USD 107.1758

-0.57

EUR 112.8019

-1.51

Brent 72.64

+0.81

Природный газ 3.178

-0.03

12 мин
...

Точка роста. Интервью генерального директора ООО «Газпром геологоразведка» Алексея Давыдова

Какие вызовы нового времени влияют на стратегию, меняют тактику и расширяют географию проведения геологоразведочных работ.

Точка роста. Интервью генерального директора ООО «Газпром геологоразведка» Алексея Давыдова

Источник: газпром геологоразведка

Москва, 7 мая - ИА Neftegaz.RU.Благодаря активным и широкомасштабным геологоразведочным работам (ГРР), которые проводит ПАО «Газпром» на суше и шельфе Российской Федерации, страна стабильно занимает верхнюю строчку в мировом рейтинге по запасам и ресурсам газа.
А устойчивость лидерских позиций в современных экономических условиях требует динамичного развития отрасли, принятия актуальных, гибких и прогрессивных управленческих решений на всех этапах производственного процесса.
О том, как вызовы нового времени влияют на стратегию, меняют тактику и расширяют географию проведения геологоразведочных работ, мы говорим с генеральным директором ООО «Газпром геологоразведка» Алексеем Давыдовым.


Арктический ресурс

– Алексей Владимирович, углеводородный потенциал арктических морей как одна из основ ресурсной базы страны в последнее время стал очень популярной темой в профессиональном сообществе. «Газпром геологоразведка» не первый год ведет работы на шельфе Карского и Баренцева морей. Дают ли они желаемые результаты?

– Начну с того, что в период с 2000 по 2018 гг., благодаря только морской геологоразведке в Арктике, «Газпром» увеличил минерально-сырьевую базу примерно на 5 трлн куб. м газа.
И это, на мой взгляд, говорит о том, что наличие в стратегии корпорации «арктического вектора» оправдано и приносит свои плоды.
В свою очередь, наша компания внесла и продолжает вносить существенный вклад в прирост минерально-сырьевой базы в этом регионе.
Приступив к геофизическим исследованиям на приямальском шельфе в 2014 г., «Газпром геологоразведка» за пять лет выполнила огромный объем сейсморазведочных работ 3D: около 12,5 тыс. км2 в акватории Баренцева моря и порядка 20,5 тыс. км2 – в акватории Карского.
Это был наш первый и очень важный опыт работ в северных морях. Хотя к этому времени у компании была многолетняя практика производственной деятельности на шельфе острова Сахалин, которая убедила нас в том, что масштабная высокоточная сейсморазведка плюс качественная обработка и интерпретация полученных данных – основа успешного проведения последующих этапов ГРР.

Новой арктической вехой для «Газпром геологоразведки» стало строительство скважины № 3 на Ленинградском газоконденсатном месторождении в акватории Карского моря в навигационном сезоне 2017 г.
Уже в процессе испытаний было очевидно, что доразведка этого месторождения даст значительный результат. В прошлом году прирост запасов газа на Ленинградском ГКМ был защищен в ФБУ «ГКЗ» и по категории С1 составил 667,4 млрд. м3. Это соизмеримо с открытием двух уникальных по величине запасов месторождений.
Хочу отметить, что значительная доля прироста запасов – порядка 40% – связана с результатами использования оригинальной методики по обоснованию подсчетных параметров залежей в терригенных отложениях по данным опробования пластов пластоиспытателем в необсаженном стволе, разработанной с привлечением специалистов нашей компании.
В этом случае достигается существенный экономический эффект в связи с сокращением времени на проведение испытаний.


Геологоразведочные работы в Арктике сопровождаются ледовым мониторингом.jpg


– Вы продолжаете геологоразведку в этом регионе? Какие специфические проблемы приходится преодолевать при организации работ в Арктике?

– Да, прошлым летом «Газпром геологоразведка» вновь вышла с бурением на шельф Карского моря, построив две поисково-оценочные скважины – на Русановском и Нярмейском лицензионных участках. Открытые запасы газа были защищены этой весной. И на навигационный сезон текущего года у компании также есть планы на ГРР в данном регионе.

