– Всеволод Владимирович, к 2022 году отечественные недропользователи обязаны осуществить перевод запасов углеводородов на новую классификацию. С чем связана такая необходимость?
– В Советском Союзе с 1928 года было разработано несколько классификаций запасов, которые действовали в разное время. Последняя в СССР «Классификация запасов месторождений, перспективных и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов» была утверждена в 1983-м. Все они были прекрасно научно обоснованы. А ключевой характеристикой, которая учитывалась при их составлении, являлась степень геологической изученности. В то же время в них совершенно не учитывалась экономическая эффективность разработки месторождений, что, собственно, и отличало их от международных классификаций. Что касается современной России, в 2001 году приказом Минприроды была утверждена временная классификация запасов и ресурсов углеводородов (приказ от 7 февраля 2001-го № 126), которая действовала вплоть до начала 2016 года. Она была разработана на основе классификации 1983-го, и основывалась, как и ранее, исключительно на анализе геологических признаков, без учета экономических факторов. В зависимости от степени изученности выделялись разведанные запасы, представляемые категориями А, В, С1, и предварительно оцененные, обозначаемые как С2. То есть, также, как и в соответствии с классификацией 1983 года. По степени промышленного освоения месторождения подразделялись на разрабатываемые, подготовленные для промышленного освоения, разведываемые и законсервированные. Ресурсы углеводородов подразделялись на перспективные (С3), прогнозные локализованные (Д1л) и прогнозные (Д1 и Д2).
Таким образом, классификации запасов 1983-го и 2001 годов различались незначительно. Так, в первом документе по народнохозяйственному значению выделялись две группы запасов: балансовые и забалансовые. В балансовых запасах для нефти и конденсата подсчитывались геологические и извлекаемые. Во втором документе были также выделены две группы запасов – геологические и извлекаемые, которые в большей степени соответствовали балансовым. Забалансовые запасы, которые числились на месторождениях, были либо переоценены в геологические и извлекаемые, либо переведены в ресурсы, что повлекло за собой сокращение запасов, числящихся на государственном балансе. Ресурсы по классификации 1983-го оценивались только по трем категориям С3, Д1 и Д2, а в 2001-м была выделена ещё и категория Д1л. Между тем, в 2001 году изменился диапазон величин извлекаемых запасов для крупных, средних и мелких месторождений в сторону завышения минимального и максимального значения. Например, ранее средними месторождениями принято было считать залежи от 10 до 30 млн т нефти или от 10 до 30 млрд куб. м газа, а с 2001-го – соответственно от 15 до 60 млн т или от 40 до 75 млрд куб. м.
Если говорить о плюсах этих двух классификаций, в обеих соблюдалась увязка категорий запасов и ресурсов с этапами и стадиями геологоразведочных работ и разработки залежей углеводородов, что является несомненно положительным фактором. Между тем, следует сказать и о целом ряде минусов. Так, во-первых, они не отражали рентабельности разработки месторождений, то есть на государственном балансе учитывался больший объем запасов, чем потенциально добываемые по утвержденному проектному документу за рентабельный период разработки. Во-вторых, не учитывали глобальную экономическую обстановку и финансовые риски. И, в-третьих, не давали государственным органам достоверную базу запасов, на основе которой можно было бы строить перспективные планы.
Для сравнения: в зарубежных классификациях учитываются в разной степени три составляющих: экономическая эффективность, степень промышленного освоения и степень геологической изученности. При этом упор делается на экономическую составляющую.
А поскольку временная классификация 2001 года не учитывала экономическую составляющую в принципе, то она не удовлетворяла требованиям, предъявляемым в нашей стране новыми рыночными условиями.
Обновление системы
– Что представляет собой новая классификация запасов углеводородов, на которую переходит Россия?
– Новая классификация запасов и ресурсов нефти и горючих газов разрабатывалась с целью приблизить требования по категоризации запасов к международным, более приемлемым для условий рыночной экономики. В связи с этим ее основой является экономическая оценка перспектив освоения запасов углеводородного сырья в соответствии со стадией изученности месторождений. Она упрощает систему учета и обеспечивает мониторинг запасов по степени промышленного освоения, сохраняя преемственность принципам геологической изученности запасов. Новая классификация утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 477 и вступила в действие с января 2016-го.
