На заседании Правительства РФ 19 октября 2017 г обсуждались вопросы энергосбережении и повышении энергетической эффективности России, в тч Д. Медведев выслушал доклады министра энергетики А. Новака и министра экономического развития М. Орешкина
Об этом 19 октября 2017 г сообщило Правительство РФ.
М.Орешкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Энергоэффективность - это потери не только с точки зрения экономического роста, это в тч и бюджетные потери, потому что нефтегазовая отрасль является бюджетообразующей в нашей стране и нерациональное использование ресурсов означает меньший экспорт и меньшее поступление доходов в бюджет.
Еще один важный момент: в 2016 г у РФ появились обязательства по линии Парижского соглашения, и снижение выбросов парниковых газов практически полностью может быть обеспечено как раз за счет повышения энергоэффективности.
Но есть объективные причины, по которым установленный 5 лет назад показатель не был достигнут, идет с нарушением графика.
Главное здесь, что вне зоны действия госпрограмм до сих пор остаются наиболее энергоемкие сферы экономики: бюджетная сфера, промышленность, транспорт.
Идет последовательное сужение госпрограммы.
С 2014 г из нее выпали все сектора, кроме ТЭК.
Снизилось финансирование программы: с 2016 г снижение в 3 раза.
В результате эффект от реализации программы составлял в среднем 0,7% в год, что, к сожалению, мало.
Мы проанализировали имеющиеся проблемы, и на самом деле есть значительный потенциал для исправления ситуации.
Какие ключевые моменты?
1. Внедрение современных технологий и модернизация оборудования в сфере производства, передачи и использования энергоресурсов.
Ресурсом для таких инвестиций, по нашему мнению, могут стать:
- новая инвестиционная программа в электроэнергетике, так называемая ДПМ-2,
- дальнейшие шаги по реформе рынка тепла,
- внедрение бенчмаркинга типовых затрат у естественных монополий.
Каждое из этих направлений способно дать серьезный результат.
Сосредоточение усилий на секторах экономики, регулирование которых осуществляется государством и где может быть достигнут максимальный эффект от реализации мероприятий, может снизить энергоемкость больше чем на 20% от текущего уровня.
В развитие этих возможностей был разработан план по повышению энергоэффективности.
Мы готовы его в Правительстве доработать вместе с Минэнерго и до конца 2017 г представить.
Этот план предполагает установление дополнительного показателя снижения энергоемкости экономики за счет технологического фактора по отраслям.
Отмечу основные направления реализации плана.
1. Снижение потребления энергии в бюджетной сфере, госкомпаниях, ЖКХ, в тч за счет использования механизма бенчмаркинга;
2. Снижение потерь при передаче энергии, в тч за счет введения нормативного уровня потерь.
3. Повышение эффективности при производстве энергии за счет использования наилучших доступных технологий.
Коротко остановлюсь на организационных мероприятиях, которые необходимы для обеспечения реализации плана:
- должна быть проведена ревизия полномочий госорганов и учреждений в сфере энергоэффективности. Задача - исключить дублирование и конфликт интересов.
- будет проведена актуализация региональной повестки в области энергоэффективности, в частности налажено горизонтальное взаимодействие и тиражирование лучших практик.
- продолжится работа по совершенствованию информационного обеспечения и сопровождения.
Реализация такого комплексного плана дает следующее:
- позволит России не просто выйти на заданные показатели энергоэффективности, а в целом окажет положительное влияние и на экономику страны, и на бюджет, в частности.
- мы увидим рост конкурентоспособности за счет снижения себестоимости продукции, технологическое обновление в проблемных секторах, в тч в жилищно-коммунальном хозяйстве.
- достигнем заданных целей по Парижскому соглашению.
- высвобождающиеся энергоресурсы будут способствовать дополнительному экономическому росту.
Мы вместе с Минэнерго готовы взять ответственность за реализацию такого плана и для этого предлагаем сделать следующие вещи:
- включить показатели энергоэффективности экономики и соответствующую подпрограмму Минэнерго в госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика» Минэкономразвития;
- закрепить за Минэкономразвития функции по подготовке ежегодного доклада о состоянии энергосбережения;
- рассмотреть вопрос о возобновлении финансирования мероприятий по повышению энергетической эффективности.