USD 94.0922

-0.23

EUR 100.5316

+0.25

Brent 88.06

+1.21

Природный газ 1.761

+0.02

3104

Цель - стать первыми

Нужна ли «перезагрузка» ТНГ-Групп сегодня, и какие тренды намерен поймать на рынке геофизических услуг новый генеральный директор, читайте в интервью нашему журналу.

Цель - стать первыми

Ян Галимович Шарипов - за 63-летнюю историю ТНГ-Групп 4й ее руководитель.

Каждый из его предшественников задавал свой вектор развития компании в зависимости от условий, диктуемых временем.

Нужна ли «перезагрузка» ТНГ-Групп сегодня, и какие тренды намерен поймать на рынке геофизических услуг новый генеральный директор, читайте в интервью на Neftegaz.RU.

- В свое время, встав у руля тогда еще Татнефтегеофизики, Ринат Харисов взял курс на расширение географии работ геофизиков. Какую цель для себя определяете вы?

- Цель, как принято в ТНГ-Групп, амбициозная - стать первыми на рынке геофизических услуг в стране, причем не только в традиционных для нас направлениях, таких как ГИС или сейсморазведка, в том числе с недавних пор и морская. Мы намерены составить достойную конкуренцию мировым лидерам в области хайтековских исследований.

- Чтобы это сделать, нужны огромные резервы - научные, производственные, финансовые, в конце концов. ТНГ-Групп обладает всем этим?

- Научный потенциал ТНГ-Групп хорошо известен специалистам. С начала своего существования компания пестовала производственную науку. Мы, несмотря на турбулентность последних трех десятилетий в экономике, сохранили свои научные подразделения и не растеряли связи с ведущими институтами. Более того, в последние годы значительно продвинулись вперед в этом направлении, в том числе благодаря государственным грантам. У нас есть разработки, не имеющие аналогов в мире. При этом мы не только разрабатываем hi-tech, но и производим аппаратуру у себя в специально построенных и оснащенных для этого цехах.

Поэтому на ваш вопрос я отвечаю однозначно да, мы можем не только продвигать свои услуги в массовом сегменте ГИС, но и в сегменте high-tech.

- Сегодня конкуренция в промысловой геофизике остра как никогда. У вас нет впечатления, что идет перераспределение рынка?

- На мой взгляд, на рынке услуг промысловой геофизики сегодня прослеживаются два основных тренда. Во-первых, увеличивается доля хайтековских исследований, на которые все больше ориентируются крупнейшие заказчики - Роснефть и Газпром. Традиционный набор ГИС рассматривается как дополнение к высокотехнологичным работам.

2й тренд - колоссальная конкуренция в массовом сегменте ГИС. На рынке представлено огромное количество малых компаний, специализирующихся на ограниченных методах. Такие игроки, не обремененные социальными обязательствами, не вкладывающие средства в промышленную безопасность и охрану окружающей среды, могут откровенно демпинговать и побеждать в конкурсах.

- Означает ли это, что ТНГ-Групп будет менять свою стратегию?

- В области маркетинга однозначно. На рынке мало иметь хороший товар, его нужно уметь продавать. Исторически сложилось, что во всех нефтегазовых провинциях уже присутствуют свои сервисные компании. У «своих» есть налаженные личные связи, территориальная близость и, как следствие, недорогая логистика. Поэтому продвинуться в новый регион работ можно только с помощью скрупулезно просчитанного, до мелочей выверенного маркетинга. А поскольку мы намерены осваивать новые для себя регионы, то усиливать маркетинговое направление просто необходимо.

- Говоря о новых регионах, вы имеете в виду российский Север или рассматриваются и зарубежные контракты?

- Мы не форсируем работу по поиску крупных зарубежных контрактов. С началом газовой кампании «Сила Сибири» колоссальные инвестиции были вложены в разведку Якутии и Иркутской области. Только на разведке Чиканского, Южно-Усть-Кутского, Ковыктинского и других месторождений работают пять наших мегапартий. При этом каждой из них требуется свыше 20 тыс каналов, обычно столько оборудования хватает для работы трех партий на «большой земле». Это очень крупные проекты, и распылять силы на что-то другое смысла нет. Другое дело, после окончания восточной газовой кампании с таким количество оборудования и опытным персоналом можно будет побороться за большие зарубежные проекты.

- Не так давно ТНГ-Групп стала осваивать новое для себя направление - морскую сейсморазведку. Вы довольны тем, как идут дела на море?

- Считаю, у нас есть перспектива стать одним из ведущих игроков в морской разведке. Организация проведения морской сейсморазведки - процесс кропотливый и разноплановый. Прежде чем будет получен первый сигнал, необходимо провести огромную работу, предполагающую оформление огромного количества разрешительных документов, согласований со стороны различных министерств, ведомств, компетентных органов. Кроме того, нужно найти судно, обеспечить на требуемом заказчиком уровне сбор, обработку и интерпретацию геофизических данных и выиграть тендер.

Как показывает практика, у ТНГ-Групп получается быть неплохим «интегратором», способным взять на себя все риски и свести к общему знаменателю интересы всех сторон: заказчика, исполнителя, владельца судна. Есть еще один плюс в нашу пользу. Отечественные нефтяные компании с учетом курса страны на импортозамещение заинтересованы в российском контенте. Конкурентным условием становится наличие либо российской команды на судне, либо исключительно отечественного оборудования, либо обязательная локальная обработка данных.

Сегодня у нас уже есть трех летний опыт работ на арктическом шельфе. В нашем активе пять отработанных лицензионных участков. По результатам этих работ заказчиком была дана высокая оценка ТНГ-Групп. В это году будут исследованы еще 2 участка.

- Последний вопрос, чтобы вы хотели пожелать самому себе на посту генерального директора ТНГ-Групп?

- Каждый день двигаться вперед. Один неглупый бизнесмен как-то сказал, что для успеха в бизнесе все время необходимо двигаться вперед. А если в какой-то момент ты остановишься и решишь, что достиг цели и теперь можно лишь удерживать позиции, то непременно потерпишь поражение. ТНГ-Групп - это авторитетней бренд, ставший таковым благодаря постоянному труду наших предшественников. Теперь наша очередь наполнить этот бренд современным содержанием. У нас нет права останавливаться на достигнутом. Значит, будем двигаться дальше.