Что же касается трудностей, сопутствующих геологоразведочным работам в морских арктических широтах, то одна из тех, что понятны даже непрофессионалу – это непредсказуемость климата. Естественно, мы сталкиваемся с этим в большинстве регионов нашей производственной деятельности, поскольку работаем, главным образом, на территориях с суровыми природными условиями. Но в случае с Арктикой влияние фактора непредсказуемости возрастает кратно. Ледовая обстановка и шторма постоянно вносят коррективы в производственный график, который рассчитан на очень короткий навигационный сезон – с июля-августа по сентябрь-октябрь. Есть и дополнительные требования к обеспечению безопасности работ. Например, при транспортировке буровых установок на точки бурения и при строительстве скважин в северных морях надо учитывать дрейфующие ледовые поля и айсберги. Поэтому ГРР в Арктике мы предваряем научными исследованиями по оценке дрейфа айсбергов и сопровождаем «ледовым мониторингом», который ведется с помощью ледокола и с использованием спутников.

Преодоление трудностей и приобретение в этом процессе необходимого опыта – неотъемлемая часть геологоразведки как вида деятельности. Содержание ресурсной базы углеводородов меняется, возможность воспроизводства запасов газа на традиционных территориях и традиционными методами сокращается с каждым годом. Так что всегда надо быть готовым к новым масштабным задачам.


На арктическом шельфе.jpg


Газовый айсберг Тамбея


– А какие направления, помимо освоения арктических недр, являются приоритетными для компании сегодня?

– Если продолжить разговор о Западной Сибири, то это, прежде всего, доразведка Тамбейского месторождения – крупнейшего на сегодня в Российской Федерации.
Этот статус был подтвержден результатами ГРР, проведенных «Газпром геологоразведкой», в результате чего запасы газа месторождения были увеличены почти в 3 раза (в настоящее время их оценка достигла 5,5 трлн м3), а газового конденсата – более чем в 4 раза.
Доразведка также помогла установить, что три месторождения Тамбейской группы – Западно-Тамбейское, Северо-Тамбейское и Тасийское – являются единым гигантским месторождением, основная часть запасов которого скрыта в глубоких юрских горизонтах.
В отраслевой прессе запасы Тамбейского месторождения неоднократно называли крупнейшим газовым открытием за последнее десятилетие.

Сегодня мы продолжаем испытания в пробуренных скважинах и ведем подготовку к разведке на глубокие горизонты, которая предусматривает строительство новых разведочных скважин сложной конструкции. В ближайшие несколько лет «Газпром геологоразведке» предстоит перевести значительную долю запасов углеводородов из категории С2 в категорию С1, и полностью подготовить Тамбейское месторождение к промышленному освоению.

В этом году на его территории развернуты сейсморазведочные работы 3D.
Отмечу, что сейсморазведка такого масштаба не проводилась в данной части полуострова Ямал ни разу за всю историю его освоения: в течение трех лет нам предстоит покрыть высокоплотной широкоазимутальной съемкой свыше 4000 км2.


Геологоразведочные-работы-на-полуострове-Ямал.jpg


– Но пока Тамбейское месторождение по запасам уступает открытому еще в советское время Уренгойскому. Насколько сложнее его освоение, учитывая, что оно находится на значительном отдалении от существующей инфраструктуры?

– Да, Тамбей сегодня является самой северной точкой полуострова Ямал, где ведется геологоразведка. И организация работ, и условия их проведения гораздо тяжелее.
Только в 2018 г. для ведения ГРР в этом регионе нашей компанией было построено 645 км зимников!
Но, возвращаясь к уже затронутой выше теме, отмечу, что подавляющая часть крупных по запасам ямальских месторождений находится в завершающей стадии разработки, поскольку основная доля углеводородов, в первую очередь, сеноманского комплекса, извлечена.
Для того, чтобы поддерживать добычу на текущем уровне и, тем более, ее увеличивать, жизненно необходимо открывать новые перспективные месторождения и вести подготовительные работы к их освоению.

