Интервью губернатора Тюменской области Сергея Собянина информационному агентству Neftegaz.RU 19 октября 2001 года | Neftegaz.RU
...

Интервью губернатора Тюменской области Сергея Собянина информационному агентству Neftegaz.RU 19 октября 2001 года

Я был потрясен случившимся. Чудовищная атака на мирных жителей Нью-Йорка - вызов всему человечеству и серьезный урок. Но вспомним о многочисленных жертвах террора в России. До американского материка докатилась волна взрывов в Москве, Дагестане. Надеюсь, мировое сообщество осознало, что кровавые события в Чечне, на Балканах, непрекращающиеся угрозы Бен Ладена и его приспешников - звенья одной цепи. Мирные переговоры с бандитами, поиск компромисса, увы, не помогают избежать опасности. Причем никто не знает, в какой стране и в какое время прогремит очередной взрыв. Кто может заручиться, что завтра террористические акты не повторяться?

Интервью губернатора Тюменской области Сергея Собянина информационному агентству Neftegaz.RU 19 октября 2001 года

Международный терроризм принимает новые масштабы. Тюменская область является самой богатой кладовой национального достояния России - голубого и черного золота. На ее территории расположены уникальные технические комплексы по добыче, транспортировке и переработке нефти и газа. В Тюменской области одна из самых мощных энергетических систем России - Тюменьэнерго.
Ваше отношение как человека и как представителя государственной власти к происшедшим терактам? Какие меры принимаются в Тюменской области для обеспечения безопасности техногенных и гражданских объектов, защиты населения?

C.Собянин: Я был потрясен случившимся. Чудовищная атака на мирных жителей Нью-Йорка - вызов всему человечеству и серьезный урок. Но вспомним о многочисленных жертвах террора в России. До американского материка докатилась волна взрывов в Москве, Дагестане. Надеюсь, мировое сообщество осознало, что кровавые события в Чечне, на Балканах, непрекращающиеся угрозы Бен Ладена и его приспешников - звенья одной цепи. Мирные переговоры с бандитами, поиск компромисса, увы, не помогают избежать опасности. Причем никто не знает, в какой стране и в какое время прогремит очередной взрыв. Кто может заручиться, что завтра террористические акты не повторяться?

На территории области усилена охрана предприятий энергоснабжения, нефте и газопроводов, аэропортов, объектов железной дороги. Улицы Тюмени патрулируются в обычном режиме. Идет проверка жилого фонда, осмотр подвалов и чердаков. Но все это плановая работа. Хотя нельзя отрицать возможности вылазок доморощенных террористов, которые, насмотревшись телевизора могут совершать какие-то действия. Но пока все ограничивается звонками - "бомба заложена". Отряды выезжают, проверяют. А телефонных террористов ищем и наказываем.


Тюменская область - самостоятельный субъект РФ. Но, на ее территории находятся два равноправных ей субъекта РФ, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, что относит ее к разряду "сложно построенных" субъектов РФ.
Как выстроены Ваши взаимоотношения по управлению Тюменской областью с губернаторами ХМАО А.Филипенко и ЯНАО Ю.Нееловым?

C.Собянин: Отношения складываются нормально. Подготовлены десятки экономически обоснованных взаимовыгодных инвестиционных проектов. Многие уже реализуются. В плане интеграции за последние месяцы сделано значительно больше, чем за предыдущие десять лет.

Заключено "Соглашение об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, ХМАО, ЯНАО". От дележа власти между тремя губернаторами в прошлом, мы сегодня перешли к решению конкретных проблем, связанных с развитием промышленности, образования, здравоохранения, социальной сферы. Сотни миллионов рублей северных инвестиций уже реально работают в экономике области. Но это лишь первые, хотя и принципиальные, шаги. Создана нормальная политическая атмосфера, теперь предстоит по крупицам собирать, восстанавливать разрушенные экономические и социальные связи.

Долгие годы мы были свидетелями явного противостояния севера и юга Тюменской области. В этот конфликт вольно или невольно были втянуты не только властные структуры, но и все жители области. Сегодня можно констатировать, что на всем этом политическом раздрае терзавшем область, поставлена точка. Надежды людей на политическое согласие, спокойствие в нашем регионе, стабильность в развитии области сбылись. Нынче есть договоренности об инвестировании округами в Тюменскую область.


