USD 88.1324

0

EUR 96.7517

0

Brent 78.32

0

Природный газ 3.331

0

...

Надежда есть, но не у нас. Международная конференция Каучуки, шины и РТИ 2013. Итоги

2013 год для шинной и каучуковой индустрии оказался годом затяжного спада. Прогнозы на следующий год более оптимистичны, однако, и они под вопросом.

Надежда есть, но не у нас. Международная конференция Каучуки, шины и РТИ 2013. Итоги

2013 год для шинной и каучуковой индустрии оказался годом затяжного спада. Прогнозы на следующий год более оптимистичны, однако, и они под вопросом.

26 ноября в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась международная конференция «Каучуки, шины и РТИ 2013», организованная компанией INVENTRA в составе консультационной группы CREON. Партнерами мероприятия выступили Kraiburg, «Торговый дом «Оргхим» и «НПП «Квалитет», прошло оно при поддержке компании Rosava.

Открывая конференцию, генеральный директор «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Санджар Тургунов отметил, что 2013г. был непростым и для автопроизводителей, и для каучуковой индустрии, и для шинной промышленности. Однако сейчас прогнозы по этим рынкам умеренно позитивные, небольшой спад этого года дает потенциал для роста в 2014г. Это подтверждается активным развитием новых мощностей на территории страны. Практически все лидеры шинной отрасли локализовали свое производство в России, что говорит о потенциальной возможности нашей страны стать производственным центром шинной индустрии для Восточной Европы.

Директор по развитию Russian Automotive Market Research Александр Козлов представил обзор российского рынка легковых и грузовых автомобилей и тенденции изменения автопарка в стране и его региональную специфику. Так, производство грузовиков прогнозируется на уровне 200 тыс. шт., это на 15% ниже по сравнению с данными за прошлый год. Прогноз на 2014г. предусматривает объем производства на уровне 180-210 тыс. шт. Доля отечественных производителей постепенно снижается - с 94% в 2008г. до 85% в 2013г. (прогнозируемые данные на окончание года), соответственно, доля грузовиков иностранных брендов выросла за этот период с 6% до 15%. Производство автобусов в 2013г. также уменьшилось на 15% по сравнению с прошлым годом, объемы 2014г. ожидаются на уровне 47-55 тыс. шт. Доля отечественных автобусов в общем объеме выпуска также неуклонно снижается (2008г. - 91%, 2013г. - прогнозируется 74%). Легковых автомобилей в 2012г. было произведено 1960 тыс. шт., прогноз на 2013г. предусматривает снижение на 2%, в 2014г. ожидается выход на уровень 1800-2100 тыс. шт. Отечественные бренды легковых автомобилей демонстрируют стабильное снижение объемов выпуска (на 30% с 2008г. по 2012г.). Это объясняется открытием в России большого количества заводов иностранных автоконцернов.

Г-н Козлов отметил, что парк легковых автомобилей (38.4 млн шт.) претерпевает существенные изменения: за период с 1999г. до 2012г. доля отечественных машин в нем снизилась с 78% до 50%, уступив место иномаркам. В сегменте грузовиков наблюдается аналогичная ситуация (снижение с 89% до 70%), и лишь парк автобусов ежегодно демонстрирует устойчивость (70% отечественных и 30% иностранных). Особое внимание докладчик уделил сегменту LCV как одному из наиболее динамично развивающихся и перспективных. На начало 2013г. российский парк этих автомобилей составлял 3.6 млн единиц. Эта техника используется с большей нагрузкой и максимальной отдачей, поэтому изнашивается гораздо быстрее. Активный парк в этом сегменте - машины до 10 лет. Российский парк грузовиков (3.6 млн единиц) характеризуется большой долей старых автомобилей, 55% от общего числа - это техника старше 20 лет (преимущественно российского и даже советского производства). Что касается парка автобусов (460 тыс. шт.), то большая часть этого сегмента (36%) также старше 20 лет. Прогнозы по автопарку до 2015г. таковы: парк легковых автомобилей вырастет с 38.4 млн шт. до 45.3- 45.7 млн шт., LCV - с 3.6 млн до 4.2 млн, грузовиков - с 3.6 млн до 3.9 млн, автобусов - с 460 тыс. до 500 тыс.

