USD 98.2236

+0.17

EUR 105.7086

-1.18

Brent 74.72

-0.47

Природный газ 2.675

-0.07

11 мин
...

Процессинг убрать нельзя оставить. Куда поставить запятую?

Процессинг в сфере нефтепереработки представляет собой схему, когда нефть управляющей компании перерабатывает ее «дочка».

Процессинг убрать нельзя оставить. Куда поставить запятую?

Источник: АНН

Процессинг в сфере нефтепереработки представляет собой схему, когда нефть управляющей компании перерабатывает ее «дочка».

Предприятие возвращает собственнику сырья готовые нефтепродукты и получает плату за свои услуги. При отсутствии процессинга завод покупает нефть у компании, перерабатывает ее и продает готовые нефтепродукты сам.

Почти все НПЗ России - процессинговые, однако в декабре 2016 г ряд депутатов Омского областного парламента и местного городского Совета выступили с инициативой по отмене этой схемы в российской нефтепереработке. В марте 2017 г Государственная Дума РФ его рассмотрела и… отклонила. Тем не менее, прения о целесообразности отмены процессинговой схемы на российских НПЗ продолжаются.

Детально разобраться в дискуссионном вопросе редакции Neftegaz.RU помог генеральный директор Ассоциации нефтепереработчиков и нефтехимиков (АНН) Виктор Андреевич Рябов.

На сегодняшний день многие нефтеперерабатывающие заводы по всему миру работают на принципах процессинга. В России - почти все. Почему Вы выступаете за отмену процессинговой схемы?

− Ассоциация нефтепереработчиков и нефтехимиков более 10 лет занимается вопросом об отмене работы НПЗ на условиях «процессинга», т.к. при работе на условиях «процессинга» практически исчезла высокоэффективная нефтеперерабатывающая отрасль промышленности, стало также невозможно определение производственных затрат и производительности труда.

Основная проблема в том, что прибыль завода, получающего плату за процессинг, в разы ниже, чем доход предприятия, самостоятельно закупающего нефть и реализующего нефтепродукты. Ведь в первом случае нефтепереработка - это лишь услуга управляющей компании, которая в свою очередь платит налоги с продажи нефтепродуктов централизованно в бюджет Москвы или Санкт-Петербурга, где зарегистрировано большинство крупных нефтяных структур. И это притом, что почти все «процессинговые» НПЗ расположены в регионах. То есть налог на прибыль «проходит мимо» бюджетов субъектов РФ, на территории которых работают НПЗ.

Более того, при такой схеме работы финансовые результаты деятельности компании-управленца также аккумулируются в ее структурах, неконтролируемых российскими государственными ведомствами.

Кроме того АНН поддерживает предложения нефтяных компаний о переносе уплаты акцизов на моторное топливо с НПЗ на АЗС.

Важно также отметить, что работа компаний в условиях «процессинга» не позволяет ФАС осуществлять проверку соблюдения антимонопольного законодательства в части определения уровня монопольно высокой или монопольно низкой цены продукции. В условиях «процессинга» крупнооптовые цены на любые виды нефтепродуктов у производителей имеются, а затрат на их производство, т.е. себестоимости - нет, а есть только затраты на 1 тонну переработанной нефти. (Бензин в России дорожает в 3х случаях: когда нефть дорожает; когда нефть дешевеет; и когда цена на нефть стабильна).

Мы считаем, что четкий отказ от закрытой, так называемой «давальческой», схемы переработки нефти управления производством позволит в разы увеличить объемы доходов и прибыли на НПЗ, создаст возможность оставлять значительную часть налогов в регионах без экономических потерь РФ и необходимости выделения средств регионам.

− Какие нефтегазовые мейджоры не используют процессинг и почему? Какие примеры более эффективной работы без процессинга Вы могли бы назвать?

− В России уже несколько лет нефтеперерабатывающие заводы ЛУКОЙЛ, исключившего из своей практики так называемые «давальческие договора», работают без процессинга. Опыт положительный, показывающий выгоды такого решения для субъектов РФ.

