24 декабря 2014 г. в г. Москве под председательством В. Путина состоялось совместное заседание Госсовета и Совета при Президенте по культуре и искусству, посвященное вопросам реализации государственной культурной политики.
Говорили много и красиво.
Обыватели с удовольствием узнали, что государственная культурная политика в современном мире это не столько эстетика - восхищение прекрасным, сколько этика - взращивание нравственного иммунитета нации.
Это, вероятно, тоже понравилось В. Путину, потому что он поблагодарил А. Воробьева за доклад.
Запомнилось выступление В. Жириновского.
Из его речи, как говорится, ни слова не вырубить топором.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Я слушал всех, кто выступал.
Все выступают за культуру, за сохранение русского языка.
Но когда мы в Госдуме вышли с этой инициативой, я лично, то все отказали в принятии закона.
Вот какова позиция тех, кто в самом святом месте говорит «за», а возвращается в свои офисы и говорит «нет».
Не хотите музыку - свою создайте. Сколько можно об этом говорить?
Ведь уже сотни слов, чужих совершенно, уничтожают русский язык.
А дети не понимают, они думают, что это действительно русский язык.
За границей думают, что у русских нет слов для того, чтобы выразить эти понятия. Мы же унижаем себя.
Даже Ваша должность, Владимир Владимирович!
Во всех языках есть на родном языке слово «президент»: у турок - башкан, где-то - раис. Только у русских нет слова «правитель России», «верховный правитель», я не знаю, «председатель», наконец. В Китае - председатель республики. Но это чужое слово.
Мэр Москвы. С какой стати мэр, когда тысячи лет ты был градоначальник, начальник города?
Поэтому защищать надо язык, иначе миллиарды людей на земле подумают, что у русских нет вообще ни одного своего термина.
Армия, а войско - плохо? Русское слово - войско, войска идут.
Нет, по-французски - армия идет, батальоны и так далее.
И про эмиграцию вспомнили здесь. Что можно добавить? Культура информации про эмиграцию.
Надо показать, как они там плохо живут.
Вот у меня был директор издательства, где я работал, - Карцев, физик. Покажите, кем он сейчас в Нью-Йорке работает. Здесь руководил крупнейшим издательством Советского Союза. Кто он там? На подхвате. Даже на литсотрудника не тянет.
Надо показать убогость их жизни за границей. Я понимаю, почему они бежали.
Потому что боялись, что снова мы закроем страну. Но показать, что 99 % несчастные там, как русские офицеры, официанты и таксисты. Полковники сели за руль возить парижских проституток - это достижение русского офицера, но это была война.
Музеи. Музеев много, но есть уникальные. У нас есть Музей танков, попробуй туда попасть.
Весь мир желает посмотреть. Мы собрали танки всей планеты, так давайте, чтобы все могли там побывать. То есть музей должен быть уникальным. Краеведческие есть везде. Надо вот такие музеи делать.
Театр. У нас есть театр «Современник», но нет ни одной современной пьесы. Сколько можно?
Или классика, или иностранщина. А вот сегодня, возьмите того же Гоголя, «Мертвые души», у нас что, Чичикова нет сегодня, который скупает не мертвые крепостные души, а скупает акции обанкротившихся предприятий, их уже нет, под эти акции получает кредит, а потом покупает валюту и выводит в офшоры.
Вот вам сюжет, бесплатно даю. Но что-то ни одного автора нет, чтобы написать современные «Мертвые души».
Или литература. «Горе от ума» давайте осовременим. Там у нас Чацкий.
Нет у нас сегодня Чацкого. Есть Софья и есть Молчалин. Кто такой Молчалин - чиновник.
Почему Софья выбирает между умным Чацким и дураком Молчалиным? Потому что у него постоянная зарплата, он чиновник, он коррупционер. Покажите это, чтобы было понятно, что и сегодня у нас есть кому-то горе от ума.
Или Тургенев, Геннадий Андреевич вспомнил, но трактовка «Му-Му» до сих пор устаревшая. Я спрашиваю молодежь, школьников: «Кто главный персонаж в «Му-Му» Тургенева?» Говорят: «Собачка». Как может быть собачка, щенок главным героем? С кого брать пример?
Или Герасим - глухонемой дворник. В чем героизм? Барыня - главная героиня, о ней писал Тургенев. Это его мать, это ее дом здесь, на Пречистенке. Он любил свою мать. А миллионы школьников думают, что герой - это собачка или этот глухонемой дворник.
Осовременить нужно, показать эту даму. Кто эта дама может быть? Васильева, которая по Министерству обороны проходит, а глухой Герасим - какого-то мигранта взять из Средней Азии, Му-Му найти. И этот современный спектакль вызовет какой-то интерес, потому что сегодня нет ни одного современного автора.
Почему Достоевский стал великим писателем? 10 лет каторги.
Какой вывод я делаю? Надо сажать. Если будут сидеть 3, 4, 5 лет, появится Достоевский, появится у нас Чайковский. Маяковского требует страна. У нас Вишневский - какие-то шутки, прибаутки, двустишия. Молодежь требует. Где он? Николая Рубцова нет, Есенина нет, ни одного нет поэта.
Поэтому историю искусств и культур вырабатывают или тюрьма, или сексуальные меньшинства.
Мы и то, и то не используем сегодня, поэтому нет ни одного великого деятеля культуры.
Натурал зажравшийся сидит в Москве в шикарной квартире и творить не будет, для творчества нужен толчок.
Урод будет творить, вот урод будет творить. Или в тюрьме стал уродом, или по своим каким-то психологическим моментам.
А народ требует, чтобы звучало имя, чтобы слово жгло. Какое слово сегодня жжет?
Все это у нас похоронные дела, все это мертвые писатели, композиторы, поэты, а нужны современные. И все открывать бы им памятники, памятники.
И вся страна - кладбище. А для населения, для вдохновения молодежь хочет живых, новых, с кого брать пример. Поэтому тяжело изучать литературу XIX века, XVIII века. Нужны современные спектакли.
Мой укор в адрес наших гуманитарных министерств. Хорошо работают Мединский, Ливанов, но им не хватает такого подхода, чтобы хотелось взять учебник русской литературы.
Последний пример приведу, когда перегибы.
Сейчас по русскому языку понизили планку. Хотели 36 пунктов, уже 24, скоро вообще будет достаточно трех пунктов. Это значит «двойка» при советской власти.
С «двойкой» по русскому языку мы им даем право дальше учиться.
Я 50 лет не могу забыть, как преподаватель МГУ, чтобы меня завалить (экзамен по русскому языку я ответил - частицы в русском языке, которые пишутся с черточкой: «кое», «то», «либо», «нибудь», «таки»), спрашивает: «Какая из них может употребляться самостоятельно?»
Вот вы все здесь сидите, обличенные властью, и не знаете этого.
А почему я в 18 лет должен знать? То есть перекос - зажать так молодежь. «Кое» в одном месте у Пушкина есть: «Кое вышел из лесу».
Почему в 18 лет юноша из провинции должен это знать?
При советской власти перекос - слишком много вопросов, сейчас - никаких вопросов.
Двоечник, тебе дают сертификат, и пошел дальше. Поэтому проблемы есть.
У нас культура самая великая, самая замечательная, но не надо мешать депутатам принимать законы, которые бы защищали литературу и язык.
Я закончил.