USD 65.9961

0

EUR 73.2227

0

BRENT 58.69

0

AИ-92 42.19

-0.01

AИ-95 45.96

-0.01

AИ-98 51.73

0

ДТ 45.8

-0.01

32 мин
87

В.Путин. Может быть, а может быть и нет. Пресс - конференция 18 декабря 2014 г.

18 декабря прошла ежегодная, 10 по счету, пресс-конференция В.В. Путина.

В.Путин. Может быть, а может быть и нет. Пресс - конференция 18 декабря 2014 г. В.Путин. Может быть, а может быть и нет. Пресс - конференция 18 декабря 2014 г.

18 декабря 2014 г прошла ежегодная, 10я по счету, пресс-конференция В.В. Путина.

В. Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Очень рад вас видеть в хорошем расположении духа, в боевом настроении.

Как мы и делали в прошлый раз, я начну, скажу о результатах работы за 2014 г, а затем постараюсь ответить на ваши вопросы.

Первое - самое основное, экономический показатель.

Рост валового внутреннего продукта - за 10 мес 2014 г составил 0,6 - 0,7 %.

17 декабря мы с коллегами собирались, более точно подводили итоги.

Сальдо торгового баланса выросло на 13,3 млрд долл и составило 148,4 млрд долл.

После прошлогодней паузы немного ускорилось промышленное производство.

За январь-октябрь 2014 г прирост составил 1,7 %.

На низких значениях находится и уровень безработицы.

Он у нас опускался даже ниже 5 %, сейчас где-то в районе 5,1 %.

Продолжает развиваться агропромышленный комплекс.

Думаю, что по результатам года его рост составит 3,3 %.

И, как вы знаете, в 2014 г у нас рекордный урожай - 104 млн тонн.

Несмотря на все турбулентности на финансовом рынке, федеральный бюджет в 2014 г будет сверстан с профицитом, то есть доходы будут превышать наши расходы на 1,2 трлн рублей, это примерно 1,9 % ВВП.

Минфин еще досчитывает, но то, что бюджет будет профицитным, - это точно.

Главным итогом 2014 г в социальной сфере нужно назвать позитивную демографическую динамику.

Естественный прирост населения за 10 мес - 37,1 тыс человек.

У нас снижается смертность и увеличивается рождаемость.

Это очень хороший тренд, и, безусловно, нужно сделать все для того, чтобы его сохранить.

Как мы и обещали, мы продолжаем индексировать материнский капитал: в 2014 г он составил 429 408,5 рублей.

Достигнуты и превышены установленные на 2014 г целевые соотношения заработной платы по 10 категориям работников.

Это, прежде всего, педагоги школ, учреждения дополнительного образования, социальные педагоги, преподаватели вузов, врачи, средний и младший медперсонал, работники учреждений культуры.

В 2014 г были дважды проиндексированы пенсии: с 1 февраля на 6,5 % и с 1 апреля еще на 1,7 %.

Большое внимание в 2014 г мы уделяли повышению боевых возможностей и боеспособности Вооруженных Сил.

Не буду все перечислять. Остановлюсь только на социальном показателе.

В 2014 г постоянное жилье получили 11 700 военнослужащих Министерства обороны.

Служебным жильем обеспечены 15 300 военнослужащих.

Это 100 % от запланированных годовых показателей.

Это то, что я хотел бы сказать вначале по цифрам.

Теперь несколько слов о текущей ситуации.

Главный вопрос сегодняшнего дня, который интересует граждан нашей страны, - о том, в каком состоянии находится экономика, национальная валюта, как будет развиваться ситуация в социальной сфере в этой связи.

Попробую очень кратко охарактеризовать эту ситуацию, сказать о том, как, я думаю, она будет развиваться.

После этого пресс-конференцию в принципе можно заканчивать. (Смех в зале.)

Но если у вас будут наводящие вопросы, я постараюсь на них ответить.

Итак, конечно, сегодняшняя ситуация спровоцирована внешними факторами прежде всего.

Но исходим из того, что нами многое не сделано из того, что мы планировали сделать и говорили, что мы должны сделать по диверсификации нашей экономики в течение практически предыдущих 20 лет.

Сделать это было достаточно сложно, если вообще возможно, с учетом как раз этой благоприятной в данном случае внешнеэкономической конъюнктуры, когда бизнес старался деньги вкладывать в основном туда, где можно было извлечь максимальную и быструю прибыль.

Перестроить этот механизм достаточно сложно.

Сегодня ситуация, как вы знаете, поменялась.

Влияют на сегодняшнюю ситуацию и внешнеэкономические факторы прежде всего, конечно, цена на энергоносители, на нефть, а за ней тянется и цена на газ.

Считаю, что и Центральный банк, и Правительство принимают адекватные меры в сегодняшней ситуации.

Есть вопросы и к Правительству, и к Центробанку по поводу своевременности, качества принимаемых мер, но в целом абсолютно адекватно и в правильном направлении происходит действие.

Надеюсь на то, что вчерашнее, сегодняшнее снижение курса иностранной валюты и повышение стоимости национальной - рубля - сохранится.

Возможно ли это? Возможно.

Возможно ли дальнейшее снижение цен на нефть и будет ли это влиять на национальную валюту, а соответственно, и на все другие показатели, включая инфляцию и так далее?

Да, возможно.

Что мы в этой связи собираемся делать?

Мы собираемся использовать меры, которые мы использовали, и достаточно успешно, напомню, в 2008 г.

В этом случае нужно будет сосредоточить внимание на помощи людям, которые в этом действительно нуждаются, и сохранить все наши плановые показатели по социальным вопросам и проблемам, имея в виду, пенсии, заработные платы бюджетников и так далее.

Если ситуация будет неблагоприятно развиваться, то нам придется вносить какие-то коррективы в наши планы.

Придется что-то сокращать.

Я хочу это подчеркнуть, как говорят специалисты, «отскок в плюс», последующий рост и выход из сегодняшней ситуации неизбежен как минимум по 2 причинам.

Во-первых, рост мировой экономики будет сохраняться, темпы снижаются, но рост точно будет сохраняться.

Экономика будет расти. И наша экономика выйдет из сегодняшней ситуации.

Сколько на это потребуется времени?

При самом неблагоприятном стечении обстоятельств, я думаю, что 2 года.

