USD 107.7409

0

EUR 114.3149

0

Brent 72.94

0

Природный газ 3.363

0

...

Преодолеть потолок. Итоги X международной конференции Метанол 2015

Российский рынок метанола активно развивается, на данный момент коэффициент использования мощностей приближается к 100%. Даже продукция завода, запускаемого в нынешнем году, уже полностью распределена между потребителями. Соответственно, дальнейший рост рынка возможен только за счет введения в эксплуатацию новых производств, но заработают они не раньше 2019 г.

Преодолеть потолок. Итоги X международной конференции Метанол 2015

Российский рынок метанола активно развивается, на данный момент коэффициент использования мощностей приближается к 100%. Даже продукция завода, запускаемого в нынешнем году, уже полностью распределена между потребителями. Соответственно, дальнейший рост рынка возможен только за счет введения в эксплуатацию новых производств, но заработают они не раньше 2019 г.

В Санкт-Петербурге 26 июня состоялась юбилейная Десятая международная конференция «Метанол 2015», организованная компанией CREON Energy. Партнером мероприятия выступила компания Air Liquide, поддержку оказали MMSA, «СПбМТСБ» и «ВНИИ НП».

В приветственном слове глава CREON Energy Фарес Кильзие отметил, что город на Неве неслучайно был выбран местом проведения конференции по метанолу. На предыдущих мероприятиях эксперты компании указывали, что подобные производства должны размещаться либо в морском порту, либо рядом с ним. По сути это является одним из залогов успеха. Сейчас в Ленинградской области реализуются два метанольных проекта, один из которых - «Метанол Северный». Соответственно, заключил г-н Кильзие, логично обсуждать рынок метанола - развитие, ценовую политику, мировые тренды - именно в Петербурге. Он отметил, что в зале присутствуют все основные иностранные партнеры, которые готовы продолжать сотрудничество, несмотря на тяжелую экономическую ситуацию и неоднозначную политическую.

Вольфганг Зойзер, управляющий директор по Европе MMSA, представил обзор мирового рынка метанола. В ближайшие годы драйвером роста будут выступать азиатские страны, в основном Китай. Если европейский спрос к 2019 г. ожидается на уровне 10 млн т, то китайский достигнет 70 млн т. В целом мировое потребление метанола в 2019 г. составит 107 млн т (+47% к уровню 2014 г.). По словам эксперта, этот скачок объясняется изменением структуры потребления (преимущественно в КНР): вырастет доля MTO, формальдегида и метанола как топлива. Растущий спрос будет удовлетворен за счет новых производств. Если интегрированные MTO-проекты (в основном китайские, совокупной мощностью 12.3 млн т в период до 2017 г.) повлияют в основном на сегмент олефинов, то неинтегрированные дадут мировому рынку дополнительно 4.6 млн т метанола. Г-н Зойзер отметил, что Китай активно наращивает мощности, главная цель при этом - сократить зависимость от импорта олефинов и в то же время сохранить баланс мирового рынка метанола. Первостепенная задача для КНР - самостоятельно обеспечивать внутренний спрос на метиловый спирт. Тем не менее, определенная зависимость от импорта все равно остается, она служит своеобразным инструментом регулирования ценообразования.

В текущем году по сравнению с 2014 г. в странах Атлантического бассейна мощности по выпуску метанола увеличатся на 1.3 млн т, а в 2016 г. - на еще на 1.7 млн т. В целом же к 2019 г. рост мощностей прогнозируется в объеме около 8 млн т - при условии реализации анонсированных в 2014 г. проектов. Например, в 2015 г. будет реализован иранский Kaveh Methanol Project, на данный момент степень готовности предприятия - 80%. Проектная мощность составляет 7 тыс. т/сутки (2.5 млн т/год). Строительство завода ведет National Petrochemical Company (NPC), инжиниринговые услуги предоставляет компания Methanol Casale. Один из наиболее вероятных вариантов применения продукта - использование в качестве моторного топлива на внутреннем рынке. С вводом в строй иранского завода на рынке стран Атлантического бассейна появятся дополнительные объемы метанола (5 млн т), что в значительной степени повлияет на баланс спроса и предложения.

