USD 74.8617

-0.39

EUR 89.7742

-0.68

BRENT 68.84

+0.25

AИ-92 45.34

+0.01

AИ-95 49.13

+0.01

AИ-98 54.87

+0.01

ДТ 49.25

+0.01

527

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А. Филипенко ответил на вопросы информационного агентства Neftegaz.RU

Закончилось 1-е полугодие 2001г. С какими показателями экономического и социального развития подошел к этому рубежу Ханты-Мансийский автономный округ.

Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа А. Филипенко ответил на вопросы информационного агентства Neftegaz.RU

Закончилось 1-е полугодие 2001г. С какими показателями экономического и социального развития подошел к этому рубежу Ханты-Мансийский автономный округ.
А.Филипенко:
По итогам первого полугодия в Ханты-Мансийском автономном округе продолжается положительная динамика социально-экономического развития. Темпы роста чуть выше прошлого года.
Добыча нефти - основной наш продукт, за полугодие увеличилась на 5 млн. тонн. К концу года уровень превышения составит 10-11 млн. тонн, а всего более 190 млн. тонн в 2001год.
Я могу сказать, за редчайшим исключением рост везде есть и в главных наших отраслях по объемам производства. Стабильные показатели в электроэнергетике - по производству электроэнергии мы вторые в Российской Федерации. Увеличилась добыча газа, производство продукции в лесной отрасли. Все это позитивно сказалось на финансовых результатах. В июне мы уже корректировали наш бюджет. Такая потребность возникла в связи с тем, что доходы, которые мы получили, превысили планируемые показатели. По сути, мы идем на уровне или с небольшим превышением в реализации своих социальных программ. Еще раз могу констатировать, что 1-е полугодие для округа, для предприятий, для населения, были благополучными.
Ваша формула успешного экономического развития территории - это поддержание баланса интересов 3-х сторон: федерального центра, региона и добывающих компаний. Какие вопросы сегодняшнего дня Вам приходится решать в этом направлении?
А.Филипенко: Необходимо обеспечивать баланс между главными участниками процесса: производителем, государством в целом и конечно же конкретной территории, как сейчас говорят - субъекта Российской Федерации, имя ввиду при этом население региона. Это действительно так, я убежден, если баланс не будет обеспечен, ситуация будет не стабильной, что будет препятствовать более эффективной работе экономики со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Эта тема актуальна для меня, для округа, прежде всего тем,что баланс, достигнутый в результате предыдущей работы, сегодня нарушен. Это связано с теми изменениями, которые сегодня часть предложено, а часть уже закреплены и в налоговом кодексе и в межбюджетных отношениях. То, что вчера было сделано нами для стимулирования производства, поиски как раз этого компромисса, создания более комфортных условий производителям, сегодня как раз отменено федеральным законодательством. Появились новые какие-то условия, в которых мы должны принимать адекватные решения, для того чтобы вернуть эту ситуацию к разумно-необходимому балансу интересов. С этой точки зрения, произошло серьезнейшее перераспределение доходов в пользу федерального бюджета, значит, нам надо находить какие-то механизмыкомпенсации, которые бы позволили территории выправить этот баланс. И это сегодня актуально и именно этим мы сегодня занимаемся. Все возможности безусловно есть, я надеюсь, что мы их сможем реализовать.
Какие задачи на настоящий момент и на перспективу администрация округа ставит по развитию транспортной сети, в том числе автомобильных дорог и мостов, инфраструктуры авиационного, водного и железнодорожного транспорта?
А.Филипенко: Особых новаций нет. Мы, по сути, сформулировали и концептуально, и на уровне программ развитие дорожной сети, и развитие авиационного транспорта. Прежде всего, конечно, с позиции создания наземных сооружений, аэропортов. Тоже касается речного и железнодорожного транспорта, в той мере, в которой мы заинтересованы, и в которой можем влиять на ситуацию. Что касается железнодорожного транспорта, вписываясь в те условия, которые предлагаются федеральными структурами и, соответственно, Министерством Путей Сообщения.
Нашими Приоритетами в развитии автомобильного транспорта и дорожной сети остается работа по созданию широтного коридора Томск - Ханты-Мансийск - Пермь, который является продолжением на нашей территории северо-западного транспортного коридора.
