USD 91.6712

+0.24

EUR 102.039

+0.53

Brent 74.09

+1.13

Природный газ 2.298

-0

11 мин
...

Интервью генерального директора Газпромнефть-Аэро В. Егорова

О перспективах развития российского рынка авиатопливообеспечения, а также о международных проектах в интервью генерального директора Газпромнефть-Аэро В. Егорова.

Интервью генерального директора Газпромнефть-Аэро В. Егорова

Источник: газпромнефть-аэро

ИА Neftegaz.RU. О перспективах развития российского рынка авиатопливообеспечения и международных проектах журналу Газпром рассказал генеральный директор Газпромнефть-Аэро В. Егоров.

Владимир Егорович, как вы оцениваете производственные показатели 2018 года?

По итогам прошлого года мы сохранили лидерство на авиатопливном рынке России по объему розничной реализации.

На сегодняшний день наша доля в структуре отечественного авиатопливного рынка составляет 26%.

Общий объем продаж авиакеросина превысил 3,6 млн тонн.

Из них свыше 2,7 млн тонн было заправлено в крыло, а это на 11% больше показателя 2017 года.

Позитивная динамика отмечена по всем нашим предприятиям.

Безусловно, лидирующую роль в росте продаж топлива играет московский авиационный узел — Шереметьево, Домодедово, Внуково, — который является главным воздушным хабом России.

При этом прекрасные результаты в течение года, особенно в летний период, продемонстрировали и другие направления: Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Кемерово, Омск, Томск, Красноярск, Анадырь и другие города.

Конечно же, значительную роль сыграл чемпионат мира по футболу — авиакомпании и аэропорты обслужили тысячи дополнительных пассажиров из десятков стран.

Какое было влияние турнира на рост пассажиропотока по сравнению с другими факторами?

Я бы не стал переоценивать его влияние.

Тем не менее прирост за счет этого масштабного мероприятия составил до 15%.

Мы обеспечили заправку регулярных, чартерных и литерных рейсов в пяти международных аэропортах городов, принимавших матчи.

За время турнира провели свыше 13 тыс. заправок воздушных судов в аэропортах Шереметьево (Москва), Пулково (Санкт-Петербург), Храброво (Калининград), Кольцово (Екатеринбург) и Саранск.

Общий объем наших заправок в этих аэропортах составил 140 тыс. тонн, среднесуточный расход топлива увеличился на 15%.


Насколько рост ваших показателей был типичен для рынка в прошлом году? Как в целом развивались российские авиаперевозки?

Согласно данным экспертов отрасли, отечественный авиационный рынок в 2018 году, как и в 2017-м, продемонстрировал уверенный рост с темпом выше общемирового.

Так, пассажиропоток увеличился на 11% — свыше 116 млн пассажиров.

Это рекордный показатель, превышающий эталонный 1990 год.

Стабилизация курса рубля и окрепшая экономика повлияли на повышение спроса на зарубежные туры, в том числе с прямыми вылетами из регионов.

Иностранные авиакомпании значительно расширили программу рейсов из российских аэропортов, что позволило усилить конкуренцию и сделать стоимость билетов доступнее.

О восстановлении спроса говорят цифры: пассажиропоток на международных направлениях составил почти 50 млн человек.

Стоит также отметить важный для отрасли показатель эффективности — занятость пассажирских кресел.

Этот индикатор стабильно растет, и растет выше общемирового, но при этом существенно не влияет на рост потребления топлива.

Нужно отметить, что значительная часть перелетов совершалась на короткие расстояния, особенно во время чемпионата мира по футболу.

В таких случаях большого объема заправки не требуется.


Какие показатели увеличения емкости розничного рынка авиазаправок в прошлом году?

По экспертным оценкам, общий объем розничного рынка авиатоплива в России вырос на 8%, до 9,1 млн тонн, приблизившись к докризисным показателям.

Общие поставки авиационного керосина на внутренний рынок увеличились в прошлом году на 15,9%, до 11,1 млн тонн.

Сохранилась ли положительная динамика в начале текущего года?

Показатели января-февраля сопоставимы с показателями аналогичного периода 2018 года.

