С какими показателями экономического и социального развития закончила Сахалинская область третий квартал 2001 года? |
И.Фархутдинов: Третий квартал и 9 месяцев 2001 года в целом мы закончили достаточно неплохо. Если сравнивать показатели наших соседей, то показатели развития Сахалина одни из лучших. Объем промышленного производства за 9 месяцев составил 114% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Инвестиции в основной капитал составляют 118%, продукция сельского хозяйства - 136%, транспортные услуги - 128%, услуги связи - 111%, объем розничной торговли - 125%. К сожалению, неважная ситуация и с вводом в эксплуатацию жилья, ниже уровня прошлого года объем подрядных работ. Несколько снизился внешнеторговый оборот - 80% к уровню прошлого года. Тем не менее, по этому показателю мы обгоняем практически всех своих соседей по Дальнему Востоку и он выше, чем в целом по России. Это естественно, потому что мы являемся экспортно-ориентированной областью и доля экспорта в промышленном производстве области более 40%. Сократился уровень официально зарегистрированной безработицы - менее 2%. Были времена, когда Сахалинская область возглавляла печальный список регионов с большим процентом безработицы! Выросли реальные денежные доходы населения - 111% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Приведенные данные дают основание считать, что уровень социально-экономического развития области достаточно высок. Положение в основных отраслях промышленности - нефтяной, угольной, рыбной можно охарактеризовать как стабильное. Лесопромышленный комплекс, к сожалению, сегодня пока топчется на месте. Но мы прилагаем усилия, чтобы и он начал развиваться динамично. |
Расскажите подробнее, что такое проекты "Сахалин"? Все россияне, конечно, что-то слышали об этом, но информация, которая появляется в прессе, освещает только текущие моменты развития этих проектов… |
И.Фархутдинов: История с проектами "Сахалин" началась давно. Более 10-ти лет назад были объявлены тендеры на разработку ряда месторождений сахалинского шельфа на условиях раздела продукции. Конкурсы выиграли международные консорциумы, которые затем разработали технико-экономические обоснования по "Сахалину-1" и по "Сахалину-2", прошедшие государственную экспертизу. Затем приступила к работе Правительственная комиссия Российской Федерации по подготовке и подписанию соглашения о разделе продукции (СРП). Основное отличие нефтегазовых проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" от других заключается в том, что наши проекты реализуются на принципиально новой экономической основе на условиях раздела продукции. При этом часть налогов заменена разделом продукции. Вот и вся разница, ничего больше. Многие месторождения в России в основном разрабатываются на условиях обычного налогового режима, у нас же применяется специальный налоговый режим, называемый разделом продукции. Об этом специальном налоговом режиме необходимо говорить осторожно, особенно тем, кто не понимает особенностей данного вида налогообложения. Ведь как у нас принято? Если кто-то чего-то не понимает, он и начинает сразу критиковать, заявляя, что такой специальный налоговый режим сильно выгоден для иностранцев и для Сахалина. Да, это выгодно для Сахалина! Если бы это было не выгодно для Сахалина, я бы этим делом и не занимался как губернатор. Проблема проектов "Сахалин" вот в чем. Один проект был подписан в 1994 году, второй - в 1995 году, т.