Москва, 1 фев - ИА Neftegaz.RU. Пандемия еще раз доказала важность цифровой трансформации для российских нефтяных компаний. Благодаря новым технологиям и развитой автоматизации большинству предприятий удалось пройти 2020 г. без потерь эффективности и вспышек заболеваний среди работников непрерывного производства. Чего ожидают нефтяники от этого года, сохранится ли удаленка после пандемии и как компании планируют вакцинацию сотрудников от COVID-19, в интервью агентству Neftegaz.RU рассказал Кирилл Кравченко, член правления «Газпром нефти».
– Когда ваша компания планирует вернуться к обычному рабочему процессу без антиковидных ограничений?
– Мы не делаем прогнозы относительно изменения эпидемиологической обстановки, однако продолжим развитие гибких подходов в организации рабочих процессов. «Газпром нефть» трансформирует свой бизнес так, чтобы без потери эффективности оперативно реагировать на последствия пандемии, изменения спроса, волатильность рынков и другие глобальные вызовы. Прошедший год был стрессовым для всего мира. Но я уверен, что компания выйдет из сложившейся ситуации еще более эффективной и устойчивой к кризисам. Поддерживая при этом своих партнеров и клиентов.
– Какие ограничения в связи с COVID-19 продолжают действовать в вашей компании?
– Сейчас сохраняется ряд локальных мер и ограничений, поэтапная отмена которых планируется по мере улучшения эпидемиологической ситуации. К ним относится временный отказ компании от очных публичных деловых мероприятий, сокращение затрат на офисную поддержку в подразделениях на удаленной работе, оптимизация командировок и различных накладных расходов. Сэкономленные средства направляются на реализацию проектов корпоративной программы «Антивирус»: массовое тестирование сотрудников на COVID-19, организацию «чистых терминалов» для вахтовиков, предоставление помощи медикам и волонтерам в регионах.
– Как часто сотрудники «Газпром нефти» должны проходить тестирование на COVID-19?
– Сейчас большинство сдают тесты каждые 7 дней – это позволяет быстро выявлять заболевших и оперативно работать с контактной группой таких сотрудников. Наличие отрицательного результата теста на COVID-19 является обязательным условием для выхода работника на постоянное рабочее место – это распространяется на все наши офисы и производства. Всего с начала пандемии для сотрудников «Газпром нефти» и подрядных организаций обеспечено уже свыше 1 млн тестирований – все затраты на их проведение мы и наши подрядные компании полностью взяли на себя, как работодатели.
– Как работают буферные зоны для вахтового персонала? Насколько они эффективны?
– По сравнению с весенним периодом прошлого года мы на треть увеличили количество «чистых терминалов» в регионах нефтедобычи. Сейчас в компании их более 130. В них организовано проживание и медицинский контроль сотрудников нефтепромыслов перед началом вахты. Общая пропускная способность всех терминалов – более 10 тыс. человек. Проверка на вирус проводится в 2 этапа: до обсервации и за 3 дня перед перелетом на нефтепромысел. Могу уверенно сказать, что созданная система барьеров против вируса доказала эффективность и обеспечила высокий уровень безопасности производства.
– Существует ли альтернатива вынужденному продлению периода вахтовых смен на нефтепромыслах, или пока это единственный эффективный способ работы?
– Компания постоянно анализирует различные варианты обеспечения безопасности здоровья сотрудников, работающих вахтовым методом на нефтепромыслах. К примеру, сейчас при наличии антител и отрицательного ПЦР-теста, сотрудник заезжает на вахту без обязательного нахождения в буферном терминале. Новый метод позволяет ускорить процедуру заезда специалистов на промысел и сохранить высокий уровень безопасности здоровья работников на автономном объекте, что позволяет гибко подойти к организации вахтовых смен.
– Как на работе ваших предприятий отразился прошлогодний локдаун?
