- Олег Германович, как бы вы охарактеризовали нынешнее положение завода в российской нефтеперерабатывающей отрасли?
- Сейчас золотая пора нефтепереработки. Нужно пользоваться сложившимся положением, вкладывать в развитие, чтобы создать качественный задел на следующие десятилетия. В 2011 году утверждена программа развития Омского НПЗ до 2020 года. У нас на стадии разработки находится программа развития нефтехимического направления. Уже известно, что в первую очередь будет модернизирован комплекс по переработке ароматических углеводородов.
- Вы в течение двух лет руководили блоком переработки сербской NIS. Насколько отличается работа в Сербии от работы в России?
- Сильно отличается. После натовских бомбардировок заводы NIS очень сильно пострадали, а восстанавливали их по западным технологиям. В итоге предприятия получились компактными, эффективными, с большими товарными парками. А у нас, вы видели, большие площади, межцеховые эстакады. Соответственно, постоянная энергетика, постоянные перекачки - это очень затратно. Сербы большие молодцы, но опыта у них меньше, чем у нас. При этом они понимают, что надо делать, и жадно впитывают информацию.
- А что бы вы из сербского, фактически западного опыта хотели перенести к нам?
- В первую очередь, конечно, элемент западного проектирования. Фактически сегодня требует пересмотра наш подход к инжинирингу. Обычно в России инвестиционные проекты реализуются преимущественно в традиционном формате - заказчик выбирает проектную организацию, комплекс подрядчиков, поставщиков оборудования и т.д. Западный формат, который называется EPC/EPCM, то есть работы под ключ, более прогрессивен. У нас этот подход практически не используется, а в портфеле заказов крупнейших западных игроков преобладают комплексные услуги, при этом доля отдельных услуг гораздо меньше. По своему опыту могу сказать, что переход на EPC/ EPCM позволит снизить затраты, управлять эффективнее. Такой формат дает возможность контролировать не только финансовые потоки, но и сроки доставки оборудования.
- И когда вы намерены перейти на него?
- На Омском НПЗ - уже в следующем году. А в целом в ближайшие пять лет, я уверен, он станет внедряться по всей России.
- А что, в свою очередь, из российского опыта внедрялось в Сербии?
- Учет, процедуры анализа отклонений и т.п. В NIS не было ни регламентов, ни планов ликвидации аварий. У них были некие проектные записки, но мы посчитали, что это неправильно. Человек должен понимать, что он регулирует, за что отвечает. Многое вывели на аутсорсинг, наладили процедуры контроля и сократили потери. Жесткий контроль необходим. Привезли специалистов из Омска и других регионов, которые на правах экспертов-консультантов показывали на своем примере, как выстраивать производственные и бизнес-процессы.
- Омский НПЗ также развивает аутсорсинг?
- Да, ряд направлений и в Омске был выведен из состава предприятия либо передан на аутсорсинг; кроме того, некоторые структуры работают теперь в качестве дочерних предприятий. К примеру, Ремонтно-механический завод, который оказывает услуги по ремонту насосно-компрессорного оборудования, литью. Теперь он работает не только на ОНПЗ, но и на предприятия других регионов. Или, скажем, «Нефтехимремонт», который специализируется на ремонтах установок, запорной арматуре, теплообменной аппаратуре и т.п. Он почти полностью ориентирован на наш завод. «Автоматика-сервис» обслуживает контрольно-измерительные приборы и системы учета.
- Не собираетесь ли вы увеличить количество «дочек»?
- В 2012-м выведем на аутсорсинг санитарно-гигиеническую лабораторию и железнодорожную службу. Но главное, мы рассматриваем возможность создания дочернего предприятия на базе катализаторного производства. Омский НПЗ единственный в России занимается производством катализаторов, и мы способны обеспечить все каталитические крекинги других предприятий. Катализатор очень качественный, и мы рассчитываем, что предприятие будет приносить хорошую прибыль.