Зимние месяцы — это межсезонье.

По ним сложно судить, каким будет год.

Изменилась ли география присутствия вашей компании?

В 2018 году география нашей сбытовой сети расширилась на 11 аэропортов, до 260 воздушных гаваней, располагающихся в 66 странах мира.

При этом количество отечественных аэропортов, в которых мы ведем свою деятельность, не изменилось.

Это объясняется тем, что в России мы ограничены объемом ресурса, производимого на нефтеперерабатывающих заводах «Газпром нефти».

Но поэтапный запуск новейших производственных комплексов в рамках второго этапа модернизации НПЗ компании позволит увеличить выпуск авиационного топлива, необходимого нам для расширения сбытовой сети в России в среднесрочной перспективе.

Пока же мы делаем упор на международный сектор.

Развивая наш международный бизнес, мы сотрудничаем почти со всеми иностранными авиакомпаниями, которые летают в Россию.

Выстраиваем долгосрочное партнерство с компаниями из Европы и стран СНГ (Армения, Казахстан, Грузия и т. д.).

С некоторыми зарубежными компаниями мы уже перешли на расчет в рублях.

За семь лет масштабы нашего международного бизнеса выросли в два раза: мы увеличили реализацию с 327 тыс. тонн до 665 тыс. тонн.

Суммарный объем реализации за этот период составил почти 3,5 млн тонн.

Этому способствовали ситуация на авиационном рынке и развитие стратегического партнерства «Газпромнефть-Аэро» с ключевыми игроками отрасли.

В 2018 году каждая четвертая тонна в нашей топливной корзине была реализована в рамках контрактов с иностранными авиакомпаниями.

Отдельно хотелось бы отметить Кыргызстан и Сербию — в прошлом году наши топливозаправочные комплексы (ТЗК) в этих странах показали отличные операционные результаты.

Однако наше сотрудничество с иностранными авиакомпаниями не ограничивается обслуживанием рейсов в российских аэропортах.

В рамках партнерства с национальными топливными операторами мы заправляем в крыло и за рубежом (в Китае, ОАЭ, Сербии, Таиланде, Португалии, Вьетнаме и других странах).

В целом общий объем наших зарубежных заправок в 2018 году увеличился на 15%, составив 246 тыс. тонн авиатоплива.

Кроме Сербии и Кыргызстана, какие еще страны вы могли бы особо выделить?

В прошлом году заметно увеличился рост розничной реализации в ОАЭ.

Мы впервые начали заправки в Малайзии и Гамбии.

Наиболее перспективное, интересное сейчас направление — это Юго-Восточная Азия.

В частности, мы существенно расширили собственную сбытовую сеть в Китае.

Доля стран АТР в общем объеме зарубежных продаж 2018 года составила 74%.

Почему именно АТР?

Значительный туристический поток идет в Россию из Китая.

Кроме того, в этот регион летит значительная часть и российских отдыхающих — в Китай, Вьетнам и т. д.

Результат закономерен.

Практически все отечественные авиакомпании (включая чартерные) работают на азиатском направлении.

Нашим крупнейшим партнером в азиатском регионе является китайский национальный поставщик авиационного топлива — China National Aviation Fuel Group Corporation (CNAF).

В августе 2018 года мы подписали меморандум, предусматривающий возможность совместной реализации новых проектов в странах СНГ и Центральной Азии.

Документ предполагает, что наши компании будут сотрудничать в области топливообеспечения и реализации общих проектов.

Также мы прилагаем совместные усилия для разработки передовых цифровых решений в области авиатопливообеспечения.

Будем вести взаимный обмен новыми технологиями.

Уже осуществляем заправку самолетов российских и иностранных авиакомпаний в крыло в крупнейших аэропортах Китая.

Рост объемов реализации через инфраструктуру CNAF составил порядка 70% в 2018 году по сравнению с 2017 годом.

В абсолютных значениях это сравнительно небольшой объем, но в данном случае показателен сам факт подобного сотрудничества с китайской компанией на рынке КНР.

В марте 2019 года мы достигли знаковой отметки в развитии нашего международного направления.

