USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 73.55

+0.47

Природный газ 3.351

+0.16

18 мин
...

География нефтяной промышленности Азербайджана

Бакинский нефтегазоносный район - крупный район по добыче, запасам нефти на территории современного Азербайджана. Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря.

География нефтяной промышленности Азербайджана

Бакинский нефтегазоносный район - крупный район по добыче, запасам нефти на территории современного Азербайджана. Нефтяные месторождения района расположены в пределах Южно-Каспийского нефтегазоносного бассейна, на территории Апшеронского полуострова и прилегающей акватории Каспийского моря.
Промышленная разработка началась с последней трети XIX века. В Бакинском нефтегазоносном районе свыше 80 месторождений нефти и газа. Основные месторождения - Шах-Дениз, Азери-Чираг-Гюнешли, Нефтяные Камни, Бахар, Сангачалы-море. Также нефть разрабатывается на акватории Каспийского моря.

Добыча во времена СССР

На Каспии в 1947 г. было обнаружено месторождение Гюргяны-море, в 1949 г. - Нефтяные камни, в 1950 г. - Банка Дарвина. Самым крупным стало месторождение Нефтяные Камни, вступившее в эксплуатацию в 1959 г. Оно находилось в 50 км от берега, при глубинах моря от 6 до 27 м.


Современное состояние
Современный Бакинский нефтегазоносный бассейн по-прежнему играет роль главного двигателя экономики Азербайджана, благодаря добытой нефти и высоких цен на неё на мировых рынках ВВП страны вырос на 27 % в 2007 году. Построены нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан и газопровод Баку-Эрзурум.


Месторождение Азери-Чираг-Гюнешли
Нефтяные месторождения "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" были открыты еще в советское время в 1979-87 годах. Они распложены в 100-120 километрах к востоку от Баку в Каспийском море. С обретением независимости Азербайджан не обладал достаточными финансовыми ресурсами для возрождения нефтяной отрасли страны. Поэтому основной акцент для разработки крупнейших месторождений был сделан на привлечение иностранного капитала. В январе 1991 года был объявлен тендер на разработку "Азери", "Чираг" и "Гюнешли" (АЧГ - 3 месторождения были объединены в один блок). После продолжительных переговоров 20 сентября 1994 года во дворце "Гюлистан" в Баку был заключен первый контракт с иностранными нефтяными компаниями, названный "Контрактом века". Действие контракта распространяется до 2024 года.


Для реализации контракта, в начале 1995 года, Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской Республики и 10 иностранных нефтяных компаний создали Азербайджанскую Международную Операционную Компанию - АМОК.


Согласно соглашению АМОК являлся оператором проводимых работ в пределах заключенного контракта. В его ведении находилось руководство ежедневными работами, проведение нефтегазовых операций и их осуществление, а также координация всех работ. В 1999 году оператором проекта становится компания BP, обладающая наибольшей долей в контракте.
Блок месторождений "Азери-Чираг-Гюнешли" представляет собой гигантскую структуру размером 5х50 километров, глубиной 1,4 километр. Его запасы составляют 5,4 млрд. баррелей нефти, что составляет 0,5% мировых запасов.


В соответствии с проектом к концу 1997 года завершились работы по экспортному нефтепроводу Баку-Новороссийск и 25 октября 1997 года первая азербайджанская нефть с месторождения "Чираг" была отправлена в на мировые рынки через Новороссийск. Затем был введен в действие и трубопровод Баку-Супса. Дальнейшая разработка месторождения проходит в 3 фазы: Фаза 1 - центральный "Азери", Фаза 2 - западный и восточный "Азери", Фаза 3 - глубоководная часть "Гюнешли" и извлечение потенциальных остаточных запасов на площади "Чираг", которые невозможно добыть с платформы "Чираг". Проект предполагает строительство нескольких морских платформ на Бакинском заводе глубоководных оснований, расширение терминала Сангачал близ Баку (одного из крупнейших в мире), укладку более 1000 километров подводных трубопроводов. Для вывоза нефти на мировые рынки был построен основной экспортный трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан.


