23 сентября 2014 г В.Путин провел в г Новороссийске совещание по развитию портовой инфраструктуры Азово-Черноморского бассейна.
Более 1/3 объема грузопотоков, проходящих через морские порты России приходится на порты Азово-Черноморского бассейна, которые в 2014 г также развиваются очень динамично.
Объем перевалки грузов за 8 месяцев вырос на 10,8 %, даже без учета портов Крыма и г Севастополя.
Существующие и перспективные портовые терминалы Крыма и Краснодарского края должны дополнять друг друга.
Планы модернизации и развития самих крымских портов не должны навредить природному, курортному, рекреационному потенциалу полуострова.
Нужно расширить возможности Краснодарского железнодорожного узла.
Проекты развития транспортной инфраструктуры должны опираться на реальные прогнозы загрузки портов, учитывать инвестиционные программы частных компаний, планы по размещению в регионе объектов Министерства обороны, производств Объединенной судостроительной корпорации.
В 67 морских портах обрабатывается более 600 млн т/год груза.
К 2030 г общий оборот может достигнуть 1 млрд т/год.
Грузопоток будет обеспечен в основном за счет нефти и нефтепродуктов, СПГ, угля, руды, металлов, контейнеров при существенной географии внешней торговли.
Ныне 60 % составляют наливные грузы, к 2030 г произойдет стабилизация объемов добычи сырой нефти и переход на их транспортировку магистральными нефтепроводами (МНП), доля сухих грузов к 2030 г возрастет до 55 % за счет перевалки угля, минеральных удобрений и зерна.
Основные глубины в портах Азовского моря и Крымского полуострова не превышают 10-метровой отметки, примерно 8 и 9 метров, а максимальные глубины в порту Новороссийск, у причалов для обработки именно сухих грузов, составляют 13,5 метра.
На Украине в портах Одесса, Ильичевск и Южное глубины достигают 21 метра, что позволяет им принимать суда класса Panamax и Capesize.
17 морских портов Азово-Черноморского бассейна занимают 2 место после портов Балтийского бассейна.
Здесь наибольшую долю - 65 % обрабатываемых грузов занимает порт Новороссийск.
Из-за серьезного дисбаланса по росту наливных и сухих грузов в портах Азово-Черноморском бассейне, расположения их в центре селитебных, то есть жилых зон и тд, теряется до 30 млн т/год грузов.
К 2030 г увеличение мощности портов Азово -Черноморского бассейна составит 170 млн т/год.
В Крымском федеральном округе 5 портов: Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория.
В 2013 г их суммарный грузооборот составил лишь 11 млн тонн.
Необходимо комплексно модернизировать причалы, заменить оборудование.
Печалят возможные санкции, которые снижают инвестиционный интерес.
Это предусмотрено в утвержденной Правительством РФ федеральной целевой программе социально-экономического развития Республики Крым и г Севастополя до 2020 года в общем объеме 6,2 млрд рублей.
Самым крупным в Азово-Черноморском бассейне проектом по грузообороту является проект развития сухогрузного района порта Тамань.
Проект включен в федеральную целевую программу развития транспортной системы до 2020 года.
Предусматривает строительство глубоководного порта на территории 850 га с глубинами до 20 метров, рассчитанного на обслуживание судов до 180 тыс тонн, с волнозащитными сооружениями.
К 2025 г общий объем грузооборота Тамани составит 94 млн тонн.
Строительство керченской переправы увеличит эффективность использования создаваемой инфраструктуры, в тч 40 км 2-путной электрифицированной железной дороги и 4-полосной автомобильной дороги 1й категории, выходящей к Керченскому проливу.
Общий объем финансирования развития подходов к Азово-Черноморскому бассейну составляет 160 млрд рублей, из них 75 млрдза счет инвестиционной программы и средств РЖД.
Основное развитие Правительство РФ видит за портами Тамань, Новороссийск.
Порты Крымского федерального округа в совокупности, особенно с портом Тамань, могут создать единую портовую агломерацию, которая будет способна обеспечить не только обслуживание грузов, но и занятость населения в этом регионе.
В Краснодарском крае 9 морских портов: Новороссийск, Тамань, Туапсе, Кавказ, Ейск, Темрюк, Сочи, Геленджик, Анапа.
Они обеспечивают перевалку порядка 160 млн т/год грузов.
Основная проблема - расположение в центре селитебных зон.
Строительство комплекса по перевалке нефти и нефтепродуктов в порту Ейск, балкерного терминала в порту Туапсе и мазутного терминала в Новороссийске вызывало негативную реакцию общественности.