USD 92.4102

-0.14

EUR 99.4889

+0.14

Brent 83.35

+0.04

Природный газ 1.558

-0

6 мин
...

Тезисы В.Путина на Президентской комиссии по ТЭК 27 октября 2015 г

27 октября 2015 г В. Путин в Кремле провел заседание Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности.

Тезисы В.Путина на Президентской комиссии по ТЭК 27 октября 2015 г

27 октября 2015 г В. Путин в Кремле провел заседание Комиссии при Президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и экологической безопасности.

Подняв вопросы пути адаптации российского ТЭК к новым экономическим условиям, перспектив реализации ряда инвестиционных проектов и мер по снижению зависимости от импорта оборудования в отрасли, В.Путин выступил с докладом.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня обсудим текущее состояние отечественного ТЭКа.

Речь пойдет о нефтяной, газовой и угольной отраслях промышленности РФ.

Вопросы электроэнергетики заслуживают отдельного рассмотрения в рамках одного из предстоящих заседаний Президентской комиссии по ТЭК.

За последние годы российский ТЭК, его базовые отрасли промышленности набрали хороший темп благодаря решениям, которые принимались нами в предыдущие годы.

Это льготы при разработке месторождений Восточной Сибири и континентального шельфа, стимулирование глубокой нефтепереработки и выпуска качественного моторного топлива.

Эти меры позволили сделать уникальные открытия новых запасов, в тч на российском арктическом шельфе, нарастить добычу нефти, увеличить объем инвестиций в глубокую нефтепереработку и в целом задать позитивную динамику качественных изменений в ТЭКе.

В 2014 г на российской арктическом шельфе была открыта Карская газоносная провинция, ее общая ресурсная база составляет примерно 87 млрд баррелей нефти.

Сегодня Россия - среди мировых лидеров по добыче нефти и газа.

В 2014 г в России было добыто 527 млн т нефти.

Это чуть меньше, чем Саудовская Аравия, и чуть больше, чем США: соответственно у Саудовской Аравии - 12,9 %, у США - 12,3 %.

Объем добычи природного газа в России в 2014 г составил 578 млрд м3.

Реализуются крупные проекты по наращиванию экспортного потенциала страны.

В российском ТЭКе активно внедряются новые ресурсосберегающие, экологичные технологии.

Более рационально используется попутный нефтяной газ (ПНГ).

За 1е полугодие 2015 г использование ПНГ составило 86,5 %, по сравнению с 2012 г - рост на 10,3 %.

Не такими темпами, как хотелось бы, тем не менее мы задачу утилизации ПНГ, все‑таки решаем.

На сегодняшний день более 40 % капиталовложений в РФ приходится на долю ТЭК.

Нужно сохранить положительную инвестиционную динамику в нефтегазовой отрасли промышленности РФ.

Инвестиции ТЭКа оказывают позитивное влияние на всю экономику страны: это дополнительные рабочие места, заказы для смежных отраслей.

Конъюнктура мировых рынков энергоносителей, конечно, не отличается стабильностью.

По сравнению с серединой 2014 г цены на нефть опустились более чем на 50 %.

Вслед за ними снижаются и цены на газ - примерно на 20 % по итогам 1го полугодие 2015 г.

Продолжается многолетнее падение мировых цен на уголь: с максимума в 2011 г цены опустились в среднем на 50 %.

В итоге в условиях кризиса глобального энергетического сектора международные компании вынуждены сокращать инвестиции в сложные низкодоходные проекты, то есть в те проекты, реализация которых была возможна при более высоких ценах на углеводороды.

Сокращение мировых инвестиций в нефтегазовом секторе в 2015 г может составить 300 млрд долл США.

За предыдущие 5 лет общий убыток производителей трудноизвлекаемой (ТРИЗ) сланцевой нефти в США составил примерно 150 млрд долл США, а за 1е полугодие 2015 г их убыток составил уже 62 млрд долл США.

Понятно, что это не первый и не последний кризис на мировом рынке.

Сегодня ключевым является вопрос финансового обеспечения инвестпрограмм ТЭКа с тем, чтобы он продолжил играть роль одного из локомотивов экономики РФ в целом.

Важно не потерять горизонт развития, не допустить инвестиционной паузы.

Нужно обеспечить выполнение долгосрочных стратегических задач, стоящих перед нефтегазом, и при необходимости скорректировать проект энергетической стратегии России, а также генеральные схемы развития нефтяной и газовой отраслей промышленности, программу развития угольной промышленности.