Также мы активно работаем по формированию меридиональных транспортных коридоров. Например, реконструкция дороги Тобольск-Когалым. Поскольку большая часть этой дороги сегодня имеет федеральное значение, то необходимо проводить работы для повышения уровня покрытия.
По-прежнему остается перспективным решение локальных задач - строительство дороги, которая соединит Урай с железной дорогой. Мы прошли уже большую часть пути, поэтому надо активизироваться, чтобы завершить эту стройку.
Чрезвычайно важным является направление, которое мы реализуем на северо-западе автономного округа, это дорога на приполярном Урале с выходом ее на общую дорожную сеть. То, что касается развития ее в предгорье и горах, мы эту задачу сегодня успешно решаем. Это связано как раз с созданием необходимой транспортной сети для освоения Северного Урала, развития добычи твердых минеральных ресурсов, которых у нас огромное количество и они просто недоступны без решений в этом направлении.
В связи с созданием широтного транспортного коридора встала необходимость создания мостового перехода через Иртыш в районе г. ХантыМансийска, причем это дает нам возможность организовать сквозное движение, как минимум, на полторы тысячи километров, соединить западную часть округа через Нягань, выход на Ивдель, Свердловскую область и на Пермь.
Что касается развития авиационного транспорта, то у нас недавно создан международный терминал в аэропорту г. Сургута и заканчивается аналогичная работа в Нижневартовском аэропорту. Возможности аэропортового хозяйства позволяют принимать иностранные самолеты всех типов. В Ханты-Мансийске закончили работу над первой частью аэровокзального комплекса. В декабре работа будет полностью завершена. Проведено обновление навигационного оборудования.
Таким образом, округ имеет три современных узловых комплекса: Ханты-Мансийский, Сургутский, Нижневартовский, к ним можно добавить великолепно функционирующий - Когалымский, которые в совокупности с менее "продвинутыми" другими 12 портами обеспечивают нормальное авиационное сообщение. Инфраструктура аэропортов позволяет осуществлять перевозки не только внутри округа, но и оборудованные соответствующими пограничными пунктами, во внешнем режиме. Это связано с потребностью не только жителей, но и предприятий округа, работающих вахтовым методом. Перевозки осуществляются из других регионов России и стран СНГ, в том числе Беларуси, Украины и ряда других.
Что касается развития речного транспорта - здесь надо говорить об обновлении флота пассажирских судов и, конечно, причальных береговых сооружений. В Ханты-Мансийске произошли существенные изменения: строительство терминала, в ближайшее время закончится сооружение вокзальных комплексов, идет техническое переоснащение, прежде всего пассажирского обслуживания.
Мы поставили вопрос о передислокации в Ханты-Мансийск Обь-Иртышского пароходства, 70% грузооборота которого осуществляется в интересах и на территории автономного округа. Есть необходимость более плотной предметной работы по обустройству водных путей, поэтому поставили вопрос о передислокации также и бассейного управления водных путей.
За прошлый год перевозки выросли более, чем на треть, в этом тоже идет интенсивное развитие, это требует более серьезного отношения по созданию условий безопасности движения, это работа с фарватером, с обустройством устья реки и т.д. В целях координации и с перевозчиками и с теми службами, которые должны создавать условия для работы перевозчиков, мы поставили эти вопросы и надеемся, что они будут решены. Это не прихоть власти автономного округа, а наш взгляд просто необходимость в более тесном сотрудничестве и координации. Находясь столь далеко, бассейновое управление и пароходство, на мой взгляд, просто не имеет возможности эффективно влиять на ситуацию.
Что касается железной дороги. В очередной раз в этом году обновили свои договора со Свердловской железной дорогой. Взяли очень серьезные обязательства на себя по поддержке подразделений МПС, которые работают в автономном округе. Наша забота - это, прежде всего, пассажирские перевозки. Мы приобрели значительное количество вагонов для формирования пассажирских поездов. Сезонные пики стали уже проблемой для нашего автономного округа. Вместе с управлением СВЖД сейчас формируем фирменные поезда, которые разрядят обстановку.