Началась кампания по выборам депутатов Тюменской областной Думы. В областную думу выбираются депутаты от Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Не смогут ли эти выборы негативно повлиять на установившиеся конструктивные отношения между этими субъектами РФ?

С.Собянин: Многие с нетерпением ждали старта выборной кампании. Некоторые втайне потирали руки и думали: это тот оселок, на котором сейчас проверим этих ребят, насколько они сплоченные, насколько они взаимовежливые. И, наверное, кое-кто ждал начала конфликтной политической ситуации на почве выборов в областную Думу. Этого не произошло. И не произойдет. Никакого конфликта между субъектами даже близко не существует и не будет. Это самое главное.
14 сентября в Салехарде состоялось заседания Совета губернаторов. На этом заседании Вы вместе с А.Филипенко и Ю. Нееловым обсуждали координацию налоговой политики.
Какие конкретные шаги предпринимаются для воплощения этой программы в жизнь?

С.Собянин: Если раньше Совет губернаторов занимался какими-то отдельными мелкими вопросами, зачастую не принципиальными, и вокруг них постоянно шли дебаты, то сейчас можно увидеть четкую, стройную систему действий губернаторов. Если мы определили линию инвестиционной политики, то на каждом заседании Совета возвращаемся к этим вопросам и каждое заседание дает определенный плюс. Если определили налоговую политику, то также на каждом заседании к ней возвращаемся.

На Совете трех губернаторов в Ханты-Мансийске, мы вместе подписали письмо Президенту Российской Федерации, в котором была предложена альтернативная схема распределения ресурсных платежей, учитывающая интересы добывающих территорий.

Решение проблемы, возникшей в связи с изменением Федерального Налогового кодекса и Закона "О недрах", потребовало концентрации всех наших сил и политических возможностей. Мы прошли по грани, за которой были резкое уменьшение (практически в два раза) областного бюджета, обнищание и так небогатой социальной сферы, ликвидация большинства областных программ, и, как следствие, значительное ухудшение качества жизни жителей области.

В результате вмешательства Президента России, Полномочного представителя Президента в УрФО, активном содействии ряда депутатских фракций Госдумы, по Тюменской области были приняты решения, сохранившие платежи за природные ресурсы в нашем бюджете. Впервые за последние годы губернаторы автономных округов, области, выступили единым фронтом, вместе отстаивая интересы населения всего региона. В этой сложной ситуации мы одержали большую совместную победу, которая позволит и в дальнейшем нормально развиваться области.

На последнем заседании, состоявшемся в Салехарде 14 сентября, мы установили компенсации из областного бюджета предприятиям, что ведут добычу нефти и газа на территории автономных округов в размере 8 процентов от стоимости заказанного и оплаченного оборудования и других материалов и других материальных ресурсов, закупленных на предприятиях Тюменской области. Таким образом, мы делаем Тюмень еще более экономически привлекательной, укрепляем существующие связи. Ведь бывало, доходило до смешного - есть у нас завод, выпускающий нужную нефтяникам продукцию, а они заказывали ее в Екатеринбурге или в Москве. Не потому что там лучше или дешевле, а потому что политическая ситуация была такая. Сейчас - наоборот. Большая часть продукции заказывается здесь. Мы подписали соглашение с "ТНК", согласно которому, 80% оборудования для разработки "Уватского проекта" будет производиться в Тюмени.

В области налоговой политики мы договорились совместно отстаивать интересы единой Тюменской области в органах власти РФ, в том числе по вопросам ресурсных платежей, из которых в значительной степени состоят бюджеты округов тюменского севера.


Основные направления провозглашенной Вами стратегии устойчивого развития Тюменской области предусматривают расширение и качественное изменение экономической базы области, в т.ч.
  • форсированное развитие нефтепереработки и нефтехимии
  • развитие горнодобывающей промышленности за счет освоения недр Восточного склона Уральских гор.
  • дальнейшее наращивание мощностей энергосистемы.
  • развитие транспортной системы Тюменской области.
  • возрождение и развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности.
  • развитие машиностроения и инновационных производств.
Какие конкретные шаги предпринимаются для воплощения этой программы в жизнь?

С.Собянин: Если давать общую оценку развития социально-экономической ситуации в области, то она вполне удовлетворительная. По большинству показателей имеется положительная тенденция, динамика роста. Улучшается положение в социальной сфере, наводится порядок во всем, начиная от благоустройства и заканчивая расходами бюджета.

