10 июня 2015 г А.Новак доложил в рамках Правительственного часа о состоянии отраслей ТЭК и об актуальных задачах, решением которых занимается Минэнерго.
О чем -то А.Новак упомянул в выступлении, какие-то ответы на вопросы были представлены письменно, в раздаточном материале вместе с основными итогами работы за 2014 г.
В сферу компетенции Минэнерго входит реализация государственной политики в сфере электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной и других отраслей Топливно-энергетического комплекса.
Большое место в нашей работе занимают вопросы международного сотрудничества, в том числе вопросы поддержки наших компаний на международных рынках.
Совместно с ГД была проведена конструктивная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы, приняты законы, которые повысили инвестиционную привлекательность и эффективность работы отраслей.
За 3 года по линии Минэнерго разработано 45 законопроектов, из которых 22 приняты ГД и вступили в законную силу, а еще 5 на рассмотрении комитетов.
2014 г выдался непростым.
Одновременно отрасль испытала несколько серьезных вызовов: введенные Евросоюзом и США санкции, существенное снижение цен на основные продукты ТЭКа, ухудшение финансово-экономических условий и сложности с привлечением финансирования.
ТЭК справляется с этими вызовами, основные показатели отраслей стабильны и соответствуют прогнозам.
В нефтяной и угольной отраслях промышленности были превышены показатели добычи 2013 г и достигнуты исторические максимумы.
Незначительно выросла выработка э/энергии, несколько снизилась добыча газа.
По итогам года ТЭК продолжает оставаться основной бюджетообразующей отраслью.
В отраслях ТЭК сегодня работает около 2,5 vky человек, формируется более 25% валового внутреннего продукта, доля в налоговых поступлениях составляет 53%.
ТЭК формирует 2/3 доходов от экспорта и 25% общего объема инвестиций.
Показатели работы отраслей.
Электроэнергетика.
В 2014 г электроэнергетика стабильно развивалась. Основные целевые показатели были достигнуты.
Выработка э/энергии по итогам 2014 г составила 1046,4 млрд кВт*ч, что на 0,1% выше, чем в 2013 г.
Положительная динамика наблюдается с реновацией сетевых активов и генерации. За последние 3 года основные фонды были обновлены на 10%.
Объем инвестиций составил в 2014 г 812 млрд руб, введено в эксплуатацию 7597 МВт новых мощностей генерирующего оборудования.
Это рекордный показатель за последние несколько лет.
В эксплуатацию вводятся современные станции, позволяющие снизить расходы на выработку э/энергии.
За 5 лет расходы условного топлива на производство э.энергии снизились на 4,8% - с 335,5 грамм условного топлива(гут)/ кВт*ч в 2008 г до 319,9 гут/ кВт*ч в 2014 г.
Общий объем инвестиций за 3 года в отрасль превысил 2,5 трлн руб.
Это одно из следствий проведенной отраслевой реформы, сформировавшей целую группу современных экономических стимулов для участников электроэнергетического рынка.
Ввод новых мощностей повышает надежность энергоснабжения потребителей, создает резервы.
Опережающие темпы вводов по сравнению с ростом спроса на электроэнергию, ведут к дополнительной нагрузке на потребителей.
Одна из задач, над которой сейчас работает Минэнерго - создание механизма вывода с рынка неэффективной генерации с высокой удельной стоимостью кВт*ч и устаревшим оборудованием, что позволит снизить нагрузку на потребителей.
Минэнерго особое внимание уделяет подготовке и прохождению периодов максимальных нагрузок осенне-зимнего периода (ОЗП).
В последние 3 года энергосистема РФ проходит зимний период в штатном режиме.
Обеспечена надежная работа электростанций и сетевого комплекса, создан необходимый резерв генерирующих мощностей и пропускной способности линий электропередач.
Запасы топлива в ОЗП превышают нормативные в 1,5 - 2 раза.
За 3 года среднее время восстановления энергоснабжения бытовых потребителей вследствие возникновения технологических нарушений сократилось с 2 суток до 3 часов.
Количество регионов с высокими рисками перерывов энергоснабжения снизилось с 9 до 5.
В результате нам удалось добиться общей тенденции по снижению уровня аварийности по объектам электроэнергетики.
За 3 года число технологический нарушений сократилось на 21,5%.
Одной из ключевых задач 2014 г для Минэнерго стало завершение строительства олимпийских объектов энергетики и обеспечение надежного энергоснабжения Олимпийских и Паралимпийских игр.
