USD 99.4215

0

EUR 106.304

0

Brent 71.12

0

Природный газ 3.076

0

...

Транспортная недоступность. Итоги конференции Газовый конденсат 2014

Газовый конденсат - ценнейшее нефтехимическое сырье, представляющее интерес для перерабатывающих предприятий. Однако данные по рынку скудны, разорваны по технологической цепочке и весьма противоречивы. Исправить ситуацию может консолидация игроков рынка и их согласованные действия

Транспортная недоступность. Итоги конференции Газовый конденсат 2014

Газовый конденсат - ценнейшее нефтехимическое сырье, представляющее интерес для перерабатывающих предприятий. Однако данные по рынку скудны, разорваны по технологической цепочке и весьма противоречивы. Исправить ситуацию может консолидация игроков рынка и их согласованные действия

19 мая с.г. компания CREON Energy провела Вторую международную конференцию «Газовый конденсат 2014». Мероприятие прошло при поддержке Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Генеральным информационным партнером выступил журнал «Нефть России».

В приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что ситуация на рынке газового конденсата постепенно меняется в лучшую сторону. Несмотря на его закрытость, интерес со стороны участников отрасли по-прежнему высок. Однако вопросы все равно остаются, и один из главных - создание инфраструктуры для транспортировки сырья от мест добычи к центрам стабилизации и дальнейшей переработки.

Обзор российского рынка газового конденсата представил заместитель директора по маркетингу компании «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин. Сырьевая база для производства СГК в 2013 г. составила почти 25 млн т (+12.5% по сравнению с данными за 2012 г.). В России существует более 90 добывающих организаций, однако 96% рынка занимают три крупнейшие компании - «Газпром», «Новатэк» и «Роснефть». Основной регион добычи - Западная Сибирь (ежегодно фиксируется прирост). Дефицита мощностей стабилизации ГК сейчас нет, главная проблема - дефицит мощностей по транспортировке в регионе. Один из «радикальных» путей решения - сдача СГК в магистральные трубопроводы «Транснефти». Но остается вопрос доставки нестабильного газового конденсата до пункта его стабилизации. Очевидна необходимость строительства трубопроводов.

Потребление СГК делится на «серые» направления и переработку на крупных НПЗ. Видимая емкость «серого» сегмента - 300 тыс. т, реальная, по оценке докладчика, около 600 тыс. т. Динамика размещения СГК по «серым» схемам в разных регионах (и даже внутри одного) разнонаправленная. При отсутствии изменений в налогообложении отрасли существенных изменений в объемах поставки не произойдет, т.к. нет существенных изменений емкости топливного рынка. Снизить привлекательность «серого» сегмента для производителей может налоговый маневр, намеченный на 2015 г. Его суть заключается в перераспределении налоговой нагрузки между акцизами, пошлинами и НДПИ. Реализация маневра даст потенциал для роста переработки СГК на крупных НПЗ. Существует техническая возможность увеличения переработки СГК на НПЗ на 3 млн т относительно текущего уровня.

Г-н Кручинин отметил, что для серьезной переработки газового конденсата оптимально подходят площадки двух компаний - «ТАИФ» и «Сибур». По словам Дамира Сафина, заместителя главного инженера по науке и развитию «Казаньоргсинтез», камнем преткновения для развития новых проектов на предприятиях остается получение сырья. Наиболее перспективным в решении этого вопроса может быть строительство трубопровода из Нового Уренгоя в Приволжский федеральный округ (проект «Ямал-Поволжье»), что позволит обеспечить сырьем нефтехимические предприятия Татарстана и Башкортостана.