Стратегическим направлением недропользования является разработка (на условиях СРП) Уватского проекта. Это долгосрочный проект, который закладывает основу развития нефтегазовой отрасли на юге области. Планируется, что в освоение месторождения инвестор вложит около 35 млрд. рублей. При этом уже в течение первых пяти лет от реализации этого проекта планируется получить в областной и местный бюджеты прямых и косвенных налогов более полутора миллиардов рублей.

К тому же дополнительно появится свыше трех тысяч высокооплачиваемых рабочих мест. При размещении заказов машиностроения, стройиндустрии приоритет будет отдан местным предприятиям. Кроме этого, готовится аукцион на выдачу лицензий по 11 нефтяным участкам. Проведение открытого аукциона на добычу песков на Тумашевском месторождении позволит максимально загрузить мощности Винзилинского стекольного завода.

Ожидаемый эффект от реализации Уватского проекта составит:
для Федерации - более 25 миллиардов рублей, для Тюменской области - более 15 миллиардов, для Уватского района - более 4 миллиардов.

С руководством "Сибура" в Тобольске подписано соглашение о совместной деятельности по подготовке ряда крупнейших инвестиционных проектов, которые позволят почти вдвое увеличить объемы нефтехимии на Тобольской промплощадке и вклад Тобольского нефтехимкомплекса в развитие социальной сферы.

Что касается энергосистемы - то тут тоже все было далеко не безоблачно. Мы столкнулись с проблемой неплатежей, причем глобальных! Федеральные структуры, города, сельские муниципальные образования - был очень сложный клубок проблем. Но нам удалось подписать очень важное соглашение с "Тюменьэнерго" о реструктуризации долгов. Сейчас мы занимаемся тем, что проверяем механизм образования задолженности, и решаем проблемы. "Приморья" и "веерных отключений" в Тюмени не будет никогда. У нас в городе идет масштабная реконструкция ТЭЦ-1, которая позволит больше не переживать на эту тему.

На совете трех губернаторов были оговорены концептуальные положения единой транспортной системы. Её реализация должна сделать более доступными для населения услуги по автобусным перевозкам и пользованию речным флотом. Кроме того, утвержден проект по созданию единого центра управления полетами. Что касается дорог, то транспортная артерия Тюмень - Ханты-Мансийск будет реконструироваться. Губернаторы договорились "скинуться" на ее ремонт по 20 миллионов рублей. Более того, на 2002-й год эта общеобластная программа будет числиться в приоритетных. Учитывая, что уже строится дорога Салехард-Сургут, связи между нашими субъектами еще более окрепнут. Плюс к тому, Обь-Иртышское пароходство переезжает в Ханты-Мансийск, туда, где осуществляются основные перевозки речным транспортом.

Лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности в этом году на 23 процента увеличили объемы выпуска продукции, что в четыре раза превышает темпы прироста объемов производства. Произошли значительные изменения в структуре продукции предлагаемой на рынок, вместо круглого леса и необрезных пиломатериалов - поставляются готовые изделия из древесины. Предприятия стремятся расширить перечень и повысить качество продукции, осваивая новые конкурентоспособные виды. Сегодня большое количество предприятий наращивают объемы производства продукции, но продолжают испытывать финансовые затруднения и недостаток средств на свое развитие. В этом году на финансовую поддержку предприятий лесопромышленного комплекса выделено 100 млн. рублей на возвратной основе. Совсем недавно мы подписали соглашение с предприятием "Государственная инвестиционная корпорация", которое будет вкладывать в наш регион значительные деньги. Особое внимание представители "Госинкора" обратили именно на деревоперерабатывающую отрасль, посетили деревообрабатывающий комбинат "Красный октябрь", и взяли с собой уже готовый бизнес-план, разработанный руководством предприятия.

Несмотря на положительные тенденции, наметившиеся в работе машиностроительных предприятий юга области, эта отрасль пока работает ниже своих возможностей: слабо исследован рынок сбыта; производственные мощности недозагружены. Оборудование достаточно старое. Поэтому мы одним из приоритетов определили именно техническое перевооружение отрасли, внедрение новых наукоемких технологий. И уже в этом году инвестиции в машиностроение возросли в полтора раза, так что есть повод для оптимизма.

