USD 107.7409

-1.84

EUR 114.3149

-1.83

Brent 72.94

+0.87

Природный газ 3.363

-0

...

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг

Меры и условия господдержки в рамках Федеральной целевой программы.

Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 гг

В статье рассмотрены вопросы государственной поддержки проектов, предусматривающих создание новых типов (видов) продукции и/или новых технологий для модернизации и дальнейшего развития нефтегазовой отрасли экономики в рамках мероприятий Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг».

Авторы предлагают потенциальным участникам реализации ФЦП методические указания по подготовке предложений по формированию тематики исследований и проектов и заявок на участие в конкурсах, содержащие пошаговые инструкции по подготовке предложений и/или заявок, соответственно.

Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 гг» (далее - ФЦП, Программа, ФЦПИР 14-20) впервые опубликована в 2013 году [1].

В настоящее время в рамках ФЦП ведется 15 программных мероприятий, объединенных в пять блоков, (Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1519 «Об изменениях в тексте ФЦП…»):

1.1 Проведение исследований, направленных на формирование системы научно-технологических приоритетов и прогнозирование развития научно-технологической сферы.

1.2 Проведение прикладных научных исследований для развития отраслей экономики.

1.3 Проведение прикладных научных исследований и разработок, направленных на создание продукции и технологий.

1.4 Проведение прикладных научных исследований, направленных на решение комплексных научно-технологических задач.

2.1 Проведение исследований в рамках международного многостороннего и двустороннего сотрудничества.

2.2 Поддержка исследований в рамках сотрудничества с государствами - членами Европейского союза.

2.3 Организация участия в крупных международных научных и научно-технических мероприятиях.

3.1.1 Поддержка и развитие уникальных научных установок.

3.1.2 Поддержка и развитие центров коллективного пользования научным оборудованием.

3.2 Обеспечение развития информационной инфраструктуры.

3.3.1 Развитие системы демонстрации и популяризации результатов и достижений науки.

3.3.2 Развитие системы коммуникаций научной общественности (в том числе проведение конференций, семинаров).

4.1 Развитие материально-технической базы научно-технической сферы.

5.1 Информационно-аналитическое обеспечение и мониторинг реализации мероприятий Программы.

5.2 Организационно-техническое обеспечение мероприятий Программы.

На рисунках 1 и 2 [3] представлены основные параметры мероприятий, связанных с реализацией проектов, направленных на создание новых типов (видов) продукции и/или новых технологий.

РИС.1. Основные параметры мероприятий блока 1 Программы «Проведение прикладных научных исследований и разработок по приоритетам развития научно-технологической сферы»

РИС.2. Основные параметры мероприятий блока 2 Программы «Международное сотрудничество»

Проект должен быть направлен на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок (далее - проект, ПНИЭР) в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации:

- науки о жизни;

- индустрия наносистем;

- рациональное природопользование;

- энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;

- информационно-телекоммуникационные системы;

- транспортные и космические системы.

Нетрудно заметить, что проекты нефтегазовой отрасли могут представлять как минимум три из этих шести приоритетных направлений.

Существенным отличием действующей версии Программы является поддержка тех прикладных научных исследований (ПНИ) и экспериментальных разработок (ЭР), результаты которых в виде Проекта реализуются реальным сектором экономики в лице Индустриального партнера (ИП). ИП уже на этапе ПНИ или ПНИЭР должен внести свой вклад в виде внебюджетного финансирования исследований. Размер ВБС зависит от мероприятия Программы и условий конкурсной документации (КД) конкретного лота (см. рис. 1 и 2).

К работам (затратам), финансируемым за счет внебюджетных средств могут относиться, в том числе:

  • оплата подготовки заявки на охранный документ (патент, свидетельство);
  • оплата государственных пошлин при подаче заявки на охранный документ;
  • участие в мероприятиях, направленных на освещение и популяризацию промежуточных и окончательных результатов ПНИ (конференции, семинары, симпозиумы, выставки и т.п., в том числе международные);
  • расходы на проведение оценки РИД, полученных при выполнении ПНИ, с целью их вовлечения в хозяйственный оборот;
  • расходы на проведение маркетинговых исследований с целью изучения перспектив коммерциализации РИД, полученных при выполнении ПНИ;
  • разработка бизнес-плана (БП), включающего сквозной сетевой график выполнения проекта в целом;
  • закупка необходимого технологического и контрольно-измерительного оборудования;
  • прочие непрямые (накладные) расходы.
  • и т.п.