Напряженная работа энергетиков всего за несколько лет превратила энергодефицитный район в один из самых надежных и оснащенных современным оборудованием энергорайонов России.
Были своевременно введены в эксплуатацию все 49 объектов энергетики, предусмотренные Программой строительства олимпийских объектов и не допущено ни одного сбоя в работе энергосистемы во время проведения Олимпиады.
Оперативно решалась в 2014 г задача обеспечения надежного энергоснабжения Крымского ФО.
Для решения проблемы массовых отключений потребителей, на территорию Крыма в кратчайшие сроки энергетиками было передислоцировано и подключено около 1,5 тыс резервных источников энергоснабжения, и 13 мобильных газотурбинных электростанций (ГТЭС).
Эти меры позволили поддерживать технологический минимум нагрузки во время ограничения перетоков из энергосистемы Украины.
В 2014 г также была разработана Схема развития электроэнергетики Крыма, в рамках которой сегодня реализуется строительство электросетевой и генерирующей инфраструктуры. Это одна из ключевых задач Минэнерго в 2015 г.
Мы планируем уже к концу 2015 г получить 1й переток мощности в Крым из Кубанской энергосистемы.
Электросети
За 2014 г в электросетевом комплексе(ЭСК) было введено 22 тыс МВА трансформаторной мощности и порядка 36 тыс км линий электропередач (ЛЭП).
Недоотпуск электроэнергии потребителям сократился в 2014 г на 1%.
Внедрены инструменты сравнительного анализа при тарифном регулировании, так называемого бенчмаркинга, что позволяет ввести объективные критерии оценки тарифных решений для ЭСК.
Введены качественные и количественные критерии для определения территориальных сетевых организаций, что позволит избежать появления на рынке неквалифицированных сетевых организаций, допускающих нарушения прав потребителей.
Приказом Минэнерго РФ утверждены единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг.
Для решения задачи по снижению тарифной нагрузки на региональных потребителей, Минэнерго разработано Постановление, направленное на исключение затрат моносетевых организаций из котловой валовой выручки.
Документ вступил в силу в 2014 г.
В 2014 г Минэнерго продолжало работу по повышению доступности энергетической инфраструктуры.
В результате принятых нами мер удалось сократить сроки технологического присоединения (ТП) потребителей мощностью до 150 кВт с 280 до 135 дней, а количество этапов ТП - сократить с 10 до 5.
Значительно снижена плата за ТП. Средняя плата для малого и среднего бизнеса снизилась с нескольких миллионов (5,6 млн руб) до 356 тыс руб.
Эта повлияло, по оценке международного рейтинга Doing Business на улучшение бизнес-климата в стране.
В 2014 г к электрическим сетями присоединено компаниями «Российские сети» (Холдинг МРСК) и «ДРСК» 370 тыс новых потребителей с общей нагрузкой более 6 ГВт.
А всего за 3 года подключено свыше 750 тыс потребителей с присоединенной нагрузкой 15 ГВт.
Эффективная и надежная работа отрасли осложняется рядом проблем, имеющих как «локальный», так и общеэкономический характер.
На фоне непростой экономической ситуации остро стоит проблема неплатежей, из-за которой некоторые субъекты электроэнергетики оказались в сложном финансовом положении.
Задолженность на оптовом рынке за покупку э/энергии составляет более 50 млрд руб. С января 2015 г она выросла на 8,4 % (3,9 млрд руб).
Задолженность на розничном рынке составляет свыше 190 млрд руб, прирост задолженности с 1 января 2015 г 40 млрд руб или 27 %.
Для снижения остроты данной проблемы Правительством подготовлены поправки ко 2-му чтению законопроекта об укреплении платежной дисциплины потребителей энергоресурсов.
В настоящее время Минэнерго прорабатывает следующие вопросы, требующие незамедлительного решения:
- продления долгосрочных периодов регулирования территориальных сетевых организаций, регулирование которых осуществляется по методу RAB;
- постепенное введение системы экономического стимулирования потребителей к перераспределению (отказу) от длительно неиспользуемых резервов сетевой мощности.
- переход к новой модели регулирования сферы теплоснабжения, реализация которой станет стимулом для развития централизованных систем теплоснабжения, достижения наилучших технических показателей в отрасли, в том числе в отношении потерь тепловой энергии в сетях.
Среди основных приоритетов отрасли - развитие энергетики Дальневосточного федерального округа и энергоснабжения Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали.
