USD 73.7532

-0.23

EUR 89.6691

+0.01

BRENT 66.07

-0.12

AИ-92 44.29

+0.01

AИ-95 48.17

0

AИ-98 53.68

0

ДТ 48.76

0

391

Оглядываясь на прошедший год, заглядываем в будущее...

Губернатор, Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко подвел итоги социально-экономического развития округа в 2004 году

Губернатор, Председатель Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко на пресс-конференции, проведенной 7 декабря, подвел итоги социально-экономического развития округа в 2004 году. В начале беседы Губернатор Югры дал общую оценку уходящего года.

Александр Филипенко: Завершающийся 2004 год Ханты-Мансийский автономный округ прожил достаточно удачно, опираясь на собственные возможности и собственные силы. Тенденция динамичного развития округа в течение последних лет была сохранена, что выразилось в 10-процентном росте промышленного производства. Согласно прогнозам, наш объем промышленного производства к концу года составит около 890 миллиардов рублей. На долю округа, где проживает 1% населения страны, придется 8% всего российского производства и 16% бюджетных поступлений в казну Российской Федерации.

Я говорю о динамичном развитии абсолютно убежденно. Рост в 10-11 процентов для такого региона, как Югра - это значительная цифра, поскольку экономика автономного округа опирается, прежде всего, на инерционные и очень емкие отрасли ? нефтедобычу и электроэнергетику. Каждый процент роста ? это великое дело.

В 2004 году на территории округа будет добыто 255-256 миллионов тонн нефти ? на 9,9% больше, чем в году предыдущем. Это решение сразу двух проблем ? обеспечение энергетической безопасности страны и, конечно, участие в формирование золотовалютного ресурса страны. Вторая часть ? социальное развитие. С начала 60-х, когда началось промышленное освоение этой территории, население округа выросло в 12 раз и сегодня составляет около 1,5 миллионов человек. Сейчас в округе активно формируется не только производственная, но и социальная инфраструктура, это мы должны были сделать еще ?вчера?, поскольку человек здесь должен жить долго, постоянно и как минимум ? счастливо. Поэтому нам чрезвычайно важно развивать в Югре и образование, и здравоохранение, и культуру, и спорт со всеми составляющими.

Мы ? власть вместе с нашими бизнес-партнерами, предприятиями и корпорациями, активно занимаемся созданием условий для развития экономики, как таковой, но это - не самоцель. Развитая экономика - это, все-таки, средство для обеспечения нормальной жизни людей. Совместные действия власти всех уровней, бизнеса, общественных организаций создали в округе необходимую социальную обстановку, которая позволяет нам стабильно и без особых потрясений жить сегодня. Мы уверены в завтрашнем будущем.



Вопрос в продолжение разговора о взаимоотношениях власти и бизнеса. Отразится ли на социально-экономическом развитии округа ситуация с нефтяной компанией ЮКОС? Не повлияет ли она на инвестиционный рейтинг Югры?



Сегодня есть некие сложности в деятельности ?Юганскнефтегаза?. Главное дочернее предприятие ЮКОСа отдает львиную долю своих доходов государству по известным всем решениям. Выяснение отношений по поводу задолженности ЮКОСа государству должно завершиться в декабре этого года после продажи части активов компании. Мне думается, это позволит значительно стабилизировать ситуации в ?Юганскнефтегазе?, что для нас чрезвычайно важно. Надеюсь, что через месяц-полтора предприятие выйдет на устойчивый режим работы.

Если говорить в целом, то существенных негативных последствий для автономного округа эта ситуация не повлекла. То же самое могу сказать и об инвестиционном рейтинге Югры.



Перспективно ли развитие добычи полезных ископаемых в западной части округа? Как известно, в настоящее время активная добыча углеводородов сосредоточена на востоке Югры?



Все стратегические перспективы развития автономного округа, в том числе - российские перспективы ? я говорю это ответственно, связаны как раз с западом нашей территории. Это вовлечение в хозяйственный оборот огромного ресурса Приполярного Урала, это около 630 погонных километров Уральских гор, где суммарная стоимость полезных ископаемых оценена специалистами в 7 триллионов долларов. Поэтому логично предполагать, что скоро мы туда придем. Придем активно, и не только за счет собственных возможностей автономного округа.

Для этого чрезвычайно важно решить главные проблемы, связанные с развитием транспортной инфраструктуры в этой части округа, увеличить электрогенерирующие мощности и перевести предполагаемые залежи полезных ископаемых в балансовые запасы.



Изменится ли по Вашему мнению в ближайшем будущем ситуация в геологоразведочной отрасли?