В части работы по главному пути наша задача - увеличить пропускную способность Сургутского отделения СВЖД, поскольку на 30% в прошлом году увеличились грузовые перевозки в этом направлении. И сегодня возникают некоторые проблемы в этом направлении сточки зрения пропускной способности.
Есть программа по электрификации этого направления железной дороги, формирования вторых путей на особо загруженных участках.
Ряд проблем, связанных с пригородным сообщением мы берем на себя, кроме того, мы финансируем реконструкцию железнодорожного вокзала в Нижневартовске и ряде других населенных пунктов.
ХМАО потребляет большое количество ресурсов производимых другими регионами. Это продукция металлургии, нефтяного машиностроения, продовольствие и т.д. Это предполагает налаживание тесных связей с различными регионами. Какие регионы являются наиболее приоритетными для ХМАО?
А.Филипенко: Для производителей, которые расположены в других российских регионах, Ханты-Мансийский округ привлекателен как огромный рынок сбыта продукции, поскольку главные отрасли экономики округа очень ресурсоёмкие. Огромное количество металла, машин, оборудования различного типа. Населения округа 1,5 млн. человек обладают покупательной способностью большей, чем средний россиянин. Достаточно много отстроили нового жилья, в связи с этим можно реализовывать много товара, связанного с обустройством жилья. Мы заключили огромное количество соглашений с различными российскими регионами. Это в большей степени политические документы. На мой взгляд,они достаточно конструктивно, успешно работают, обеспечивают комфортный режим для тех предприятий округа, которые непосредственно работают с другими регионами.
Недавно состоялась большая выставка-презентация с заключением соответствующих договоров-соглашений с Нижегородской областью. Мы достаточно успешно работаем с Башкирией, Мордовией, Пензенской, с Московской, с Санкт-Петербургом и многими другими. Я могу подтвердить, что и сегодня мы заинтересованы в том, чтобы к нам приходили производители той продукции, которая пользуется потребительским спросом у наших предприятий топливно-энергетического комплекса, прежде всего, электроэнергетики, нефтяной и газовой промышленности, геологической отрасли. Мы потребляем не только металл, цемент и другие материалы из этого ряда, но и продукцию предприятий высоких технологий, связанную с исследованием недр, высококвалифицированным управленческим трудом. Это перспективное направление для тех, кто хотел бы предложить свои услуги.
ХМАО входит в Уральский федеральный округ. Какие положительные или отрицательные моменты для Вашей работы как губернатора принес первый год функционирования института полномочных представителей президента.
А.Филипенко: Говорить о каких-то негативах у меня нет оснований, сотрудничаем конструктивно и с полномочным представителем президента в Уральском Федеральном округе Петром Латышевым, и с аппаратом представителя. Пытаемся организовать совместную работу так, чтобы решать те вопросы и проблемы, которые существуют в округе.
Существует план реструктуризации энергетики страны. Какой, по Вашему мнению, результат это будет иметь для экономики России?
А.Филипенко: На мной взгляд, пока сделать однозначный вывод сложно. Из того, что предложено сегодня и обсуждается, и по сути уже принято правительством, можно выбрать приоритетом какие-то конструктивные шаги. Но в сегодняшнем состоянии это программа таит в себе некоторые угрозы, которые нам нужно минимизировать. В этом случае, я считал бы правильным, чтобы принцип "не навредить" в этой реформе превалировал.
Во всяком случае, необходимо, чтобы такая нормально и эффективно действующая энергосистема, как наша, с высокими показателями надежности, не была использована в качестве "пробы пера", площадки для экспериментов. Поскольку от ее нормальной и надежной работы зависит энергетическая безопасность России, т.к. именно эта система обеспечивает электроэнергией главные нефтяные и газовые промыслы. Я не говорю о том, что она активно поддерживает другие регионы, поскольку является избыточной. Я бы хотел, чтобы вместе с нами обсуждались конкретные шаги, как осуществлять эту реформу.
В Ханты-Мансийском автономном округе добывается 60% всей российской нефти и 3% газа, что делает благополучие региона сильно зависимым от нескольких факторов, например, цены на нефть и газ. Принимает ли администрация округа какие-то меры, чтобы снизить эту зависимость?
А.Филипенко: Если говорить серьезно, то радикального решения этого вопроса - освобождения от этой зависимости в округе говорить просто не серьезно. Надо быть реалистами. Сегодня более 90% экономики связано с предприятиями ТЭК.