В Северной Америке также ожидается значительное увеличение мощностей: с 1.75 млн т в 2014 г. до 9.8 млн т к 2019 г. В странах Атлантического бассейна спрос на метанол в 2015 г. прогнозируется на уровне 25.3 млн т. При максимально заявленных мощностях в 44 млн т реальный объем производства составит около 29 млн т. Это связано прежде всего с конкуренцией со стороны азиатских производителей. Прогноз на 2016 г. предусматривает незначительный рост спроса (до 26.6 млн т), при этом производство не превысит 30 млн т.

Г-н Зойзер отметил, что метанол все активнее применяется в качестве топлива - как автомобильного, так и бункеровочного. В Европе с 2015 г. введены строгие ограничения - практически запрет - на содержание серы в топливе для морских судов, а с 2020 г. это станет общемировой практикой. В 2016 г. вступит в силу закон, регулирующий содержание двуокиси азота в выбросах. Тем временем ежегодное потребление бункеровочного топлива оценивается в 330 млн т, 80-85% этого объема содержит серу и подпадет под запрет. А значит, резюмировал г-н Зойзер, метанол вполне сможет заменить серосодержащее топливо: дополнительный спрос на него составит до 80 млн т/год. Например, судоходная компания Waterfront, которой владеет фирма Methanex, уже заказала семь судов на метанольном топливе дедвейтом 50 тыс. т каждое.

Докладчик привел пример Исландии, где уже осуществляется выпуск т.н. «экологичного метанола» (Renewable Methanol), в процессе производства которого используется двуокись углерода, вырабатываемая крупными промышленными предприятиями в качестве отходов. Компания CRI, запустившая проект, планирует расширение мощностей для удовлетворения внутреннего спроса на метанол и даже экспорта в европейские страны. Например, в Израиле, Швеции, Дании и Финляндии обсуждается идея использования метанола в качестве энергоресурса. В Германии идет разработка законопроекта по использованию выбросов CO2 для производства метанола.

Ситуацию на российском рынке метанола обозначила директор департамента аналитики CREON Energy Лола Огрель. По итогам 2014 г. в России произведено 3.62 млн т метанола, это на 1.4% превышает показатель предыдущего года. Крупнейшими российскими производителями являются «Метафракс» (27.2%), «Сибметахим» (22.9%) и «Томет» (20.9%), на этих предприятиях метанол выпускается как основной продукт. Другие производители - НАК «Азот», «Щекиноазот», «Акрон», «Невинномысский азот» - ориентированы прежде всего на выпуск аммиака и минеральных удобрений.

Производственные мощности в РФ на начало 2015 г. составили 3.98 млн т, они расположены преимущественно в Приволжском ФО (50%), а также Сибирском (23%) и Центральном (20%) округах. Помимо России, метанол выпускается в четырех странах СНГ - Белоруссии, Украине, Азербайджане и Узбекистане, суммарный потенциал оценивается в 1 млн т в год.

Прогноз до 2030 г. предполагает, что производство метанола в России может достигнуть 7.5 млн т.

Потребление метанола в России по итогам 2014 г. составило 2.1 млн т, что на 4% ниже показателя 2013 г. На долю десяти крупнейших покупателей приходится около 60% от общего объема потребления товарного метанола. Основным потребителем является производитель изопрена и МТБЭ «Нижнекамскнефтехим». В 2014 г. объем переработанного на этом предприятии метанола составил 250 тыс. т в год. Предприятия холдинга «Сибур» закупили в 2014 г. 275 тыс. т метанола. Входящие в структуру «Газпрома» предприятия использовали 230 тыс. т продукта.

В структуре потребления метанола основная доля приходится на формальдегид (35%), сегмент МТБЭ занимает порядка 19%, газодобывающая отрасль - 16%, изопрен - 13.6%.

Экспорт метанола из России в 2014 г. вырос почти на 11% и достиг 1.5 млн т, что составляет 42% от общего объема производства. Как сообщила г-жа Огрель, это связано со снижением внутреннего спроса, от которого традиционно зависит объем поставок зарубежным покупателям. Основной страной-получателем российского метанола в 2014 г. стала Финляндия (почти 50%), откуда он транзитом отправляется в другие европейские страны. Новым рынком сбыта является Румыния, за 4 года она увеличила потребление российского метанола с 19 до 145 тыс. т. В то же время для нас почти закрылся турецкий рынок, который сейчас насыщается за счет поставок из Египта, Ирана и Саудовской Аравии.