Мне думается, некие позитивные перемены уже происходят. Месяц назад на заседании российского Правительства состоялся заинтересованный разговор и дискуссия на тему много или мало у нас запасов, в том числе ? и углеводородов, поставленных на баланс. Оказалось, что их не очень много, поэтому правительство приняло решение существенно увеличить бюджетное финансирование геологоразведочных работ в ближайшей перспективе. Но наряду с этим надо активно стимулировать недропользователя, чтобы он сам занимался геологоразведкой.

Среди предлагаемых руководством страны мер стимулирования этой отрасли, есть, например, такой метод ? ?сквозное лицензирование?, когда компания, получившая лицензию на разведку месторождения, имеет преимущественное право получить лицензию на его разработку. Это серьезный стимул, прежде всего, для нефтяных компаний, да и для других инвесторов, заинтересованных в нефтяном бизнесе.

Кроме того, закончилась пауза, когда бывшее руководство Министерства природных ресурсов без особых причин приостановило процесс лицензирования геологоразведки. Поэтому, я надеюсь, на позитивные перемены и в этой отрасли.



В своем вступительном слове Вы обозначили тему социального развития одной из главных составляющих политики автономного округа. В Югре работают более 40 социально значимых программ. Какие из них на Ваш взгляд наиболее значимы?



Они все значимые, и это не отговорка. Как можно определить, что значительнее ? развитие здравоохранения или развитие образования? Можно выделить приоритетные направления политики руководство округа. Это программы развития науки и образования, включая высшую школу, здравоохранения, культуры и спорта.

Еще я отмечу программу по поддержке семьи, материнства и детства, которая аккумулировала в себе все, что до этого мы сделали. Это чрезвычайно важная программа, которая определяет многие перспективы.

Конечно же, я назову в числе приоритетов ряд жилищных программ, в том числе - по сносу ветхого и экологически неблагоприятного жилья. Это и программа ?Молодой семье ? доступное жилье?, жилье ? чернобыльцам и т.д.

Я не могу не сказать и о программах, связанных с социальной поддержкой отдельных слоев населения, которые нуждаются в государственной опеке, попечительстве. Я имею в виду и ветеранов, инвалидов.



Готов ли Ханты-Мансийский автономный округ к реформе местного самоуправления? Что реально изменится в системе, кроме того, что муниципальных образований станет 113 вместо 22?



Первое, для полного понимания я бы посоветовал прочитать соответствующие нормативные акты Российской Федерации, потому что реформа всеобъемлюща. Если говорить о том, насколько округ готов к реализации этих программ, то мы продвигаемся в том режиме и графике, которые намечены. Приняты необходимые окружные законы. Бюджет Югры на следующий год прият уже с учетом административных перемен. Недостаток собственных средств новоиспеченных муниципальных образований будет компенсирован из окружного бюджета. Все это позволяет нам уверенно двигаться вперед, хотя 2005 год ? это время фактического перехода, потому что в новой схеме муниципальная власть должна заработать с 1 января 2006 года. Пока у меня нет никаких сомнений в том, что мы сможем обеспечить реализацию реформы по всем позициям, в том числе ? по обеспечению новых образований кадровым потенциалом.



В будущем году на территории округа планируются выборы глав ряда муниципальных образований. Устраивает ли руководство округа власть на местах, действующая в настоящее время?



На мой взгляд, кадровый потенциал руководства городов и районов в абсолютном своем большинстве достаточно высокого уровня и в профессиональном плане, и по качеству работы. Надо судить по делам людей, которые работают в той или иной территории. Я не абсолютизирую ситуацию. Конечно же, есть ?проблемные? муниципалитеты, но, к счастью, их единицы.



Хотелось бы услышать о перспективах развития лесной отрасли, о которой в последнее время мало чего слышно. В Ханты-Мансийском округе создан ?Югорский лесопромышленный холдинг?, поделитесь Вашими впечатлениями о его работе?


Холдинг образован. Сегодня он аккумулирует в себе большинство отраслевых проектов, которые реализуются при поддержке и при участии Правительства Югры. Таким образом, концентрируются все возможности, централизуется координация работ. Многие проекты находятся в завершающей стадии реализации. Часть из них уже завершено. Например, в Нягани построен заводов по производству клееного шпонового бруса LVL. Это очень хороший перспективный проект. До конца года закончим строительство завода по изготовлению плит с ориентированной стружкой МДФ в поселке Мортка Кондинского района. В Советском районе заканчивается создание лесопильного комплекса.