Преимуществ у беспроцессинговой схемы много:

- разделение операций по добыче и переработке нефтяного сырья, т.е. более прозрачный для государства бухгалтерский учёт на предприятиях отрасли,

-возможность управления реальной эффективностью НПЗ, вследствие чего повысится их конкурентоспособность,

- самое главное, появление у заводов собственной прибыли, как источника для развития и модернизации и правильной оценки налоговой системы и решения социальных проблем.

− Вы часто приводите в пример Омский НПЗ. Вы выступаете за отмену процессинга на всех российских НПЗ, включая «Роснефть» и другие компании?

Разумеется. Мы, в частности, поддерживали законопроект об отмене «процессинга», касающегося работы нефтеперерабатывающих заводов России, которое в Государственную Думу РФ внесло Законодательное Собрание Омской области. К сожалению, инициатива была отклонена.

− Говоря о ЛУКОЙЛе, известна ли Вам их позиция об инициативе по отмене процессинга на всех российских НПЗ? Не сделает ли это его НПЗ менее конкурентоспособными?

− ЛУКОЙЛ - один из лидеров российского рынка. Отказ от процессинга делает предприятие более открытым, а о его конкурентоспособности говорят данные ежегодного отчета, который, кстати, публикуют все нефтегазовые компании.

− Обсуждали ли Вы с представителями других компаний (Роснефть, Татнефти, Сургутнефтегаза) их мнение по этому вопросу? Вам известна их позиция?

− Сегодня эти компании работают на условиях процессинга. Однако если НПЗ будут работать на покупной нефти, то соответственно больше налогов будет поступать в региональный бюджет.

− С инициативой по отмене процессинга Вы выступаете как генеральный директор Ассоциации нефтехимиков и нефтепереработчиков, куда входят «Газпром нефть», «Роснефть» и другие компании, использующие процессинг Получается, что Вы выступаете и от их лица. Или Вы выражаете свою частную позицию в этом случае?

Вопрос по беспроцессинговой схеме переработки нефти рассматривался на заседаниях Правления АНН в 2011, 2006 и 2015 г с участием представителей исполнительных органов власти, нефтяных компаний, НПЗ, отраслевых институтов и др.

− Вы, как и омские чиновники, говорите, что заводы ЛУКОЙЛа, работая без процессинга, платят больше налогов в региональные бюджеты. Но последние сравнительные данные приводятся только за 2013 год. Известно ли, сколько заводы ЛУКОЙЛа платили региональных налогов в 2014-2016 годах, чтобы сравнить с текущими выплатами заводов с процессингом?

Руководство исполнительных органов власти не интересуются этими вопросами в самой нефтяной компании ПАО ЛУКОЙЛ.

Полных данных о налоговых поступлениях НПЗ ЛУКОЙЛа в региональные бюджеты за 2014-2016 гг нет (в ПАО ЛУКОЙЛ отказались комментировать этот вопрос - прим. ред.).

− Много говорилось, что в последние годы маржа российских НПЗ существенно снизилась и достигла, чуть ли не ноля. Можно ли в этой ситуации говорить, что при самостоятельной коммерческой деятельности (без процессинга) они смогут платить больше налогов и еще находить деньги на модернизацию?

По сырьевым ресурсам и их производству Россия находится на передовых позициях в мире, но, к сожалению, значительно отстает по нефтепереработке, газопереработке, нефтехимии, газохимии и химии.

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность с момента своего возникновения, как в России, так и в мировой практике различных экономических систем всегда была высокодоходной, обеспечивала высокий темп своего развития и служила надежным донором успешного прогресса экономики страны в целом. Так, если в Европе при высоких ценах на нефть до 2015 г прибыльность многих НПЗ пошла вниз, и они оказались на грани выживания, то российские НПЗ, имеющие более высокие издержки производства и более низкий технический уровень, имели высокую рентабельность. В результате падения цены на нефть в 2015 г ситуация резко изменилась. Европейские НПЗ стали показывать рекордную для себя маржу, а у российских НПЗ чистая маржа упала более чем в 3 раза, т.е. до критической. Получается, что мы поддерживаем экономику Европы и Китая в ущерб Российской Федерации.

В связи с обвалом капитальных вложений в нефтеперерабатывающую и нефтехимическую промышленность в 2015-2016 гг произошел срыв вводов запланированных установок. Так в 2011-2020 гг запланирован ввод 110 установок, вместо согласованных 123, а к 2027 г ожидается ввод 127 установок вместо 135. В 2017 г не запланирован ввод ни одной установки по глубокой переработке нефти.