В соответствии с указом Президента, строительство объектов электроэнергетики на Дальнем Востоке находится на особом контроле Минэнерго России.
В нефтяной отрасли промышленности в 2014 г добыча составила 526,7 млн т. За 3 года прирост добычи составил 15,3 млн т.
При этом в 2014 г основной прирост добычи был достигнут за счет месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, на континентальном шельфе, а также на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами (ТРИЗ).
Это новый этап в развитии российской нефтяной отрасли, которая становится более диверсифицированной по направлениям поставок и номенклатуре, более технологически развитой и конкурентоспособной.
Это результат налоговой политики по стимулированию нефтедобычи.
Свое влияние оказали как меры комплексной налоговой реформы, проведенной в 2012-13 гг (прежде всего, «единая методика» предоставления льгот), так и «большой налоговый маневр», простимулировавший добычу традиционной нефти.
За 5 месяцев 2015 г отмечаем прирост добычи на 1,2% к аналогичному периоду 2014 г и существенный прирост темпов разведочного и эксплуатационного бурения.
Нефтепереработка.
За 3 года первичная переработка нефти выросла на 12,6%, составив 28 млн т.
За 3 года отечественными нефтяными компаниями было построено или модернизировано 47 установок, глубина переработки нефти на российских НПЗ достигла 72,4%.
Общий объем инвестиций в нетепереработку составил около 800 млрд руб.
В соответствии с принятым в 2012 г Техническим регламентом Таможенного Союза, Россия за 2 года отказалась от обращения моторного топлива 2го и 3го классов, в полном объеме обеспечен внутренний рынок высокоэкологичным топливом.
Заметное снижение выбросов выхлопных газов автомобилей уже смогли почувствовать жители России.
Сегодня из 36 млн т потребляемого в стране бензина только 8 млн т 4 класса, остальной - 5 класса, соответствующего самым строгим международным нормам.
С 2016 г мы планируем совсем отказаться от производства топлива 4 класса.
Для поддержания достигнутых уровней добычи компаниям сегодня нужно выходить в новые регионы добычи с плохо развитой инфраструктурой, повышать коэффициент извлечения нефти (КИН), активнее задействовать ТРИЗ, выходить на континентальный шельф.
Согласно проекту Энергостратегии России добыча нефти из ТРИЗ должна составить в 2035 г 80 млн т/ год, а на континентальном шельфе - выйти на уровень 50 млн т.
Важным стимулом для поддержания объема добычи на истощенных месторождениях и увеличения добычи ТРИЗ должен стать поэтапный переход к налогу на финансовый результат. Он позволит сделать рентабельной добычу примерно 10 млрд т нефти.
Надеемся на принятие законопроекта в ближайшее время с тем, чтобы эксперимент заработал с 2016 г.
В числе ключевых задач, над которыми сегодня работает Министерство, назову:
- повышение коэффициента извлечения нефти и глубины ее переработки;
- развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
- поиск оптимальной формулы взаимодействия с малыми нефтяными компаниями.
- обеспечение стабилизации качества нефти, поставляемой на российские НПЗ.
В газовой отрасли промышленности, в отличие от нефтяной, в 2014 г наблюдалось снижение объемов добычи газа на 4% до 640,3 млрд м3.
При сохранении объемов поставок газа на внутренний рынок, падение добычи было связано со снижением экспорта в западном направлении и аномально теплой зимой.
На этом фоне динамично развивается отечественная нефтегазохимия.
Объем переработки нефтехимического сырья за 2014 г составил 10 млн тонн, что значительно - на 12,4% - превышает показатели 2013 г.
В ближайшее время мы сможем полностью отказаться от импорта крупнотоннажных полимеров, что даст мощный импульс для развития промышленности, а так же малого и среднего бизнеса.
Одна из важнейших для нас задач - развитие внутреннего рынка газа.
В 2014 г были сделаны реальные шаги по запуску продаж природного газа на товарных биржах и в торговых системах.
В июне 2014 г утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от № 566, которое позволило начать торги газом на площадке Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи.
Мы рассчитываем, что запуск торгов на российских биржевых площадках будет способствовать развитию конкуренции и внедрению рыночных принципов ценообразования.
Что касается внешнего рынка, то здесь важным направлением государственной энергетической политики стала диверсификация рынков сбыта и маршрутов доставки энергоносителей - прежде всего, в восточном направлении.
Очень важным событием стало подписание Газпром и Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорацией (CNPC) самого крупного в отечественной истории договора о поставке в Китай по «восточному маршруту» более 1 трлн м3 газа в течение 30 лет.