е. до принятия базового закона о СРП. Закон был принят в декабре 1995 года, а подписан Президентом РФ в январе 1996 года. Поэтому после этих двух первых проектов практически ни один новый крупный проект, ни одно соглашение больше не было подписано! Интересно, что Государственная Дума составила перечень из 28 нефтегазовых месторождений, разработка которых возможна на условиях раздела продукции. Однако, как говорится, а воз и ныне там. Проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2" - это пионерские проекты. Многие утверждают, что российская сторона могла подписать соглашения на более выгодных условиях. Но, а если вдумаемся, могла ли? Начало 90-х годов, развал, все валится, все рушится, никаких инвестиций. Слово "инвестиция" никто не говорит, все думают, как бы выжить. Поэтому, учитывая экономическую обстановку того времени, на такие гарантированные соглашения можно было идти, да при этом еще привлекать зарубежных инвесторов в российскую экономику. Сегодня обстановка изменилась. Нефтяная отрасль сама себя частично финансирует. Государство окрепло. Государство стало формировать федеральный бюджет, расплачивается по внешним долгам, а в те годы оно только занимало, занимало и занимало! |
Сегодня все говорят, что надо бы соглашения подписать на более выгодных условиях для России. Я предлагаю на таких условиях осуществить проект "Сахалин-3". 7 лет назад было принято решение о том, чтобы месторождения, включенные в так называемый проект "Сахалин-3", могли разрабатываться на условиях раздела продукции. И 7 лет эти соглашения остаются не подписанными. Инвесторы не согласны работать на условиях, предлагаемых государством, поскольку они не столь гибкие, а порой и "кабальные". Ясно одно, что пока обе стороны не придут к согласию, проект "Сахалин - 3" работать не начнет! А это еще три огромных проекта, соразмерных с проектом "Сахалин-1" и "Сахалин-2" Мы сейчас работаем над тем, чтобы увеличить отдачу уже существующих проектов. У нас налаживаются хорошие отношения с Германом Грефом, которые строятся на совместной работе с Министерством экономики и торговли РФ. Всем известно, что сегодня Министерство экономики и торговли России является координатором от имени Пра-вительства РФ по осуществлению нефтегазовых проектов, реализуемых на условиях СРП. Недавно Герман Греф приезжал к нам на Сахалин, ознакомился с ходом реализации сахалинских проектов, посетил комплекс "Витязь", где идет добыча нефти. Поэтому, когда 8 ноября Герман Греф выступал на заседании Правительства РФ, он говорил, осознавая всю глубину наших проблем! И считает, что именно эти проекты являются локомотивом развития Дальневосточного региона. Я считаю, что, разрабатывая существующие проекты, шишек мы набили немало! Но мы приобрели бесценный опыт и реализовали то, что другим пока реализовать не удается. |
Развитая транспортная сеть - главное условие индустриального развития. Каково сегодняшнее состояние транспортной сети острова Сахалин? Какие перспективные проекты по развитию инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог и мостов, авиационного, водного и железнодорожного транспорта? |
И.Фархутдинов: Правильно, транспортная сеть - главное условие индустриального развития. Я бы так сказал, что транспортная инфраструктура - это прямая обязанность государства. У государства, на мой взгляд, есть две обязанности перед территорией: создание достаточной транспортной инфраструктуры и создание надежной, я подчеркиваю, не разоряющей, электроэнергетики. Все остальное смогут делать другие. Учитывая, что Сахалинская область - это 59 островов, а Сахалин только самый крупный из них, то начнем с воздушного транспорта. В Сахалинской области 7 аэропортов: 5 на Сахалине и 2 на Курильских островах. Статус "международного" имеет пока только один - аэропорт в г. Южно-Сахалинске. Авиаперевозки осуществляют 4 авиакомпании. Самолеты совершают рейсы внутри области, в российские регионы, в Японию и Корею. Естественно, что острова подразумевают и морское сообщение. В Сахалинской области - 8 торговых портов, 4 рыбных и огромное количество порт-пунктов, порт-ковшей и порт-ковшей-убежищ. Все эти сооружения и представляют собой морскую инфраструктуру региона. У нас 4 морских компании, три из них небольшие, а одна - солидная компания, осуществляющая работы на паромной переправе Сахалин-Материк, это Сахалинское морское пароходство. Железнодорожный транспорт. Сахалинская железная дорога самая небольшая из 17-ти дорог России. Она действует в рамках Сахалинской области, не