Хотя мы серьезно занимаемся тем, чтобы развивать иные отросли. Это традиционная - лесная, куда за последнее время мы много вложили. Пытаемся привлечь и иных инвесторов. Есть очевидные подвижки. Не стоит задача развить традиционную заготовку и какую-то первичную обработку. Я говорю о глубокой переработке древесины. В этой программе есть и строительство двух фанерных комбинатов, и создание целлюлозно-бумажного комбината, и достаточно серьезные мощности по выпуску плиты РБФ. В стадии активной реализации проект по выпуску клееных деревянных конструкций, который поможет решить вопросы создания каркасных сооружений и зданий. Это хорошее перспективное направление не только в округе, но и в России в целом.
Занимаемся новым для нас направлением - участвуем в развитии телекоммуникаций. Это оптоволоконные линии связи, новые коммутирующие мощности, интернет-технологии, которые самым активным образом сейчас стали развивать.
Для того, чтобы это процесс сделать более динамичным и необратимым, создали научно-исследовательский институт информационных технологий. Приступили к созданию образовательного центра, для подготовки специалистов в сфере информационных технологий.
Большое внимание уделяем перспективному на наш взгляд направлению - геологической разведке на приполярном Урале твердых полезных ископаемых. Это драгоценные металлы, полиметаллы, кварц очень высокого качества. Сейчас приступили к реализации проекта,который позволит получать сверхчистые материалы на основе кварца, что позволит говорить о качественно новых направлениях в Российских технологиях.
Сегодня, если посмотреть структуру экономики округа без нефтяного комплекса, то мы обнаружим экономику нормальной среднестатистической российской области. Если добавим туда наш ТЭК с нефтедобычей, то имеем существенно гипертрофированную, но в хорошем смысле слова экономику.
В этом году произведем продукцию на 400 млрд. рублей. Для специалиста эта цифра достаточно полно характеризует нашу территорию. Далее - вблизи Москва, которая производит продукции на 300 млрд. рублей.
Мы продолжаем наращивать свои возможности, в частности в плане дальнейшей переработки углеводородного сырья, что даст нам качественно иной уровень нашей экономики.
Ряд предприятий не особенно масштабного характера мы уже сформировали, они работают. Позволяют закрывать некоторые собственные потребности округа своими силами.
Мы хотели бы, чтобы переработка не заканчивалась на уровне моторного топлива, а создать нефтехимические и газохимические предприятия, чтобы обеспечить более глубокую переработку и более высокие дивиденды.
Огромный природный потенциал требует широкомасштабного привлечения капитала. Способны ли, по Вашему мнению, российские компании удовлетворить эту потребность в полной мере, или необходимо привлечение иностранного капитала.
А.Филипенко: Я думаю, что Российские компании в существенной мере могли бы удовлетворить эту потребность. Для этого нужно создать необходимые условия. Сделать более привлекательным режим. Гарантировать условия, при которых эти инвестиции бы использовались.
Мы создали свое региональное законодательство, которое позволило нам существенно увеличить приток, в первую очередь отечественного капитала, капитала тех же нефтяных компаний. Какие - это капиталы заемные или собственные, это уже неважно. За короткое время мы ввели в оборот порядка 15 новых месторождений. В связи с тем, что вступил в действие новый налоговый кодекс, мы вынуждены существенную часть своих решений, принятых в автономном округе в рамках регионального законодательства, пересмотреть. Таким образом, часть инвестиционных проектов потеряли свою привлекательность. На мой взгляд, нужно формировать эти стимулы. Коль скоро это запрещено региональным властям, это должны сделать федеральные власти.
Конечно же, необходим приток иностранного капитала. Я только приветствую, если это случается. У нас работают совместные компании и иностранные компании и в нефтедобывающей отрасли, и в сервисе, прежде всего в торговом сервисе. На мой взгляд, присутствие части иностранного капитала по сравнению с потенциальными возможностями для инвестиций, которые имеются в округе, просто незначительно. На порядок можно увеличить присутствие этого капитала. Для этого нужно создавать новую нормативную базу, чтобы увеличивать инвестиционную привлекательность, а не пугать, революционно меняя налоговое законодательство, причем достаточно часто. Поэтому и стабильность, и привлекательность инвестиционных условий просто необходимы. Только в нефтяном секторе на уровне 6-7 млрд. долларов - это годовые потребности в инвестициях, необходимых для того, чтобы поддерживать уровень добычи. Для того, чтобы более активно расти и подниматься нужны инвестиции до 10 млрд. долларов в год. А это огромный инвестиционный рынок.