Ситуацию на российском шинном рынке в мировом контексте осветил Пол Сеттлс, ведущий экономист отдела шин и каучуков LMC International. Мировой рыночный спад, возникший после кризиса 2008-2009гг., должен смениться подъемом к 2014г. Структура мировых продаж выглядит следующим образом: Китай лидирует в области шин для легковых автомобилей, замыкают список страны Западной Европы. В России уровень продаж неуклонно снижался с 2011г. и в 2013г. достиг минимума, однако прогноз на 2014г. остается позитивным и предполагает значительный рост продаж шин для легковых автомобилей. Мировой прогноз до 2018г. показывает, что рост этого сегмента будет происходить за счет рынков развивающихся стран. Касательно грузовых шин и шин для LCV, то здесь к росту стремятся все рынки, в том числе и российский. Несмотря на существенное снижение продаж в России в 2013г. по сравнению с двумя предыдущими годами, прогноз на 2014г. предусматривает возвращение показателя на уровень 2012г., т.е. активный рост. Увеличение спроса как в нашей стране, так и в мире в наибольшей степени связано с заменой шин. Необходимость этой замены вызвана ростом автопарка, погодными условиями, состоянием дорог, законодательством, а также индивидуальными предпочтениями автовладельцев. Рост доходов населения порождает увеличение спроса на автомобили, однако в этом отношении развитыми можно считать рынки США, Австралии и Европы, где практически у каждого гражданина есть автомобиль. Остальные рынки, в том числе и российский, относятся к развивающимся, однако обладают потенциалом для роста.

В 2009г. США ввели антидемпинговые пошлины на импорт китайских шин, поэтому Китаю пришлось искать новые рынки сбыта своей продукции, и он их успешно нашел. В период 2009-2012гг. страны Евросоюза, Австралия, Бразилия, Канада, Япония, Мексика и Россия значительно увеличили ввоз шин китайского производства. По данным на 2012г. Китай с долей рынка 26% занимает первое место в мире по производству шин для легковых автомобилей, еще около 18% производится в странах Восточной Азии. Доля России составляет 2.4%. К 2014г. мощность российских шинных заводов вырастет на дополнительные 21 млн шт. с учетом иностранных локализованных производств. В сегменте выпуска шин для грузовиков и LCV также доминирует Китай (43% от общего мирового объема). Доля России составляет всего 4%.

О перспективах развития каучукового бизнеса в России рассказала Юлия Сурганова, руководитель направления «Растворные бутадиеновые каучуки» (ДССК и СКД) дирекции синтетических каучуков компании «Сибур». Среди ключевых факторов, оказывающих влияние на мировую каучуковую промышленность, она отметила сырье (С4 фракция и доступ к ней, соотношение цен на каучуковые мономеры и СУГ, сильная волатильность цен на основные каучуковые мономеры), натуральный каучук (цена и предложение на основной товар-субститут в ряде применений), спрос в сегментах потребления (в т.ч. на шины) и постоянно повышающиеся требования к конечным изделиям, определяемые госрегулированием. Например, новое европейское государственное регулирование в области шин ставит амбициозные цели как перед производителями шин, так и перед поставщиками сырья, в том числе и производителями синтетических каучуков. Целью такого регулирования является обеспечение безопасности и комфорта вождения, а также снижение общей экологической нагрузки. В рамках регулирования нормируются показатели сопротивления качению, обеспечивающее топливоэкономичность, а также сцепления с мокрым покрытием и шумность шины, обеспечивающие безопасность вождения и комфорт. В Японии подобное госрегулирование действует с 2010г., ЕС и Корея ввели его в 2012г., США планируют сделать это в 2016г. Потенциально рассматривают аналогичное регулирование Китай, Канада, Бразилия и Россия. К основным каучукам, обеспечивающим новые требования, относятся ДССК и СКД-НД.

По официальным данным, в пятилетней ретроспективе спрос на российском рынке шин вырос на 18%, причем в основном за счет роста импорта. Имеет место постоянный рост доли локализованных иностранных шинных компаний в суммарном объёме производства. За 2013г. лидером рынка шинного производства осталась компания «Нижнекамскшина» с объемом около 13 млн т, далее следуют Nokian (около 11 млн т), «Кордиант» (около 8 млн т) и «Пирелли» (около 6 млн т). В среднесрочной перспективе ожидается рост производства шин на территории РФ в среднем на 10% ежегодно, причем основной прирост обеспечат локализованные иностранные компании.