Первая нефть на центральном "Азери" получена в 2005 году, на западном "Азери" - в декабре 2005 года, восточном "Азери" - в феврале 2007 года, а в рамках Фазы 3 - в июле 2008 года.
Пик добычи должен прийти на 2009 год (1,1 млн. баррелей в сутки). Согласно подсчетам, себестоимость 1 барреля нефти до отгрузки в порту Джейхан составит примерно 7,5 доллара (3,5 доллара растраты на добычу 1 барреля нефти, 1 доллар - операционные расходы, примерно 3 доллара - транзитные).


Азери-Чираг-Гюнешли (в Туркмении - Омар-Осман-Гюнешли) - группа шельфовых нефтегазовых месторождений Азербайджана и Туркмении в южной акватории Каспийского моря, в 90 км к востоку от Баку.
Глубина моря в районе месторождения колеблется от 110 до 180 метров. Гюнешли было открыто в 1981 году, а Чираг - в 1985 году и Азери - в 1987 году.
Относится к Южно-Каспийскому нефтегазоносному бассейну.


Соглашение о разведке и разработке каспийских месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан в Баку 20 сентября 1994 года между правительством Азербайджанской Республики и международным консорциумом.


Запасы
Общие запасы месторождения оцениваются в 930 млн тонн нефти и 0,6 трлн м³ природного газа. До начала соглашении в 1994 году запасы оценивались 500 млн тонн нефти.


Участники разработки
Разработка месторождения осуществляется консорциумом, в который данный момент входят следующие компании:
• BP Amoco (34,1367 %) - оператор
• ChevronTexaco (10,2814 %)
• SOCAR Azerbaijan (10 %)
• INPEX (10 %)
• Statoil (8,5633 %)
• ExxonMobil (8,006 %)
• TPAO (6,75 %)
• Devon Energy (5,6262 %)
• Itochu (3,9205 %)
• Delta Hess (2,7213 %)


Нефть экспортирует по нефтепроводу Баку - Тбилиси - Джейхан в Европу, по Баку - Супса в Грузию и по Баку - Новороссийск в Россию.


Добыча
Добыча на месторождении «Чираг» начата в 1997 году, на «Центральном Азери» - в начале 2005 года, «Западном Азери» - в начале 2006 года, «Восточном Азери» - в конце 2006 года. В конце апреля 2008 года началась добыча на глубоководной части месторождения «Гюнешли». Добыча нефти в 2006 году составляет в Азери - 16,5 млн тонн, Чираг - 7,1. Общая добыча нефти в 2006 году составляет 23,5 млн тонн.
Общая добыча нефти в 2008 году составляет 34 млн тонн.


Спорные вопросы

Азери-Чираг-Гюнешли оспаривает Азербайджан и Туркмения. Принадлежность Азери-Чираг-Гюнешли определит Международный арбитражный суд.


Апшерон (месторождение)
Апшерон - газоконденсатное месторождение в Азербайджане. Расположена к юго-западу от другого азербайджанского месторождение - "Азери-Чираг-Гюнешали". Открыто в 2001 году 1-й разведочной скважиной. Площадь месторождение составляет 260 кв. километра.


Нефтеносность связана с отложениям мелового возраста. Глубина моря на месторождение меняется 250-650 метров, а продуктивные пласты находятся на глубинах 6,5-6,7 тыс. м.
Начальные запасы газа 1,0 трлн. м3, а конденсата 945 млн. баррелей или 150 млн. тонн.
Долевое участие в проекте Апшерон распределено следующим образом: Total (оператор, 60%) и ГНКАР (40%).


Ашрафи (нефтегазовое месторождение)
Ашрафи - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 100 км к востоку от Баку. Открыто в 1999 году. Глубина моря на месторождение меняется 250-450 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 50 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.


Булла-Дениз
Булла-Дениз - газоконденсатное месторождение в Азербайджане. Расположена в 80 км к югу от Баку. Открыто в 1975 году. Глубина моря на месторождение меняется 5-30 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы газа 20 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР. В настоящее время здесь действуют 15 скважин, которые в целом за сутки добывают 1 млн. кубометров газа.


Гюргяны-дениз
Гюргяны-дениз - нефтяное месторождение в Азербайджане. Расположена в 40 км к востоку от Баку. Открыто в 1947 году. Глубина моря на месторождение меняется 1-3 метров.
Нефтеносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 50 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.


Дан-Улдузу
Дан-Улдузу - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 90 км к северо-востоку от Баку. Открыто в 1999 году. Глубина моря на месторождение меняется 150-250 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 100 млн. тонн.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.