Одной из основных проблем компаний нефтегазового сектора являются различия федерального законодательства и законодательства субъектов РФ. Решена ли эта проблема в Вашем округе? Какие дополнительные трудности для экономического развития региона появляются в процессе унификации регионального и местного законодательства?
А.Филипенко: Мы отменили ряд своих решений, например, региональный закон о стимулировании ускоренного ввода в действие новых месторождений нефти и газа. На мой взгляд, прекрасно работавший закон, мы были вынуждены его отменить, поскольку он вошел в некое противоречие с налоговым кодексом. Сложности в том, что теперь надо найти замену тем нормам, которые действовали в округе. Хотя, я подчеркиваю, они никоим образом не противоречили федеральному законодательству, были приняты в рамках той компетенции, которой обладала региональная власть. Новое федеральное законодательство, закрепив за собой эксклюзивное право работы с рядом налогов: такими как налог на прибыль и другими, потребовало приведения к этим новым условиям нашего регионального законодательства.
Большую роль в обеспечении притока капитала играет прозрачность деятельности, как Администрации округа, так и работающих на его территории компаний. Имеются ли определенные разработки или проекты в области повышения информационного обеспечения хозяйственной деятельности в ХМАО?
А.Филипенко: Да, конечно, у нас есть мысли, есть идеи, но я еще далек от того, чтобы считать, что мы решили проблему связанную с информационным обеспечением всего того, что делается в автономном округе. Хотя, на мой взгляд, за последний год мы серьезно исправили ситуацию. В округе работают четыре с половиной десятка теле и радио- вещательных компаний, значительное количество печатных средств массовой информации. Мы активно стараемся размещаться в интернете. Но еще многое надо сделать в информационной работе на Россию в целом. Сейчас люди, по моему мнению, слабо представляют себе значение труда полутора млн. жителей округа, которые обеспечивают более, чем 10% федерального бюджета, производя на 400 млрд. рублей промышленной продукции, что составляет более 7% от общего объема производства промышленной продукции Российской Федерации. Менее 1 % населения России производит 7 % продукции в рамках финансового результата работы всей страны.
Проблем очень много и сложных проблем, которые мы решаем, опираясь только на собственные силы. Хотя в округе, на мой взгляд, большинство задач решается федерального значения. С точки зрения обеспечения энергетическими ресурсами, обеспечения энергетической безопасности России, обеспечения перспектив развития государства в целом. Хотя бы потому, что по известной формуле, для того, чтобы обеспечить 1% прироста промышленного производства, стране нужно получить прирост не менее чем на 1% энергетических ресурсов. Основная база, для этого в ближайшие 25-30 это Ханты-Мансийский автономный округ.
Всё это должны знать люди, должны знать заинтересованные структуры, государственные и представители частного бизнеса и т.д. Надо много сделать для того, чтобы достоверная объективная и оперативная информация была доступна для всех, кто хотел бы ее получить.
На территории Вашего округа работают несколько крупных нефтегазовых компаний страны. Какое влияние они оказывают на развитие округа?
А.Филипенко: Крупные нефтяные компании оказывают непосредственное влияние. От деятельности этих компаний многое зависит. Если они работают эффективно, значит, они формируют доходы не только себе, не только людям, которые работают в этих компаниях, они формируют, естественно, налоговую базу территории и т.д. Поэтому мы во взаимоотношениях с компаниями, и нацелены на то, чтобы совместными усилиями формировать более комфортные условия для их работы. Потому что, это важно - организовать нормальную, эффективно действующую экономику, которая, естественно, является базой для решения всех социальных проблем, обеспечения роста благосостояния людей. Это главная задача, все остальное средства, инструментарий. Задача для любой власти - обеспечение уровня и качества жизни людей и поэтому надо эффективно работать. Все заинтересованы, чтобы получить этот результат.