После этого рост неизбежен, в том числе и потому, что внешняя экономическая конъюнктура будет меняться.

С ростом мировой экономики потребуются дополнительные энергетические ресурсы.

За это время нам все-таки многое удастся сделать с точки зрения диверсификации нашей экономики, потому что жизнь сама будет нас заставлять это делать.

По-другому будет просто невозможно функционировать.

Поэтому в целом, мы будем исполнять все наши социальные обязательства, опираясь на те резервы, которые у нас есть. И они у нас даже в 2014 г подросли.

Напомню, что резервы Центрального банка - 419 млрд долл.

ЦБ не намерен их «палить» бездумно.

Резервы Правительства, ФНБ, Резервный фонд подросли в 2014 г примерно на 2,4-2,5 трлн рублей.

Общий объем резервов - 8,4 трлн.

Опираясь на эти резервы, мы спокойно будем решать основные социальные вопросы, будем заниматься диверсификацией экономики, и ситуация встанет в нормальное русло.

На этом я хотел бы закончить вступительную часть.

Если есть вопросы, пожалуйста, то я готов на них ответить.

Д.Песков: Вы знаете, я в 2014 г хотел бы начать с кремлевского пула.

Первому я хочу дать слово В. Терехову, «дуайену» вообще кремлевского пула.

В. Путин: Это кумовством называется: «Ну как не порадеть родному человечку!».

Я все-таки хотел бы немножко уточнить. Судя по ситуации в стране, сейчас идет глубокий валютный кризис, такой, что даже в ЦБ говорят, что в страшном сне не могли предусмотреть.Как Вы думаете, через эти 2 года, о которых Вы говорите, будет лучше, пройдем ли мы через финансовый экономический кризис? За этот «черный» для рубля понедельник-вторник была лавина критики и в адрес ЦБ, и председателя, и Правительства, соответственно. Согласны ли Вы с ней?

В. Путин: Я сказал, что при самом неблагоприятном стечении внешнеэкономической конъюнктуры такая ситуация может продлиться приблизительно в течение 2 лет.

Ситуация может выправиться и раньше.

Она может начать выправляться в 1м, во 2м квартале, в середине , либо в конце 2015 г...

Этого никто не может сказать. Очень много факторов неопределенности.

Поэтому назвать это кризисом, назвать это как-то по-другому - можно какие угодно слова применять...

Но я достаточно ясно сказал, что ЦБ и Правительство в целом действуют адекватно сложившейся ситуации.

Некоторые вещи , некоторые действия можно было бы совершать оперативнее.

В чем, на мой взгляд, должна состоять конкретика? И что делают, собственно говоря, Центральный банк и Правительство?

Во-первых, они подняли ключевую ставку.

Надеюсь, что эта ключевая ставка будет держаться не весь период этих сложных событий, связанных с внешней экономической конъюнктурой, а так или иначе экономика будет приспосабливаться.

На чем основан мой оптимизм?

На том, что экономика неизбежно будет приспосабливаться к жизни и работе в условиях низких цен на энергоносители. Это просто по факту будет происходить.

Как быстро произойдет это приспособление, если цены сохранятся такими, какие они есть сегодня, либо будут снижаться даже ниже 60, 40, я не знаю, сколько угодно.

На самом деле для нас - сколько угодно, просто будет происходить структуризация самой экономики.

Как быстро это будет происходить? Трудно сказать. Но это неизбежно! Вот я хочу это подчеркнуть.

Что еще нужно делать ЦБ? И что ЦБ и так делает?

Нужно, для того чтобы стабилизировать национальную валюту, пока немного зажать рублевую ликвидность, отпустить и дать возможность доступа участников экономической деятельности к валютной ликвидности.

И ЦБ так и делает. И так у него ставка достаточно низкая по валюте - 0,5.

Это дело ЦБ - снижать ее, не снижать, они должны это чувствовать и реагировать.

Не раздавать золотовалютные резервы и не палить их на рынке, а идти по предоставлению кредитных ресурсов.

Они тоже это делают.

Один из известных инструментов - так называемые РЕПО.

Либо на 1 день дают, на 1 неделю, на 28 дней, на 1 месяц почти, и на 1 год.

Это возвратные деньги, но они дают возможность участникам экономической деятельности воспользоваться этими валютными ресурсами. И делается все правильно.

Только делать нужно на полшага быстрее.

Критика в отношении Центрального банка, в отношении председателя Центрального банка в чем-то обоснованна, в чем-то - нет.

Но и Правительство не должно забывать про свою меру ответственности.

Нужно работать с теми же экспортерами, у которых достаточно большая валютная выручка.

Председатель Правительства встречался с руководителями наших крупнейших компаний, и мы видим: определенный результат есть.

Многим из них нужно сейчас рассчитываться по кредитам, нужно думать о состоянии своих компаний.

Компания, так же как и рядовой гражданин, тоже думает, как бы что-то приберечь, припрятать на черный день.

Правильно ли это экономическое поведение?

С точки зрения экономической логики - нет.

Но компании тем не менее это делают.

И мы сейчас видим, что результат в целом имеется, так называемый отскок происходит.

Нужно принимать и другие меры по линии Правительства.

Что я имею в виду?

Прежде всего борьба с инфляцией, это задача ЦБ.

Но есть некоторые вещи, и мы об этом говорили, и публично я об этом уже говорил, когда мы с Правительством встречались.

Цены на бензин, цены на продукты питания - надо этим заниматься.

Причем в такой ситуации именно в ручном режиме надо работать.

Ежедневно, еженедельно встречаться с производителями, с участниками рынка, с торговыми сетями, с розницей и нефтяными компаниями, которые у нас в значительной степени рынок монополизировали, - ФАС должна как следует работать.

Эти действия должны быть совместными, коллективными, осмысленными.

Без вторжения в собственную компетенцию ЦБ либо Правительства.

Тем не менее, координация должна быть, и она должна быть своевременной.

Можно «наезжать» на Э. Набиуллину, но не забывать, что в целом их политика является адекватной.

Не только Центральный банк несет ответственность за экономическую ситуацию в стране.

Вопрос

Все гадали, какое настроение будет у В. Путина, потому что от этого во многом зависит настроение в стране. Вы несколько раз уже улыбнулись, и спасибо Вам за Ваш оптимизм.