Подготовленный проект энергетической стратегии предусматривает значительный рост инвестиций в ТЭК.

Просил бы максимально ответственно подойти к этому вопросу, обозначить источники финансирования инвестпрограмм, определить меры по их обеспечению.

Инвестиционные циклы в ТЭКе достаточно длительные. Решения, принимаемые сегодня, дадут 1е результаты минимум через 5-7 лет.

На какие вещи считаю необходимым обратить внимание в первую очередь?

1.Необходимо обеспечить стыковку инфраструктурных проектов с участием государства и инвестиционных программ энергетических компаний, сконцентрировать на них кадровые и финансовые ресурсы.

2. ТЭК традиционно играет ведущую роль в формировании доходной части федерального бюджета. Нужно предельно аккуратно оценивать эффективность принимаемых решений по налоговой нагрузке на нефтегаз. Дополнительные изъятия из отрасли не должны приводить к сокращению инвестпрограмм энергетических компаний и оказывать негативный мультипликативный эффекта на смежные отрасли промышленности.

Соглашаюсь отчасти с Минфином, но нужно постоянно мониторить ситуацию, которая складывается в ТЭК.

Давайте на одном из будущих заседаний Комиссии после мониторинга этой ситуации вернемся к этому вопросу.

3. Нужно повысить уровень локализации технологий и оборудования, которые необходимы российским компаниям и востребованы отечественными заказчиками.

Важно соблюдать параметр «цена - качество» и нужно повысить прозрачность таких заказов всеми недропользователями вне зависимости от структуры акционерного капитала.

Просил бы сегодня доложить, что сделано в этом направлении.

Важную роль в развитии импортозамещения оборудования для ТЭКа должны сыграть соответствующие финансовые механизмы, в тч связанные кредиты, лизинг, субсидирование % ставки для производителей оборудования.

Прошу участников совещания высказать свои соображения по работе этих инструментов.

5. Необходимо продолжить нашу работу по диверсификации экспорта российских энергоресурсов. Важно не только удерживать позиции в традиционных регионах присутствия, но и выходить на новые рынки, уметь гибко реагировать на смену трендов.

В последние годы точки роста перемещаются в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Это устойчивая тенденция.

Государства АТР становятся основными потребителями углеводородного сырья. Это касается и рынка сжиженного природного газа (СПГ).

Россия имеет возможности нарастить свою долю на рынке СПГ, и намеченные масштабные проекты в сфере СПГ должны быть реализованы.

5. Необходимо продолжить работу по совершенствованию биржевых механизмов в торговле нефтью, нефтепродуктами и газом.

В 2014 г назад в рамках исполнения решений нашей Комиссии была запущена торговля природным газом на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже. За это время объем торгов составил 6,8 млрд м3.

С развитием биржевой торговли необходимо формировать независимые национальные ценовые индикаторы на основные виды топливно-энергетических товаров.

6. Принципиально важный вопрос как для развития ТЭКа - прекращение практики использования иностранной валюты во внутренних расчетах.

В России законом запрещены такие расчеты, а что на практике происходит?

Тарифы на перевалку н/продуктов и нефти в российских портах: Новороссийск, Тамань, Усть-Луга, Козьмино, Приморск и други[ - или напрямую устанавливаются в долларах США, либо номинируются в долларах США в системе онлайн практически в режиме реального времени.

Это прямо противоречит действующему законодательству.

Куда контролирующие органы смотрят?

Нужно начать серьезную проработку комплексного вопроса усиления роли рубля в расчетах, в тч за продукцию российского ТЭКа.

Шире использовать национальные валюты в операциях с теми странами, с которыми мы ведем активную торговлю.

Мы на межгосударственном уровне с коллегами об этом постоянно ведем дискуссию, и нужно стремиться к тому, чтобы переходить на такие расчеты.

Нужно делать это аккуратно, с тем чтобы участники экономической деятельности не страдали, а, наоборот, получали бы выгоды.

7. Следует планомерно улучшать конкурентную среду на нашем внутреннем рынке, прежде всего речь идет о рынке н/продуктов.

Нужно пресекать производство и торговлю контрафактной продукцией. Ее распространение не только наносит ущерб компаниям, которые вложили серьезные средства в модернизацию, выпуск качественного топлива, но это же обман населения, прямой обман потребителя.

Сегодня рассмотрим вопрос о действии единых требований для всех производителей н/продуктов.

В заключение предлагаю на очередном заседании комиссии по ТЭК отдельно рассмотреть вопрос о контроле за исполнением ранее принятых решений и данных поручений.