В продолжение темы рынка газового конденсата г-н Тургунов поинтересовался, насколько верна появившаяся информация о выводе на биржу новых продуктов, в частности, газового конденсата. Управляющий директор, начальник управления аналитики и информации «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржи» Павел Строков сообщил: «Торги конденсатом на бирже проходят, но они носят эпизодический характер, в основном, связанный с корпоративными интересами продавцов. Несомненно, биржа заинтересована в регулярности таких торгов. Сейчас на рассмотрении регуляторов находятся проекты о добавлении сырой нефти и СУГ в Совместный приказ ФАС и Минэнерго, что позволит получить репрезентативные котировки на них. После реализации данного этапа, если для этого будут созданы условия, можно будет говорить и об аналогичном подходе к биржевой торговле газовым конденсатом».

Антон Жаринов, начальник отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития РФ, рассказал о внешнеторговом регулировании экспорта газового конденсата. По итогам 2013 г. производство СГК в России составило 12.5 млн т, из них 23% было отправлено на экспорт. Основное направление - Европа (67%), а также страны Таможенного союза (14%) и Южная Корея (12%). Вывоз ГК декларируется в группе «Нефть» (соответственно, вывозная пошлина аналогична пошлине на сырую нефть). Экспорт добытого на арктическом шельфе СГК пошлиной не облагается, что сделано для расширения труднодоступной ресурсной базы.

Г-н Жаринов сообщил, что сейчас идет разработка перспективных месторождений: Южно-Тамбейского на Ямале и двух на полуострове Гыдан (проект «Ямал-СПГ» компании «Новатэк»), газ которых также планируется отправлять на экспорт. Планируемый объем добычи ГК - 4.4 млн т/год.

Тему продолжил начальник отдела экспорта нефти компании «Газпром экспорт» Дмитрий Виробьян, который представил обзор поставок СГК компании на примере предприятий Группы «Газпром». Существует несколько основных направлений экспорта. Поставки с Сосногорского ГПЗ (мощность - 10 тыс. т/месяц) в свое время осуществлялись по железной дороге в Финляндию и через порт «Кавказ» в страны Южной Европы (Греция, Турция, Сербия, Румыния). Сургутский ЗСК (мощность до 150 тыс. т/месяц) поставляет СГК в Северо-Западную Европу и страны Таможенного союза (в частности, Казахстан). Также конденсат идет в Европу через КС «Портовая». По итогам 2013 г. общий объем экспорта СГК составил 222 тыс. т, в 2014 г. он прогнозируется на уровне 350 тыс. т.

С 2015 г. группа «Газпром» начнет экспорт СГК с Киринского ГКМ (проект «Сахалин-3»), где предполагается добыча природного газа и конденсата на шельфе Охотского моря, его стабилизация, подготовка и переработка на суше с последующим экспортом через п. Пригородное в смеси с нефтью сорта «Витязь». Потенциал производства - до 70 тыс. т/месяц. Указанный проект станет ресурсной базой для газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Первая поставка планируется в конце 2014 г. - начале 2015 г. Выработка с первоначальных 100 тыс. т/год к пятому году добычи достигнет пика и составит 800 тыс. т/год. Поставки с этого месторождения освобождены от уплаты экспортной пошлины.

Компания «Сибур», как один из главных игроков на рынке нефтехимического сырья, представила свои данные по отрасли. По словам главного эксперта департамента развития и сырьевого обеспечения Арама Чарчяна, компания предпочитает работать с поставщиками сырья на основе долгосрочных контрактов (средневзвешенный срок - около 12 лет). Почти 80% поставок жидкого углеводородного сырья в 2013 г. были обеспечены именно долгосрочными контрактами. По прогнозам аналитиков в РФ добыча нестабильного газового конденсата до 2030 г. предусматривает двукратный рост текущего показателя.

В 2013 г. «Сибур» поставлял ШФЛУ на свои предприятия по действующим продуктопроводам (от Губкинского ГПК до Муравленковского ГПЗ и Ноябрьской наливной эстакады (НЭ), от Вынгапуровского ГПЗ до Ноябрьской НЭ, а также от Нижневартовского и Белозерного ГПК до Южно-Балыкского узла и далее от Южного-Балыка до Тобольска), а также посредством наливной эстакады в Пыть-Яхе и Ноябрьской НЭ.