Аэропорт Циндао Лютин стал не только 25-м аэропортом в нашей китайской сети, но и 200-м аэропортом в целом за рубежом!


Как развиваются образовательные проекты компании?

В первую очередь хотелось бы отметить наше сотрудничество с Ульяновским институтом гражданской авиации.

С 2016 года совместно с этим вузом мы реализуем проект комплексной подготовки и трудоустройства выпускников.

У нас есть своя базовая кафедра — кафедра авиатопливообеспечения.

За прошедшее время практику на наших ТЗК прошли более 80 курсантов, на работу приняты 58 выпускников этой базовой кафедры.

В 2018 году свыше 80 молодых специалистов по авиатопливообеспечению пополнили кадровый резерв отрасли.

Это на 40% больше, чем в 2017 году.

На мой взгляд, это очень хороший показатель, который говорит о востребованности профессии.

По итогам защиты дипломных работ 10 курсантов, показавших высокий результат и зарекомендовавших себя в рамках практики, были приглашены к нам на работу.

Достаточно продолжительное время мы обсуждали с коллегами в вузе возможность введения новой дисциплины — работа в автоматизированной системе управления технологическими процессами.

Этой дисциплины нет ни в одном профильном учебном заведении России.

Мы нашли полное понимание со стороны коллег из Ульяновского института.

В текущем году новая дисциплина войдет в учебный процесс.

Кстати, совсем недавно мы запустили тренажер оператора ТЗК — это полная имитация систем управления, установленных на наших предприятиях.

В прошлом году мы впервые организовали курсы повышения квалификации для техников-лаборантов на базе собственного ТЗК в Толмачево (Новосибирск).

Обучение провели преподаватели Сибирского федерального университета.

Кроме того, мы инициировали международные отраслевые соревнования между поставщиками авиатоплива — конкурс профессионального мастерства под эгидой Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA).

Первые соревнования прошли в прошлом году в Новосибирске.

В 2019-м мы также планируем организовать подобный международный конкурс, пригласив большое количество зарубежных коллег.

Задания будут базироваться на учебных материалах всё той же IATA.

Где пройдут соревнования?

В аэропорту Белграда в Сербии.


Ведет ли компания научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы?

«Газпромнефть-Аэро» — технологический лидер российской авиатопливной отрасли.

Мы внедряем концепцию полностью автоматизированного управления технологическими процессами на современном топливозаправочном комплексе.

В рамках реализации проекта в 2018 году был презентован концепт роботизированной системы налива нефтепродуктов в аэродромный топливозаправщик.

Сейчас проводим следующие этапы испытаний.

Пилотный проект мы реализовали совместно с Центром цифровых инноваций «Газпром нефти» и петербургским ЦНИИ робототехники и технической кибернетики.

Также наша компания реализует еще два важных для отрасли проекта.

Первый — совместное с IATA внедрение XML-стандартов, обеспечивающих безбумажный документооборот.

Сотрудники нашей компании — единственные российские представители, которые входят в рабочую группу по внедрению этих стандартов.

К настоящему моменту в России на стандарт XML перешел 21 наш партнер.

Для сравнения — на сегодняшний день в мире порядка 80 авиакомпаний используют электронный документооборот.

Второе направление — это переход на новую форму контрактов, новую форму расчетов на основе стандарта блокчейн.

В прошлом году впервые в российской авиационной отрасли мы продемонстрировали подобное решение.

А что даст эта система?

Она ускорит взаиморасчеты — сроки сократятся с 10 дней до нескольких минут.

Денежные операции станут прозрачными.

Уменьшатся операционные затраты.

Авиакомпании получат возможность моментально оплачивать топливо при заправке воздушных судов без предоплаты, банковских гарантий и финансовых рисков для участников сделки.

Мы увидели заинтересованность и готовность сотрудничать в формировании блокчейн-сети для проведения взаиморасчетов и решения других финансовых и производственных задач со стороны нескольких российских авиакомпаний и крупнейших банков.

Оказала ли влияние на вашу деятельность ценовая волатильность на рынке моторных топлив, которую мы наблюдали с мая 2018 года?