За счет образования подобных холдингов, объединяющих в себе отраслевые производства различных уровней, мы можем получить существенно больший экономический эффект, чем сегодня. Я расскажу в двух словах почему. Во-первых, наша территория находится достаточно далеко от массы потенциальных потребителей деловой древесины. Круглое бревно нужно многим, но тот, кто в наших условиях будет заниматься заготовкой и реализацией деловой древесины через пару недель станет банкротом. Компенсация транспортных расходов и другие издержки составят столь много убытков, что, действительно, это производство долго не продержится. Работа лесной промышленности в нашем округе будет эффективна лишь при условии использования древесины, хотя бы на 70-80 процентов. Сейчас от бревна в дело идет не более 50%. Поэтому, рентабельным будет только высокотехнологичное производство. ?Югорский лесопромышленный холдинг? соединит в себе все эти требования, занимаясь и заготовкой, и переработкой древесины вплоть до производства целлюлозы.

Я напомню, что Ханты-Мансийский автономный округ обладает огромной лесосекой. Ежегодно нам необходимо вырубать 23-25 миллионов кубометров леса, хотя бы из экологических соображений. Лес ?перестаивает?, начинает болеть. Своим бездействием мы наносим вред природе. Сегодня в округе осваивается не более 1% лесного потенциала.



Правительство Ханты-Мансийского автономного округа и ОАО ?Тюменьэнерго? заключили соглашение о сотрудничестве. Так же подписан договор между ?Югорской территориальной энергетической компанией? и ?Тюменьэнерго? на поставку электроэнергии. Насколько эти соглашения повлияют на развитии коммунальной энергетики?



Для Ханты-Мансийского автономного округа производство электроэнергии является высокотехнологичным видом деятельности. Генерация на базе попутного нефтяного и природного газов гораздо эффективнее. С другой стороны, судя по динамике уровня нагрузок, в ближайшие 5-6 лет может возникнуть дефицит электроэнергии уже внутри округа. Это связано с промышленным развитием, прежде всего - нефтяных предприятий. В меньшей степени мы связываем это с развитием малого и среднего бизнеса, а также с повышением благосостояния наших жителей.

Если в позапрошлом году регион отправлял на свободный рынок за пределы автономного округа порядка 25% производимой электроэнергии, то сегодня этот процесс существенно изменился. Доля потребляемой энергии внутри округа возросла, поставки на внешний рынок сократились.

Вместе с тем, мы имеем огромные потенциальные возможности для существенного увеличения генерирующих мощностей. Я имею ввиду нижневартовскую ГРЭС, где за счет применения новых технологий можно существенно увеличить объем производства и повысить его эффективность. Кроме того, будет реконструирована сургутская ГРЭС-1. У нас хорошие перспективы и есть масса других проектов, которые нужно реализовать.



Какое событие в уходящем году лично для Вас было значимым, и что Вы ждете от года 2005-го?


Во-первых, я бы отметил добычу 8-миллиардной тонны нефти. Это, своего рода, возможность оценить огромный, титанический и героический ? и я не боюсь пафоса, труд людей нашей земли.

Из событий политически значимых для округа я назову подписание трехстороннего договора органов власти Югры, Ямала и Тюменской области. Подписание этого документа стабилизировало ситуацию в регионе, и мы уверенно продолжаем работать, наращивая позитивные результаты.

Я могу перечислить много значимых событий, но отмечу еще лишь одно. Шесть лет назад по нашей инициативе территориальные соседи Ханты-Мансийского автономного округа собрались вместе и подписали соглашение о строительстве Северо-западного транспортного коридора, который соединит через нашу территорию Томск и Пермь. В этом году мы завершили строительство моста через Иртыш ? главного связующего звена федеральной трассы ?Пермь ? Серов ? Ханты-Мансийск ? Нижневартовск ? Томск?. Дорога имеет общую протяженность 2151 километр, из которых 1010 километров находятся на территории Югры. Пока это еще не тот транспортный коридор, о котором мы мечтали, но проезд через весь автономный округ с востока на запад мы обеспечили. Этот проект чрезвычайно важен для нас с точки зрения экономической интеграции. Такой короткий путь, связывающий промышленно развитый Урал и богатые ресурсами Югру и Ямал, создает новые возможности для развития экономики страны, а значит ? для благосостояния населения.

Уходящий год был достаточно удачен в плане реализации наших планов. Мы выполнили все свои обещания и даже немного больше. Планы на будущий год ничуть не меньше по своей значимости и объему. Я пока не вижу причин, по которым мы их не реализуем.


Источник : Neftegaz.ru