На ряде разрабатываемых ямальских месторождений перспективными для добычи газа являются находящиеся над сеноманом сенонские и туронские залежи углеводородов, значительные по размеру запасов, но имеющие коллекторские свойства пластов значительно более низкие, поэтому добывать газ сложнее.
Это так называемые трудноизвлекаемые запасы, ТРИЗы, требующие применения особых технологий.
Освоение ТРИЗов – одно из перспективных направлений в сторону увеличения объемов подготовленных запасов в районах уже действующей газодобычи, которым также занимается «Газпром геологоразведка».
К ТРИЗам можно отнести с долей условности и богатейшие ачимовские и юрские залежи, расположенные в глубоких горизонтах в зоне разрабатываемых газовых месторождений Западной Сибири.
Коллекторы в этих отложениях тоже имеют низкие коллекторские свойства, и одним из способов, позволяющих получить информацию о нетрадиционных коллекторах, является так называемый «цифровой керн» – математическое моделирование свойств пород на основе электронной микроскопии и электронной микротомографии.
Так, например, использование данной инновации позволило специалистам Инженерно-технического центра нашей компании изучить пустотное пространство в сенонских отложениях Медвежьего месторождения и разработать обоснованную методику подсчёта запасов газа в этом комплексе.

Следует заметить, что для вовлечения в разработку ТРИЗов требуется не только постановка запасов на баланс, но и детальная проработка технологий добычи углеводородов.

Разведка полного цикла


– Технологические и экономические расчеты проекта также входят зону ответственности ООО «Газпром геологоразведка»?

– Новая классификация запасов и правила проектирования разработки предполагают не только подсчет начальных геологических запасов газа, но и подсчет извлекаемых, по аналогии с нефтяной промышленностью. Общеизвестно, что ресурс месторождения всегда превосходит объем извлекаемых запасов. Однако ранее при проектировании разработки коэффициент извлечения газа для всех залежей принимался равным 1, что физически не достижимо, при этом реальные коэффициенты извлечения газа применяемыми технологиями как правило не оценивались. Теперь эта оценка для всех месторождений - обязательное требование.

Также необходимо отметить, что при переходе от «традиционной» добычи к освоению ТРИЗ, коэффициент извлечения газа значительно снижается. При этом стратегическая цель ресурсной базы «Газпрома» – это обеспечение добычи в долгосрочной перспективе.


– И как этого достичь?

– Очевидно, что теперь управление минерально-сырьевой базой «Газпрома» означает не только открытие новых месторождений, оценку и постановку запасов на Государственный баланс, но также и поиск, выбор, апробацию новых технологий, способствующих увеличению коэффициентов извлечения газа – как на разрабатываемых, так и новых месторождениях.

Прошлый год стал для нас годом принятия важных управленческих решений, которые должны вывести компанию на новый уровень развития и обеспечить достижение стоящих перед ней новых целей.
Думаю, что организационную структуру для этого перехода нам удалось выстроить: сегодня предприятие выполняет полный цикл геологоразведочных работ – от формирования стратегии развития МСБ до подсчета запасов углеводородного сырья, постановки их на баланс в ФБУ «ГКЗ», проведения опытно-промышленной эксплуатации и создания технологических схем разработки месторождения.
Это заметная точка роста, от которой можно вести новый отсчет в летописи предприятия.

За достаточно короткий период времени мы интегрировали в функционал компании целый ряд важных направлений.
Поскольку теперь защита запасов месторождения предполагает наличие проектно-технической документации на его разработку, в структуре «Газпром геологоразведки» появилось крупное подразделение, которое занимается гидродинамическим, технологическим, экономическим моделированием и инжинирингом разработки месторождений любой сложности.
Синхронизация бизнес-процессов и переход от поэтапного моделирования месторождения к комплексному, по нашей оценке, позволяет на 35% сократить время на совместную подготовку подсчетов запасов и проекта разработки.

В эффективности интеграции инженерного блока в блок производственный мы смогли убедиться и в процессе геологоразведочных работ на еще одном важном для нас объекте – Ковыктинском газоконденсатном месторождении.
Сегодня на Ковыкте идет интенсивная подготовка к промышленной эксплуатации.
В сжатые сроки нами был разработан комплексный план, позволяющий в условиях продолжающейся разведки придерживаться графика обеспечения ввода месторождения в эксплуатацию.
Полученная по результатам ГРР информация оперативно находит отражение в геолого-гидродинамической модели и в ее уточнении, с последующей проработкой сценариев освоения месторождения и выдачей рекомендаций.
В 2019 году мы планируем достроить 3D геомеханическую модель, направленную на то, чтобы, в частности, рассчитать распределение нагрузок в земной коре, особенно в районе продуктивных пластов, чтобы ориентировать эксплуатационные горизонтальные стволы в нужном направлении. Все решения теперь принимаются в рамках одной компании, что также позволяет существенно оптимизировать ресурсы.