С 2008 г мы с Вами говорим о том, что пора слезать с «нефтяной иглы», перестраивать нашу экономику, делать ее более эффективной. Но то, что происходит в эти дни, согласитесь, в общем-то, нам так это и не удалось.

Мы по-прежнему сидим на этой проклятой «игле», и неизвестно, сколько еще будем сидеть. Скажите откровенно, как Вы чувствуете, сможем ли мы использовать нынешний кризис в благих целях, сможем ли с «иглы» слезть, перестроить экономику? Я понимаю, что быстро не удастся.

И второе. В своем Послании Федеральному Собранию Вы под аплодисменты страны и бизнеса изложили целый ряд послаблений, которые, в общем, давно напрашивались. Но такое сомнение, Вы же хорошо это понимаете, что главная в России опасность - это забюрокрачивание, заматывание, заигрывание всех нужных, важных, правильных решений, в том числе и президентских. Есть ли у Вас сейчас уверенность, что Ваши решения будут выполнены и Ваш оптимизм будет подтвержден более реальными шагами?

В. Путин: Уверенность дает страховой полис, как мы знаем. Здесь страховка для нас - это правильная макроэкономическая политика и резервные фонды для решения социальных задач.

В целом это такой надежный полис, который эту уверенность вселяет.

Но что касается забюрокрачивания, могу вам сказать, здесь, наверное, есть коллеги из стран Европейского союза, - если вы их спросите про бюрократию в г Брюсселе, они вам расскажут, как это делается.

Наши бюрократы еще отдыхают по сравнению с брюссельскими.

Эта проблема, конечно, все равно существует, но дело не в бюрократии. Вы знаете, в чем дело? Я ведь в самом начале говорил, что сейчас скажу несколько фраз, несколько предложений, а потом можно пресс-конференцию заканчивать, и это, похоже, не шутка.

Дело ведь не в том, что у нас забюрокрачивают решения.

Дело в том, что когда внешнеэкономическая конъюнктура подталкивает участников экономической деятельности вкладывать деньги, скажем, в энергетику, либо в химию, либо в металлургическую промышленность, то, как бы Правительство ни старалось настроить инструменты налогообложения, льготирования несырьевого бизнеса, это достаточно сложный процесс, потому что ресурсов бюджета, как правило, на это не хватает.

Они же, все эти инструменты, у нас применяются и используются на протяжении нескольких лет.

Мы стараемся создать более благоприятные условия для развития производственной части бизнеса, реального производства, но это идет довольно сложно.

Особенно тогда, когда можно получить большую выгоду, вкладывая деньги в энергетику.

Вы знаете, наверное, 80 % обращений в Правительство связано не с тем, чтобы вложить деньги в высокотехнологичные сферы, а чтобы получить какое-то месторождение.

Почему? Потому что там деньги быстрые и большие.

Сейчас я подхожу к ответу на Ваш вопрос.

Если конъюнктура складывается иначе, тогда сама жизнь подталкивает к тому, что деньги надо вкладывать в другие отрасли.

И это вселяет оптимизм, как ни странно.

Да, будет сложнее в чем-то.

Да, нам нужно будет решать социальные вопросы во что бы то ни стало и исполнять социальную часть указов Президента 2012 года.

Можем мы это сделать? Можем.

Но в то же время нужно воспользоваться этой ситуацией, чтобы дополнительно создать условия для производственного бизнеса и диверсификации экономики. Надеюсь, что именно сегодняшняя конъюнктура поможет нам это сделать.

Вопрос.

В начале 2012 г в одной из своих предвыборных статей (которые потом были оформлены в майские указы, как известно) Вы, характеризуя текущую ситуацию, процитировали А. Горчакова,- «Россия сосредотачивается».

Сейчас что со страной происходит? Что она делает: она по-прежнему сосредотачивается или, может быть, пора уже рассредоточиться - может, вообще пора расслабиться наконец-то?

В. Путин: Работать надо. И в этом смысле мало что изменилось.

Сегодняшние условия подталкивают нас. Я уже к этому подхожу с разных сторон, я так и вижу, что вы практически одну и ту же тему с коллегами поднимаете с разных сторон.

Надо работать. И внешние условия заставляют нас быть более эффективными, переходить на инновационные пути развития.

Ведь что нужно для будущего нашей экономики?

Нужно создать благоприятные условия для ведения бизнеса, обеспечить свободу предпринимательства, нужно гарантировать собственность, нужно перестать с помощью правоохранительных органов гонять всех, кто не понравится, и использовать эти инструменты для конкурентной борьбы.

Нужно увеличить льготирование производственной части, нужно поднимать регионы РФ, которые требуют особого внимания, такие как Дальний Восток.

Делаем мы это или нет? Да.

Но в Послании я же изложил целую программу того, что мы должны сделать. Я имею в виду и налоговые каникулы на 4 года, я имею в виду каникулы по проверкам на 3 года в отношении тех предприятий, которые 3 года не были замечены в каких-то серьезных нарушениях, я имею в виду льготы для малого бизнеса.

Нам нужно продолжить это сосредоточение и подкрепить его конкретной работой.

Вопрос.

Мы недавно отметили 25 лет падения Берлинской стены.

Вы сами были свидетелем этого события 25 лет назад, когда работали в ГДР.

Многое было достигнуто, может быть, не то, что мы думали вначале, много было надежд, но все-таки были достижения.

И благодаря Вашей настойчивости Россия даже была одно время недалеко от отмены визового режима с Европой.

В этом юбилейном году в течение каких-то нескольких недель возводится новая стена.

Она не бетонная, но тем не менее явственная, незримая, но стена отчуждения, подозрительности, взаимного недоверия, взаимных упреков.

Куда может завести это похолодание? Некоторые говорят уже чуть ли не о пороге новой «холодной войны». Будем ли мы в будущем жить в разделенном мире или есть какие-то возможности все-таки восстановить диалог и сотрудничество?

В. Путин: Вы сейчас сказали о том, что рухнула Берлинская стена, а сейчас мы видим то, что возводятся какие-то новые стены. Я сейчас отвечу на этот вопрос и надеюсь, что Вы со мной согласитесь.

Мы не сейчас это видим.

Разве после Берлинской стены нам не говорили, что не будет расширения НАТО на Восток?

Но оно же пошло немедленно. 2 волны расширения. Это что, не стена?

Да, это не нарыли, это виртуальная стена, но она начала создаваться.

