К 2020 году Газпром нефть намерена нарастить добычу практически вдвое относительно текущего уровня - до 100 млн твг н. э. наибольший прирост ожидается от новых проектов, которые в России компания реализует в приоритетных для себя регионах - ЯНАО и Оренбургской области. О ближайших и перспективных планах по освоению «знаковых» месторождений и загрузке строящегося нефтепровода Заполярье - Пурпе, о возможности приобретения новых активов в России и добычных проектах компании за рубежом «Нефть и Капитал» беседует с Геннадием Любиным, исполнительным директором ООО Газпромнефть-Развитие - компании, управляющей реализацией новых крупных проектов «Газпром нефти».
- Геннадий Петрович, какая роль отводится новым проектам в решении стратегической задачи «Газпром нефти» - удвоении объемов добычи?
- К 2020 году новые проекты, включая зарубежные, должны давать 40-42 млн твг н. э. Уточню, что речь идет об объемах, добытых «Газпром нефтью» совместно с ее партнерами по этим проектам.
- Последние по времени приобретения компания сделала в Оренбургской области, став владельцем лицензий на три месторождения (см. «В расчете на синергетический эффект» в «НиК» №11, 2011 г.). Какие первоочередные работы запланированы на этих участках?
- На восточной части Оренбургского месторождения начата реализация пилотного проекта, предусматривающего бурение шести скважин. В марте планируем завершить бурение и освоение первых трех горизонтальных скважин, а в апреле - их испытания. На Царичанском месторождении, находящемся на стадии опытно-промышленной эксплуатации, в текущем году начнем подготовку технологической схемы разработки участка. Одновременно здесь продолжается реализация программы разведочного бурения, обустройство пробуренных скважин.
- Какой будет, схема транспортировки нефти с Царичанского?
- Это месторождение расположено неподалеку от третьего нашего актива в регионе - Капитоновского месторождения, имеющего отлаженную логистику поставок нефти по железной дороге. Эта схема в ближайшее время меняться не будет. О каких-либо других вариантах, в том числе строительстве нефтепровода до системы «Транснефти», можно будет говорить лишь после разработки полного проекта развития Царичанского месторождения.
В 2012 году с трех месторождений области мы планируем получить в общей сложности порядка 1 млн тонн нефти и за пять лет довести добычу до 5 млн твг н. э.
- Для выхода на этот уровень производства необходимо прирастить извлекаемые запасы...
- Рассчитываем, прежде всего, на доразведку нижележащих пластов восточного участка Оренбургского месторождения. В этом году планируем разработать программу ГРР, построить две поисково-оценочные скважины и провести сейсморазведку в объеме около 250 км. В планах на 2013 и 2014 годы - закладка еще двух поисковых скважин. С учетом небольших размеров участка это довольно значительный комплекс работ.
- Перейдем к основному региону «Газпром нефти» -ЯНАО. Почему Западно-Мессояхское и Восточно-Мессояхское месторождения, которые ваша компания осваивает совместно с ТНК-BP, выведены из- под «крыла» «Славнефти» в отдельный проект?
- Финансировать проект стоимостью порядка $20 млрд акционерам гораздо проще напрямую, чем через «дочку», у которой меньше возможностей для генерирования крупных денежных средств, в том числе заемных. Кроме того, управлять Мессояхским проектом из «Славнефти», чьи основные активы находятся в ХМАО, не очень-то удобно.
Мы уже говорили, что подобная схема может быть использована и в ходе освоения Куюмбинского месторождения в Красноярском крае.
- В среднесрочной перспективе Мессояха должна обеспечить «Газпром нефти» наибольший прирост добычи и, кроме того, сыграть важную роль в загрузке нефтепровода Заполярье - Пурпе. Какие объемы с Мессояхских планируется поставлять в эту трубу?
- С 2016 года объем поставок в трубу Заполярье - Пурпе может составить порядка 10 млн твг с возможностью увеличения. Предварительные договоры на поставки находятся в стадии обсуждения с «Транснефтью».
- От Мессояхских вам надо еще проложить подводящую трубу до магистрали «Транснефти»...
- Расчеты показывают, что объект такой протяженности (около 100 км) и с такой пропускной способностью вполне реально построить за год. Поскольку нефтепровод Пурпе - Заполярье будет полностью введен в строй не раньше конца 2015 года, время у нас есть.
- Добыча на месторождениях начнется раньше?
- Да, комплекс работ по пробной эксплуатации - отсыпка кустовой площадки, бурение скважин - начнется уже в этом году, испытание скважин - в следующем. Объемы нефти, которые мы будем получать на начальной стадии, важны, прежде всего, для уточнения добычных возможностей скважин. Часть получаемого сырья может быть использована на собственные нужды, остальные объемы - утилизированы, в том числе возможна обратная закачка сырья в пласт. На пике на Мессояхе планируется добывать до 34 млн твг н. э.