По словам докладчика, крупнейший российский экспортер метанола - компания «Сибметахим». Если в 2010-2013 гг. ежегодный объем зарубежных поставок составлял 360-380 тыс. т, то в 2014 г. он вырос до 415 тыс. т. Это связано с тем, что в данный момент собственные перерабатывающие мощности предприятия остановлены из-за реконструкции. Также значимыми экспортерами являются «Щекиноазот» и «Метафракс».

Поскольку экспортная составляющая в производстве метилового спирта скоро достигнет 50%, новые предприятия, которых запланировано немало, будут располагаться в непосредственной близости от портов - в частности, Усть-Луги. По итогам 2014 г. в морскому порту Усть-Луга перевалено почти 80 млн т грузов, в течение ближайших пяти лет этот показатель вырастет до 180 млн т. Сегодня в порту действуют двенадцать терминалов, проектируются и строятся еще четыре. Это повлечет за собой создание новых рабочих мест, кадры для которых будут привлекаться в том числе из других регионов. В этой связи в Кингисеппе и Кингисеппском районе ускоренными темпами идет строительство жилья и социальных объектов. Как рассказал глава администрации района Виктор Гешеле, территория является площадкой для многих инвестиционных проектов. Озвучены планы по созданию в регионе нескольких предприятий по производству метанола, карбамида и аммиака. Успех их реализации зависит прежде всего от доступности сырья - природного газа. Снабжение портовой зоны Усть-Луга голубым топливом станет возможным после ввода в эксплуатацию газопровода Волхов-Усть-Луга, который «Газпром» построит для нужд завода «Балтийский СПГ». Ожидается, что магистральный газопровод высокого давления протяженностью 360 км будет снабжать газом в том числе и будущие промышленные предприятия региона. А таких, рассказал г-н Гешеле, планируется немало: это проекты компаний «Метанол Северный», «Еврохим» (ПГ «Фосфорит»), «БКЗ», «Фосагро» и «БГХК». Прогнозируемая дата ввода газопровода в эксплуатацию - 2020 г., однако не исключено и ускорение работ в интересах компаний.

Так, завод по производству метанола «Метасев» мощностью 1.65 млн т/год может быть запущен уже в 2019 г. Проект «Метанол Северный» реализуется в Кингисеппском районе Ленинградской области вблизи морского порта Усть-Луга, расстояние до которого - 40 км. Инвестором проекта выступает компания «НГСК», оператором - CREON Energy. Как рассказал руководитель проекта Константин Нижегородов, лицензиаром технологии по производству метанола (Lurgi Mega Methanol™) является компания Air Liquide, строительство будет осуществлять Renaissance Heavy Industries.

Предприятие расположится на промышленной площадке «Алексеевка», которая занимает территорию в 224 га. Основное направление реализации продукта - поставки на экспорт (около 80%) преимущественно в Европу, которые будут осуществляться через морской порт Усть-Луга. Рассматривается несколько вариантов доставки метанола в порт, основной из них - метанолопровод, трасса которого уже определена.

Г-н Нижегородов отметил, что уже заключен договор с «Газпром межрегионгаз Санкт-Петербург» на поставку газа в объеме 1.7 млрд м3 в год.

Говоря о структуре финансирования проекта, докладчик рассказал, что стоимость проекта - более 1 млрд евро, в зависимости от политических условий доля собственных вложений «НГСК» составит от 5% до 30% от общей суммы инвестиций, остальное - заемные средства от российских и международных финансовых институтов.

Как сообщила региональный менеджер департамента газохимии и нефтехимии «Хальдор Топсе» Александра Карягина, к успешно реализованным проектам компании в России относится установка производства метанола в «Щекиноазот» (мощностью 450 тыс. т/год). Она была запущена в октябре 2011 г. и уже в 2014 г. работала на 106% от проектной мощности). Там же, в «Щекиноазот», построена установка производства водорода с отделением очистки от CO2. В 2017 г. будет запущено интегрированное производство аммиака и метанола IMAP (мощность по метанолу - 1350 т/сутки, по аммиаку - 415 т/сутки).