Согласно документу, по степени промышленного освоения месторождения подразделяются на разрабатываемые и разведываемые. В результате чего основное отличие новой классификации от временной 2001 года является увязка категорий запасов углеводородов с промышленным освоением месторождений. Запасы разрабатываемых месторождений подразделяются на три категории А (разбуренные эксплуатационной сеткой скважин), В1 (подготовленные) и В2 (оцененные). Запасы разведываемых месторождений подразделяются на две категории С1 (разведанные) и С2 (оцененные). Запасы разрабатываемых месторождений оцениваются на основе утвержденного проектно-технологического документа. Извлекаемые запасы по ним определяются в соответствии с технологическим проектным документом на разработку на весь срок разработки месторождения и рентабельный период. Извлекаемые запасы категорий А и В1 рассчитываются на основе детальных экономических расчетов, определяющих оптимальную схему разработки месторождения. Эти запасы (категории А и В1) являются основой текущего государственного планирования. Для запасов категории В2 экономические расчеты включают оценку риска не подтверждения запасов. Разведываемые месторождения изучаются на основе программ геологоразведочных работ и проектов промышленной эксплуатации. Извлекаемые запасы по ним оцениваются по аналогии с другими близлежащими месторождениями или на основе эмпирического метода. По разведываемым месторождениям проводится экспертная экономическая оценка перспектив освоения месторождения. Запасы категорий В2, С1 и С2 являются основой перспективного государственного планирования.
Ресурсы нефти и газа по новой классификации подразделяются на подготовленные – категория D0, локализованные – Dл, перспективные – D1 и прогнозные – D2.
В 2014 году Группа «Газпром» и другие крупные недропользователи участвовали в апробации данной классификации, в результате которой были скорректированы отдельные положения методических рекомендаций по применению новой классификации запасов и ресурсов. В сентябре 2015-го на совещании под председательством Министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского было принято решение об установлении переходного периода по актуализации запасов месторождений углеводородного сырья и проектно-технической документации в соответствии с требованиями новой Классификации сроком до шести лет. Таким образом, к началу 2022 года все запасы углеводородов месторождений нашей страны должны быть пересчитаны по новой классификации.
Важно понимать, что около половины открытых месторождений в России не разрабатывается из-за отсутствия экономической эффективности: нет технологий, инфраструктуры, экономических стимулов. С принятием же новой классификации запасов планируется, что после 2021 года государство получит более достоверный государственный баланс запасов по углеводородному сырью, который можно будет использовать для формирования эффективной государственной политики в сфере недропользования и налогообложения для воспроизводства минерально-сырьевой базы и стимулирования добычи углеводородного сырья.
– Какие явные плюсы новой классификации вы могли бы выделить?
– Прежде всего, это – гармонизация с международными стандартами. А соответственно, повышение достоверности и схожести подходов в оценке проекта с целью привлечения инвестиций. Прозрачность структуры запасов углеводородов для государственных органов. Совершенствование механизма государственного регулирования вовлечения в разработку низкоэффективных и трудноизвлекаемых запасов. А также снижение административных барьеров и обеспечение прозрачного администрирования льготируемых параметров.
– А минусы есть?
– К минусам новой классификации можно отнести снижение достоверности запасов, планируемых к разработке – запасы категорий В1 и В2 выделяются на неразрабатываемых залежах разрабатываемых месторождений, в том числе к категориям В1 и В2 относят запасы недостаточно изученных пластов, таких как сенон, палеозой и так далее.
В любом случае новая классификация запасов и ресурсов стала первой национальной классификацией, интегрированной в рамочную классификацию ООН (РКООН-2009), и ФБУ «ГКЗ» участвует в работе по подготовке связующего документа между новой классификацией запасов, РКООН-2009 и SPE (PRMS).
Подходы национальные и глобальные
– Какие в мире существуют системы классификации запасов углеводородов? Где они используются? Почему их по-прежнему сохраняют, а не используют единый универсальный подход?