В 2019-2020 гг. на Ковыктинском ГКМ нами запланировано построить четыре скважины различных конструкций для опытно-промышленной эксплуатации.
Это скважины двойного назначения: помимо разведочных задач на них отрабатываются скважинные технологии, которые затем будут тиражироваться на более чем пятьсот скважин эксплуатационного фонда.
У нас также появилась и собственная служба проектирования скважин. Комплексный подход и интеграция в одной компании блока инжиниринга и производственного блока, проведенные структурные трансформации позволяют нам стать поставщиком апробированных технологий для недропользователей, выйти на качественно новый уровень при решении задач восполнения минерально-сырьевой базы «Газпрома» на объектах любой сложности.


Ковыктинское газоконденсатное месторождение.jpg

Курс на интеграцию


– Какие еще новые направления появились в компании?

– В этом году в структуру ООО «Газпром геологоразведка» входит и Тюменский региональный центр исследования пластовых систем (ТРЦИПС), являющийся участником корпоративной системы по работе с керном и пробами пластовых флюидов ПАО «Газпром».
Лаборатории Центра проводят комплексные исследования для поисково-оценочных, разведочных и эксплуатационных скважин лицензионных участков Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Теперь наша компания является не только заказчиком этих исследований, но и их исполнителем.
Производительность Центра – исследования 5 км керна и 100 пластовых систем в год. Его частью является и кернохранилище вместимостью до 70 км керна.
Правда, 80% площадей уже заполнено, и с учетом запланированных объемов ГГР, через год – полтора придется думать об его расширении.


– Можно ли говорить о том, что сегодня в геологоразведке нельзя добиться значительного результата обособленно, так как грани специальностей размываются, «перекрывая» друг друга?

– То, что наступило время интеграции, мы ощутили на себе.

В прошлом году в рамках Тюменского нефтегазового форума нашей компанией была организована панельная сессия «Эра «умной» геологии: инновации в геологоразведке и подсчете ресурсов углеводородов», и ее участники много говорили, в том числе, и об эффективности комплексных исследований, о внедрении в практику новых направлений.

Естественно, яркое название сессии абсолютно не говорит о том, что мы умнее своих предшественников. На многие десятилетия вперед все жители России, включая и представителей нашей отрасли, должны быть благодарны поколению первопроходцев, умных и целеустремленных людей, талантливых геологов, создавших фундамент для развития отрасли. Но как их труд был ответом на вызовы того времени, так и наша сегодняшняя работа постоянно ставит перед нами новые актуальные задачи.
Цифровые технологии и искусственный интеллект, инновационные способы сбора и обработки информации – современный геолог обязан работать на стыке целого ряда специальностей и постоянно наращивать компетенции.


– Существует ли взаимопонимание с госорганами, в частности – с профильными министерствами и ведомствами, в решении проблем, стоящих перед геологоразведкой?

– Мы находимся в конструктивном диалоге с Министерством природных ресурсов и экологии.
Компанией был сформулирован ряд предложений по устранению избыточного административного контроля при проведении геологоразведочных работ.
Много вопросов связано и с тем, что, законодательство о недрах не позволяет недропользователю планировать свою деятельность в долговременной перспективе.
С каждым годом все сложнее становится прохождение экспертизы проектов ГРР: если раньше эта процедура, образно говоря, была дискуссией двух геологов, направленной на поиск консенсуса, то сегодня она представляет собой единожды составленный чрезмерно детализированный документ, не предполагающий в дальнейшем никаких корректировок.
Не допускаются даже те, что связаны с появлением новых технологий и возможностью оптимизировать затраты, сократить сроки и улучшить качество.
В свою очередь, и государство, и недропользователи заинтересованы в том, чтобы получить максимально качественную геологоразведку при минимуме затрат. И это вселяет надежду на то, что наши предложения будут рассмотрены, приняты и реализованы



Автор: Елена Горбачева