Это приведет к уменьшению объемов производства моторных топлив, запланированных на 2017-2020 годы и росту экспорта нефти.

Введение налогового маневра привело за последние 2 года (2015-2016 гг) к провалу объемов переработки нефти и значительному увеличению экспорта нефти, тем самым закрывая себе рынок нефтепродуктов. Насытив внутренний рынок бензином, необходимо резко нарастить его экспорт, т.к. рынок для этого имеется. В России в 1-ом полугодии 2017 г производство бензина составило 95,7% к 2016 году. Налоговый маневр сделал экспорт нефти более выгодным, чем ее переработку, даже в первом переделе − на НПЗ. Мы строим цены на основе трансфертного ценообразования. Мировая цена у нас влияет на что? На ставки НДПИ. Если у нас базовая ставка НДПИ в 2016 г была 857 руб./т, то если скорректировать эту ставку с учетом мировой цены на нефть, она получается фактически 4913 руб./т, т.е. ставка НДПИ повышается почти в 7 раз, только потому, что она привязана к мировой цене на нефть.

Полная себестоимость нефти в 2016 г составляла 9240 руб./т, в т.ч. НДПИ 5770 руб./т, т.е. 62% в себестоимости у нас ставка НДПИ.

В России реализуется нефть с высокой рентабельностью 39% себестоимости (37% в 2015 г; 39% - в 2013 г), но при этом затраты на производство нефтепродуктов составляют в среднем 15622 руб./т., т.е. в них 90% составляет цена нефти.

Рентабельность производства автомобильного бензина 23,7%, дизельного топлива − 39,5%. По 3 нефтепродуктам, включая мазут, рентабельность производства в 2016 г составляла 27,3%. В 2015 г − 34,8%, 2014 г − 44,6.

Заводы ЛУКОЙЛа работают на покупной нефти, Салават тоже, Кириши частично и ряд других заводов небольшой мощности тоже работают на покупной нефти.

Независимо от того, как НПЗ получает нефть, они заинтересованы в модернизации, потому что выпускать дорогостоящие, востребованные светлые продукты выгоднее, чем теряющие спрос темные. Модернизация позволит НПЗ максимизировать получаемую прибыль, и деньги они будут находить - без этого никак.

− В своих интервью вы неоднократно высказывались, что из-за процессинга отечественные НПЗ не модернизируются. Но тот же пример Омского НПЗ говорит об обратном - на заводе ведется крупномасштабная модернизация, строятся новые комплексы и установки во многом благодаря именно процессингу. Нет ли здесь противоречий?

О том, что из-за процессинга отечественные НПЗ не модернизируются, я не говорил.

В тоже время говорить о влиянии процессинговой схемы на модернизации предприятий в настоящее время нельзя.

Дело в том, что согласно новым поправкам в законодательство компании-управленцы обязаны технически усовершенствовать свои НПЗ до определенного уровня. Естественно, что модернизация сейчас идет полным ходом на многих предприятиях. Ведь когда у нефтеперерабатывающего предприятия есть свои деньги, модернизация будет проходить на постоянной основе, ведь это выгодно, а при процессинге все решает головная компания. Могу лишь сказать, что основная программа модернизации на заводах ЛУКОЙЛа уже завершена, и если судить, например, по Индексу Нельсона, то эти предприятия ничем не уступают другим российским НПЗ.

Следует отметить, что нефтяными компаниями проведена большая работа по выполнению 4-сторонних соглашений, что позволило в короткие сроки перейти на выпуск моторных топлив Класса 5, отвечающее европейским нормам.

К сожалению, в новейшей истории России вертикально-интегрированные нефтяные компании не построили ни одного конкурентоспособного нового НПЗ (кроме ТАНЕКО, Татнефть). Причина − проблема высоких издержек в реализации инвестиционных проектов при строительстве и развитии новых НПЗ, связанных с отсутствием гармонизации отечественных и европейских норм в сфере безопасности и экологии. Ранее на всех стадиях строительства сплошь и рядом - откаты, что делало строительство НПЗ дороже, примерно в 2 раза.