Жизнь в условиях севера трудна, какие социальные программы поддержки населения Вы осуществляете? Готовите?
А.Филипенко: Сегодня утверждено 44 программы, подготовленные Правительством, затем утвержденные Думой автономного округа, с соответствующим бюджетным обеспечением. Это и образовательные программы, т.е. развитие образования в целом, и программы развития здравоохранения, культуры, и программы социальной защиты населения. Для их реализации создана мощная отрасль, которая работает с социально незащищенными группами людей - с детьми, с учащейся молодежью, со студентами, ветеранами, пенсионерами и инвалидами всех групп. На мой взгляд, эти программы достаточно эффективно действуют сегодня. Главная задача, которую мы ставим, чтобы действительно сделать все эти социальные программы точечными и адресными, ориентированными на конкретного человека. Это необходимо, с одной стороны для того, чтобы оптимизировать расходы, с другой стороны, чтобы создать эффективно работающий механизм, действительно работать по принципу и подобию экономических отраслей, которые у нас существуют. Я думаю, нам предстоит большая работа и мы движемся в этом направлении. Принципиально важно то, что аналогичная работа сегодня уже идет и на федеральном уровне. Какие то принципиальные задачи в этом смысле я попытался выстроить в своем ежегодном послании. Недавно, полтора месяца назад это было озвучено представительному органу и населению автономного округа в целом.
Удаленность от центра влияет на образовательный и культурный уровень развития молодежи. Как обстоят дела в области дошкольного, школьного, специального образования?
А.Филипенко: У нас на достаточно стабильном и хорошем уровне в последние годы поставлено дошкольное воспитание и школьное образование. В этой связи, может быть показательно то, что это не наши оценки, об этом говорит существенный процент поступающих в Вузы выпускников наших школ. За последние три года существенно выросло количество молодых людей, которые оканчивают школу с золотыми и серебряными медалями. Не так давно золотых медалистов было 60 , а в этом году уже 120 человек. Всего медалистов в этом году более 300 человек.
Совершенно новым является то, и об этом уже можно говорить, что за последние годы у нас сформировалась профессиональная школа и высшая школа, в частности. Создано несколько Вузов, которые уже сделали первые выпуски своих студентов. Мы не пытаемся заниматься какой-то параллельной работой, вместе с тем, наша концепция образования предполагает подготовку необходимых специалистов в округе. Практикующие врачи, педагоги для школы, конечно же, их надо готовить на месте, а не везти из Москвы и Санкт-Петербурга.
При этом это никоим образом не означает, что мы пытаемся изолироваться. По-прежнему, у нас самые активные и широкие связи со сложившимися, традиционными, зарекомендовавшими себя образовательными центрами это Москва и Питер, Новосибирск и Екатеринбург, Тюмень и Томск. Мы думаем, что это тот разумный необходимый компромисс, который сегодня реализуем.
Огромный эффект и от того, что мы сохраняем много молодых людей, которые раньше уезжали куда-то и только часть из них возвращалась, да и то нередко не получив необходимого образования. Особенно важно то, что, формируя эти центры, мы получаем, в том числе, и просто крайне необходимые для любой территории интеллектуальные центры. Мы пытаемся сегодня формировать образовательные центры по принципу нашего Центра искусств для одаренных детей Севера. Создав его, мы в свое время сформировали при нем интернат, образовательную школу и школу искусств, затем колледж искусств. Сейчас на базе этого Центра искусств открываем отделения института им. Гнесиных , Московского государственного университета культуры и Екатеринбургской академии - как Институт дизайна. Таким образом, завершается цикл подготовки, начинающийся с дошкольного, школьного образования. Мы выращиваем тех, кто может и достоин, доводя людей до высокого профессионального уровня, с получением высшего образования в соответствующей сфере.