Зафар-Машал
Зафар-Машал - нефтяное месторождение в Азербайджане. Расположена в 130 км к юго-востоку от Баку и на расстоянии 90 км от дельты реки Куры. Открыто в 2004 году 1-й разведочной скважиной.
Глубина моря на месторождение меняется 450-950 метров. Площадь месторождение составляет 643 кв. километра.


Нефтеносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 881 млн. баррелей или 140 млн. тонн, из которых 100 млн приходится на месторождение Зафар и 40 млн - на Машал.
Долевое участие в проекте Зафар-Машал распределено следующим образом: ExxonMobil (оператор проекта) - 30 %, ГНКАР - 50%, ConocoPhillips - 20%.
Зафар-Машал была выявлена в результате сейсмических исследований в 1961 году, а первые геофизические работы на ней проводились в 1985 и 1987 гг. Разведочное бурение на блоке не велось. Согласно контракту, в течение разведочного периода подрядчик обязан провести здесь трехмерную сейсморазведку и пробурить 2 разведочные скважины.
Бурение 1-й разведочной скважины месторождение Зафар-Машал с плавучей полупогружной буровой установки "Гейдар Алиев" было начато 9 февраля 2004 года. Глубина воды в точке бурения составляет 740 м, а проектная глубина скважины - 7200 м. Основная цель бурения - вскрыть "Свиту перерыва" и 8-ой горизонт "Балаханской свиты".


Инам (месторождение)
Инам - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 200 км к югу от Баку. Открыто в мае 2008 году. Структура Инам было открыта в 1953 году. Глубина моря на месторождение меняется 250-350 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 100 млн тонн, а газа 100 млрд м3. Залежи на глубине 3,8-4,3 км.
Оператором месторождение являться азербайджанская нефтяная компания ВР (25 %). Другие участники является ГНКАР (50 %), Korea National Oil Corporation (20 %) и Shell (5 %).


Карабах (нефтегазовое месторождение)
Караба́х - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположена в 130 км к востоку от Баку. Открыто в 2000 году. Глубина моря на месторождении меняется 250-450 метров.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти 100 млн. тонн. Залежи на глубине 3,3-4,2 км.
Оператором месторождения является азербайджанская нефтяная компания ГНКАР.


История разработки

• Структура Карабах было открыта в 1965 году. Тогда же была проведена предварительная трехмерная сейсморазведка, по результатам которой предварительные запасы Карабаха были оценены на уровне 80 млн. тонн нефти.
• 10 ноября 1995 года было подписано соглашение о разделе продукции на разведку и разработку месторождения
• 13 февраля 1996 года соглашение было ратифицировано парламентом Азербайджана, 23 февраля 1996 года - вступило в силу
• Лето 1996 года компаниями, подписавшими контракт с Государственной Нефтяной Компанией Азербайджанской Республики был сформирован операционный консорциум Каспийская международная нефтяная компания - КМНК (англ. Caspinn International Petroleum Company - CIPCO) в составе СП «LUKAgip» (45 %), Pennzoil (англ.) (30 %), ЛУКОЙЛ (12,5 %), Agip (5 %) и ГНКАР (7,5 %)
• Август 1996 года - КМНК официально приступил к работе, в течение 3 лет (срок мог был быть увеличен до 4, 5 лет) предполагалось провести разведочные работы (сейсморазведка и бурение 3 скважин). Первую нефть добыть планировалось в конце 2000 года после подтверждения наличия запасов в промышленных масштабах. Работы по бурению скважин проводились азербайджано-американским СП «Caspian Drilling Company», учредителями которой являлись ГНКАР и Santa Fe.
• 26 января 1999 год КМНК выступила с заявлением о прекращении своей деятельности по причине отсутствия экономической целесообразности проекта (разведка показала, что запасы месторождения не превышают 30 млн. тонн нефти)
• 23 февраля 1999 года после истечения срока, отведённого на разведочные работы, консорциум официально прекратил своё существование
• Месторождение Карабах было открыто в 2000 году.
• Апрель 2006 года - ГКАР заявило о желании разрабатывать месторождение самостоятельно


Финансовая сторона проекта

По условиям первоначального контракта общая сумма выплат азербайджанской стороне должна была составить 135 млн. долларов, размер общих капитальных затрат для его реализации, по оценкам экспертов, должен был составить 1,7 млрд. долларов, размер эксплуатационных затрат - 1-3 млрд. долларов.
Фактически на выполнение работ в рамках программы разведочного периода КМНК было затрачено не менее 100 млн. долларов.
Общий объем затрат на завершение разработки месторождения, по предварительным оценкам ГНКАР, может составить около 200 млн. долларов.