В целях развития нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности необходимо:

- Создать в Минэнерго России фонд развития нефтепереработки и нефтехимии по аналогии фонда развития промышленности в Минпромторге РФ;

- Минэнерго РФ рассмотреть вопрос о существенном сокращении экспорта нефти, заместив объемы экспорта равноценным объемом нефтепродуктов качества на уровне европейского. Технический уровень отечественной нефтепереработки позволяет это сделать уже сегодня;

- Рекомендовать нефтяным компаниям развивать каналы для продаж нефтепродуктов за рубежом, в том числе АЗС и нефтебазы, укрепление своих позиций на рынках Сбыта, особенно в Европе и Китае.

− Ваша инициатива по отмене процессинга была отклонена Государственной думой. Вы продолжите продвигать ее и каким образом?

− Поставляя на экспорт нефть, Россия своими руками развивает конкуренцию собственному экспорту нефтепродуктов, забывая о том, что европейское законодательство легко позволяет использовать антидемпинговое законодательство для защиты своих НПЗ.

В 2015-2016 гг произошел обвал объемов первичной переработки нефти и планируется её дальнейшее снижение, а это неизбежно приведет к снижению налоговых поступлений в бюджет, в том числе зарплатных из-за снижения числа рабочих мест на заводах и у смежников.

Государственная дума отклонила законопроект в связи с тем, что Комитет Государственной думы по государственному строительству и законодательству своим заключением рекомендовал отклонить проект федерального закона № 1081319-6 «О внесении изменения в статью 703 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации», на том основании, что Гражданский кодекс устанавливает общие нормы заключения договоров подряда безотносительно сферы их применения, а вопросы налогообложения взаимозависимых лиц являются предметом регулирования раздела V налогового кодекса.

Внесение изменений в налоговый кодекс, безусловно, понадобится, однако это возможно только на основании изменений в Гражданском кодексе.

Таким образом, приведенная Комитетом аргументация «притянута за уши» и показывает нежелание Комитета вникнуть в проблему, суть которой заключается не в том, что налог на прибыль занижается, а в том, что он «проходит мимо» бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется производственная деятельность хозяйствующего субъекта.

В настоящее время в соответствие с поручением Президента РФ В. Путина разрабатывается Программа социально-экономического развития страны на период до 2025 г и Ассоциация обратилась в государственные органы исполнительной и законодательной власти с предложениями, а именно:

- учесть требования Президента Российской Федерации В. Путина;

- необходимо уходить от сырьевой иглы в экономике страны (так называемая «голландская болезнь»);

- в 2015-2016 гг произошел обвал объемов первичной переработки нефти и планируется её дальнейшее снижение;

-замораживание налоговой системы. Ежегодно планируется повышение налоговой нагрузки. Налоговый манёвр привел впервые к срыву объёмов переработки нефти;

Кроме того, проект Энергетической стратегии России на период до 2035 г не решает вопрос сырьевого сектора экономики;

- сырьевой вектор развития и монитарная система не позволяют решать важные проблемы реального сектора экономики, как отметил Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, выступая 12 января 2017 г на пленарном заседании VIII Гайдаровского Форума;

- из-за отсутствия бюджетного финансирования научно-исследовательские институты оказались на грани выживания, это трагедия. Необходимо восстановить роль прикладных (отраслевых) институтов, которые не финансируются многие годы. Общеобразовательные университеты не могут создавать конкурентоспособные базовые проекты.

- максимально способствовать использованию нефтеперерабатывающими заводами России опыт работы НПЗ ЛУКОЙЛ по беспроцессинговой схеме переработки нефти. Четкий отказ от закрытой, незаконной для регионов, несправедливой процессинговой схемы управления производством позволит увеличить на порядок объемы доходов и прибыли на НПЗ, создаст возможность оставлять значительную часть налогов в регионе без экономических потерь РФ и необходимости выделения средств региону.

Имеется согласование Комиссии Совета Федераций, 2х Комитетов Государственной Думы Российской Федерации, получена поддержка Минэнерго России, Минрегиона России и др. Имеется также совместная позиция Минэнерго России, Минфина России и Минпромторга России по оценке использования беспроцессинговой схемы переработки углеводородного сырья (письмо Департамента переработки нефти и газа Минэнерго России от 02.07.2010 № 06-615).



Автор: В. А. Рябов