16-17 сентября т.г. под эгидой Правительства Тюменской области пройдет VI Тюменский международный инновационный форум «НЕФТЬГАЗТЭК». В преддверии важного события мы задали несколько вопросов соорганизатору секции «Роль нефтегазовых компаний в создании импортозамещающих технологий и оборудования отечественного производства», которая пройдет в международном конгресс-холле Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа 17 сентября т.г. в рамках VI Тюменского международного инновационного форума «НЕФТЬГАЗТЭК», Сергею Шатохину, Председателю Совета некоммерческого партнерства «Западно-Сибирская правовая палата», генеральному директору ЗАО Консалтинговая Компания «ПРЭФИШ».
Какие вопросы сегодня наиболее актуальны для российской нефтегазодобычи?
Нефтегазовая отрасль России в текущем году увеличила объёмы добычи углеводородного сырья. Несмотря на крутое падение мировых цен на нефть и газ, рентабельность производства российских компаний достаточно устойчива, так как процессу снижения стоимости углеводородного сырья противостоит процесс практически пропорционального ослабления рубля по отношению к мировым валютам. Соответственно, неся производственные издержки в рублях, прибыль от продажи сырья нефтегазодобычики получают в долларах, что и обеспеспечивает рентабельность нефтегазового производства.
Однако, негативные тренды наблюдаются в инвестиционных программах нефтегазовых корпораций, потому что доступ к дешёвым валютным ресурсам санкциями США и ЕС ограничен, санкционное давление также ограничивает возможности корпораций в приобретении технологий и оборудования для создания новых нефтегазодобывающих промыслов. Учитывая производственную слабость и определённую технологическую отсталость отечественных нефтегазосервисных предприятий, в случае свёртывания работ на нашем рынке зарубежными сервисными компаниями, как мне представляется, проблемы появятся и уже на действующих добычных мощностях. Поэтому очень остро перед нашей нефтегазовой промышленностью встала задача импортозамещения.
Расскажите, как на сегодняшний момент обстоят дела с импортозамещением в нефтегазовой отрасли?
С осени прошлого года движение в этом направлении стало достаточно ощутимым. Поняв, что украинские события явились только предлогом для введения санкций, а реальной их причиной является «удушение» базовой для бюджета страны нефтегазовой промышленности, Правительства РФ 03 ноября 2014 года утвердило План мероприятий по снижению зависимости российского топливно - энергетического комплекса от импорта, призванный сократить за пять лет среднюю долю импортных поставок в потреблении продукции нефтегазового машиностроения с 60% до 43% к 2020 году.
В целях проработки возможностей отечественных производителей нефтегазового оборудования по импортозамещению в текущем периоде, а также для разработки предложений по локализации производства на территории Российской Федерации в ближайшей перспективе, Минпромторг России совместно с Минэнерго России и российскими нефтегазовыми компаниями провел экспертный анализ использования импортного оборудования, материалов и технологий и определил двенадцать приоритетных направлений импортозамещения в нефтегазовом комплексе на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Большая программа организационно - правовых мероприятий в сфере импортозамещения для ТЭК разработана и осуществляется непосредственно Минпромторгом РФ. По информации, представленной министерством, приказом Минпромторга России от 29.01.2015 № 126 создан Научно - технический совет по развитию нефтегазового оборудования при Минпромторге России (далее - НТС), в рамках которого были сформированы экспертные группы по 11 приоритетным технологическим направлениям, а также по вопросам статистического учета, стандартизации и сертификации. В состав экспертных групп вошли представители федеральных органов исполнительной власти, отраслевых союзов и ассоциаций, нефтегазовых, нефтегазосервисных, промышленных и научных организаций, а модераторами экспертных групп определены представители ведущих нефтегазовых компаний.
Экспертными группами НТС был проведен анализ потребностей в импортном оборудовании по крупнейшим нефтегазовым компаниям с целью выявления конкретной номенклатуры технических средств, которые в настоящее время закупаются у зарубежных поставщиков. Были выявлены так называемые «красные зоны» - группы технических средств, доля импорта которых критически высока (более 70%), и отсутствие доступа к которым может привести к остановке добычного производства и, как следствие, к потенциальной угрозе национальной безопасности России. По каждой из «красных зон» модераторами экспертных групп предложены программы импортозамещения.
В целях определения возможности ипортозамещения потребности нефтегазовых компаний были проанализированы совместно с крупнейшими машиностроительными предприятиями (в общей сложности более 150 предприятий), а также профильными институтами и отраслевыми ассоциациями. В настоящее время отобранными предприятиями ведётся разработка «дорожных карт» (сетевых графиков) по 15 приоритетным направлениям. В «дорожных картах» будут описаны сроки реализации необходимых мероприятий с указанием ответственных за их исполнение предприятий, меры государственной поддержки, объём государственных и частных инвестиций с поквартальной разбивкой. К концу июля 2015 г. уже было подготовлено 58 дорожных карт на общую сумму 162, 2 млрд. рублей. К 30 сентября 2015 г. Минпромторг России совместно с Минэнерго России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, институтами развития, производственными предприятиями и нефтегазовыми компаниями планирует подготовить предложения по реализации разработанных «дорожных карт».
В настоящее время Минпромторгом России совместно с Минэнерго России организована работа по проведению анализа более 280 предприятий нефтегазового машиностроения страны в части технического, финансового и кадрового потенциала, с привлечением всех российских нефтегазовых компаний для предоставления информации по имеющемуся у них опыту работы с этими предприятиями.
Руководство нашей страны в сложившихся геополитических условиях считает задачу ипортозамещения, а правильнее сказать импортозависимости отечественной экономики, важнейшей стратегической задачей. Для её динамичной и продуктивной реализации 4 августа т.г. принято специальное постановление Правительства РФ об образовании правительственной комиссии по импортозамещению, которую возглавил председатель Правительства Дмитрий Анатольевич Медведев, и которая призвана координировать всю долговременную и систематическую работу по разрешению проблем импортозамещения в нашей экономике.