Под внебюджетными средствами понимаются:

  • собственные средства (для бюджетных организаций - полученные от приносящей доход деятельности средства, расходование которых не противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации, для иных организаций - денежные средства и нефинансовые активы, находящиеся на соответствующих счетах бухгалтерского учета);
  • кредитные средства (при условии использования заемщиком полученных средств для выполнения работ, оплата которых предусмотрена Планом-графиком из внебюджетных средств);
  • заемные средства (временно привлеченные средства (имущество) других организаций);
  • средства иностранных инвесторов;
  • прочие средства (гранты негосударственных российских фондов, осуществляющих финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских (опытно-технологических) работ из внебюджетных источников, гранты международных фондов и иные источники внебюджетных средств, которые не относятся к собственным средствам организаций, кредитным и заемным средствам).

На рис. 3 и 4 представлены основные права и обязанности ИП в процессе реализации Программы.

РИС. 3. Участие ИП в реализации Программы

РИС. 4. Участие ИП в реализации Программы

Таким образом, наличие ИП в соответствии с замыслом авторов Программы стало необходимым условием для реализации мероприятий ФЦП. Данное положение иллюстрируется схемами взаимодействия по мероприятиям 1.2 и 1.3 Программы (рис. 5) и 1.4 (рис. 6).

РИС. 5. Схема финансирования проекта по мероприятиям 1.2 и 1.3

РИС. 6. Схема взаимодействия участников в мероприятии 1.4

На формирование тематики открытых конкурсов по ряду мероприятий Программы [4] для разработчиков и представителей реального сектора экономики предусмотрена возможность подачи предложений.

Автономной некоммерческой организацией «ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ И ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР» [5] разработаны методические указания по подготовке предложений по формированию тематики исследований и проектов и заявок на участие в конкурсе, содержащие пошаговые инструкции по подготовке предложений и/или заявок, соответственно.

Эти указания хранятся в Интернете в открытом доступе по адресу[6]:

https://xpir.ru/guidealias/Metodicheskie-materiali-po-podgotovke-predlozhenii-po-formirovaniu-tematiki-issledovanii-i-proektov и

https://xpir.ru/guidealias/Metodicheskie-materiali-po-podgotovke-zayavok-na-uchastie-v-konkurse.

При их разработке исполнитель - Автономная некоммерческая организация «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» - опирался на нормативно-методическую документацию по данной ФЦП, собственный опыт участия в мероприятиях Программы, а также на многочисленные положительные результаты консультирования других организаций по вопросам участия в реализации Программы.

Результатом подобной пошаговой подготовки всегда являлась либо подача соответствующих заявок в соответствии с условиями, либо осознание авторами проекта того факта, что их предложение не соответствует требованиям ФЦП и не может быть реализовано в рамках данной Программы.

С актуальной версией текста Программы можно ознакомиться на сайте: http://fcpir.ru/ [2].

Литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. №426 «О Федеральной Целевой Программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014-2020 годы"».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1519 «Об изменениях в тексте федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы» и в пунктах Правил предоставления субсидий в целях реализации федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы"».

3. К.В. Шуртаков. ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014-2020 годы». Тезисы сообщения на заседании Общественной Палаты Российской Федерации, 2016 г.

4. Сайт ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса Российской Федерации на 2014-2020 годы», http://fcpir.ru.

5. Сайт Автономной некоммерческой организации «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур», http://ano-info.ru

6. Система ЭКСПИР, https://xpir.ru .

The article considers the questions of state support of projects involving the creation of new types (species) of products and/or new technologies for the modernization and further development of the oil and gas industries in the framework of the Federal target program «Research and development on priority directions of development of scientific-technological complex of Russia for 2014-2020». The authors propose potential participants of the Federal program guidelines for the preparation of proposals for the formation of subjects for research and projects and applications for participation in competitions that contain step-by-step instructions for preparing proposals and/or bids, respectively.



Автор: М. В. Сергеев,