соединена с транспортной сетью материка, только паромная переправа. Протяженность Сахалинской железной дороги составляет около 1000 км. главного пути, в том числе 291 мост. Как и по паромной переправе, по Сахалинской железной дороге в год перевозится порядка 2 млн. тонн груза, хотя возможности значительно шире. Естественно, что в Сахалинской области немаловажное место занимает и автомобильный транспорт. Мы, не европейская часть России. У нас всего 112 км федеральных дорог, которые строили вместе с федеральными службами. Все остальные наши дороги, это областные - более 2000 км. и местные - 2500 км. На этих дорогах почти 400 мостов по Сахалину и Курилам. Все федеральные дороги асфальтированы, это, прежде всего, дороги между двумя портами: Корсаков - Южно-Сахалинск и Холмск - Южно-Сахалинск. 1700 км областных дорог также заасфальтированы. Остальные дороги имеют грунтовое покрытие. Трубопроводный транспорт. Мы осуществляем поставки нефти и газа с Сахалина на материк. В город Комсомольск-на-Амуре поставляем газ на предприятие Хабаровск-энерго около 1 млрд. кубометров в год и нефть более 1 млн. тонн в год на Комсомольский НПЗ. Проблемы развития транспортной сети. Как видите, все виды транспорта, которые только существуют в России, у нас есть. Но это, как вы понимаете, не говорит о том, что транспортная сеть у нас соответствует и уровню жизни и обеспечивает безопасное существование. Практически все аэропорты нуждаются в очень серьезной реконструкции, есть даже грунтовые взлетно-посадочные полосы, что давно является анахронизмом. Есть немало проблем с заменой существующего подвижного состава, паромов и т.д. Поэтому для нас вопрос развития транспортной инфраструктуры - предельно важен. Без решения этого вопроса, мы никуда не можем двинуться. Также важно в воздушном транспорте закончить реконструкцию взлетно-посадочной полосы главного аэропорта Южно-Сахалинска. Она нуждается в капитальном ремонте. За свои областные деньги - 9 млн. долларов мы довели ее длину до 3400 м., раньше ее длина составляла 2700 м. Да, мы сняли проблему короткой полосы, но ведь те самые старые 2700 метров необходимо ремонтировать! И капитальный ремонт стоит десятки миллионы долларов, т.к. взлетно-посадочная полоса - сложное инженерное сооружение. Сахалинские торговые порты также нуждаются в коренной реконструкции. К сожалению, ни в годы советской власти, ни сейчас многие не перетерпели каких-либо усовершенствований. Если мы хотим, допустим, отправлять на экспорт уголь, то нужно, чтобы в порт заходило судно водоизмещением ну хотя бы 25-35 тыс. тонн, а у нас максимальное водоизмещение судна, которое может зайти - 10 тыс. тонн. Нет глубин, нет причальных линий до 300 метров длиной, куда могли бы швартоваться подобные суда. Как следствие этих проблем - высокие тарифы, сдерживание промышленного развития и интеграции. Безусловно, многие перспективы развития сахалинской транспортной инфраструктуры связаны с реализацией нефтегазовых проектов "Сахалин" и мы в данный момент совместно с операторами проектов разрабатываем план модернизации всех видов транспортной схемы. |
Расскажите подробнее о строительство сухопутного перехода Сахалин-Евразия? |
И.Фархутдинов: Администрация Сахалинской области поддерживает проект строительства сухопутного перехода "Сахалин-Евразия" и железнодорожного моста. 4 октября на заседании Правительства РФ рассматривался вопрос о строительстве моста. Было признано очень важным и нужным строительство сухопутного перехода, хотя многие высказываются о преждевременности строительства. Я думаю, что строительство инфраструктуры не бывает преждевременным. Вначале инфраструктура, потом все остальное. Как Ф.