Еще одно производство метанола и аммиака по технологии «Хальдор Топсе» в 2015 г. будет введено в эксплуатацию в Татарстане, на аммиачно-карбамидном комплексе в Менделеевске. В сутки предприятие будет выпускать 2050 т жидкого аммиака без производства метанола и 1400 т при производстве метанола. Производство самого метанола составит 670 т/сутки, гранулированного карбамида - 2050 т, КФК - 17 т/сутки.

В 2018 г. в Туркменистане будет запущен завод по производству бензина из природного газа по технологии «Хальдор Топсе». Коммерческая установка TIGAS-GTG1 будет выпускать минимум 1800 т бензина в сутки и 290 т СУГ.

Air Liquide предлагает современные технологии получения и переработки метанола, рассказал Маттиас Штайн, директор по развитию (химическая промышленность). Так, технология Lurgi MTP компании Air Liquide интегрирована в технологию Lurgi Mega Methanol, основным продуктом является пропилен, возможно получение небольших объемов этилена, бензина и СУГ в качестве попутных продуктов. Сейчас она применяется в США при строительстве установки по переработке газа в пропилен для компании BASF, мощность составит 475 тыс. т/год. Следующие установки MTP/MTO планируется построить в России, Ираке, Иране и в Центральной Азии.

Компания Air Liquide продвигает на рынке технологию MTG (переработка метанола в бензин) компании ЕxxonМobil совместно с технологией Lurgi Mega Methanol. Установка по производству метанола мощностью 5 тыс. т/сутки позволяет получить 16.5 тыс. барр./сутки (или 650 тыс. т/год) бензина, который практически не содержит серы. Сейчас уже запущена и эксплуатируется одна установка (100 тыс. т/год), еще одна установка строится (1 млн т/год); обе установки находятся в Китае.

По словам г-на Штайна, в будущем могут стать реальностью технологии переработки метанола в ароматические соединения (целевым продуктом является параксилол). Первая крупная опытная установка (30 тыс. т/год) была запущена в 2013 г. в Китае. Недостатком всех технологий на данный момент является низкий выход параксилола и неблагоприятные экономические показатели. Решением может стать доработка процессов получения бензина из метанола для производства ароматических соединений.

В 2014 г. суммарный объем метанола, который потребовался для производства формальдегидных смол (с учетом выпуска формалина и КФК), составил 750 тыс. т. Из них внутризаводское потребление зафиксировано на уровне 530 тыс. т, рассказала директор департамента аналитики CREON Energy Лола Огрель. Наибольший объем переработки пришелся на долю «Метафракса», его дочерние предприятия являются крупнейшими российскими производителями формальдегидных смол. На «Сибметахиме» в связи с остановкой производства смол на реконструкцию весь произведенный метанол был отправлен потребителям.

Производство товарного КФК по итогам 2014 г. составило 408 тыс. т (для сравнения, за 2013 г. - 372 тыс. т), его выпускают три завода - «Метафракс», «Тольяттиазот» и «Щекиноазот». В целом же установки по выпуску КФК есть на десяти предприятиях, их суммарная мощность - 735 тыс. т. На внутренний рынок поступает до 80% товарного КФК, остальная часть продается зарубежным потребителям. В 2013 г. было экспортировано 74 тыс. т этого продукта, в 2014 г. экспорт вырос до 87 тыс. т.

За 2014 г. в России произведено 1.47 млн т формальдегидных смол, основная сфера потребления - деревообрабатывающая промышленность. Выпуском смол занимаются более 50 предприятий, однако 10 крупнейших производителей обеспечивают почти 80% производства.

Фенолоформальдегидные смолы в России выпускают 15 предприятий, общая мощность - 375 тыс. т. Основной объем выпускается на предприятиях группы компаний «Метафракс» - почти 34%, в пятерку крупнейших входят «Гексион-Щекиноазот», «Уралхимпласт» и «Пигмент». Производство и потребление фенолоформальдегидных смол достаточно сбалансировано. Исключение составляет Северо-Западный регион, где расположено большое число деревообрабатывающих комбинатов и всего 2 производителя ФФС. Нехватка смолы компенсируется поставками из Центрального региона, где сосредоточены основные производственные мощности по фенолоформальдегидным смолам (46%), но главным образом - за счет импорта. Докладчик отметила, что с ростом отечественного производства импортные поставки снижаются. Так, в 2008 г. доля импорта в общем объеме потребления составляла 24%, в 2014 г. снизилась до 7.8%.