Приятно сознавать, что идут изменения в сельскохозяйственном производстве нашего региона. В начале года для приобретения минеральных удобрений, современной техники, на реконструкцию животноводческого комплекса областная администрация выделила 1,6 миллиарда рублей. Деньги, направленные на кредитование животноводов и аграриев, себя оправдали. Такого рекордного урожая зерновых не помнят даже старожилы. За последние 30 лет высшей отметкой считалась цифра один миллион триста тысяч тонн. В этом году один миллион семьсот тысяч - не предел. Этот рубеж взят благодаря внедрению ресурсосберегающих технологий в растениеводстве, основанных на применении современных машин и агрегатов на полях, новых высокоурожайных сортов зерновых культур и современных средств защиты растений, удобрений, позволяющих восстановить плодородие почвы и повысить урожайность сельскохозяйственных культур. Но главное в сельском хозяйстве - это стабильность. Минимум полтора миллиона тонн зерна - к такому рубежу надо стремится каждый год.

Сложным остается положение дел в молочном животноводстве, поэтому принимаются все меры по стабилизации ситуации.

На будущий год готовится программа по выходу из кризиса животноводческого комплекса и молочной промышленности. 60 миллионов рублей планируется выделить на развитие животноводства. Думаю, это приведет к серьезным позитивным изменениям. В этом году из областного бюджета на возвратной основе выделены кредитные ресурсы на реконструкцию и строительство коровников. Для улучшения породного состава сельхозпредприятиями куплено около 700 голов молодняка молочных пород и 350 голов мясных пород. В 2002 году будут приобретены до двух тысяч голов молочного скота и до тысячи голов мясного направления с целью создания племенных репродукторов. Это в три раза больше, чем в 2001 году и 4,5 чем в 2000 году.

Перед департаментом агропромышленного комплекса, администрациями районов, поставлена задача создания полноценной концепции развития сельскохозяйственного производства. Каждый район, каждое хозяйство должно знать, в каком направлении развиваться, какими путями выходить из кризиса, что лучше сеять, что эффективнее выращивать. Причем, все программы должны опираться не только на благие пожелания и фантазии, а на реальную финансовую, экономическую, научную, кадровую базу, на реальные рынки сбыта.


С какими социальными проблемами сталкивается область, и как решаются эти проблемы?

C.Собянин: Наркоситуацию в Тюменской области можно оценивать как нетерпимую. По данным Правительства Российской Федерации наша область вместе с округами занимает 4 место в России по уровню немедицинского потребления наркотических средств. Непосредственно юг находится на уровне 15 места. В этом году мы в три раза увеличили финансирование антинаркотической программы (значительно, до 77 млн. рублей)! Для решения проблем профилактики и борьбы с наркоманией в области в марте 2001 года создан комитет по профилактике и борьбе с наркоманией. Создан координационный совет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; оперативный состав УБНОН ГУВД области увеличен на 25 штатных единиц; приобретены 25 автомобилей для оснащения силовых структур, занимающихся пресечением незаконного оборота наркотиков.

С апреля областная администрация и ГУВД области проводят совместную акцию "Где торгуют смертью?". На пейджер "Жизнь" поступило уже около тысячи сообщений о местах торговли наркотиками. По этим сообщениям заведено 74 уголовных дела, 17 из них уже переданы в суд. В первом полугодии 2001 года выявлено 2538 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

С апреля областная администрация и ГУВД области проводят совместную акцию "Где торгуют смертью?". На пейджер "Жизнь" поступило уже около тысячи сообщений о местах торговли наркотиками. По этим сообщениям заведено 74 уголовных дела, 17 из них уже переданы в суд. В первом полугодии 2001 года выявлено 2538 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

В начале сентября мы провели учредительную конференцию, на которой была создана областная ассоциация общественных объединений "Жизнь без наркотиков". Ведь все реально понимают, что только силами чиновников преодолеть проблемы наркомании невозможно, необходимо привлекать для борьбы со злом более мощный потенциал - общественные организации. На последнем заседании Совета Губернаторов решили совместными усилиями обустроить границу России с Казахстаном, откуда мощным потоком в Тюмень и особенно в богатые северные города идет "белая смерть". Мы решили выделить конкретные деньги на конкретную цель - доля каждого субъекта федерации 7 миллионов рублей - в сумме 21 миллион. Это решение в три раза позволит увеличить количество пограничников на казахстанской границе, а значит поставить реальный заслон наркотикам. Пока там будет расквартировано 240 человек, в будущем году доведем их количество до 320-ти. Сейчас мы сосредоточены на борьбе, но впереди более сложная работа: дать молодежи дело, отвлечь от самой мысли употреблять наркотики. Это будет самым лучшим решением проблемы.