Рост мирового спроса на синтетические каучуки в период до 2017г. оценивается на уровне 17%, лидировать в этой области будет Китай (его спрос за пять лет вырастет на 24%). Региональная структура мировых мощностей по синтетическим каучукам, то в период 2013-2017гг. прогнозируется рост на 3%, доминирующие позиции занимают страны АТР. России, по данным IISRP, в структуре мировых мощностей синтетического каучука принадлежит 9%, в структуре мирового спроса на этот продукт доля нашей страны составляет 5%. Общее производство в России синтетического каучуков в пятилетней ретроспективе выросло на 1.6%. В структуре экспорта лидируют СКИ и СКД, основное направление экспорта - страны Европы. В перспективе российского рынка синтетического каучука - рост производства ожидается на уровне 2.5% до 2017 г. и рост потребления на уровне 5.3% ежегодно.

На вопрос гендиректора «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Санджара Тургунова о путях преодоления компанией «Сибур» кризиса 2013г. г-жа Сурганова ответила, что нынешний кризис зародился еще в прошлом году и потому является затяжным (в сравнении с кризисом 2009 г.). Однако в отличие от предыдущего, он затрагивает не всю компанию, а лишь отдельные направления, в частности, каучуковый бизнес, всегда характеризовавшийся некоторой волатильностью. Нынешний спад не является неожиданным или критичным. Компания ищет пути решения этой проблемы, увеличения доходности направления, но о закрытии производства и продаже бизнеса речь не идет.

Вопросы развития рынков синтетического каучука, шин и резиновых технических изделий участники конференции обсудили в рамках круглого стола. По словам Елены Авдониной, менеджера по работе с ключевыми клиентами ExxonMobil Chemical Company, 2013г. для компании характеризовался отсутствием роста в сфере шинного производства, что привело к необходимости перераспределения нагрузки между бизнес-единицами. Основной точкой роста ExxonMobil Chemical Company видит автопром, а именно - локализацию иностранных автомобильных производств в России.

Начальник цеха завода ИМ компании «Нижнекамскнефтехим» Мансур Гайазов рассказал, что по объемам производства снижения не планируется, для более эффективной работы на предприятии идет переориентация с одних марок на другие.

По словам Валентины Степичевой, заместителя технического директора по технологии Rosava, компания экспортирует около 40% своей продукции, поэтому на предприятии введены европейские технические регламенты на качество шин. Что касается основных направлений экспорта Rosava, то их обозначил генеральный директор «Премиорри Тайерс» Егор Хрусталев. Большая часть экспортируемых шин уходит в Россию, Бразилию и страны Европы. Компания делает акцент на шинах посадочного диаметра 13-14 дюймов, которые пользуются популярностью у автолюбителей. Г-н Хрусталев отметил, что покупатели дорогих иномарок, как правило, предпочитают иностранные шины, уделяя внимание не только качеству продукта, но и степени «раскрученности» бренда. При этом эксперт подчеркнул, что в большинстве своем шины в принципе одинаковы, отличия есть, но они не радикальны. Таким образом, нельзя выделить продукт какого-либо конкретного производителя в качестве эталона шины. Около 6 лет назад Китай вышел на шинный рынок, представив продукцию для грузовиков, которая на тот момент была на 15% дешевле российского аналога. Сейчас рыночные условия диктуют обратную ситуацию - российские грузовые шины должны стоить дешевле экспортируемых из Китая. Однако производители из КНР постоянно улучшают качество продукции, сохраняя невысокую цену, что делает китайские грузовые шины высоколиквидными. В настоящее время заводы Поднебесной осваивают сегмент легковых шин, что усиливает конкуренцию и обостряет борьбу за покупателя, в том числе и на российском рынке. Его основная тенденция - уход производителей в бренд, развитие узнаваемого имени. Вызвано это тем, что отечественный потребитель не готов покупать хорошую шину российского производства. На перелом этой негативной тенденции потребуется от 7 до 10 лет.