А система ПРО рядом с нашими границами? Это что, разве не стена?

Никто не остановился. В этом же самая главная проблема сегодняшних международных отношений.

Наши партнеры не остановились.

Они решили, что они победители, что они теперь империя, а все остальные - вассалы, и нужно дожимать.

Я говорил же это в Послании. Вот в этом проблема.

Не остановились строить стены, несмотря на все наши попытки и жесты работать совместно, без всяких разделительных линий в Европе и в мире в целом.

И я думаю, что наша достаточно жесткая позиция по известным кризисным ситуациям, в тч на Украине, должна нашим партнерам дать понять, что самый правильный путь - это прекратить строить эти стены и выстраивать общее гуманитарное пространство, пространство безопасности и экономической свободы.

Украинский вопрос.

Первый вопрос относительно карательной операции, которую вы устроили на востоке нашей страны, причем в основном против русскоязычного населения. Не секрет, что там воюют российские военнослужащие и российские боевики, которые все это устраивают.

Вопрос: сколько Вы туда отправили российских военных?

Сколько Вы отправили туда техники? Сколько из них погибло на территории Украины?

Вы как Верховный Главнокомандующий что бы сказали семьям погибших российских офицеров и солдат?

И, если можно, очень кратко второй вопрос. У нас был президент, его звали Виктор, он сейчас скрывается на территории РФ. В свое время он посадил №1 партии «Батькивщина» Ю. Тимошенко в тюрьму. Она там отсидела, а сейчас №1 партии БЮТ сидит, но уже в российской тюрьме.

В. Путин: Что-что? Еще раз.

№1 по списку Блока Ю. Тимошенко сейчас сидит в тюрьме, в российской.

У меня вопрос: при каких условиях Вы отпустите украинскую летчицу Савченко, украинского режиссера Олега Сенцова и еще 30 украинских военнопленных, которых вы удерживаете на территории России в различных СИЗО?

В. Путин: Начнем с последнего вопроса, а потом я, безусловно, отвечу и на Ваш первый вопрос.

Последний вопрос по гражданке Савченко, при каких условиях она может быть отпущена.

Я здесь занимаю открытую и понятную позицию.

Здесь в зале сидят коллеги тех наших журналистов (это, впрочем, и Ваши коллеги), которые погибли, исполняя свой служебный долг на юго-востоке Украины.

Эти люди не принимали участия ни в каких боевых действиях ни с одной стороны. Они были без оружия.

Обязанность всех государственных структур, в тч и военных структур, охранять их жизнь и здоровье, дать им возможность исполнять свой долг для распространения объективной информации.

Это общепризнанный в цивилизованном мире факт. Эти люди были убиты.

По данным наших правоохранительных органов, наводчиком при этом убийстве была госпожа Савченко.

Если в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства выяснится, что она здесь ни при чем, что она ни в чем не виновата, она немедленно будет освобождена.

Если выяснится, что она действительно участвовала в этом убийстве, исхожу из того, что российский суд примет соответствующее решение и она будет отбывать наказание в соответствии с решением суда.

Заранее никто не имеет права человека объявлять виновным в совершении им какого-либо преступления, в нашей стране действует принцип презумпции невиновности.

Посмотрим, как будет развиваться предварительное следствие и к каким выводам придет российский суд.

Что касается других военнослужащих, о которых Вы упомянули.

Мы не считаем их никакими пленными, они содержатся у нас в наших местах лишения свободы и по ним проводится предварительное разбирательство, предварительное следствие в подозрении в причастности их к террористической деятельности. Вот это 2я часть Вашего вопроса.

Теперь 1я - по поводу того, кто и за что несет ответственность.

У нас в России, как почти в любой другой президентской республике, за все отвечает Президент.

Что касается военнослужащих - за их судьбу отвечает Верховный Главнокомандующий.

Обращаю Ваше внимание, что у нас это одно и то же лицо.

Все люди, которые по зову сердца исполняют свой долг либо добровольно принимают участие в каких-то боевых действиях, в тч и на юго-востоке Украины, не являются наемниками, потому что за это денег не получают.

В нашем общественном сознании то, что происходит на юго-востоке Украины, действительно карательная операция, но она проводится сегодняшними киевскими властями, а не наоборот.

Это не ополченцы юго-востока направили свои боевые подразделения к г Киеву, а киевские власти подогнали вооруженные силы к юго-востоку, используют систему залпового огня, артиллерию и боевую авиацию.

В чем проблема и как из нее можно выйти?

Проблема в том, что после совершения государственного переворота - а кто бы как ни называл и что бы по этому поводу ни говорилось, государственный переворот был совершен в г Киеве, причем вооруженным путем - часть страны не согласилась с таким развитием событий.

Вместо того, чтобы начать с ними хоть какой-то политический диалог, сначала начали применять правоохранительные органы, милицию.

Когда это не получилось, начали применять армию.

Когда и это не получилось, сегодня пытаются решить вопрос силовым способом с помощью экономической блокады.

Этот путь абсолютно бесперспективный, вредный для судеб государственности Украины и для украинского народа.

Надеюсь, что нам удастся в ходе диалога - а мы готовы выступать здесь как посредники - выйти все-таки на прямой именно политический диалог и этими способами, этими политическими инструментами урегулировать ситуацию вплоть до восстановления единого политического пространства.

Вопрос.

Происходящее сейчас с нашей экономикой - это расплата за Крым? Может, пора об этом честно сказать?

В. Путин: Нет, это не расплата за Крым. Это расплата, это плата, вернее, за наше естественное желание самосохраниться как нация, как цивилизация, как государство.

Мы после крушения Берлинской стены, после развала Советского Союза - в Послании тоже об этом говорил - абсолютно раскрылись перед нашими партнерами. Что мы увидели?

Прямую полную поддержку терроризма на Северном Кавказе. Прямую, понимаете? Это факт, и все это знают.

По любому вопросу, мы всегда встречаем проблемы оппонирования и борьбу с нами.

Давайте вспомним, как страна готовилась к Олимпиаде 2014 года. С каким энтузиазмом мы это делали, для того чтобы устроить праздник не только для наших любителей спорта, но и для любителей спорта во всем мире.

Но ведь это же очевидный факт: были предприняты беспрецедентные попытки, явно скоординированные, дискредитировать и подготовку к Олимпиаде, и сам ход Олимпиады. Зачем? Кому это надо? И так бесконечно.