Рузвельт в период великой депрессии, великого кризиса 30-х годов поднимал экономику США? Он начал полномасштабное строительство хороших дорог. Тоже надо делать и нам. Если Штаты можно связать дорогами, то Сахалинскую область надо кроме дорог связывать и мостами. В свое время Сталин принимал решение о начале строительства моста "Сахалин-Материк". Но после 1953 года строительство было остановлено. Почему так произошло? В то время строительство моста между Сахалином и материком диктовалось больше военными целями. Сегодня строительство преследует две цели. Во-первых, самый отдаленный регион России ввести в единое экономическое пространство. А во-вторых, путем продления Транссибирской магистрали до Сахалина создать новый мировой транспортный коридор для перевозки грузов из Европейского Союза (ЕС) в Азиатско-Тихоокеанское экономиче-ское содружество (АТЭС) и обратно. Сегодня грузопотоки между этими двумя экономическими блоками идут, в основном, морским путем. И, если сегодня мы не организуем новый транспортный коридор, то это сделает Китай. Китай сегодня повторяет опыт России конца XIX века, с помощью лопаты, кирки и тачки строится железнодорожная магистраль с востока на запад через весь Китай. Поэтому России надо спешить. Сегодня Россия не может похвалиться, что в международном разделении труда мы достигли успехов на рынке производства товаров. Мы явно не находимся в лидерах на мировом рынке, чтобы помимо внутренних потребностей забросать весь мир товаром. А вот организовать и оказывать транспортную услугу - это как раз то, что мы можем сделать! При этом перебрасывать товары между двумя экономическими блоками мы будем не благодаря тому, что мы так хорошо это умеем делать. Просто нам господь Бог помогает, и еще спасибо царскому правительству конца XIX века, которое построило Транссибирскую магистраль. |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ потребляет большое количество ресурсов производимых другими регионами - продукцию металлургии, нефтяного машиностроения, продовольствие и т.д. Это предполагает налаживание тесных связей с различными регионами. Какие регионы являются наиболее приоритетными для Сахалинской области? |
И.Фархутдинов: Начнем с продовольствия. Мы полностью удовлетворяем свои потребности в картофеле, в овощах, яйцах, мясо птицы. На территории Сахалинской области производится значительное количество молока и молочных продуктов. Совсем не производим зерновые, поскольку климатические условия не позволяют. Поэтому мы завозим зерно, большое количество мяса, сахар, растительное масло и молочные продукты в виде масла, сгущенки и муки. В год мы завозим примерно 50 тыс. тонн муки. Да, у нас существует мелькомбинат, позволяющий нам самостоятельно перемалывать зерно в муку. Но экономически нам выгодно завозить уже готовую муку. Завозим муку из-за рубежа и ближайших российских регионов. Например, в этом году более 10 тыс. тонн завезли из Алтайского края, Омской, Новосибирской областей. На 70% мы удовлетворяем свои потребности завозным мясом, остальные 30% мы производим самостоятельно. С овощами у нас проблем меньше - у нас существуют хорошие тепличные хозяйства, которые, я думаю, будут развиваться. Оборудование. Сегодня на территории Сахалинской области в эксплуатации находится около 5 тысяч большегрузных автомобилей. В этом году мы завезли еще 80 большегрузных автомобилей, в основном, это КамАЗы. При этом мы крайне мало завозим российских легковых автомобилей. Как вы понимаете, рядом с нами находится японский рынок. Относительно дорогой, но легковые автомобили на нем совершенно другого качества. И сравнивать с отечественными автомобилями их просто нельзя. Нефтяное оборудование мы традиционно завозим из нефтяных регионов - это Башкирия, Татарстан, Чувашия. Из российских регионов завозим много электротехнического оборудования. Что касается металлургической отрасли, то трудно привязаться к одному региону. Практически мы работаем со всей Россией. Сейчас в Сахалинской области идет масштабное строительство газопроводов и нефтепроводов. Поэтому завозим большие объемы труб. Сотрудничаем с Челябинской областью. Примерно с двумя десятками регионов России (в том числе и Москвой) мы заключили Соглашения о сотрудничестве в области экономики, культуры, науки и т.д. Естественно, что мы сотрудничаем и с нашими основными соседями - с Приморским и Хабаровским краями. Со всеми остальными соседями мы экономически не связанны. Мы имеем также Соглашения об экономическом и экологическом сотрудничестве с двумя зарубежными регионами с Аляской (США) и с Хоккайдо (Япония). Данные Соглашения подписаны мною и губернаторами этих территорий. В рамках этих Соглашений очень много делается. Я удовлетворен последними успехами. Наиболее плодотворное сотрудничество у нас с Аляской - похожая экономика и похожие пути развития, особенно в развитии нефтегазовой отрасли. |