Нефтяные Камни
Нефтяные Камни (азерб. Neft daşları) - посёлок городского типа в Азербайджане, в Каспийском море, в 42 километрах к востоку от Апшеронского полуострова. Расположен на металлических эстакадах, сооруженных в 1949 году в связи с началом добычи нефти со дна моря вокруг т. н. Черных Камней - каменной гряды (банки), едва выступающей на поверхности моря. Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана. Постоянного населения нет.


Из истории

Нефтяные Камни - это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются уникальным городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.
Масштабные геологические исследования района Н. К. были проведены в 1945-1948 гг. Строительство поселка началось в 1958 г. Были построены 2 электростанции мощностью 250 кВт, котельная, нефтесборочный пункт, очистные установки, 16 двухэтажных домов, больница, баня и т. д. К 1960 году было построено здание Бакинского нефтяного техникума. В 1966-1975 гг. здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Был разбит парк с деревьями. В 1976-1986 гг. было завершено строительство нефтесборных пунктов, трех 5-этажных общежитий, столовой, больницы, 2 газомазутных компрессорных станций, биологической установки питьевой воды, 2 подводных нефтепроводов диаметром 350 мм до терминала Дюбенды. По эстакадам осуществляется автомобильное движение. Между Нефтяными Камнями и портом Баку поддерживается регулярное пароходное и вертолетное сообщения.


Этимология
Название «Нефтяные Камни» имеет историческое значение - еще задолго до открытия этого месторождения ученые заметили в Каспийском море черные, покрытые пленкой нефти скалы. Эту зону морской акватории назвали «Черные Камни». Район Нефтяных Камней начали изучать уже с 1859 года, что нашло отражение в целом ряде работ различных ученых: выдающегося исследователя Кавказа академика Г. В. Абиха и известных ученых-геологов С. А. Ковалевского, Ф. А. Рустамбекова, А. К. Алиева, Э. Н. Алиханова, Б. К. Бабазаде, В. С. Мелик-Пашаева, Ф. И. Самедова, Ю. А. Сафарова, С. А. Оруджева, А. Б. Сулейманова, Х. Б. Юсифзаде, М. Мир-Бабаева и многих других.


Добыча нефти
Одним из первых инициаторов добычи нефти со дна моря являлся горный инженер В. К. Згленицкий, который еще 3 октября 1896 года обратился в Бакинский горный департамент с прошением разрешить ему произвести бурение скважин на искусственном материке в Биби-Эйбатской бухте. К своему прошению он приложил оригинальный для того времени проект, согласно которому предполагалось построить сооружение специального водонепроницаемого помоста на высоте 12 футов (до 4 м) над уровнем моря со спуском добываемой нефти в баржи. А в случае фонтана предусматривалась специальная баржа грузоподъемностью до 200 тыс. тонн нефти, которая и обеспечивала бы безопасный вывоз нефти на берег. Кавказское горное управление отклонило его просьбу, тем не менее, признав, что дно Каспийского моря близ Абшерона является нефтеносным, и было бы желательно проверить как нефтеносность морского дна, так и опытным путем выявить техническую возможность добычи нефти и экономические условия такого способа эксплуатации.
Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории НК была осуществлена в 1946 г. нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.


Мощным толчком к разведке нефтяных и газовых месторождений на различных участках Каспийского моря стало получение морской нефти у бухты Ильича (сейчас - Баил лиманы) из 1-ой в мире скважины № 71, построенной в 1924 г. на деревянных сваях. Позже, в СССР в 1932-1933 гг., были построены еще два основания, когда уже стало ясно, что контур нефтеносности выходит за пределы засыпанной в 1932 году Биби-Эйбатской бухты. Первое основание, сооруженное на расстоянии 270 м от восточного ограждения засыпки бухты на глубине моря до 6 м, имело площадь 948 м² и длину 55 м.
Первый десант нефтяников, высадившихся на Нефтяные Камни 14 ноября 1948 года, был в составе руководителя десанта Николая Байбакова, автора идеи о морских залежах нефти, начальника созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» Сабита Оруджева, геолога Агакурбана Алиева и специалиста по буровым работам Юсифа Сафарова. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Кроме того, были строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях.