В России карбамидоформальдегидные смолы производятся более чем на 50 промышленных объектах, среди которых в основном предприятия деревообрабатывающей промышленности.

Производство формальдегида в России в последние годы активно развивается. Причем на смену 37%-му формалину приходит высококонцентрированный низкометанольный продукт. Безметанольный формалин позволяет производить экологически чистые смолы, однако его невозможно привезти со стороны - он хранится непродолжительное время при высоких температурах, поэтому не является товарным продуктом и производится непосредственно на месте потребления. С 2010 г. в России запущено 4 установки низкометанольного формалина. В настоящее время ведутся работы по возведению новых установок на «Сибметахиме». «Метафракс» заключил контракт на строительство второй установки концентрированного формалина с реализацией проекта в четвертом квартале 2016 г. Цех по выпуску низкометанольного формалина и его дальнейшей переработке в смолы запускает в Татарстане компания Kastamonu.

Как рассказал генеральный директор «Кастамону Интегрейтед Вуд Индастри» Али Кюршад Кылыч, производство ламинированных напольных покрытий и древесных плит МДФ/ХДФ в Елабуге было запущено в 2014 г. Мощность составляет 20 млн м2/год ламината и 475 тыс. м3/год МДФ. Для обеспечения производства собственными смолами предприятием были построены две установки: первая - по производству смол мощностью 90 тыс. т/год, которая уже работает на привозном сырье, вторая - по выпуску низкометанольного формалина/КФК, для работы которой требуется 22 тыс. т метанола в год. Производство предприятием собственных смол - одно из актуальных направлений в деревообработке. Оно позволяет снизить зависимость от сторонних поставок и производить смолы именно с теми характеристиками, которые требуются для каждого конкретного предприятия.

Китай является мировым лидером не только по объему выпускаемого метанола, но и по широте сфер его применения. Одна из них - это использование метанола при производстве различных видов топлив для автомобилей с бензиновыми двигателями. В Китае внедряются провинциальные стандарты, регламентирующие содержание метанола в широких пределах - вплоть до 85%. Возможен ли подобный опыт в России? «Сегодня - нет, но в перспективе все может измениться», - отвечает Дмитрий Потанин, инженер лаборатории по разработке перспективных и специальных бензинов «ВНИИ НП». Метанол - это самый дешевый среди октаноповышающих кислородсодержащих компонентов бензинов при производстве их из природного газа, угля или непищевой биомассы. Китай богат углем и поэтому уже сегодня делает ставку на топливный метанол. В России пока хватает нефти, но не стоит забывать, что по запасам всех трех приведенных сырьевых источников наша страна - абсолютный лидер, отсюда и перспективы метанола.

Помимо Китая, разные страны устанавливают свои нормы на предельно допустимое содержание метанола в бензине: в странах Таможенного союза это не более 1%, а в Европе - не выше 3%. В лаборатории «ВНИИ НП» разработана октаноповышающая добавка к автомобильному бензину на основе МТБЭ или ТАМЭ и метанола. Использование добавки обеспечивает рост октановых чисел в среднем на 10% по сравнению с МТБЭ или ТАМЭ, а также снижение стоимости вводимых оксигенатов до 20%. Дополнительно добавка содержит в своем составе антикоррозионную присадку, которая придает защитные свойства бензину.

«Россия наконец-то подхватила мировой тренд - относиться к метанолу не только как к сырью, но и как к важному и ценному источнику энергии, - комментирует Фарес Кильзие. - Все большее распространение получает идея использования метилового спирта в качестве бункеровочного топлива и при производстве автомобильных бензинов. Замена судового топлива метанолом - уже реальность, его добавление в бензины - близкая перспектива. Пока что в нашей стране это законодательно запрещено, однако усилиями производителей - как нынешних, так и будущих - ситуация может измениться. Уже в обозримом будущем есть вероятность того, что метанол в России станет широко используемой добавкой к бензинам - как в европейских и азиатских странах и даже странах ТС», - резюмировал Кильзие.






Реклама
Рекламное объявление

Токен (ID) ЕРИР: LdtCKXWtv
ООО «ФракДжет-Волга», 6432005462

Реклама
Рекламное объявление

Токен (ID) ЕРИР: LdtCJywhp
ООО «ФракДжет-Волга», 6432005462