- Как участники проекта намерены решать вопрос о транспортировке природного газа? Будет ли строиться труба до Ямбурга или же месторождения подключат к газопроводной системе, которую на Гыданском полуострове строит ЛУКОЙЛ?
- Текущие данные по Мессояхе не подтверждают значительных запасов попутного газа. Возможно, строительство газопровода вообще не понадобится - того, что есть, хватит лишь для удовлетворения собственных нужд промысла. В любом случае это не первоочередной вопрос: разработка газовых залежей начнется после 2020 года.
- Еще один перспективный проект «Газпром нефти» в ЯНАО - «СеверЭнергия» (другие акционеры - НОВАТЭК, Eni и Enel. - прим. «НиК»), Первый газ на наиболее освоенном месторождении компании - Самбургском - планировалось получить в конце прошлого - начале этого года. Не пересмотрены ли эти сроки?
- Ввод первого пускового комплекса на Самбургском мощностью 2,6 млрд мэ газа в год запланирован на первую половину 2012 года. С этого времени должны начаться промышленные поставки с месторождения в систему «Газпрома».
Второй комплекс аналогичной мощности планируется запустить в декабре этого года.
- Каковы планы по освоению других месторождений «СеверЭнергии» - Ево-Яхинского, Яро- Яхинского и Северо-Часельского?
- Согласно утвержденной акционерами «СеверЭнергии» стратегии развития компании, на трех месторождениях - Самбургском, Яро-Яхинском и Северо-Часельском - будет добываться как газ, так и нефть, на других только газ. Сегодня ведутся интенсивные работы на Яро- Яхе, где в IV квартале 2012 года мы намерены пробурить и испытать первую нефтяную скважину; добычу газа планируется начать на год позже. Ввод Северо-Часельского запланирован на 2015 год, Ево-Ехинского - на 2017-ый.
Если с внешней инфраструктурой по транспорту газа и конденсата у нас ограничений нет, то планы нефтедобычи приходится координировать со строительством трубы Заполярье - Пурпе, которая дойдет до Самбургского и Яро-Яхинского не раньше конца 2014 года. Тем не менее еще до ввода этого маршрута мы планируем набурить эксплуатационный фонд нефтяных скважин, с тем чтобы в 2013 и 2014 годах получить с двух месторождений по 170- 180 тыс. тонн нефти.
- Что будете делать с этой нефтью до ввода трубы Заполярье - Пурпе?
- Она, как и конденсат, пойдет в трубопроводную систему НОВАТЭКа с дальнейшей поставкой на Пуровский ЗПК (см. также «Кардинальное расширение» в «НиК» №11, 2011 г.). Но эти объемы опять-таки более важны с точки зрения оценки потенциала месторождений, что позволит при необходимости внести коррективы в проекты их освоения. В этом году начнем проектирование подводящих трубопроводов до магистрали «Транснефти», планируем начать их строительство в 2014 году и завершить в 2015-м.
- Еще один знаковый проект «Газпром нефть» реализует по другую сторону Обской губы - на полуострове Ямал. Когда завершится передача компании лицензии на Новопортовское? Не повлияет ли долгая процедура передачи на срок запуска месторождения, намеченный на 2013 год?
- В настоящее время лицензия переоформляется на предприятие «Газпром нефть Новый Порт». В 2012 году мы намерены инвестировать в Новопортовское порядка 8 млрд рублей. Планируем расконсервировать и обустроить разведочные скважины, заложить один эксплуатационный куст и начать бурение. Подрядчики уже определены, сегодня на месторождение завозятся материалы и оборудование. План по добыче на этот год - 13 тыс. тонн.
- К концу прошлого года «Газпром нефть» собиралась определиться с транспортной схемой - возможно ли все объемы Новопортовского вывозить танкерами по Севморпути. Принято ли окончательное решение на этот счет?
- Проведенные исследования подтверждают выгодность данной схемы, которая будет отрабатываться в рамках опытно-промышленной эксплуатации месторождения. Создавая инфраструктуру для ОПЭ, мы решаем сразу две задачи. Во-первых, уточняем возможности добычи на Новопортовском, что позволит усовершенствовать технологическую схему его разработки, во-вторых - на практике проверяем эффективность морской транспортировки. В сезон «открытой воды», который в этих широтах длится до трех-четырех месяцев, сложностей с транспортом вообще возникнуть не должно. Главная проблема - зимний период, когда для сопровождения танкеров нужны ледоколы. В конце 2013 года мы надеемся отгрузить с мыса Каменный первую нефть.
- Когда начнется строительство отгрузочного терминала на мысе Каменный?