Компания ведет и строительство нового продуктопровода для транспортировки ШФЛУ. Его протяженность составит около 1.1 тыс. км (от Пуровского ЗПК до Ноябрьской НЭ, Южно-Балыкского узла (Пыть-Ях) и Тобольска). Проектная пропускная способность на разных участках составит от 4 до 8 млн т в год. Северный участок уже готов на 100%, южный - более чем на 2/3, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы продолжаются. Бюджет проекта - около 64 млрд руб. Окончательный ввод в эксплуатацию намечен на 2015 г.

На «Тобольск-Нефтехим» действует ГФУ-1 мощностью 3.8 млн т ШФЛУ в год. Поставки сырья осуществляются по продуктопроводу «Пуровск - Пыть-Ях - Тобольск», в т.ч. с Южно-Балыкского ГПК. Идет строительство ГФУ-2, она позволит увеличить мощность переработки ШФЛУ до 6.6 млн т/год и принять растущие объемы сырья с Севера, поставляемого по новому продуктопроводу. Ожидаемый срок ввода в эксплуатацию - 2014 г.

Тему железнодорожных перевозок газового конденсата, СУГ и ШФЛУ осветил Михаил Бурмистров, генеральный директор компании «Инфолайн-аналитика». Объемы перевозки СУГ растут с каждым годом, в 2013 г. показатель без учета танк-контейнеров составил 14.1 млн т (+5.5% к уровню 2012 г.). В танк-контейнерах было перевезено еще 0.9 млн т СУГ. 88% парка цистерн для СУГ в управлении принадлежит пятерке крупнейших операторов, лидером среди которых является компания «Сибур». Среди операторов по величине парка цистерн в собственности первое место занимает SGT.

Наблюдается положительная динамика закупок и списания цистерн. Если в 2008-2009 гг. обновление парка почти не производилось, а старые цистерны выбывали, то сейчас ситуация кардинально поменялась. В 2013 г. при 200 списанных цистернах было закуплено 4.2 тыс. новых. Сейчас парк составляет 40.3 тыс. единиц, средний возраст - около 14 лет. По прогнозу пик списания цистерн придется на 2023 г.

Морская транспортировка газового конденсата при разработке месторождений на шельфе является перспективным направлением, однако требует предварительной подготовки, возможно, хранения для накопления судовых норм. По словам генерального директора «Консалтингово-инновационной компании «Сервис ВМФ» Сергея Миславского, оффшорная добыча углеводородов присутствует во всех пяти морских бассейнах РФ - Балтийском, Северном, Дальневосточном, Каспийском и Черноморско-Азовском, следовательно, есть необходимость перевозки в том или ином объеме газового конденсата. При выборе морской отгрузочной системы (МОС) определяющим фактором является возможность системы преодолевать негативное воздействие условий (в т.ч. ледовых) в месте предполагаемой установки. К наиболее приемлемым для использования на шельфе системам относятся подводная точечная система погрузки, погружное турельно-загрузочное устройство и выносное причальное устройство башенного типа. При разработке газоконденсатных месторождений на шельфе РФ основные ограничения будут определяться ледовыми условиями, в них танкерам придется совершать переходы от 4 до 8 месяцев в году. При температурах, близких к нулевым, возможно обледенение судов.

Вопрос нормативного обеспечения промышленной безопасности магистральных трубопроводов раскрыл Глеб Чуркин, заместитель директора «Агентства исследований промышленных рисков». Общая протяженность линейной части сухопутных магистральных трубопроводов (МТ) в нашей стране составляет около 260 тыс. км, и она будет расти с учетом новых запланированных проектов МТ. Для обеспечения безопасности строящихся новых и реконструируемых МТ ведется большая работа по актуализации нормативной базы проектирования магистральных трубопроводов и разработке новых нормативных документов (НД).

