USD 99.018

+0.65

EUR 104.5016

+0.21

Brent 71.65

-0.76

Природный газ 2.707

-0.05

...

Интервью с г-ном Абдуллой Аль-Кади, начальником подразделения по разведке и добыче нефти Crescent Petroeum, ОАЭ

Mr. Abdulla Al-Qadi: Нефтегазовые компании на Ближнем Востоке традиционно находились в государственном ведомстве, например, такие как ARAMCO, KOC, and ADNOC, за исключением некоторых крупных независимых операторов. Crescent Petroleum фактически является старейшей местной частной нефтегазодобывающей компанией на Ближнем Востоке, которая ведет свою деятельность в регионе более 35 лет.

Интервью с г-ном Абдуллой Аль-Кади, начальником подразделения по разведке и добыче нефти Crescent Petroeum, ОАЭ

На конгрессе вы представляете доклад о стратегиях разработки и добычи нефти для частных ближневосточных компаний. В чем специфика ближневосточных нефтяных компаний?

Mr. Abdulla Al-Qadi: Нефтегазовые компании на Ближнем Востоке традиционно находились в государственном ведомстве, например, такие как ARAMCO, KOC, and ADNOC, за исключением некоторых крупных независимых операторов. Crescent Petroleum фактически является старейшей местной частной нефтегазодобывающей компанией на Ближнем Востоке, которая ведет свою деятельность в регионе более 35 лет.
С момента недавнего парадигматического сдвига цен на энерготопливо, мы стали свидетелями значительного роста амбиций у компаний частного сектора (как местных, так и международных) принимать участие во всех важных областях нефтегазовой промышленности в нашем регионе. Многочисленные новые компании вышли на рынок, пытаясь найти для себя такую возможность. Конечно, как и в других регионах мира, местные «ноу-хау», опыт и знания важны для гарантирования успешного и стабильного бизнеса, и поэтому мы, естественно, позиционируем себя как идеальных партнеров в регионе.

Выгодно ли Эмиратам развивать частный нефтяной бизнес?

Mr. Abdulla Al-Qadi: Последний доклад, выпущенный прошлым летом APICORP (Арабская Нефтегазовая Инвестиционная Корпорация. - Neftegaz.RU) прогнозирует требуемые инвестиции в энергетику в регион арабского мира (Ближний Восток и Северная Африка) в размере 345 млрд. долларов в последующие 5 лет. Я лично верю, что участие частных компаний в регионе необходимо, если такой уровень инвестиций будет реализован. Что касается председателя нашей компании Хамида Джафара, то недавно он, выступая на конференции MEGAS в Дохе, сказал, что наш регион сейчас подвергается большому, но полезному испытанию, сталкиваясь с довольно уникальной и серьезной задачей, и что эти два фактора, рассматриваемые вместе, ведут к большим переменам в регионе. Самое позитивное явление, которое мы отметили, это новый парадигматический сдвиг в глобальных ценах на нефть. Этот новый нефтяной бум привел к масштабному увеличению доходов многих государств Ближнего Востока от добычи нефти, которые насчитывают сотни миллиардов долларов. Сейчас, однако, эти доходы управляются значительно более разумно, они обращаются в инвестиции, с их помощью формируют капитал и наращивают потенциал государства. Так же значительно увеличились объемы межрегиональной торговли и инвестирования, чем было раньше, не говоря уже об огромном росте фондового рынка региона, простимулированного частным сектором.
Однако, самое серьезное испытание, с которым столкнулся Ближний Восток, это дефицит рабочих мест. В отличие от Европы или Японии, пред которыми стоит проблема старениея и уменьшения численности населения, Ближний Восток имеет абсолютно противоположную проблему: растущее и молодеющее население, требующее создания сотен миллионов рабочих мест в следующие несколько десятилетий; а также рискованная нестабильность и огромное напряжение в государственном бюджете. Одна только Саудовская Аравия, например, каждый год нуждается в создании более 160 тысяч новых рабочих мест, и в государственном секторе, пока он является главным работодателем, борется за поддержание своей исторического поглощения рабочих мест, при том что и экономически для страны это невыгодно. В целом арабский мир нуждается в создании 100 миллионов новых рабочих мест в последующие 20 лет. Правительства просто не поддерживают и не желают поддерживать увеличение рабочих мест, будущих на попечении государства. Поэтому поощрение уверенного и растущего частного сектора крайне необходимо для социально-экономического благосостояния региона, не говоря уже о глобальной конкурентоспособности.