– Каждая страна, обладающая углеводородным потенциалом, может разработать собственную классификацию запасов и ресурсов, основанную на таких критериях и стандартах, которые будут для нее наиболее обоснованы и эффективны в применении. В мировой практике используются британская (SORP-2001), канадская (NI 51-101), китайская (PRO), норвежская (NPD-2001) и другие, но общепризнанными классификациями, которые используются во многих странах являются: классификация Общества инженеров-нефтяников SPE-PRMS, классификация SEC и рамочная классификация запасов европейской экономической комиссии ООН (РКООН-2009).
Наиболее распространенной в мировой нефтегазовой промышленности является система управления ресурсами и запасами углеводородов SPE-PRMS. Основные принципы и правила отчетности по этой системе были установлены Обществом инженеров-нефтяников (SPE) и Всемирным нефтяным конгрессом (WPC) в 1997 году. Впоследствии эта система была доработана, дополнена новыми указаниями и стандартами и в 2007-м опубликована ее новая редакция, кратко обозначаемая SPE-PRMS (обновлена в 2011 году). Она учитывает не только вероятность того, что углеводороды физически присутствуют в недрах, но также учитывает экономическую эффективность извлечения этих запасов (включая затраты на разведку и бурение, текущие производственные затраты, транспортные издержки, налоги, цены на продукцию и так далее). По этой классификации запасы делятся на категории «доказанные», «вероятные» и «возможные». Доказанные запасы делятся на вовлеченные и не вовлеченные в разработку. Вовлеченные в разработку, в свою очередь, делятся на добываемые и не добываемые. В случае «доказанных» запасов должна быть 90% или более уверенность того, что фактически добытое количество углеводородов окажется равным оценке или превысит ее. В случае «вероятных» запасов такая уверенность должна быть 50%, а в «возможных» не менее 10%. Ресурсы нефти и газа подразделяются на открытые условные и перспективные. В системе PRMS под запасами и ресурсами подразумеваются только извлекаемые объемы.
Согласно принципам SPE-PRMS, запасы – это то количество углеводородов, которое, начиная с заданной даты будет извлечено с коммерческой выгодой из изученных залежей. Всем подсчетам запасов свойственна неопределенность. Существуют три вида неопределенности – инженерная, экономическая и политическая. Инженерная – геологическая изученность, свойства флюида и коэффициент извлечения. Экономическая – цена, рынки сбыта, инфраструктура и транспорт. Политическая – структура правительства, стабильность обстановки и законодательства в отношении лицензий, соглашений о разделе продукции и так далее.
Классификацию SPE-PRMS нефтегазовые компании используют для подсчета запасов с целью выхода на мировые финансовые и фондовые рынки, и подтверждения стабильности.
Стандарты SEC были разработаны американской Комиссией по рынку ценных бумаг. Основной целью классификации является защита интересов инвесторов и обеспечение стабильности рынка ценных бумаг. Основными критериями, по которым оцениваются месторождения, являются достоверность существования запасов и срок действия лицензии на разработку месторождения. В отличие от классификации SPE она не рассматривает категории вероятных и возможных запасов, а также ресурсы. Учитываются только доказанные запасы. Доказанные запасы включают в себя весь достоверно обоснованный объем углеводородов, который может быть извлечен из данного месторождения в будущие годы. Как и в системе SPE-PRMS доказанные запасы делятся на разрабатываемые (разбуренные) и неразрабатываемые, а разрабатываемые подразделяются на добываемые и недобываемые.
Оценка запасов по классификации SEC обязательное требование для нефтегазовых компаний, чьи акции торгуются на американской фондовой бирже.
Рамочная классификация запасов, разработанная специалистами ООН (РКООН-2009), является наиболее универсальной к применению во всех странах и представляет собой трехмерную сетку, осями которой являются: экономическая эффективность освоения, обоснованность проекта освоения месторождения и степень геологической изученности.
Применение этих классификаций актуально и необходимо, если нефтегазовая компания выходит на международный рынок и желает привлечь иностранные инвестиции в разработку своих активов.
Длинный путь
– Дискуссии о возможности и необходимости перехода на новую классификацию запасов углеводородов велась в России как минимум несколько десятилетий. Что стало ключевым поворотом для принятия этого решения? И почему это произошло именно сейчас, а не раньше или позже?