Я приводил на Валдайском клубе пример и вспомнил наш наиболее узнаваемый символ - медведя, который охраняет свою тайгу.

Вы знаете, в чем дело?

Если продолжить такие аналогии, мне самому иногда приходит в голову мысль: может быть, мишке нашему надо посидеть спокойненько, не гонять поросят и подсвинков по тайге, а питаться ягодками, медком. Может быть, его в покое оставят?

Не оставят, потому что будут всегда стремиться к тому, чтобы посадить его на цепь.

А как только удастся посадить на цепь, вырвут и зубы, и когти. В сегодняшнем понимании это силы ядерного сдерживания. Как только это произойдет, и мишка не нужен, так тайгу будут сразу прибирать.

Ведь мы же почти от официальных лиц слышали многократно, что несправедливо, что Сибирь с ее неизмеримыми богатствами вся принадлежит России. Как несправедливо? А отхапать у Мексики Техас - это справедливо. А то, что мы на своей собственной земле хозяйствуем, это несправедливо, нужно раздать.

А потом, после этого, как только вырвут когти и зубы, тогда мишка вообще не нужен. Чучело из него сделают, и все.

Поэтому дело не в Крыме. Мы защищаем свою самостоятельность, свой суверенитет и право на существование.

Вот это мы все должны понять.

И если мы считаем, что одна из проблем, которые сегодня есть у нас, в тч в экономике, в результате санкций, действенная, а это так и есть, из общего объема проблем 25 %, наверное, это влияние санкций - 25-30 %.

Но мы должны это понять.

Мы хотим сохраниться и бороться, изменить к лучшему, воспользовавшись этими явлениями сегодня, нашу структуру экономики, быть более независимыми, пройти через это или мы хотим, чтобы нашу шкуру повесили на стенку.

Вот у нас какой выбор. И Крым здесь ни при чем.

Вопрос. Что происходит на востоке Украины, что происходит на части Украины, которую называют сейчас Новороссией, они сами называют себя Новороссией.

Какой Вам видится судьба Новороссии?

Верите ли Вы в успех минских договоренностей, приведут ли они к миру?

Как дальше будем помогать Донбассу: так же как сейчас, гуманитарными конвоями, или чем-то еще?

В. Путин: Я отчасти ответил на Ваш вопрос, когда отвечал на вопрос Вашего украинского коллеги.

1.Мы исходим из того, что кризис когда-то должен быть решен, и чем быстрее, тем лучше.

2.Он должен решаться и быть решен политическими средствами, а не с помощью давления, все равно какого - либо экономической блокады, либо применением вооруженных сил.

Мы будем помогать людям, как мы это делаем сейчас.

Уже 10й гуманитарный конвой направлен. Но мы должны все-таки исходить и из основополагающих принципов международного права, и из права людей самим решать свою судьбу.

Я не случайно сказал, что нужно восстановить мир, политическими средствами решать.

Мы исходим из того, что будет восстановлено и общеполитическое пространство.

Какое оно может быть, трудно сейчас сказать.

Но мне кажется, нужно к этому стремиться.

К этому должны стремиться обе стороны, в этом проблема. Обе.

И нужно уважать людей, которые живут на юго-востоке Украины. Нужно восстанавливать экономические связи.

Известно, что значительная часть электроэнергетики Украины работает на донбасских углях, но до сих пор не покупают.

Нас просили оказать давление на юго-восток Украины, на Донбасс, с тем чтобы горняки согласились поставлять.

Мы это сделали, но до сих пор не покупают.

Почему? Потому что закрыли все банки, невозможно расплатиться.

Мне коллеги буквально позавчера сказали: «Да, мы готовы платить. Мы перечислили предоплату».

Выясняю - нет никакой предоплаты.

На карточки, якобы, горнякам. Но карточки не работают. И так по каждому вопросу.

Тем не менее другого пути, как путь мирного урегулирования, не существует.

Что касается минских договоренностей - это очень важная часть, и мы - за их исполнение, потому что, во-первых, я был одним из инициаторов самой встречи в Минске вместе с П. Порошенко.

Президент Украины, конечно, хочет урегулирования, и у меня нет сомнений в том, что он стремится к этому.

Но он там не один. Мы сейчас слышим уже заявления других должностных лиц о том, что нужно там чуть ли ни воевать до конца, что все может привести к какому-то общеконтинентальному кризису.

Мы слышим много воинственных заявлений.

Думаю, что Президент Порошенко настроен все-таки на урегулирование, но нужны конкретные действия, нужны шаги.

Минские договоренности - нужно их соблюдать или нет? Да, нужно.

Я сейчас скажу важную вещь, хочу, чтобы все вы об этом услышали.

Наши представители в г Минске подписали меморандум в сентябре 2014 г, а к нему были приложены протоколы, которые определяли линию разграничения.

Так вот представители г Донецка эти протоколы не подписали. Вот в чем вопрос.

Они с самого начала сказали: «Мы не можем».

И когда мы пытались настаивать, нам ответили: «Не можем мы уйти из этих деревень (там 3-4 деревни, которые являются спорными), у нас там семьи живут, у нас там дети, жены, сестры. Мы не хотим, чтобы их там всех поубивали и поизнасиловали». Вот в чем проблема, это самое главное.

Но и украинские официальные лица не отводят свои подразделения из тех пунктов, откуда они должны были бы уйти, скажем, из аэропорта Донецка. Они же там сидят.

Но, знаете, какие последние события? Ополчение позволило им ротировать в аэропорту своих военнослужащих, в баню их свозило, продукты питания им посылает. Знаете, можно, конечно, улыбнуться на этот счет, но, с другой стороны, ведь в этом есть и какой-то позитив. Может быть, в конце концов, людям удастся договориться.

Все настаивают на обмене военнопленными.

Я считаю, что нужно всех поменять на всех без всяких условий. Но жизнь сложнее.

Когда появляются списки, выясняется, что (во всяком случае, как нам говорят представители ополчения Донбасса) в этих списках с украинской стороны есть лица, которые были задержаны совсем не в связи с боевыми действиями на юго-востоке Украины, а где-нибудь в г Херсоне или г Одессе. Надо сверять эти списки.

Мы тем не менее настаиваем. Я считаю, что нужно, чтобы люди до Нового года, до Рождества оказались в своих семьях, вне зависимости ни от каких других обстоятельств.

