USD 65.9961

0

EUR 73.2227

0

BRENT 58.69

0

AИ-92 42.2

0

AИ-95 45.97

0

AИ-98 51.73

0

ДТ 45.81

0

167

Доклад А.Новака. О выполнении программ модернизации нефтеперерабатывающих производств

В 1ю очередь хотел бы сказать, что российская нефтеперерабатывающая промышленность в настоящее время представлена 34 ключевыми нефтеперерабатывающими заводами с мощностью свыше 1 млн т/год и 230 мини-НПЗ - менее 1 млн т/год. Совокупные мощности сегодня составляют 330 млн т.

Доклад А.Новака. О выполнении программ модернизации нефтеперерабатывающих производств Доклад А.Новака. О выполнении программ модернизации нефтеперерабатывающих производств

В 1ю очередь хотел бы сказать, что российская нефтеперерабатывающая промышленность в настоящее время представлена 34 ключевыми нефтеперерабатывающими заводами с мощностью свыше 1 млн т/год и 230 мини-НПЗ - менее 1 млн т/год.

Об этом сообщил А. Новак 7 октября 2015 г

Совокупные мощности НРЗ в России сегодня составляют 330 млн т /год.

Всего 12% наших крупных НПЗ обеспечивают 95% производства нефтеперерабатывающих продуктов в России.

Это база нефтеперерабатывающей отрасли,

33 НПЗ мощностью свыше 1 млн т/год, и 1 из них - здесь мы сегодня находимся - в г Кстове.

Бо́льшая часть крупных НПЗ была построена и введена в эксплуатацию более 50 лет назад.

Но за последнее 10-летие в России было введено 6 новых НПЗ мощностью 31,5 млн тт/год и введено и модернизировано, реконструировано 47 новых установок, которые прошли программу модернизации.

Итоги работы за 4 года и перспективные целевых задачах отрасли.

С 2011 г нефтеперерабатывающая отрасль получила новое развитие.

Были приняты решения, направленные на стимулирование модернизации производства высококачественных бензинов и переход на более высокоэкологичные классы бензина, и в этот период существенно выросла доля бензинов и дизтоплива высокоэкологичного класса.

В 2011 г бензины 4го и 5го класса составляли в совокупности 28% от выпуска.

В 2015 г мы ожидаем 93%.

Дизтоплива было 27%, в 2015 г будет 82%.

Одной из мер государственного регулирования, направленной на повышение качества моторного топлива, стало принятие национального технического регламента, регламента Таможенного союза, в соответствии с которым на территории РФ предусматривается поэтапное исключение из обращения моторного топлива низких экологических классов.

Есть сроки перехода на обращение моторного топлива экологического класса, и мы действуем в соответствии с этим планом.

С 2013 г из обращения на внутреннем рынке России ушел класс №2, с 2015 г - класс №3.

Если брать страны Содружества Независимых Государств, кроме Белоруссии практически везде, где есть НПЗ, еще сохраняются низкоэкологичные классы №2, №4.

Если говорить о других странах помимо Европы, то в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии тоже есть, выпускают заводы еще старые, которые не модернизированы. Хотя новые НПЗ все строятся уже класса №5.

В Европе задача поставлена на класс №6.

Что касается потребления моторного топлива.

Это очень важный показатель, исходя из которого мы планируем балансы производства.

В 2015 г мы ожидаем потребления бензина в России в объеме 35,4 млн т.

Прогноз на 2016 г, по оценке в тч консенсуса и компаний, и федеральных органов власти, в интервале 34,4 млн т - 36,4 млн т, в среднем 35,5 млн т/год.

Выполнение планов модернизации.

В 2011 г были подписаны 18 четырехсторонних соглашений между нефтяными компаниями, ФАС, Ростехнодзором и Росстандартом.

Это ключевое направление работы, в рамках которого сегодня происходит модернизация в нефтеперерабатывающей отрасли.

Предусмотрена реконструкция 34 действующих установок и строительство 99 новых установок, то есть всего 133 новые установки.

Основная нагрузка по планам модернизации и по вводу установок приходится на наши вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК).

Например, у Роснефти из 130 установок - 42 установки, то есть почти 1/3 всех установок.

Анализ исполнения российскими компаниями 4-сторонних соглашений показывает, что за период 2011 - 2014 гг планы ввода установок выполнены в полном объеме.

Введено 47 установок и общий объем инвестиций составил 823 млрд рублей из общих 1,9 трлн руб, которые были запланированы в ценах 2014 г на все 133 установки.

Порядка 45% по состоянию на октябрь 2015 г уже проинвестировано.