Основной артерией станет магистральный газопровод (МГП) «Сила Сибири», ввод которой запланирован на 2019 г.
Ведется работа над проектом поставок природного газа в Китай также и через западный участок российско-китайской границы, МГП Алтай.
«Восточный акцент» в нашей газовой политике не означает отказа от развития инфраструктуры в европейском направлении.
Россия гарантирует удовлетворение спроса наших традиционных партнеров.
Одной из мер по решению проблем с транзитом газа в Европу является строительство МГП «Турецкий поток» мощностью 63 млрд м3/год газа.
Важный вектор развития экспортного потенциала газовой отрасли - экспорт сжиженного природного газа (СПГ).
Доля России на сегодняшний день составляет на мировом рынке СПГ менее 5%, и целевой задачей на 2030 г является выход на 12% от общего объема рынка.
Либерализация экспорта СПГ стала хорошим стимулом для российских и зарубежных компаний инвестировать в строительство мощностей по сжижению природного газа.
Основные показатели работы угольной отрасли в 2014 г оказались позитивными, несмотря на сдерживающие факторы на внутреннем и внешних рынках.
Добыто 358,2 млн т угля, что является наивысшим показателем за всю историю современной России.
На внутренний рынок в 2014 г поставлено 170,6 млн т.
Объективной причиной снижения потребления угля на внутреннем рынке является замещение его газом на объектах большой энергетики и реализация программ газификации регионов в сфере ЖКХ.
Для повышения конкурентоспособности угля предприятиями отрасли реализуются проекты строительства мощностей по его обогащению.
Наблюдается стабильный рост объемов переработки.
В 2014 г объем обогащения угля составил почти 169 млн т, что на 1% больше, чем в 2013 г.
Несмотря на падение экспортных цен на уголь, продолжается рост экспорта.
По итогам 2014 г экспорт составил 154,8 млн т.
Обеспечение приемлемых условий для экспорта российского угля является одной из главных задач Минэнерго.
В частности, для этого совместно с профильными ведомствами и компаниями реализуются проекты по развитию железнодорожной и портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке.
Практически завершилась реструктуризация угольной промышленности.
В 2014 г переселена из ветхого жилого фонда 1361 семья при плановом показателе 1349 семей.
Выполнены технические работы на 24 объектах ликвидируемых организаций угольной промышленности.
Инновационное развитие.
Большое значение для всех отраслей ТЭК имеет необходимость ускоренного инновационного развития для сохранения конкурентоспособности на мировых рынках, вопросы импортозамещения, развития энергоэффективности и человеческого капитала.
Технологический уровень российского ТЭК в целом высок.
Технологические решения мирового уровня имеются сегодня во всех отраслях ТЭК - в электроэнергетике, в сфере мирного атома, в нефтегазовой и угольной отраслях.
Для их широкого внедрения, конечно, нужна государственная поддержка.
Работа по стимулированию инновационного развития ведется в рамках дорожной карты по внедрению инновационных технологий и современных материалов в ТЭК.
Она предусматривает реализацию проектов по внедрению в ТЭК передовых образцов техники, решений и технологий.
В 2015 г мы также завершим разработку отраслевого прогноза научно-технологического развития.
Он станет инструментом для определения приоритетов в развитии технологий ТЭК и основой для проведения единой государственной научно-технической политики в ТЭК.
Импортозамещение.
Это сверхактуальная задача в условиях введенных санкций.
Для ее решения Минэнерго определило критичные технологии по каждому направлению ТЭК.
Совместно с Минпромторгом созданы рабочие группы, модераторами которых являются представители компаний.
Разработано и утверждено 8 отраслевых планов импортозамещения.
Целевым индикатором в нефтегазовом комплексе является сокращение доли импорта с 60 % в настоящее время до 43 % в 2020 г.
В 2015 г предстоит завершить работы над Энергостратегией России до 2035 г, разработку генеральных схем развития наших отраслей, запуск Государственной информационной системы ТЭК, решение вопросов энергоснабжения Калининграда и Крыма, а также подготовки энергетических объектов к Чемпионату мира по футболу.
Подготовка кадров для отраслей ТЭК.
Министерство принимает участие в разработке профессиональных стандартов, работает в направлении возрождения системы производственных практик, создания новых образовательных программ.
Важное место в этом процессе занимает диалог Минэнерго России с общественными организациями и объединениями работодателей, депутатами.