Вчера была договоренность о том, чтобы обменять 30 человек.

Представители ополчения выехали на место обмена, появился представитель официальных властей Киева и сказал: «Нет, менять не будем вплоть до следующей встречи в г Минске». Можно, конечно, и по этому пути пойти, но, если можно было, привезли 30 человек, то забрали бы их хотя бы. Понимаете?

Все-таки такой позитив, в тч и с точки зрения поиска совместного решения к исполнению минских договоренностей, - это очень важный и нужный процесс.

Сейчас договорились о том, что в ближайшее время, сегодня-завтра, в форме видеоконференции должен состояться диалог, а следующий шаг должен произойти уже на встрече в u Минске. Но здесь важно еще и другое. Важно, чтобы киевские власти тоже исполняли все свои договоренности.

Была договоренность о том, что будет принят закон об амнистии. Где он?

Нам все время говорят о том, что был принят закон об особом статусе. Но он не мог действовать, этот закон, понимаете вы или нет? Потому что закон мог вступить в силу и реально начать работать только тогда, когда был бы принят другой акт об этой разделительной линии, а он так и не был принят.

Поэтому нужно прекратить заниматься компиляцией.

Нужно понять, что если Украина хочет восстановить мир, спокойствие и территориальную целостность, то нужно уважать людей, которые проживают на отдельных территориях страны, а уважая, вести с ними прямой, открытый, честный политический диалог, именно политический, и прекратить давление.

Надеюсь, что, в конце концов, по этому пути все и пойдут.

Вопрос.

В 2014 г стало ясно, что энергетическая дипломатия превратилась в ключевой фактор геополитики. Насколько оправдан разворот России на Восток, газовые контракты с Китаем и Турцией?

Просчитаны ли все подводные камни этих проектов, ведь многие до сих пор полагают, что китайский контракт не рентабелен, а «турецкий поток» поставит Россию в зависимость от Турции? У Вас есть что возразить?

В. Путин: Нет, и возражать не собираюсь. Это настолько очевидные вещи, даже спора нет никакого.

Я часто слышу «разворот России на Восток». А Вы почитайте американскую аналитику. Там пишут о развороте США на Восток. Это есть или нет? Отчасти есть.

А почему? Это связано с политикой?

Нет, это связано с процессами в глобальной экономике, потому что восточная часть АТР - Азиатско-Тихоокеанский регион - развивается быстрее, чем все остальные части мира, появляются новые возможности.

С точки зрения энергетики для Китая, для Индии, для той же Японии, для Южной Кореи потребности в энергоресурсах растут 7-мильными шагами. Там все развивается быстрее, чем в других регионах мира.

Поэтому что же нам от этого отказываться, что ли? У нас все, что мы сейчас делаем, было запланировано давно, еще до всяких проблем в глобальной и даже в нашей экономике.

Это просто реализация того, что мы задумывали раньше.

Что касается контракта с Китаем, он не убыточный.

Мы с обеих сторон пошли на льготирование, это правда.

На льготирование этого проекта пошла как китайская сторона, я сейчас не буду говорить, какое именно льготирование, там ничего необычного нет.

Просто Правительство приняло решение о том, что предоставит определенные льготы участникам этого процесса, и мы, со своей стороны, приняли решение о предоставлении определенных льгот. И проект, безусловно, стал рентабельным. Безусловно!

Тем более что мы договорились о формуле цены, которая мало чем отличается, если вообще чем-то отличается, от той формулы, которую мы применяем в отношении Европы, но с учетом коэффициентов, связанных с рынком этого региона мира. Это абсолютно нормальное дело.

И кроме всего прочего, это позволит нам, России, получая и концентрируя огромные ресурсы на начальном этапе этого проекта, не просто трубу экспортную протащить, а начать газификацию Дальнего Востока.

Это позволит нам сделать еще один очень важный шаг. Какой?

Соединить западную трубопроводную газовую систему и восточную.

И иметь возможность перебрасывать ресурсы с Востока на Запад и с Запада на Восток тогда, когда это будет выгодно с точки зрения мировой конъюнктуры. Чрезвычайно важная вещь.

Ну и без этого мы просто не смогли бы приступить к газификации регионов Дальнего Востока и Восточной Сибири. Это абсолютно выгодная вещь. Я уж не говорю про то, что это огромная стройка, рабочие места, поступления во все уровни налоговой системы, оживление этого региона мира и наших дальневосточных регионов.

Что касается Турции, турецкая экономика тоже растет.

Она нуждается так же, как и АТР в дополнительных энергоресурсах. Мы построили магистральный газопровод «Голубой поток» много лет назад. И сейчас турецкие партнеры ставят вопрос о том, чтобы увеличить поставки прежде всего на внутренний турецкий рынок. Что же мы, отказываться будем, что ли?

У нас все договоренности основные с ними есть, связанные с формулой цены, связанные с графиком поставок и так далее. Мы примерно представляем и знаем их потребности. Конечно, мы продадим то, что у нас есть, и то, в чем они нуждаются. Конечно, будем это делать.

Возможен ли так называемый европейский хаб на границе Турции и Греции?

Это не от нас зависит.

Это зависит в значительной степени от наших европейских партнеров.

Хотят они иметь устойчивые, гарантированные, абсолютно понятные поставки из России энергоресурсов, в которых они крайне нуждаются, без транзитных рисков?

Замечательно, мы тогда будем работать.

Тогда можно через Грецию выйти и в Македонию, можно дальше выйти в Сербию, можно опять прийти в Баумгартен, в Австрию. Не хотят? Ну и не будем.

Просто вопрос в том, что дешевле и надежнее поставок из России нет и в ближайшей исторической перспективе не предвидится.

Вопрос.

Многие эксперты говорили, что одной из причин такой ситуации могут быть действия валютных спекулянтов. Назывались даже конкретные компании, конкретные фамилии.

Вы можете назвать этих людей, кто они, россияне или какие-то зарубежные люди?

И почему не удается их побороть? Они так сильны или мы так слабы?

Планируют ли ЦБ и Правительство такие меры, как фиксация курса рубля или деноминация рубля?

В. Путин: Это то, что было сделано как раз нашими украинскими партнерами и никакого положительного результата не принесло.