Однако в 2015 г, в начале года, к нам обратились наши нефтяные компании с просьбой перенести модернизацию 14 установок на период 2016 - 2020 гг, и мы эти вопросы сейчас рассматриваем совместно с другими федеральными органами власти.

Прогноз производства и потребления автомобильного бензина на период 2016 - 2018 гг.

В 2016 г возможно 2 варианта развития событий.

1. В случае реализации установленного перехода с 2016 г на обращение бензина только 5го класса возможен дефицит бензина, исходя из прогнозного потребления 1,8 млн т - 3,8 млн т.

Сразу хотел бы отметить, что эти данные были даны по состоянию на сентябрь 2015 г.

В начале октября 2015 г мы получили новые данные от компаний.

С учетом заявлений компаний, что они реализуют задачу по введению и переходу на 5й класс в 2015 г и в 1 квартале 2016 г - еще 2,8 млн т, мы видим, что дефицит может быть от 1 млн т/год - в случае максимального потребления, до профицита в объеме 1 млн т - в случае минимального потребления.

Если же брать средний показатель, мы выйдем на баланс примерно на уровне 35,5 млн т/год.

Нефтеперерабатывающая отрасль отрасль, исходя из тех планов, которые есть и которые сегодня перед собой поставили компании в качестве задач 4-сторонних соглашений, готова обеспечить потребности внутреннего рынка в объеме прогнозного потребления, это 35,5 млн т.

Однако у нас нет резерва в этой части, поскольку в течение года мы имеем неравномерное потребление топлива: есть пиковые периоды во время посевной, во время уборочной кампаний.

В целях снижения рисков возможного дефицита и в существующей экономической ситуации, которая в принципе сегодня стимулирует компании меньше перерабатывать на НПЗ, мы считаем, что для недопущения дефицита было бы целесообразно рассмотреть вопрос продления на 1 год возможности оборота на территории РФ бензинов 4го класса.

Речь идет только о бензине.

Дизтоплива у нас достаточно, здесь стабильный профицит дизельного топлива, который направляется как на внутреннее потребление, так и на экспорт.

Для того чтобы обеспечить стимулирование компаний окончательно завершить модернизацию и перейти на 5й класс, предлагается рассмотреть возможность дифференциации акцизов на 4-5й классы, с тем чтобы установить дифференциал 3,5 тыс рублей.

Это даст необходимый стимул, для того чтобы переходить ускоренными темпами на 5й класс.

Такое решение даст возможность в случае разных факторов, влияющих на возможный дефицит потребления и обеспечение потребления топлива, этот 4й класс в незначительных объемах может дополнительно поступать на рынок в объеме 2 - 4 млн т/год в зависимости от потребности, даст нам демпинг и снижение рисков, возможности нормального прохождения 2016 г с точки зрения обеспечения внутреннего рынка.

Поэтому Министерство энергетики обсуждает это и с другими органами власти и предлагает рассмотреть такую возможность внесения изменений в технический регламент - продлить по бензинам обращение на внутреннем рынке до 1 января 2017 г.

В части анализа 4-сторонних соглашений есть 4 предложения.

Текущая редакция 4-сторонних соглашений не предусматривает детализацию по годам объемов производства моторного топлива внутри периода 2016- 2020 гг, то есть так подписывались соглашения, что по годам было, только включая 2015 г, а 2016-2020 гг стоит одной цифрой. Чтобы четко понимать балансы производства нефтепродуктов, контроля, мониторинга, мы просим внести изменения в соглашения и разбить этот период по годам. Это касается как производства автомобильного бензина, дизельного топлива и топлива реактивных двигателей, так и актуализации сроков строительства новых и реконструкции действующих установок вторичной переработки нефти с разбивкой по годам.

3е предложение касается обязательств компаний по поставкам на внутренний рынок.

Сегодня текущая редакция 4-сторонних соглашений не содержит таких обязательств. Учитывая, что 2016 г балансируется на малом уровне возможностей дифференциации вокруг объемов потребности, мы бы просили также рассмотреть возможность внесения изменений в 4-сторонние соглашения, в которых предусмотреть обязательства нефтяных компаний по обеспечению поставок на внутренний рынок в 2016 г автомобильного бензина не менее 90% от объемов производства.

4е предложение касается обязательств по вводу установок по переработке нефтяных остатков.

Таких обязательств сегодня нет в 4-сторонних соглашениях, а это важно также с точки зрения планирования и формирования устойчивого прогнозирования потребления н/продуктов и их производства.

Нужно рассмотреть возможность изменения 4-сторонних соглашений и предусмотреть обязательства нефтяных компаний по строительству и реконструкции установок по переработке нефтяных остатков.

Источник : Neftegaz.RU

Система Orphus