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ входит в Дальневосточный федеральный округ. Какие положительные или отрицательные моменты для Вашей работы как губернатора принес первый год функционирования института полномочных представителей Президента в Дальневосточном округе Константина Борисовича Пуликовского на работе администрации Сахалинской области?? |
И.Фархутдинов: Правильно, мы входим Дальневосточный федеральный округ. Я так скажу, у нас нет конфликтов с Пуликовским. Мы нормально делим свои полномочия. Лично я не отношусь к тем людям, которые, так сказать, пытаются показать, что они самостоятельные и шибко независимые. Бессмысленно в государстве жить и считать, что ты - "пуп земли". Ведь нас в России - 89 субъектов! Если каждый будет считать себя самым главным, то это уже будет не федерация, а конфедерация. В тоже время мы понимаем наши права в соответствие с конституцией РФ. Константин Борисович Пуликовский - человек достаточно, скажем, тонко это понимающий. При этом все, что в пределах его компетенции, наш полпред требует вполне справедливо. 2001 год Пуликовский К.Б. занимался анализом регионального законодательства. На мой взгляд, у нас на Дальнем Востоке все это прошло спокойно. И Устав нашей области приведен в соответствие с федеральным законодательством. Это хорошо. При этом полпред не пытается командовать экономикой Сахалинской области, потому что за это отвечаю я. Конечно, если требуется помощь, я обращаюсь к Константину Борисовичу. И всегда нахожу и понимание, и поддержку. Надеюсь, что и дальше наша работа будет строиться таким же образом. |
Какую роль играет добыча и переработка морепродуктов для жителей Сахалина? |
И.Фархутдинов: Я думаю, что у нас есть все основания считать, что рыбная промышленность Сахалина - одна из лучших в России, об этом говорят сами показатели. Мы добываем примерно 10% рыбных ресурсов всей России. В этом году будет примерно так за 400 тыс. тонн морепродуктов. А были времена, когда добывали миллионы тонн в год! Почему так? Ведь добывать мы можем намного больше, чем 400 тыс. тонн. Дело в том, что все зависит от допустимых объемов улова, которые наука позволяет добывать. Сегодня мощности наших судов и предприятий в 2- 2,5 раза превышают то, что нам разрешают выловить. С гордостью могу сказать, что самый большой рыбоводный цех России находится у нас. Из трех десятков рыборазводных заводов, прежде всего лососевых, на Дальнем Востоке два десятка - это наши. Здесь мы абсолютные лидеры. На Сахалине и Курилах мы имеем современные рыборазводные заводы. Причем построили мы их недавно, в трудные 90-е годы. Построили, реконструировали и можем ими гордиться. Один из своих заводов мы показывали Президенту России. За последние 5-6 лет мы создали полную базу по переработке рыбы и морепродуктов и хранению. Сегодня мы в состоянии всю выловленную рыбу и морепродукты в прибрежной зоне переработать, заморозить до необходимой температуры и хранить столько, сколько нужно, пока не отправим ее на материк или за рубеж. На сегодня Сахалинская область имеет в своем распоряжении самые крупные и современные перерабатывающие мощности. |
Дары моря, как средства пополнения бюджета? |