То есть или заставлять продавать, Вы это имеете в виду, заставлять участников экономической деятельности, экспортеров наших основных товаров, у которых есть валютная выручка, в обязательном порядке продавать. Но завтра они придут и купят опять, как это было в г Киеве, и в других странах так происходит.

Следующим шагом нужно ограничивать их в приобретении на внутреннем рынке, но так мы далеко зайдем.

Поэтому ЦБ не планирует, насколько мне известно, и Правительство тоже, ограничивать наших экспортеров по таким показателям, и правильно делает.

Это не значит, что Правительство не может работать хотя бы через своих представителей в совете директоров. Понимаете, это же наши крупнейшие энергетические компании, они с госучастием прежде всего, и поэтому влияние там возможно. Но никаких директивных ограничений не планируется, и мы это делать не будем.

Что касается так называемых спекулянтов. Это не уголовно-правовое понятие - спекулянты на валютном рынке.

Это могут быть иностранцы - участники валютного рынка, различные фонды, они присутствуют на российском рынке и достаточно активно работают.

Это могут быть и наши компании, и в целом, я же в самом начале говорил, это вполне соответствует практике любой рыночной экономики. Они появляются всегда, когда можно заработать денег.

Не украсть, не кого-то надуть, а именно поработать на рынке, создавая для себя благоприятную ситуацию, подталкивая, допустим, как это было в начале этого процесса, скажем, в данном случае ЦБРФ выходить на рынок и продавать золотовалютные резервы в надежде поддержать курс национальной валюты, проводить так называемые интервенции.

Но ЦБ остановился, и правильно сделал.

Надо было, может быть, только пораньше и пожестче это сделать, тогда не нужно было бы, может быть, ставку поднимать до 17 %.

Но это другой вопрос, это вопрос, так сказать, вкусовой, хотя он и является весьма существенным, это правда. Ну что, я сказал, кто это такие.

Знаете, 2 дня назад я с некоторыми из них разговаривал по телефону, по дружбе, и задал вопрос: «Что же вы придерживаете?» Я, кстати, не заставлял ничего делать. - «Нам нужно платить по кредитам скоро». Я говорю: «Понятно. А если по сусекам поскрести, можно на рынок выйти?» Подумал, через секунду отвечает: «3 млрд долл у нас есть». 3 млрд в загашнике. Понимаете, о чем идет речь? Это же не 30 копеек.

Это только у одной компании 3 млрд в загашнике. Так вот по 3 млрд, знаете, наберется не 30, а, может быть, 300 млрд. Но заставлять нельзя. Все равно руководители компаний даже с госучастием, они должны чувствовать, что будет происходить, должны обеспечить устойчивость своих компаний, а для этого Правительство должно с ними работать в тесном контакте и обеспечить их вместе с ЦБ не только валютной, но и рублевой ликвидностью тогда, когда это им нужно.

Вопрос.

В ряде регионов нашей страны, в 1ю очередь в Москве, сокращается количество коек в больницах, соответственно, сокращается медперсонал. Как Вы к этому относитесь?

Будет ли подобный эксперимент проведен на остальной территории России?

Люди все-таки опасаются, что из-за такой реформы им не будет предоставлено даже гарантированное Конституцией право на медпомощь.

В. Путин: Вы знаете, Вы затронули один из ключевых вопросов нашей текущей жизни, один из фундаментальных, я бы сказал. Образование, здоровье граждан, безусловно, должны постоянно находиться в поле зрения государства и региональных властей, в данном случае московских властей.

Мы должны понимать и тонко реагировать на то, что происходит в соответствующем профессиональном сообществе.

И все изменения, которые планируются и происходят, мы должны делать в контакте с представителями в данном случае медицинской общественности.

Если московские власти на каком-то этапе упустили эту часть работы, то это ошибка, и это надо выправлять.

Но ориентироваться прежде всего при решении вопросов развития здравоохранения или образования мы должны на что? На людей, которые пользуются услугами здравоохранения или образования.

Миллионы людей ждут от нас улучшения ситуации в сфере здравоохранения.

Вот на это надо ориентироваться прежде всего - на граждан. А граждане что говорят? Они не довольны здравоохранением, несмотря на все предпринимаемые усилия.

Мы должны проанализировать, почему так происходит и что надо сделать для того, чтобы ситуацию улучшить.

Я сейчас не буду давать оценок того, что сделали московские власти.

Они действовали в рамках своей компетенции. Мы говорим о том, что у нас здравоохранение затратно, но не очень эффективно. У нас койки в стационарах часто используются не для лечения больного, а для того чтобы оздоравливать пациентов, особенно в осенне-зимний период.

Это, наверное, тоже не плохо, но койки не для этого созданы.

Нам нужно повышать высокотехнологичность медицинской помощи, как это делается в хороших клиниках, кстати говоря, у нас тоже. 4-5 дней человек на койке находится в стационаре, получает интенсивную терапию, а потом он долечивается амбулаторно. У нас сколько на койках проводят? Я сейчас боюсь ошибиться, но не 4-5 дней в среднем. Гораздо больше. Более того, московские власти считают, я не проверял, но они считают, что коечный фонд в Москве переразмерен на 30 %, и, конечно, с этим надо что-то делать. Почему? Потому что если сохранять все в таком виде, тогда нужно платить за землю, платить за электричество, за отопление и так далее.

Это неэффективные расходы, они идут не на лечение людей, а на текущие неэффективные расходы.

А лучше эти деньги сосредоточить на повышении качества оказания помощи, на обустройство больниц и поликлиник современным оборудованием, на подготовку медицинского персонала.

Я сейчас говорю о своем отношении в целом к реформе здравоохранения, а не к действиям московских властей.

Но то, что в последнее время было сделано московскими властями, мне кажется, в целом правильно.

1. они начали этот диалог с медицинским сообществом.

2.они приняли решение по дополнительным компенсациям для высвобождающихся врачей: врачам-специалистам плюс к выходному пособию они платят, если я не ошибусь, 500 тыс рублей, среднему медицинскому персоналу - 300 тыс рублей, а младшему медперсоналу - 200 тыс рублей.

Кроме того, готовится программа по переподготовке специалистов.

Они могут за счет городского бюджета от 2-3 месяцев до 2 лет проходить переподготовку.

Городские власти должны подумать о том, кто, где и в каком качестве будет дальше работать.

Но это нельзя делать в отрыве от медицинской общественности.