В числе новых НД необходимо отметить утвержденные в декабре 2013 г. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (ФНП) «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов». Данный документ разработан в соответствии с риск-ориентированным подходом к обеспечению промышленной безопасности, установленным редакцией 22-ФЗ от 4 марта 2014 г. Требования ФНП носят преимущественно функциональный характер, практически не содержат количественных значений параметров МТ, но требуют их обоснования в проектной документации на основе анализа риска и учета специфики проектируемого МТ.

Несмотря на актуализацию нормативной базы проектирования МТ, ее текущее содержание не в полной мере соответствует потребностям перспективных проектов строительства и реконструкции трубопроводов. Это приводит к необходимости проектирования МТ по Специальным техническим условиям (СТУ) и Обоснованиям безопасности опасных производственных объектов (ОБ ОПО) МТ. Важнейшим методическим вопросом разработки СТУ и ОБ ОПО для МТ является выбор и оценка достаточности компенсирующих мероприятий, направленных на обеспечение безопасности МТ, проектируемых с отступлением от нормативных требований или в их отсутствии. Данную задачу предлагается решать на основе методологии «барьеров безопасности» с сочетанием методик анализа риска аварий на МТ и моделей надежности МТ.

Член Экспертного совета CREON Energy Михаил Левинбук рассказал о некоторых угрожающих тенденциях на мировом нефтегазовом рынке. Первая - снижение цен на энергоносители, вторая - возможное введение Западом экономических санкций против России. Что касается снижения цен, то его стоит ожидать уже через год. Это связано, прежде всего, с политикой, проводимой США. Страна активно добывает нетрадиционную нефть. К ней относится нефть из твердых коллекторов (tight oil, высокого качества, объем добычи - 1 млн барр/день) и битумная нефть из Канады (почти 3 млн барр/день). Уже сейчас Штаты резко снизили импорт нефти. При дальнейшем увеличении внутреннего производства страна может полностью прекратить импорт из недружественных стран. Это создаст на мировом рынке избыток традиционной нефти и повлечет падение цен на нее. Г-н Левинбук подчеркнул, что одновременно Россия может ожидать и введения санкций со стороны Запада, которые будут касаться технологий добычи тяжелых видов нефти, ее транспортировки и глубокой переработки. В качестве превентивных мер эксперт рекомендовал переход на отечественные технологии, а также аудит действующего оборудования, используемого при добыче углеводородов.

Также г-н Левинбук представил методологию сопоставления некоторых товарных характеристик эфира ТАМЭ с другими высокооктановыми добавками. В отличие от других оксигенатов ТАМЭ как отдельный продукт отсутствует на мировых торговых площадках и продается по индивидуальным заказам в зависимости от его конкретного использования для получения того или иного вида полупродуктов. Основной задачей в определении товарных свойств ТАМЭ является поиск специального рынка, на котором он имеет ряд преимуществ по сравнению с МТБЭ или алкилатом. По совокупности показателей «октановое число + давление насыщенных паров» ТАМЭ может быть конкурентоспособен как отдельный товарный продукт. В частности, применение ТАМЭ актуально при производстве товарных бензинов высоких экологических классов на заводах стабилизации ГК.

Подводя итоги, Анастас Гатунок, директор департамента углеводородного сырья CREON Energy, отметил, что ускоренные темпы наращивания добычи ГК стали еще более очевидны после подписания газового мега-контракта между Россией и Китаем, который предполагает освоение ресурсной базы двух крупнейших российских газоконденсатных месторождений - Чаяндинского и Ковыктинского, а также строительство крупнейшего ГПЗ вблизи Белогорска. Реализация будущих проектов делает актуальными проблемы увеличения внутренней переработки и расширения географии экспортных поставок газового конденсата. Прошедшая конференция снова показала, что основным барьером является неразвитость транспортной инфраструктуры, затрудняющая поставки СГК на перерабатывающие предприятия и увеличение экспорта в ставшие сейчас наиболее стратегически важными страны АТР.