Какие регионы России являются приоритетными для Тюменской области и почему?

С.Собянин: Традиционно экономика Тюменской области ориентирована на Урал, Сибирь. Тюменцы - основные заказчики многих машиностроительных предприятий Свердловской, Челябинской, Пермской областей. Хотя мы активно сотрудничаем и с сибирской академической базой в Новосибирске, и с нефтеперерабатывающим комплексом в Омске. Но основные наши партнеры - естественно, северные округа.
Может ли экономика области развиваться сегодня за свой счет или требуется привлечение дополнительных инвестиций?

С.Собянин: Без внешних вливаний развиваться трудно. Мы сейчас делаем все возможное для повышения инвестиционной привлекательности Тюменской области. Есть результат: интерес инвесторов к нашей территории стабильно возрастает, и за последние 2-3 года общий объем вложений увеличился почти в три раза. На сегодня наши заводы уже загружаются заказами, и мы ставим стратегические задачи: повышение качества работ, замена устаревшего оборудования, внедрение новых технологий. Инвестироваться в первую очередь должна наука.

Наша администрация выступает гарантом безопасности вложений. Для этих целей в администрации области создан инвестиционно-промышленный блок, который включает в себя департаменты инвестиционно-кредитной политики, промышленности, межрегиональных связей и торговли. На сегодняшний день подготовлено более двухсот инвестиционных проектов по всем отраслям промышленности. Привлечение инвестиций идет по нескольким направлениям - через органы государственной власти ХМАО. ЯНАО, фонд развития и поддержки предпринимательства Тюменской области, Европейский банк реконструкции и развития, Российские банки, промышленные предприятия. Совсем недавно договорились о сотрудничестве с "Госинкором".

Для активного привлечения зарубежных капиталов, главной остается задача создания устойчивого положительного имиджа региона на международной арене. В июне 2001 года в МИД России прошла презентация Тюменской области. Впервые Тюменская область была представлена во всей красе. Наши инвестиционные проекты вызвали активный интерес у иностранных партнеров, увеличился поток встречных предложений о сотрудничестве из Швеции, Италии, Финляндии, Китая, Германии, Великобритании.

В 2002 году совместно с Министерством экономики Нидерландов будет начато вложение голландских инвестиций в проект расширения тепличного хозяйства ОАО "РИТЗА" общей стоимостью 5 млн. долларов США

Идет работа над совместными проектами с бизнесменами Венгрии, Молдовы, Украины, Белоруссии.

С 1992 года успешно развивается межрегиональное сотрудничество области и германской земли Нижняя Саксония. С 1993 года впервые в России в Тюменской области реализуется новый механизм привлечения кредитных ресурсов для инвестирования в экономику отдельного региона - кредитно-бартерная линия "Тюмень-Германия" в рамках реализации Соглашения с Федеральным министерством экономики ФРГ при поддержке Правительства РФ, Минтопэнерго и Минэкономики РФ.

Сотрудничество с немецкими партнерами развивается по целому ряду направлений: работы по ремонту и бурению скважин, в южных районах области строятся водоочистные сооружения, в Тюмени - фабрика лечебного питания. Завод готовых лекарственных средств заключил контракт на закупку инфузионных растворов, упаковок лекарств в капсулах и таблетках.

Из общего числа (29 предприятий с немецкими инвестициями) 27 расположены и работают на территории юга Тюменской области. 5 из них образованы в рамках стратегического партнерства ОАО "Газпром" и немецкого концерна "Рургаз" с участием ОАО "Запсибгазпром" ("Строймашсервис", "Сибшванк", "Запсибомикрон", "Запсибрургаз-инжиниринг", "Сибкомплектмонтаж").

