сербии, так и перед акционерами, выплатив дивиденды в размере 25 % от чистой прибыли 2019 г. — 4,4 млрд динаров (38 млн евро).



Ни один объект не прекратил работу


— Как компания справилась с последствиями пандемии?

— 1ю волну мы прошли очень успешно. Отреагировали оперативно, предприняли правильные меры, как показала практика. Примерно 90 % офисных сотрудников перешли на дистанционный режим работы. А «полевые» кадры были обеспечены необходимыми средствами защиты.

Но были, конечно, и сложности. На начальном этапе нужно было оперативно закупить и обеспечить средствами защиты персонал АЗС и исключить появление вспышек на станциях, ведь у нас более 400 АЗС в Сербии и регионе. Кроме того, главной задачей организации работы в условиях пандемии стало обеспечение непрерывности производственных процессов. Количество смен ограниченно, ситуацию на самотек пускать нельзя. К примеру, на установке гидрокрекинга работает 4 смены по 12 человек. Представим, что 2 из них ушли в карантин. А это подготовленные, обученные сотрудники. Оставшимся сменам пришлось бы работать по 12 часов 7 дней в неделю. При этом прерывать работу оборудования нельзя.

Чтобы не допустить подобного, мы внедрили ряд мер: смены на предприятии не пересекаются друг с другом, сотрудники работают в средствах индивидуальной защиты, операторные обеспечены экранами. Наш НПЗ в Панчево до сих пор работает в таком режиме.

На осень пришлась новая волна пандемии — рост заболеваемости составлял 7‒8 тыс. зараженных в день в Сербии.

Благодаря всем принятым мерам ни один производственный процесс не остановился.

— Вы как-то помогали Сербии в борьбе с COVID-19?

— Во время чрезвычайного положения в Сербии в апреле и мае «Газпром нефть» бесплатно предоставляла топливо скорой помощи, пожарным, полиции и транспорту министерства обороны. А НИС предоставила национальному авиаперевозчику Air Serbia авиакеросин для доставки медицинского оборудования и перевозки граждан Сербии, оказавшихся за границей во время пандемии.

Кроме этого, НИС поставляла средства защиты медицинским учреждениям, закупали расходомеры кислорода для больниц, пожертвовали значительные объемы питьевой воды собственного производства медицинским учреждениям.

В 2020 г. наша компания не отказалась от социальных инвестиций: совместно с министерством внутренних дел и министерством образования, науки и технологического развития Сербии мы поддержали 72 проекта в школах страны общей стоимостью 114,5 млн динаров (около 1 млн евро).

— Что это за проекты?

— Проекты, ориентированные на повышение безопасности учеников и учителей и цифровизацию процесса обучения.



Нефть в рассыпанном горохе


— Если вернуться к вопросам о профильных направлениях вашей деятельности, то не возникало ли у вас проблем с доставкой нефти в 2020 г., учитывая дефицит танкерных мощностей, который возник в апреле-мае, а также тот факт, что вы зависите от мощностей хорватского порта?

— К счастью, существенных проблем не возникало. Сейчас главная транспортная артерия для наших нефтепродуктов — Дунай. Также мы используем автомобильный транспорт.

— Кто сейчас снабжает нефтью ваши предприятия, кроме собственных месторождений?

— Мы используем корзину с разными сортами нефти. К примеру, активно закупаем сорт Kirkuk (Ирак) и нефть арктического сорта Novy Port с Новопортовского месторождения «Газпром нефти». Конечно, наша компания ориентируется на экономические показатели при выборе поставщика, поэтому мы также сотрудничаем с такими предприятиями, как Petraco, IPLOM, MOL, VITOL, Litasco, «Трафигура».

В 2020 г. примерно 70 % закупок приходилось на годовые долгосрочные договоры, а 30 % импортируемой нефти закупалось на спотовом рынке.

— Что это дает?

— Гибкость. К примеру, по спотовым контрактам у вас нет обязательства купить фиксированный объем. Поэтому вы можете регулировать поступление нефти в зависимости от актуальных потребностей своего НПЗ.

— Но вы планируете развивать собственную добычу?

— У нас в портфеле зрелые месторождения. Сама геология Паннонского нефтегазового бассейна, в рамках которого нам приходится работать, весьма сложна. Наши месторождения похожи на рассыпанный горох, а дебиты скважин невелики. Больше 50 % всех капитальных затрат нам приходится направлять в сектор добычи, чтобы замедлить сокращение производства нефти.

Поэтому НИС заинтересована в новых месторождениях, основным источником которых для нас является Румыния. Особенно приграничный регион этой страны, где месторождения геологически схожи с сербскими. К 2023 г. в Румынии планируем добывать порядка 100 тыс. т. Также рассматриваем весьма перспективные проекты в Боснии и Герцеговине.