Промышленная разработка Нефтяных Камней
Подготовительные работы к бурению первой разведочной скважины на Нефтяных Камня начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль «Чванов», отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в «Нефтяные Камни».


Позже, для постройки плацдарма бурения второй скважины, туда привели и наполовину затопили еще 7 старых, почти непригодных к плаванию, кораблей. Так родился искусственный «Остров семи кораблей», где спустя полгода уже добывали нефть.


Вторая скважина, пробуренная бригадой другого Героя Социалистического труда Курбана Аббасова, примерно с таким же дебитом как и первая, была сдана в эксплуатацию в первой половине 1950 года.
В 1951 году началась промышленная разработка Нефтяных Камней. В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая должна была соединить искусственные металлические острова. Добыча нефти ведется более чем с 20 горизонтов, что представляет собой уникальное явление. С 1949 г. на месторождении пробурено 1940 скважин, давших 60 % всей морской нефти СССР. На конец 90-х гг. фонд скважин составил 472, из них действующих - 421. Среднесуточный уровень добычи -1800-2000 т нефти, 50% скважин обводнены. Остаточные извлекаемые запасы нефти на месторождении составляют 21 млн т. Месторождение связано с материком подводным нефтепроводом протяженностью 78 км, диаметром 350 мм. В конце 90-х гг. здесь работало 2000 чел.


Транспортировка нефти
В феврале 1951 года первый танкер с нефтью месторождения Нефтяных Камней встал под разгрузку у причала нефтеналивного порта Дюбенди. Подводный нефтепровод от Нефтяных Камней, по которому в настоящее время нефть доставляется на берег, был построен только в 1981 году.


Новая история
В настоящее время Нефтяные Камни - это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд куб.м попутного нефтяного газа. Здесь действует более 380 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.
Именно на Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения. В процессе ведения разведочных и эксплуатационных работ на Нефтяных Камнях была образована целая школа подготовки научных кадров. На практике осуществлялись новейшие идеи и разработки ученых, а нефтяники приобретали профессиональный опыт и навыки в сложнейших морских условиях. Нефтяные специалисты, работающие на НК, позже отправлялись работать на месторождениях «Казахнефть», «Туркменнефть», «Дагнефть», «Татнефть», «Башнефть» и т. д.


На Нефтяных Камнях впервые в СССР был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонно-направленных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.


Новейшая история
В ноябре 2007 года на Нефтяных Камнях была сдана в эксплуатацию новая платформа № 2387, предназначенная для бурения 12 скважин. Высота двухблочной платформы достигает 45 м, вес - 542 тонны. Платформа установлена на глубине моря в 24,5 м. Срок эксплуатации блоков, собранных на Бакинском заводе глубоководных оснований, предусмотрен на 50 лет. С этой платформы планируется бурение 12 новых скважин при средней глубине 1800 м.


25 декабря 2007 г. был сдан в эксплуатацию 20-дюймовый газопровод, связывающий месторождения Нефтяных Камней и Бахар протяженностью в 66,6 км и пропускной способностью в 5,5 млн кубометров в сутки. Этот газопровод предназначен для транспортировки природного газа, добытого на месторождении Гюнешли, на берег.
В ноябре 2009 года Нефтяные Камни отметили свой 60-летний юбилей.


Сангачалы-дениз

Сангачалы-дениз - нефтегазовое месторождение в Азербайджане. Расположено в акватории Каспийского моря и 90 км югу от Баку. Открыто в 1969 году.
Нефтегазоносность связана с отложениям мелового возраста. Начальные запасы нефти оценивается 30 млн. тонн, а газа 10 млрд. м3.


Шахдениз
Расположенная в южной части Каспийского моря, в 70 км к юго-востоку от Баку, углеводородная структура "Шахдениз" была открыта азербайджанскими геологами в 1954 году. После обретения Азербайджаном независимости решено было привлечь к ее разработке иностранных инвесторов. Контракт по месторождению "Шахдениз" явился вторым крупным контрактом заключенным между Азербайджаном и зарубежными компаниями. Он был подписан в Баку 4 июня 1996 года и ратифицирован Милли Меджлисом (парламентом) 17 октября того же года. Участниками проекта стали компания BP (оператор проекта с 25,5% долевого участия), норвежский Statoil (25,5%), ГНКАР (10%), российская LukAgip (10%), иранская NIOC (10%), французская Total(10%), турецкая TPAO (9%).