– Мы успешно преодолели этот период и сохраняли бесперебойную работу заводов и нефтепромыслов на протяжении всего года. Получилось это во многом благодаря тому, что последние 6 лет компания много вкладывала в цифровизацию рабочих и технологических процессов. Мы перешли на круглосуточное дистанционное управление бурением высокотехнологичных скважин на своих нефтепромыслах по всему миру – от Арктики до Ближнего Востока. Уже не первый год обеспечиваем цифровой контроль и управление всей цепочкой процессов с момента поступления нефти на нефтеперерабатывающие заводы до продажи готового продукта. Конечно, в прошлом году была проделана колоссальная работа, чтобы обеспечить безопасные смены вахты, сохранить непрерывный выпуск продукции заводов и бесперебойную работу АЗС. Но технологический фундамент для этого нами уже был создан. В результате компания выполнила все плановые показатели и смогла обеспечить своевременный запуск новых объектов, крупнейший из которых – комплекс «Евро+» на НПЗ в Москве.
– Есть ли антиковидные проекты, которые вы сохраните и после пандемии?
– На постоянной основе останутся работать большинство сервисов, которые призваны помогать заботиться о здоровье сотрудников. К ним относятся действие автоматических систем телеметрии в офисах и на производстве, применение роботов-дезинфекторов помещений, развитие функционала корпоративной системы HealthCheck и мобильного приложения «Градусник».
– Планирует ли компания проводить массовую вакцинацию работников?
– В январе началась активная добровольная вакцинация сотрудников компании от COVID-19. На текущий момент она организована в ближайших к офисам и производственным площадкам поликлиниках по полису ОМС. И сейчас количество вакцинированных сотрудников в регионах присутствия нашей компании и в корпоративном центре растет с каждым днем.
Пока вакцинация проводится только на базе территориальных государственных прививочных пунктов, что обусловлено спецификой соблюдения требований «холодовой цепи» для хранения вакцины. «Газпром нефть» также прорабатывает возможность привлечения частных провайдеров для вакцинации. Их появление позволит проводить вакцинацию выездными бригадами также непосредственно на производственных площадках.
– Какое количество сотрудников в вашей компании выразили желание вакцинироваться?
– По итогам корпоративного опроса и предварительной оценки, проведенной в подразделениях компании, у нас есть информация, что около 20 тыс. сотрудников «Газпром нефти» рассматривают такую возможность. В основном это работники непрерывного производства. При этом еще раз подчеркну – наша компания придерживается четкой позиции, что финальное решение об участии в вакцинации всегда остается за каждым сотрудником.
– Какие слабые места компания выявила у себя в период пандемии?
– Изначально наша ИТ-инфраструктура не была рассчитана на то, чтобы десятки тысяч сотрудников могли очень быстро и единовременно перейти на работу в удаленном формате. Эти мощности приходилось наращивать уже по ходу – развивать защищенные каналы и программы удаленного доступа к корпоративным системам, центры обработки данных, удобные средства телекоммуникаций. Если до пандемии потребности в этих сервисах не превышали 6-8 тыс. сотрудников, то уже в апреле мы увеличили число пользователей нашей системы удаленного доступа к рабочим местам до 30 тыс. человек. А к началу декабря перевели уже 70% сотрудников офисной группы на удаленную работу с подключением к виртуальным рабочим местам. Безусловно, эти ресурсы будут активно использоваться и после пандемии, т. к. открывают компании дополнительные возможности по организации гибких форматов работы проектных команд и целых подразделений.
– Какой процент работников так и останется на удаленке после окончания пандемии?
– По нашим внутренним опросам, более 80% сотрудников, переведенных на удаленную работу, остались удовлетворены корпоративными IT-сервисами и условиями труда. Около 20% работников офисной группы при этом высказали заинтересованность в частичном или полном переходе на удаленную работу в дальнейшем. Поэтому мы рассматриваем возможность расширения дистанционных форматов работы и после завершения пандемии. Для ряда позиций возможен вариант комбинированного подхода, сочетающий очный и онлайн форматы работы. Сейчас в рамках организационной трансформации в компании прорабатывается проект по внедрению пилотных форматов удаленной работы. Финальные решения о том, какое именно количество сотрудников может быть переведено на удаленный формат, будет принято на основе дальнейших результатов.
Автор: А. Иванова