– Поскольку российская классификация 2001 года не учитывала экономическую ситуацию и финансовые риски, то разработка новой системы, учитывающей эти факторы, а также ее гармонизация с общепринятыми аналогами была необходима. В связи с этим с лета 2002-го началась разработка нового проекта классификации. В 2005-м была утверждена классификация запасов и прогнозных ресурсов нефти и горючих газов, которую планировалось ввести в действие с 2012 года, но 20 декабря 2011-го приказ о ее введении был отменен. Разработка новой классификации продолжилась. При этом необходимо было решить ряд задач: стандартизировать подсчет и государственный учет запасов, чтобы соответствовать современным условиям рыночных отношений, учесть требования нефтегазовых компаний, осуществляющих подготовку запасов и их разработку, сохранить преемственность с предшествующей классификацией запасов.
Как и любой другой продукт, до его выхода на рынок новая классификация проходит длинный путь, включающий разработку, апробацию, накопление статистики и окончательный ввод в эксплуатацию. В 2013-м классификация была утверждена. В период 2014-2015 годов Группа «Газпром» совместно с другими крупными недропользователями участвовала в апробации этой системы на примере своих месторождений. В январе 2016-го был проведен «бумажный» перевод всех запасов месторождений на новую классификацию. А период с 2016 по 2021-й определен как переходный, в течении которого постепенно все месторождения должны быть пересчитаны по требованиям новой системы. В этот шестилетний период продолжает накапливается опыт применения классификации на разных месторождениях, вводятся корректировки и к январю 2022-го этот процесс должен быть завершен. К этому моменту новая система станет максимально понятной и отработанной, готовой для использования на длительный срок.
План действий
– Что конкретно и когда именно нужно сделать отечественным недропользователям, чтобы перейти на новую классификацию?
– До 2022 года все недропользователи должны оценить запасы и ресурсы углеводородов на своих лицензионных участках по новым требованиям, составить необходимые проекты на разработку месторождений, оценить технологические и рентабельные запасы углеводородов, извлечение которых будет экономически оправданным с учетом существующих технологий, оборудования и норм по охране окружающей среды. Выделение рентабельных запасов на разрабатываемых месторождениях позволит выделить те залежи, разработка которых наиболее выгодна в текущий период и соответственно поможет недропользователям эффективнее распределять средства компаний и строить планы на будущее, а государству – принимать универсальные подходы при налогообложении. Кроме того, по новой классификации есть возможность выделить трудноизвлекаемые запасы и получить по ним льготу в налогообложении, что бесспорно является положительным моментом для недропользователей.
При экономической оценке запасов в новых проектных документах будет утверждаться рентабельный уровень добычи углеводородов, а не технологический как в предыдущей классификации. Это позволит недропользователям привести технологический проектный документ к реальности и подготовить обоснование вовлечения в разработку нерентабельных запасов.
– Каковы планы непосредственно ООО «Газпром недра» по переходу на новую классификацию запасов углеводородов? Есть ли «дорожная карта» по выполнению поставленной задачи?
– В ООО «Газпром недра» ежегодно составляется синхронизированный график подготовки подсчета запасов и технических проектов разработки по месторождениям и лицензионным участкам ПАО «Газпром», на которых является оператором, на текущий год и ближайшую пятилетку. Этот график направляется в «Газпром» для согласования и консолидации с графиками дочерних обществ. На их основе формируется график подсчетов запасов и проектных документов, который направляется в ФБУ «ГКЗ». Постоянно отслеживаются все подсчеты запасов, прошедшие государственную экспертизу, а также какие месторождения еще предстоит пересчитать. Специалистами Филиала «Газпром недра НТЦ» выполняются подсчеты запасов как по месторождениям ПАО «Газпром», так и его «дочек». В соответствующее управление материнской компании передается информация о месторождениях, по которым необходимо включить подсчет запасов в геологическое задание до 2022 года. За период 2016-2019 годов по лицензионным участкам, находящимся в пользовании ПАО «Газпром» на начало 2020-го и на которых ООО «Газпром недра» является оператором, выполнено 12 подсчетов запасов по новой классификации с учетом вновь открытых месторождений. В текущем году Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых был утвержден оперативный подсчет запасов по Ковыктинскому месторождению, открытому в 1987 году. К 2022-му «Газпром» планирует завершить пересчет запасов по новой классификации по всем месторождениям, открытым на лицензионных участках, владельцем которых он является.
Беседу вел Денис Кириллов