Заместитель директора компании «Кама-Центр» Юрий Антонов представил обзор российского рынка грузовых шин по итогам 9 месяцев 2013г. В сегменте шин для коммерческой техники отмечены две разнонаправленные тенденции - выпуск грузовых шин комбинированной конструкции сократился на 18%, выпуск же ЦМК шин увеличился на 61%. В обоих сегментах «Нижнекамскшина» занимает доминирующие позиции, более половины произведенных шин выпущены под брендом «Кама». Предложение грузовых шин комбинированной конструкции составило 2.4 млн шт., что на 20% меньше чем в предыдущем году. Производство данных шин в стране сократилось на 18%, импорт (в основном из Республики Беларусь) увеличился на 9%, а экспортные поставки выросли на 2%. Предложение ЦМК шин в стране по итогам 9 месяцев текущего года составило чуть менее 3 млн шт., т.е. увеличилось на 15% по сравнению с предыдущим годом. Производство данных шин в России увеличилось на 61%, импортные поставки - на 4%, а отгрузка на экспорт - на 8%. Более 80% импорта приходится на продукцию из пяти стран мира, 2/3 импорта приходится на шины, сделанные в Китае.

Об экспорте своей компании рассказал и Вадим Василевский, начальник отдела маркетинга продаж компании «Белшина». Ежегодно за границу отправляется 60% произведенной продукции, России принадлежит около 30% от общего объема экспорта. Остальная продукция уходит в страны СНГ, на Кубу, в Латинскую Америку, ЮАР и Сингапур.

Директор по продажам Hankook Tire Михаил Шебанов озвучил планы компании по локализации производства. В настоящее время рассматриваются три страны-кандидата для строительства завода по выпуску шин, одна из них - Россия.

Специалист Группы компаний «Титан» Евгений Верлуп прокомментировал дальнейшие планы развития предприятия в области производства синтетических каучуков. По его словам, компания планирует постепенное увеличение объемов производства зеленых каучуков с маслом TDAE согласно запросам потребителей, а также рассматривает возможность производства стирольных каучуков.

Бернард Шултхайс, руководитель промышленных разработок Kraiburg, посвятил свой доклад идеям и решениям в рецептуре резиновых смесей. Оборот компании в 2012г. составил 108.4 млн евро. Существуют три департамента продаж в соответствии с индивидуальными запросами потребителей: продукты для применения в автомобилестроении, в других отраслях промышленности, компаунды для формовых РТИ. Среди преимуществ продукции, выпускаемой компанией, - широкий ассортимент, высокое качество, высокий уровень сервиса, инновационные материалы.

Новые научно-практические разработки в сегменте резино-химикатов озвучил председатель правления НПП «Квалитет» Александр Меджибовский. Компания производит добавки для таких отраслей, как нефтехимия, обогащение руд цветных и редких металлов, оборонная и авиационная промышленность, производство шин, РТИ и синтетического каучука. Изучены закономерности действия новых антиагломераторов для выделения крошки растворных каучуков серии Квантислип, марок «А» и «Б», в промышленных масштабах освоено их применение при выделении крупнотоннажного каучука марки СКИ-3, проводятся испытания в производстве других СК (СКД, СКД-Л, СКД-НД). Разработана технология производства новых антиоксидантов и антиозонантов для каучуков и резин серии Квалистаб, достигнуты договоренности с заводами СК об их производственных испытаниях. Изучено влияние отличий в химической структуре двух марок Квалистаба П - нового стабилизатора каучуков и резин на их эффективность в резинах; показана высокая эффективность Квалистаба П, марки «Б» - нового антиоксиданта и антиозонанта в резинах для шин и РТИ. Разработаны и производятся новые ускорители вулканизации Квалакс, относящиеся к классу дитиофосфатов и перспективные для использования в технических резинах, а в качестве вторичных ускорителей - в резинах для современных шин.

Руководитель проекта «Развитие нефтехимии» ТД «Оргхим» Александр Щепалов рассказал об исследованиях компании в области канцерогенной безопасности шин и каучуков. По мнению ученых компании, действующее законодательство EC (REACH) не в полной мере ограничивает использование канцерогенных веществ. С учетом дальнейшего ужесточения законодательства, наибольший риск для производителей представляет использование остаточных ароматических экстрактов (RAE) и нафтеновых масел при производстве шин и синтетических каучуков. Для избегания запрета их продажи в ЕС и других странах с требованиями аналогичными REACH, наиболее целесообразным является переход на использование специально очищенных неканцерогенных масел-наполнителей типов TDAE,TRAE и MES от компаний, обладающих технологиями их производства и зарекомендовавших себя на рынке.