И.Фархутдинов: Рыбу и морепродукты мы реализуем как на внутреннем Российском рынке, так и на внешнем. Наша продукция поступает во Францию, Англию, Голландию, Японию, Корею и Европу. Мы выпускаем филе и рыбные консервы высочайшего качества. В прошлом году на одном из наших предприятий побывал В.В. Путин. Ему показывали готовую продукцию, которая идет в ряд Европейских стран. Как вы понимаете, попасть на рынок Франции не просто. Надо крепко "пододвинуть" традиционных поставщиков и выдержать качественные показатели! Как следствие - постоянные финансовые поступления в казну. Вот в 2000 году рыбная промышленность дала во все виды бюджета без внебюджетных фондов 293 млн. рублей. А в 2001 году всего за 9 месяцев - уже 307 млн. рублей! Естественно, что и территориальный бюджет получит в этом году больше, чем в прошлом. То есть тонна воднобиологических ресурсов (ВБР) каждый год дает нам все большую налоговую отдачу. Для меня, как для губернатора и хозяйственника, важен не просто улов, не просто тонна ВБР. Для меня важно, чтобы с каждой тонной выловленной рыбы, увеличивались поступления в бюджет. Мы заинтересованы в повышении технологичности, т.е. не просто вылов, но еще и переработка и т.д. Это дополнительные стоимости, это технологичность, это рабочие места, это навыки. |
С какими экологическими проблемами сталкивается регион? Какое влияние оказывает процесс сокращения централизованного финансирования природоохранных служб на обеспечение экологической безопасности острова Сахалин, уникальной морской флоры и фауны при планируемой масштабной добыче углеводородного сырья на шельфе? |
И.Фархутдинов: Мы сталкиваемся со всеми видами экологических проблем, как и другие регионы России. Во-первых, у нас повышенная сейсмическая активность. Это природная опасность. Во-вторых, в нашем регионе добывается нефти, а это всегда повышенный риск. В-третьих, у нас уникальные морские биологические ресурсы. Сегодня выполнение требований экологической экспертизы являются обязательными при проведении любых работ. Любой проект мы будем реализовывать только в соответствии с требованиями экологической экспертизы. В противном случае эти проекты просто не будут осуществляться. К работе по нефтегазовым проектам привлечены сотни специалистов-экологов, как с российской, так и с иностранной стороны. Наша главная задача - сохранить баланс между морской нефтедобычей и добычей биоресурсов. |
В каких специалистах нуждается Сахалин? Как решается кадровые вопросы на предприятиях региона? Какие специалисты готовятся на месте? |
И.Фархутдинов: В каких специалистах нуждается Сахалин? Да во всех. Сахалин - это нормальный регион, в котором есть все отрасли экономики, за исключением, быть может, оборонной промышленности. У нас шесть вузов, среди которых Сахалинский государственный университет. Я профессор этого университета, поэтому знаю проблемы подготовки специалистов. Перепроизводства специалистов у нас нет, но у нас есть серьезные проблемы с подготовкой ряда специалистов, которых мы сейчас не готовим. Когда-то на Сахалин ехали специалисты всех уровней, приезжали и узкие специалисты. Я и сам в свое время приехал на Сахалин на три года, но задержался на много дольше. Считаю, что нам нужно улучшить сейчас подготовку специалистов технических специальностей. Позарез надо готовить нефтяников, мы их сейчас слабовато готовим, не по полной программе. Сейчас готовится большой курс обучения специалистов нефтяных отраслей, газовиков, сварщиков, в связи с реализацией наших нефтяных проектов. Надо готовить специалистов рыбного хозяйства. Хотя у нас существует колледж рыбного хозяйства, но этого мало. Одним словом, в специалистах, я подчеркиваю, нуждаемся во всех. |
Самый перспективный регион России на Ваш взгляд? |
И.Фархутдинов: Безусловно, самый перспективный регион - это Сахалин. Нефть и рыба - главные факторы его развития. |
Ваши пожелания жителям Сахалинской области? |
И.Фархутдинов: На островах жить непросто. Постоянные землетрясения, наводнения. Это уже образ жизни, когда люди привыкают к экстремальным условиям. Поэтому я желаю своим землякам мужества, стойкости и веры, уверенности в том, что мы сами сделаем все для собственного процветания! |