Это движет политикой больше, чем что-то другое, что привело к растущей поддержке частного сектора по всему региону практически во всех аспектах экономики, включая энергетический сектор. Экономическая реформа, приватизация и либерализация рынка являются девизами сегодняшнего дня по всему региону, от Алжира и Египта до Иордана, Ливана и Сирии, а так же в Саудовской Аравии, странах Персидского залива и даже в Иране. И конечно, более всего в Ираке, который сейчас находится в процессе завершения принятия современного, достойного одобрения и новаторского нефтегазового закона, который подчеркивает необходимость вовлечения и значительного поощрения частного бизнеса в развитие нефтедобычи в стране. Газовый бизнес особенно сильно способствует активному участию местных частных компаний. Газовый бизнес во многих смыслах менее политизирован, чем нефтяной, и не настолько погряз в таких проблемах, как квоты ОПЕК и международная политика нефтяного снабжения. Газовый бизнес имеет тесную связь с некоторыми отраслями утилизации газа, такими как электроснабжение и нефтехимия, которые уже столкнулись с главной тенденцией внедрения частного сектора на Ближнем Востоке. Исторически, главные ограничения в таком участии были в доступе к технологиям и капиталу, но времена, когда они были доступны только независимым операторам, давно прошли, и настали времена, когда мы все это осознаем. За очень малым исключением, технологии в нашей промышленности легко доступны и часто предоставляются сервисными компаниями, доступными каждому; и привлечение средств на энергетические проекты не является проблемой, особенно в нашем регионе. Например, одну компанию Crescent Petroleum основала в 2005 году, принимая во внимание все упомянутые выше тенденции Эмиратов, как государства, имеющего самый большой частный сектор региона. Как результат, открытая акционерная газовая компания Dana Gas, уже провела первичное размещение акций, которое превысило лимит в 144 раза, поднявшись до 78 млрд. долларов за едва ли 10 дней, и этот пример вовсе не уникален.

Возможно ли присутствие на рынке иностранных частных игроков?

Mr. Abdulla Al-Qadi: Как я уже говорил, я верю, что внедрение частного сектора, как национального, так и иностранного, будет участвовать в развитии промышленности региона, включая нефтегазовую промышленность с особенным вниманием к природному газу.
Что касается нефти, в настоящий момент в Абу Даби работают только компания ADNOC и ее международные главные акционеры в оперирующих компаниях типа ADCO, ADMA, и ZADCO,, и я не вижу изменений, однако Северные Эмираты - это отдельная история, там уже существует несколько иностранных компаний, разрабатывающих местные месторождения.
Мы в нашей компании всегда одобряли участие уважаемых иностранных нефтегазовых компаний в наших проектах, и уже много лет являемся партнерами японских, китайских, американских, английских, финских, французских и многих других компаний при разработке местных проектов.

Как вы оцениваете наметившуюся тенденцию национализации энергоресурсов в ряде стран, когда на первое место стали выходить транснациональные государственные компании? Существует ли какой-либо риск для частных компаний в таком случае?

Mr. Abdulla Al-Qadi: В настоящий момент мы являемся свидетелями растущей доли частных компаний на Ближнем Востоке, как международных, так и национальных - для новых проектов в Саудовской Аравии, Иране, ОАЭ и других странах. Что интересно, однако, так это возрастающее международное значение крупных компаний из России, Индии, Китая и других стран, и их высокий интерес к Ближнему Востоку. Это уже не только старые западные гиганты, как Shell, BP, Exxon и Total. Это позитивное развитие: мировая экономика сейчас более глобализирована, чем когда-либо, и при цене нефти в размере 65 долларов и высоком уровне требуемых инвестиций, все больше компаний участвует в очень перспективном развитии - на мой взгляд, сейчас много возможностей для любой компании.

Как ваша компания справляется с проблемами экологии при разработках месторождений? Есть ли у вас собственные инновации в этой сфере?

Mr. Abdulla Al-Qadi: Как ответственно относящаяся к проблемам экологии нефтяная компания, которая на протяжении более 35 лет успешно разрабатывает месторождения по всему миру, включая Аргентину, Канаду, Египет, Йемен, Пакистан и конечно ОАЭ, Crescent Petroleum придерживается строгой политики техники безопасности и охраны окружающей среды, соблюдение которой контролируется специальными кадрами компании.
Мы постоянно улучшаем экологические проекты, основанные на новых технологиях, разработанных отдельно, и мы постоянно поддерживаем связь с экспертами в этой области, чтобы быть в курсе инноваций.

Ваши прогнозы по глобальному росту спроса и соответственно, цен на нефть и газ. Насколько в них заложены геополитические риски, такие, как возможный военный конфликт между Ираном и западным миром? Какова справедливая цена на нефть на сегодняшний день?

Mr. Abdulla Al-Qadi: Любой, кто думает, что он может точно предсказать будущую цену на нефть, безусловно, неправ! Цена нефти зависит от слишком большого количества факторов, и больше чем когда-либо она зависит скорее от спроса на нефть таких быстро развивающихся стран, как Китай, чем от событий в странах-производителях нефти. Я уверен, что мы безусловно будем жить в мире более высоких цен, чем сейчас, по той причине, что мир и его экономический рост принимают более высокие цены.
Что касается справедливой цены на нефть, то какой бы рыночная цена ни была, рынок регулируется глобальным потреблением и снабжением, и рынок никогда не ошибается, как говорится!

Вопрос о России. Планирует ли компания сотрудничать с российскими компаниями, возможна ли совместная разработка месторождений, или сотрудничество в области человеческих ресурсов, услуг, безопасности, антикризисного управления и экологии? Видите ли вы перспективы российских компаний на Ближнем Востоке?

Mr. Abdulla Al-Qadi: Наша компания приветствует любое позитивное сотрудничество с уважаемыми российскими компаниями в разработке нефтяных и газовых месторождений, а российские сервисные компании, в свою очередь, предоставляют нефтегазовые услуги нашим национальным и региональным проектам. Мы прекрасно осознаем быстрый рост нефтяной индустрии в России за последние несколько лет, и мы безусловно поддерживаем строящиеся экономические и политические мосты между нашими государствами посредством регионального партнерства с российскими компаниями при разработке проектов в нашем регионе и наоборот.