- В I квартале 2012 года объявим о проведении тендера и в течение месяца подведем его итоги. Основные критерии, по которым будет выбираться подрядчик, это опыт проектирования, строительства и эксплуатации подобных объектов и, конечно, цена. Интерес к тендеру уже проявили ряд специализированных организаций: «Мурманское морское пароходство», «Совкомфлот» и другие. Строительные работы ограничены летним сезоном, когда Обская губа свободна ото льда. Начнем строительство, по-видимому, в следующем году.
- В таком случае будет ли терминал готов к концу 2013 года, когда с него планируется отгрузить первую нефть?
- Конец 2013-го - это прогнозные расчеты, которые могут быть скорректированы.
- Какой будет пропускная способность терминала?
- В соответствии с запланированным объемом добычи - 0,5 млн твг. После уточнения данных о добычном потенциале Новопортовского, возможно, задумаемся о создании более мощной перевалочной инфраструктуры. Надо учитывать, что рядом с Новопортовским есть группа месторождений нераспределенного фонда. В перспективе их можно подключить к нашей транспортной схеме, что даст синергию и позволит снизить затраты.
- Сообщалось, что в Новопортовский проект могут войти зарубежные акционеры...
- На нынешней стадии привлечение иностранных партнеров признано нецелесообразным. Весь проект опытно-промышленной эксплуатации оценивается в 22 млрд рублей, «Газпром нефть» готова нести эти расходы самостоятельно. Возможно, с началом полномасштабной разработки месторождения вопрос о расширении числа участников проекта станет более актуальным.
- К 2020 году 10% от общей добычи «Газпром нефть» планирует получать от своих зарубежных активов. Как продвигаются африканский и кубинский проекты, которые вы также курируете?
- В Экваториальной Гвинее в начале 2011 года компания провела сейсморазведку 3D на блоке Т в дельте Нигера на площади около 300 км2. К нынешнему лету должны закончить интерпретацию данных и в зависимости от результатов определиться со сроками бурения разведочных скважин. В каждом из двух шельфовых блоков, на которых компания работает в этой стране, мы являемся операторами с 80%-ной долей.
Кроме того, прошлым летом «Газпром нефть» завершила вхождение в СРП по четырем блокам в кубинском секторе Мексиканского залива, получив в проекте 30% (70% - у малайзийской Petronas). Геологи относят эти блоки к наиболее перспективным на кубинском шельфе, который остается пока малоизученным. Бурение первой скважины запланировано на 2012 год.
- Каковы ближайшие планы по освоению иракского месторождения Бадра, где «Газпром нефть» также является оператором и где прошлой осенью было начато бурение первой оценочной скважины?
- В этом году наши инвестиции в Бадру составят 18,6 млрд рублей. Продолжим бурение оценочных и добычных скважин, интерпретацию данных ЗD-сейсмики. В феврале началось проектирование первой очереди центрального пункта сбора нефти. Начало коммерческой добычи нефти в объеме не менее 15 тыс. баррелей в сутки запланировано на август 2013 года.
- Какие средства «Газпром нефть» намерена в общей сложности направить на финансирование новых проектов?
- С учетом зарубежных - около 44 млрд рублей в 2012 году.
- Насколько целесообразны столь масштабные инвестиции в нынешних налоговых условиях в России? Как отмечали представители «Газпром нефти», Мессояхский проект не выходит на окупаемость даже при 60%-ной пошлине на нефть в сочетании с введением каникул по НДПИ...
- Действительно, Мессояху можно назвать сложным месторождением с точки зрения себестоимости добычи. Работы, запланированные на Мессояхе на ближайшие два года, позволят нам определиться с возможностями скважин, что поможет более активно работать над удешевлением проекта. Но все экономические расчеты показывают, что разработка Мессояхской группы месторождений при действующей таможенной и налоговой системе не является рентабельной. Одним из вариантов решения проблемы могло бы стать введение, по аналогии с крупными месторождениями Восточной Сибири, льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть Мессояхской группы месторождений. Ведь реализация Мессояхского проекта позволит создать в России новый регион нефтедобычи. Но для этого нам необходима и помощь государства.
- Намерены ли вы в ближайшее время приобретать новые активы, прежде всего в ЯНАО? Сообщалось, что к северу от Мессояхских есть интересующие компанию участки.
- И Ямал, и Гыдан входят в сферу наших стратегических интересов, мы изучаем все возможности по расширению бизнеса в регионе. При этом будем опираться на два своих якорных проекта в ЯНАО - Мессояхский и Новопортовский.
- Насколько реально то, что список новых проектов «Газпром нефти» пополнится Приразломным месторождением на шельфе Тимано-Печоры?
- Как вы знаете, есть решение «Газпрома» о передаче нашей компании нефтяных активов. Говорилось и о том, что «Газпром нефть» может стать оператором Приразломного. Мы наблюдаем за реализацией проекта, но окончательное решение будет принимать материнская компания.