В округе мы формируем три ведущих образовательных центра- в Ханты-Мансийске, Сургуте и Нижневартовске,которые обязаны решить проблему образования и создать интеллектуальный слой. Проводя эту работу мы получаем необходимый мультипликативный эффект в вопросе воспитания творческой интеллигенции. Эффект, который очень важен для любой территории вообще, а особенно для территории нового освоения, которой является Ханты-Мансийский автономный округ.
Какие существуют программы возрождения и развития национальной самобытности и традиций коренных народов Севера?
А.Филипенко: Существует достаточное количество программ,имеющих своей целью сохранение, прежде всего, и развитие этноса как такового: ханты, манси и других малочисленных народов, которые живут на территории автономного округа. Это ряд конкретных мер, направленных на поддержание традиционных отраслей экономики: оленеводство, охотничий промысел, рыбная отрасль. Это связано с поддержкой и развитием национальной культуры и языка, обрядов, традиционного образа жизни и т.д. В этом смысле, конечно же, нужно говорить о серьезном прогрессе в вопросах поддержки национальной культуры, искусства, а так же фольклора, литературы и т.д. Есть, на мой взгляд, положительные изменения в поддержке традиционной экономики, хотя, говорить о решении этой проблемы, о решении всех проблем, связанных с сохранением и развитием этноса ханты и манси я бы не стал. Здесь еще очень много, значительное количество проблем.
Как Вы оцениваете экологическое состояние округа? Какие программы работают на улучшение экологии региона?
А.Филипенко: Экологическое состояние различных частей территории автономного округа разное. Значительная часть автономного округа, по сути, экологически здорова. Задачей является не навредить - поддержать. Мы очень многое сделали для того, чтобы расширить рекреационные зоны в экологическом смысле, заповедные природные зоны. Наша концепция, которую мы сформировали, предполагает, что не менее трети территории округа, как раз должны составлять такого вида зоны. И работа в этом направлении продолжается для того, чтобы действительно обеспечить режим восстановления для животного мира, фауны и флоры.
Есть территории, которые подверглись интенсивному промышленному освоению, в результате которого на ряде из них есть и ситуации критические. Я бы не говорил пока о необратимых процессах, но вместе с тем они близки к этой критической черте. Это территории, в основном, раннего и среднего периода освоения. Здесь надо говорить о серьезных мерах по рекультивации, необходимости принятия действительно радикальных мер для восстановления природной среды. И очень много сделать надо превентивно - профилактически для того, чтобы не допускать такого варварского отношения к природе, которое буквально десяток лет назад просто было нормой. Для этого надо потратить огромные средства, чтобы обеспечить надежность функционирования всех тех систем, которые мы создали. Уменьшить техногенную нагрузку, особенно сократить риски выбросов, связанных с деятельностью трубопроводных систем и иных вероятных источников загрязнения окружающей природы. Нужна система контроля, мониторинга и самые жесткие санкции по отношению к нарушителям.
К сожалению, то, что в последнее время предпринято на федеральном уровне совершенно не объяснимо. Те радикальные сокращения природоохранных служб, которые произошли, привели к тому, что если бы мы не подставили плечо, формируя за счет собственных возможностей - финансовых, прежде всего, то по сути можно было бы говорить о самом критическом состоянии природоохранной деятельности вообще. И в этом смысле и федеральному правительству, прежде всего нам, на мой взгляд, надо более внимательно относиться к реорганизации, потому что природа нуждается в более серьезной защите.
Самый перспективный регион России на Ваш взгляд?
А.Филипенко: Конечно же, один из самых перспективных - это Ханты-Мансийский автономный округ. Мне думается, достаточно того, что я уже сказал, для того, чтобы это понять. А чтобы это осознать до конца, надо приехать в Ханты-Мансийский автономный округ и убедиться на месте.
Ваши пожелания жителям автономного округа.
А.Филипенко: Мои пожелания жителям автономного округа достаточно понятны, логичны и лаконичны одновременно. Я хотел бы пожелать, чтобы все мы завтра в 2002 году жили немного лучше, чем в 2001. Для этого у нас все есть, необходима совместная работа. Хотелось, чтобы в этой работе участвовало и правительство РФ, прилагая усилия не только с позиции того, сколько и что нужно взять с этой территории, но и как помочь этой территории больше дать для России.

Источник : Neftegaz.RU