Я очень рассчитываю на то, что московские власти в таком направлении и будут действовать.

Аккуратночтобы не навредить. Самое главное, чтобы они не забывали главный принцип не только врача, но и главный принцип всех преобразований в здравоохранении - не навреди.

Вопрос

Выступая перед Федеральным Собранием после референдума в Крыму, Вы употребили выражение некая «пятая колонна» и «национал-предатели». Вы вроде никого конкретно не называли, но с Вашей легкой руки термин «пятая колонна» вновь вошел в активный политический лексикон. Те, кто Вас поддерживает, с тех пор называют «пятой колонной» людей, не согласных с властью. А кого имели в виду Вы, когда говорили про «национал-предателей», «пятую колонну»? И где для Вас заканчивается оппозиция и начинается «пятая колонна». И наконец, чувствуете ли Вы личную ответственность за возвращение этого термина, который только усиливает в обществе враждебность и раскол?

В. Путин: Не чувствую никакой ответственности в этом отношении. И все мои действия направлены на то, чтобы сплотить наше общество, а не разделять его.

Если Вы считаете, что это произошло (а я Вам верю, наверное, так и есть, Вы, может быть, даже чуть тоньше это чувствуете), то я должен быть более аккуратным в своих публичных высказываниях, я подумаю над этим.

Но лакировать все бесконечно тоже невозможно. Надо иногда вещи называть своими именами.

Вопрос чрезвычайно сложный. Я говорю совершенно откровенно, мне сложно ответить на это, потому что грань очень тонкая.

Трудно, наверное, дать такое научное определение, где заканчивается оппозиция и начинается «пятая колонна».

В 2014 г мы все, а у нас Год культуры - 2014й, отмечали юбилей М. Лермонтова, нашего гениального поэта.

Мы все помним его строки, как он про Бородино писал «Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали!»

Но он писал и другие: «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ, и вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ».

Он был оппозиционером? Конечно, был оппозиционером.

Ведь, если вы знаете, наверняка многие здесь знают, когда он написал «На смерть поэта» на убийство Пушкина, то один из родственников пришел к нему домой, увидев то, что он написал, и просил его смягчить текст стихотворения.

Он был так возмущен, что усугубил его, заострил и написал в конце: «И вы не смоете всей вашей черной кровью поэта праведную кровь». Он, конечно, был оппозиционер к власти.

Но я считаю, что он был патриотом. Это очень тонкая грань.

Ведь он был офицер, был очень смелый офицер, храбрый, под пули шел за интересы страны.

Кстати говоря, в последнем фильме Н. Михалкова вот такие же офицеры. Когда они довели дело до логического завершения, до революции, их потом революционеры утопили. И не знаю, если бы они ретроспективно вернулись к тому, с чего они начинали, действовали бы они также по разрушению российской государственности, как делали вначале.

Но все-таки грань между оппозиционерами и «пятой колонной», она внутренняя, ее трудно увидеть внешне.

В чем она заключается? Оппозиционер, даже очень жесткий, он в конечном итоге до конца борется за интересы своей Родины.

А «пятая колонна» - это те люди, которые исполняют то, что продиктовано интересами другого государства, их используют в качестве инструмента для достижения чуждых нам политических целей.

Вопрос.

С 2014 г ИГУМО начал реализацию Всероссийского проекта «Одаренные дети». Мы уже создали уникальную интернет-площадку для поиска и поддержки одаренных детей из всех регионов России. Этот проект помогает воспитывать чувство патриотизма, формирует социальную ответственность перед государством и, конечно же, развивает наши профессиональные навыки. Важно, что это не коммерческий, а социальный проект, его делают молодые для молодых.

И непосредственно вопрос: будет ли оказываться государственная поддержка подобным социально значимым проектам? И лично Вы готовы ли поддержать наши начинания? Мы, правда, очень надеемся на Вашу помощь и поддержку. Заранее благодарю за ответ и приглашаю Вас в ИГУМО. Мы уверены, что Вам у нас понравится.

В. Путин: Извините, а практически что вы будете делать?

Сейчас уже работает портал «Одаренные дети» в тестовом режиме, с февраля 2015 он будет в открытом доступе. Это такая профессиональная интернет-площадка, где ребята будут общаться по профессиональным интересам.

В. Путин: Они будут общаться, а вы как будете там функционировать?

Там 25 номинаций. Они выбирают для себя, что им нравится, что им интересно, они общаются между собой и делятся опытом, узнают о конкурсах, где можно участвовать.

В. Путин: Понятно.

Во-первых, это очень правильно, важно, и я хочу пожелать Вам всяческих успехов. Безусловно, мы стараемся поддерживать максимально проекты подобного рода, и Ваш тоже. Я попрошу коллег отметить, что конкретно где делается, и чем вам можно помочь.

Вы знаете, что совсем недавно в Послании мною было объявлено о том, что будут вводиться стипендии для особо одаренных детей - выпускников школ, которые поступают в вузы, чтобы им на протяжении всего периода обучения государство платило дополнительный бонус, дополнительную стипендию.

Что касается меня лично, в чем я бы еще мог принять участие?

Знаете, сейчас одну тайну вам раскрою, один из небольших проектов.

Вы знаете, что после Олимпиады в г Сочи мною был инициирован проект по созданию в нижнем кластере в Имеретинской долине постоянно действующего центра по подготовке школьников по нашим основным зимним видам спорта.

Этот проект уже начался, но то, что я скажу дальше (Министр спорта сидит, слушает, чтобы он в обморок не упал только, он еще об этом не знает), я хочу немножко видоизменить этот проект.

Я хочу, чтобы в этом центре, а мы уже подобрали объект достаточно большой и очень впечатляющий прямо на берегу Черного моря, во-первых, чтобы это был негосударственный проект, а, во-вторых, чтобы кроме детей, которых мы сейчас собираем со всей страны из детских юношеских спортивных школ, там было еще 2 части.

Чтобы мы туда собирали детей со всей страны из физико-математических школ и из музыкальных школ, и чтобы этот детский центр состоял из 3 частей: спорт, музыка, математика.

Я очень рассчитывают на то, что нам в ходе этой работы, а сейчас там по спортивной линии 200 детей, по 21 дню 200 детей со всей территории страны, чтобы также было и по музыкальным школам, чтобы также было по физико-математическим школам.

Источник : kremlin.ru

Система Orphus