На российский авиатопливный рынок преимущественное влияние оказывают внутристрановые процессы, связанные с балансом рынка, сезонностью и поведением рубля и стоимости нефти.

Все эти процессы находят свое отражение в биржевых котировках Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, которая в настоящий момент является наиболее репрезентативным и прозрачным инструментом формирования цен внутреннего рынка.

Помимо этого, мы не можем не принимать во внимание ситуацию на мировом рынке авиатоплива, так как существенная часть наших продаж строится на базе международных индикаторов.

Мы продаем 10% авиатоплива на СПбМТСБ, обеспечивая равный доступ к ресурсу всем участникам рынка.

Осенью наблюдался заметный рост котировок.

Но к настоящему моменту цены снизились.

Разница в марте 2019 года с мартом 2018-го находилась в пределах годовой инфляции.

Цены на нашем рынке, как правило, ниже зарубежных.

Авиация не имеет границ.

Если предлагаемые условия невыгодны, то клиенты просто уйдут.

От нас не ушел никто.

Наоборот, мы заключаем новые контракты.

Особо хочу отметить, что в 2018 году нами были подписаны долгосрочные (двухлетние) контракты с зарубежными компаниями.

Среди них Air China, Air France — KLM, Turkish Airlines, Hong Kong Airlines и другие.

Также отмечу, что ценовая волатильность рынка в 2018 году была нивелирована наличием долгосрочных формульных соглашений с крупнейшими перевозчиками.

Мы участвуем в конкурсах на поставку топлива российских и иностранных авиакомпаний, исходя из потребностей перевозчиков.

Формула цены основывается как на российских, так и на международных биржевых индикаторах.

Как оцениваете перспективы развития авиасообщения в России?

Россия занимает девятую часть суши, и ее потенциал с точки зрения развития авиационной отрасли значителен.

Не стоит забывать о транссибирском воздушном пространстве, через которое проходит множество международных маршрутов, и о росте Московского авиационного узла, который активно развивается в качестве международного хаба и фактически становится мостом из Европы в Азию.

Это дает нам уверенность в дальнейшем росте российского рынка авиатоплива в 2019 году и среднесрочной перспективе.


Каковы производственные планы вашей компании в текущем году и в долгосрочной перспективе?

По данным Росавиации, за первый квартал 2019 года пассажиропоток на российском авиарынке вырос на 11,6%, сохранив динамику прошлого года.

При этом объем розничного рынка авиатоплива составил 1 млн 946 тыс. тонн, увеличившись всего на 1,7%.

Это связано с сезонной высокой занятостью кресел и оптимизацией полетных программ авиакомпаний.

На этом фоне «Газпромнефть-Аэро» по итогам трех месяцев 2019 года увеличила объем заправок «в крыло» на 3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 601 тыс. тонн, укрепив таким образом лидерство на авиатопливном рынке России по объему розничной реализации.

В частности, наш объем заправок вырос в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Омске.

Также компания увеличила объем продаж авиатоплива в иностранных аэропортах до 88 тыс. тонн, что на 26% больше аналогичного периода прошлого года.

Услугами «Газпромнефть-Аэро» по заправкам за рубежом сегодня пользуются 18 российских и иностранных авиакомпаний.

Общий объем продаж авиатоплива в первом квартале 2019 года превысил 840 тыс. тонн (+2% к первому кварталу 2018 года).

Развитие топливозаправочной деятельности за рубежом является одним из приоритетов «Газпромнефть-Аэро».

Мы видим большой потенциал в рынке Азиатско-Тихоокеанского региона: прежде всего Китая (за счет роста туристического потока между нашими странами), Таиланда, Вьетнама.

Благодаря сотрудничеству с CNAF мы сформировали в КНР крупнейшую зарубежную сеть заправок.

В перспективе рассчитываем на расширение нашего сотрудничества по заправкам в аэропортах Китая и других странах АТР, увеличение объема и географии заправок китайских авиакомпаний в России.

Мы планируем по итогам 2019 года удвоить объем реализации в КНР.

Наша стратегическая цель в горизонте 2030 года — войти в десятку крупнейших компаний международной авиатопливной отрасли.



Автор: Ю. Смирнова