В 2020 г. нашим сотрудникам из-за пандемии сложно было пересекать границу с Румынией, страной Евросоюза, что затормозило реализацию проектов за пределами Сербии.



Лучшие автозаправки в регионе


— Как развивается ваша розничная сеть?

— В 2020 г. наша доля на автозаправочном рынке Сербии составила 44 %.

Одна из главных программ, реализуемых в рознице, — это модернизация АЗС. В течение 2020 г. было реконструировано 8 станций в Сербии, а также 5 станций были открыты в Боснии и Герцеговине и еще 1 — в Румынии. В итоге наша сеть теперь включает, не побоюсь этого слова, лучшие автозаправки в регионе. Программа обновления заправочной сети будет реализовываться и дальше.

Некоторые заправки находятся в сельской местности, они имеют невысокую рентабельность. Но закрывать их — не выход. Поэтому НИС начала заменять их на станции малого формата, которые не требуют больших затрат и прибыльны даже при небольшом суточном объеме прокачки.

Крайне своевременно мы запустили мобильное приложение, которое позволяет осуществлять заправку и оплату топлива, не выходя из машины. Представьте, насколько это оказалось востребованным в течение пандемии.

— Что происходило в 2020 г. с реализацией нефтепродуктов?

— За первые 9 месяцев объем продаж наших нефтепродуктов снизился на 3 %. Прошу обратить внимание: всего на 3 %. Это отличный результат, учитывая рыночный контекст. Кстати, экспортный сегмент по итогам 2020 г. вырос на 7 %. Мы даже увеличили наши складские мощности в Боснии и Герцеговине, открыв новый терминал для дизеля в г. Зеницы.



Глубочайшая переработка


— В конце года на НПЗ в Панчево НИС ввела в эксплуатацию комплекс глубокой переработки с технологией замедленного коксования. Какие преимущества даст компании новая установка?

— Комплекс «Глубокая переработка» — это ключевой проект 2го этапа модернизации нефтеперерабатывающего завода в Панчево. Его стоимость превышает 300 млн евро (всего в модернизацию этого НПЗ с 2009 г. вложено 800 млн евро). Установка замедленного коксования — это наша большая гордость. Тем более что мы смогли ввести комплекс в эксплуатацию, несмотря на все сложности, связанные с пандемией.

Теперь наш нефтеперерабатывающий завод опережает по глубине переработки подавляющее большинство НПЗ в мире. В начале строительства комплекса в 2017 г. глубина переработки нефти на заводе достигала 86 %, а теперь этот показатель вырос до 99,2 %. Для сравнения: средний показатель по Европе сегодня — порядка 85 %.

В нашей продуктовой корзине появился новый продукт — нефтяной кокс. Прекращено производство мазута с высоким содержанием серы, снизилось воздействие производства на окружающую среду, что позволило значительно улучшить экологические показатели.

Но основной экономический смысл строительства установки замедленного коксования заключается в том, что она позволила увеличить производство светлых нефтепродуктов. В частности, дизельного топлива почти на 40 %.

Таким образом, НИС укрепляет свои лидирующие позиции на внутреннем рынке нефтепродуктов. А так как для рынка Сербии часть дополнительного объема дизельного топлива будет избыточной, мы поставим его в другие страны региона, где у нас развивается заправочная сеть. То есть повысим свою конкурентоспособность на региональном рынке. Кстати, часть произведенного кокса также станет экспортным товаром.

— Какие у вас планы по дальнейшей модернизации НПЗ в Панчево?

— Будем повышать технологическую и энергетическую эффективность производства, работать над дальнейшим ростом экологических показателей. С гордостью могу сказать, что НПЗ Панчево стал 1м энергетическим объектом в Сербии, который получил разрешение IPPC, подтверждающее, что производственные процессы на заводе соответствуют высочайшим национальным и европейским экологическим стандартам.

Продолжим цифровизацию производственных процессов. Один из цифровых проектов, который сейчас находится на стадии реализации, — предиктивное обслуживание систем. Проект базируется на технологии машинного обучения и предполагает переход от внепланового обслуживания оборудования к проактивному. Это один из лучших методов, которые применяются в мировой практике.

Ожидаем, что будет принято окончательное инвестиционное решение по реконструкции комплекса каталитического крекинга, который позволит повысить производство полипропилена. Проект планируем реализовать до 2023 г.

Также планируется строительство установки по производству трет-бутилэтилового эфира (высокооктановой добавки к бензинам), что еще больше увеличит стоимость корзины нефтепереработки. Завершение этого проекта ожидаем в 2024 г.

Важным для нас является нефтехимическое направление. Но оно связано с прохождением конкурсных процедур, поэтому о конкретных планах пока говорить преждевременно.

Автор: Газпром нефть