В Ханты-Мансийском автономном округе расположено два совместных российско-немецких предприятия, работающих в сфере добычи нефти. Только в социальную сферу, образование, сельское хозяйство немецкой стороной вложено более 6 млн. немецких марок. В июле нынешнего года была подписана и уже начала реализовываться "Пятая рабочая программа сотрудничества Тюменской области и Земли Нижняя Саксония", включающая в себя мероприятия в самых различных сферах - от культурного обмена и образовательных программ до совместных экономических проектов в Тюмени, Ишиме, Заводоуковске.

Впервые в качестве одной из основных целей сотрудничества определена совместная работа по привлечению германских и международных инвесторов в приоритетные для области инвестиционные проекты. На недавней встрече с Генеральным Консулом Великобритании в Екатеринбурге, Линдой Кросс, мы обсудили тему английских инвестиций. Она считает, что все проекты интересны для британских бизнесменов, хотя бы из за постоянной конкуренции с Германией. Мы договорились обменяться группами бизнесменов, надеемся на хорошие контакты.

Объем инвестиций в основной капитал по югу области вырос на 133 процента. Идет инвестирование десятков тюменских предприятий. Уже в этом году благодаря сотрудничеству с правительством Ханты-Мансийского автономного округа появилась возможность завершения строительства завода готовых лекарственных средств.

Хочу отметить, что с помощью правительства ХМАО реально поступило в экономику юга более 30 млн. долларов США, на реализацию небольших проектов выделено более 270 млн. рублей.

Администрацией области принципиально пересмотрен подход к деятельности внебюджетного Фонда поддержки предпринимательства. Ранее предыдущей администрацией дважды создавался подобный фонд, итогом деятельности обоих были убытки, по которым до сих пор расплачивается бюджет. В настоящее время фонд поддержки предпринимательства работает с прибылью, им привлечено более тридцати миллионов рублей на реализацию небольших инвестиционных проектов.


Тюменская область предложена в качестве всероссийского испытательного полигона по "обкатке" новых схем работы, применяющихся в Жилищно-коммунальных хозяйствах
Как человек, поднявший в свое время город Когалым на ноги, что вы будете делать для реформирования и модернизации ЖКХ в отдельно взятом регионе?

С.Собянин: Дальше оттягивать коренные реформы ЖКХ просто нецелесообразно, за этот простой придется дорого платить. С каждым годом оборудование изнашивается, об экономии мечтать не приходится. Надо кардинально менять ситуацию. Износ фондов ЖКХ в целом по области составляет 50-60 процентов. Героическими усилиями мы преодолели рост задолженности перед энергетиками, подписав договор о реструктуризации долгов. С одной стороны, областная администрация берется погасить солидный "электродолг", который накопили бюджетные и муниципальные организации Тюмени. С другой - "Тюменьэнерго" до конца года не будет повышать тарифы на электроэнергию, хотя первоначально это планировалось. Я удовлетворен тем, что проблема долговых обязательств решилась за столом переговоров, и рубильник не стал средством борьбы с неплательщиками. Хотя должники в любом случае ответят по своим обязательствам. Думаю, мы раз и навсегда прекратим порочную практику бездумного наращивания долгов

Цифра долгов перед федеральным бюджетом остается неподъемной для коммунальщиков. В решении этого вопроса требуется помощь субъекта Федерации. Мы хотим восстановить жилищно-коммунальное хозяйство области за счет бюджетных средств. Для выправления дел в жилищно-коммунальной сфере требуются сотни миллиардов рублей. Это - "черная дыра", впитывающая огромные средства, причем выдаваемые услуги населению не соответствуют вложенным в предприятия ЖКХ средствам. Система платежей требует регулирования! Раньше в этом вопросе не было индивидуального подхода по регионам. Теперь положение меняется: бюджет будущего года формируется с учетом индивидуальных тарифов. Создан штаб, который занимается вопросами неплатежей. Сумма постепенно снижается, и мы даже прогнозируем полное погашение в будущем году.

Главная проблема - различная норма оплаты ЖКУ населением в городах области, которая зависит от глав местного самоуправления - от 30 до 80 процентов. Мэры не понимают, что практически за счет средств малоимущего населения финансируются богатые. Да, это так. Ведем работу

Что касается схемы организации функционирования ЖКХ… Построить рыночный механизм с "чистого листа" нам не удастся, так как вся система построена с учетом плановой экономики времен социализма.