С обзором российского рынка технического углерода собравшихся ознакомил президент компании MakroChem Игорь Левенберг. В 2012г. мировое производство этого продукта составило чуть более 11 млн т, прогноз на 2013г. - 11.5 млн т, а в 2015г. - 13 млн т. Спрос за период 2012-2013гг. вырос на 1.7% и до 2020г. увеличится еще на 3.8%. В пятерку крупнейших производителей технического углерода входят Китай, США, Россия, Индия, Япония. Среди потребителей также лидирует Китай. Производство продукта в России за I полугодие 2013г. составило 380 тыс. т, из них 213 тыс. т отправлено на экспорт (преимущественно в Европу).

Елена Кустова, исполнительный директор Ассоциации производителей шин, рассказала об утилизации шин в рамках программы ответственности производителей в РФ. Основные принципы обращения с отходами определены в директивах Европейского Союза: 1999/31/EC (запрет выброса целых или разрезанных б/у шин), 2008/98/EC (определение принципов обращения с отходами, направленных на сохранение окружающей среды). Каждая страна Евросоюза, основываясь на директивах, отдельным национальным законодательным актом определяет модель и схему реализации утилизации шин. В период с 1996г. до 2010г. европейские страны постепенно от захоронения шин перешли к получению из них энергии и вторичных ресурсов. Необходимость реализации модели «Ответственность производителя» в России обусловлена возрастанием парка автомобилей, длительностью распада изношенных шин в естественной среде, а также тем, что б/у шина является источником ценного вторичного сырья. Концепция «ответственности производителя» заключает в себе обязанность производителя (импортера) обеспечить за свой счет надлежащее обращение с покрышками отработанными (старыми шинами) с возможностью объединения с другими производителями в объединенную систему и привлечения для достижения данных целей третьих лиц при сохранении ответственности за самим производителем. Для реализации модели в полном объеме необходимо законодательно предусмотреть возможность создания ведущими производителями и импортерами шин управляющей компании по переработке - Некоммерческого Партнерства (НП). Члены НП отчисляют партнерству плату за утилизацию, соответствующую годовым объемам реализации шин на российском рынке. НП создает и финансирует систему сбора, транспортировки и утилизации изношенных шин, координирует деятельность региональных операторов по утилизации шин, выполняет регулятивно-контрольные функции в отношении частных компаний-переработчиков. Условием успеха реализации модели «Ответственность производителя» в РФ является закрепление в обсуждаемом законопроекте «Об отходах производства и потребления» основополагающих принципов.

«Учитывая макроэкономическую нестабильность в Европе и стагнацию в российской экономике, близкую к рецессии, позитивные прогнозы на 2014 год, на мой взгляд, нужно делать крайне осторожно, - подводя итоги конференции, отметила генеральный директор компании INVENTRA Анна Даутова. - Отсутствие роста доходов населения может существенно повлиять на вторичный шинный рынок. Доля продаж в первичной комплектации тоже не высока, следовательно, и в этом сегменте рост маловероятен. Существует вероятность изменения предпочтений потребителей в сторону более дешевой продукции, но тогда придется бороться с китайскими производителями. Тот факт, что значительное увеличение производств локализованных шинных брендов уже запланировано, все же дает надежду на дальнейшее развитие каучукового бизнеса в России».

В свою очередь генеральный директор «КРЕОН ЭНЕРДЖИ» Санджар Тургунов резюмировал, что с появлением большого количества проектов по нефтегазохимии в США на основе сланцевого газа, страны Персидского залива начали искать и осваивать другие отраслевые ниши, в частности, производство синтетического каучука, и уже имеется пример - партнерство ExxonMobil и Sabic. Возможность выхода Персидского залива на данный рынок вполне реальна, и если создаваемые каучуковые производства будут высокоэффективны, то менее успешные игроки из других стран (в том числе России) будут вынуждены уйти с рынка. Вопрос заключается лишь в конкурентоспособности и доступе новых производителей к технологиям, процесс передачи которых мы сами инициировали.