USD 90.7493

0

EUR 98.8767

0

Brent 82.58

+0.53

Природный газ 1.761

-0.05

3 мин
...

И. Артемьев: 14-й ежегодный доклад о состоянии конкуренции в России

Конкуренция есть?

И. Артемьев: 14-й ежегодный доклад о состоянии конкуренции в России

ИА Neftegaz.RU. 27 августа 2020 г. на заседании Правительства РФ Руководитель ФАС России И. Артемьев представил 14й ежегодный доклад Федеральной антимонопольной службы (ФАС) о состоянии конкуренции в России.


Тезисы доклада:
  • в декабре 2020 г. завершается исполнение Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018–2020 гг.;
  • совместно с Министерством экономического развития утвержден региональный стандарт развития конкуренции;
  • после выхода указа Президента РФ реализовано несколько успешных мер в сфере формирования правовых основ антимонопольной политики в стране;
  • независимое издание Global Competition Review признало российский ФАС РФ одним из самых эффективных в 2019 г. – он вошел в 10 из 140 антимонопольных ведомств различных стран мира;
  • в общей сложности из «дорожных карт», утвержденных Правительством, сегодня не реализовано 40% мероприятий.

Какие успехи достигнуты?

  • Вступил в силу федеральный закон №485, установивший запрет на создание и деятельность унитарных предприятий на конкурентных рынках - в результате количество таких предприятий на 18% за 1 год.
  • Совместно с Министерством здравоохранения были пересмотрены более 1 тыс. предельных цен на жизненно важные препараты, что привело к общему снижению этих цен в среднем на 40%.
  • Начата масштабная перерегистрация ранее утвержденных цен в соответствии с новыми подходами и принятием соответствующих новых поправок в закон «Об обращении лекарственных средств», что также приводит к снижению цен.
  • В России отменен внутрисетевой роуминг, в результате чего тарифы на услуги связи в роуминге снизились в 10 раз, а экономия потребителей составила более 6 млрд руб.
  • Внесенные в закон о ЖКХ и закон «Об электроэнергетике» изменения позволили снизить повышение тарифов и поставить их под контроль более чем на 91%.
  • Ведется внедрение эталонов затрат, что должно благоприятно сказаться на выравнивании условий российских регионов в энергетике, водоснабжении, водоотведении и др. сферах.
  • Правительством была снижена плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов, были существенно снижены тарифы региональных операторов.
  • В области газоснабжения обеспечен переход к рыночному ценообразованию путем формирования биржевых цен и индикаторов: теперь, если потребителям газа и нефтепродуктов не удается договориться с естественной монополией, они могут свободно купить на бирже необходимый товар.
  • Принято постановление Правительства №305 о сокращении максимального срока подключения к системам инфраструктуры и газораспределительным сетям: в результате Россия в рейтинге Doing Business в 2019 г. заняла 7е место по подключению к электроснабжению. Внедрены новаторские механизмы ценообразования в пиковые часы по электрической нагрузке.
  • Установлен порядок расчета ставки перекрестного субсидирования, что дало основу для постепенного сокращения этого субсидирования.
  • Исключено практически полностью государственное регулирование цен, тарифов и сборов на ряд услуг субъектов естественных монополий в портах и на услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в результате чего между портами стала развиваться конкуренция.
  • Биржевая торговля в 2019 г. развивалась рекордными темпами как по газу и химической промышленности, так и по лесу: география поставок и номенклатура резко расширились.
  • 100% регионов утвердили ключевые показатели развития конкуренции, утвердили новые «дорожные карты», внесли изменения в положения об органах исполнительной власти и приняли акты об организации антимонопольного комплаенса.

Что еще не сделано?

  • Не выполнен указ Президента – фундаментальный акт стратегического планирования в части принятия федеральных законов.
  • Не завершена работа в Госдуме с принятием закона о принудительном лицензировании лекарственных средств.
  • Не принят закон о реформировании правового регулирования деятельности естественных монополий.
  • Не принят предлагаемый закон об основах тарифного регулирования в России.

Коррупция или Торговля влиянием
Это использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.
Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, подкупность, что типично для мафиозных государств.

Конкуренция
Это борьба компаниями (или другими эк. субъектами) за максимально эффективное использование факторов производства, при единых правилах для всех ее участников.
В условиях коррупции конкуренция между компаниями отсутствует ( или малозначима).
Однако в условиях коррупции возрастает конкуренция между приближенными к должностному лицу, торгующему влиянием.