В 1997 году на структуре были проведены трехмерные геофизические исследования. Затем за 18 месяцев и 145 млн. долларов, заплаченных участниками проекта, была модернизирована плавучая полупогружная буровая установка "Шельф-5", переименованная впоследствии в "Истиглал", которая начала бурение на контрактной площади.
В 1999 году на контрактном участке была пробурена первая скважина SDX-1. В результате на "Шахдениз" было обнаружено крупнейшее газоконденсатное месторождение с углеродными запасами, оцененными в первом приближении в 1 трлн. тонн условного топлива.


В апреле 2000 года была пробурена вторая скважина SDX-2, уточнившая углеводородный потенциал "Шахдениз". В 2001 году пробурена SDX-3, оказавшаяся пустой, но позволившая уточнить контуры месторождения.
Для успешной реализации проекта "Шахдениз" начались переговоры с потенциальными покупателями каспийского газа. В 2001 году были заключены 4 контракта о купле-продаже природного газа - с турецкой компанией BOTAS о покупке 6,3 млрд. кубометров газа в год, с правительством Азербайджана - 2,5 млрд. кубометров в год, и два с грузинской стороной, - по которым общий объем затребованного топлива составляет 0,8 млрд. кубометров в год. Эти контракты позволили участникам "Шахдениз" санкционировать 27 февраля 2003 года Стадию-1 проекта, которая включает как разработку и добычу, так и транспортировку с общей суммой инвестиций в размере 4 млрд. долларов. В рамках Стадии-1 планируется добыча 178 млрд куб. м газа и 34 млн тонн газового конденсата. Управление продажами газа было возложено на Азербайджанскую компанию по поставкам газа (АКПГ), оператором которой назначена Statoil. Предполагается выход на максимальную мощность Стадии-1 в 2011 году. Работы по реализации Стадии-1 включают строительство и установку буровой платформы TPG-500, расширение Сангачальского терминала, строительство подводных трубопроводов и Южно-Кавказского трубопровода.


Для бурения и эксплуатации скважин на месторождении "Шахдениз" на верфи Keppel FELS в Сингапуре был изготовлен основной корпус платформы TPG-500. Четыре секции плавучей конструкции были доставлены из Сингапура в Баку в октябре 2004 года и соединены в плавучем сухом доке "Юсиф Ибрагимов". Затем готовые секции опор и верхние строения платформы собирались в единую структуру на специализированном предприятии на Зыхе близ Баку. Буровое оборудование для платформы изготавливалось в Норвегии. Платформа TPG-500 установлена на газоконденсатном месторождении в открытом море, в 100 км к югу от Баку в точке с глубиной воды 105 метров. Платформа рассчитана на бурение 15 наклонно-направленных скважин. Два подводных трубопровода связывают TPG-500 с Сангачальским терминалом.


По проекту, Сангачальский терминал, который находится примерно в 45 км к югу от Баку, образует центральный пункт для сбора, обработки и экспорта всего газа, добываемого на месторождении "Шахдениз", в дополнение к нефти, добываемой на АЧГ. В период максимальной добычи общая пропускная способность терминала ожидается порядка 1 млн. баррелей нефти и свыше 28300 куб. метров газа в сутки.


Для транспортировки газа с "Шахдениз" в Турцию в 2005-2006 годах была осуществлена прокладка Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ) длиною 690 км, между Сангачальским терминалом и турецким Эрзурумом. Проектная стоимость всех работ на маршруте Баку-Тбилиси-Эрзерум составила около миллиарда долларов. Максимальная пропускная способность трубопровода - 20 млрд куб. м в год.


После проведения всех работ в декабре 2006 года был получен первый газ с месторождения "Шахдениз". В июле 2007 газ достиг территории Турции. В настоящее время ведутся маркетинговые исследования для определения реальных рынков сбыта азербайджанского газа на будущих стадиях развития проекта. Возможно на втором этапе газ из Турции через Грецию будет поставляться в Италию, Албанию, Македонию и другие страны Западной Европы.