Я считаю, что ключ к реформированию ЖКХ - четкий контроль расходования и учет потребления тепла и горячей воды. Без этого практически невозможно говорить о цивилизованных отношениях в коммунальной сфере. Надо не только говорить, но и повсеместно внедрять при строительстве новых домов счетчики учета. Сейчас практически не строится муниципальное жилье, а новоселы - собственники квартир, должны образовывая ТСЖ, иметь на руках средства для расчета с предприятиями ЖКХ. Тогда реформа реально будет зависеть от человека и ориентироваться именно на него, а не на монополистов или муниципальных чиновников. Мы готовы двигаться по пути реформирования жилищно-коммунального комплекса не за счет людей, а за счет четкой организации реформы. Жилищно-коммунальные платежи не должны превышать 22 процента от совокупного дохода семьи при соблюдении нормы социальной площади. Если больше, то полагается адресная дотация. Контроль за качеством ЖКУ будет осуществлять население, что должно стимулировать повышение качества услуг.

Говоря о реформе ЖКХ, хочу отметить, что в этом году в областном центре было заменено 60 км теплокоммуникаций. Вот это и есть реформа ЖКХ в действии. Если будем идти такими темпами, то оправдаем звание экспериментальной площадки.

Помимо реформирования ЖКХ мы решаем еще одну важнейшую задачу - благоустройство Тюмени. Пора областному центру стать настоящей сибирской столицей. Приятно видеть, как город хорошеет на глазах. Сделано гораздо больше, чем в предыдущие годы. Только за этот год в областном центре отремонтировано 55 километров дорог. Если такие темпы сохраним на ближайшие 3-4 года, то наведем в Тюмени полный порядок. И его жители по праву будут гордиться городом, в котором живут.


Вы первый регион в России, принявший бюджет на 2002 год. Притом бездефицитный. В регионе достаточно денег? Область уверена в стабильном развитии?

С.Собянин: Интересно, где вы встречали губернатора, довольного своим бюджетом? Такая верстка основного финансового документа - не популистский шаг, а насущная необходимость. Предыдущая губернаторская команда накопила огромное количество долгов, по которым мы сейчас вынуждены отвечать. Мне, конечно, говорили, что не нужно платить долги, тратить бюджетные деньги. Но я не привык так работать, потому что считаю, что не вправе оставить после себя какие-то нерешенные вопросы. Вот единственная причина, по которой в области появился профицит. Мы не будем перераспределять деньги от учителей или врачей на покрытие обязательств региона, мы эти средства заложили отдельно.

28 сентября, на месяц раньше положенного срока, во втором и окончательном чтении областной Думой был принят бюджет Тюменской области на 2002 год, который составит 17.022.421 тыс. рублей, по доходам в сумме 17.449.007,2 тыс. рублей. Профицит бюджета остался прежним - 426.651 тыс. рублей. Его планируется израсходовать на погашение кредитных обязательств. Впервые бюджет области сверстан как бездефицитный, будем жить только на заработанное, не залезая в долги.

По прогнозам, доходы консолидированного бюджета области составят 19840 миллионов рублей. Это на треть больше, чем в нынешнем году. Естественно, никто не застрахован от угрозы глобальных финансовых кризисов, резкого падения цен на нефть. Но, если динамика экономического развития сохранится, мы действительно станем жить лучше. Ощутимо лучше. Бюджет-2002 имеет ярко социальную направленность. Так, намечается значительно - на 36-55 процентов - увеличить расходы на образование, здравоохранение, культуру и искусство. Намного, (до 70%), вырастает зарплата бюджетников. Мы поднимаем ее ступенчато. Два раза - в нынешнем году, планируем поднимать и в будущем. На большую, нежели сегодня, финансовую поддержку могут рассчитывать муниципальные образования. Кстати, бюджеты МО тоже должны стать бездефицитными.

Солидное увеличение доходов отнюдь не означает, что деньги налогоплательщиков будет позволительно щедро расходовать направо и налево. Напротив, там, где затраты можно и нужно сократить, расходы "режутся". Например, на содержание чиновников, если в начале текущего года доля таких расходов составляла 8, 4 процента, в следующем году она опустится до 4,6 %.

Происходящие в стране перемены формируют иной общественно-политический климат, как в стране, так и в нашем регионе. У России, всех ее жителей появилась серьезная перспектива стабильного развития, возрождения.

Источник : Neftegaz.RU