Москва, 31 мая - ИА Neftegaz.RU. Едва оправившись от пандемии, промышленность столкнулась с очередными вызовами, на которые ей предстоит отвечать в новых экономических реалиях. Способность бизнеса проявлять гибкость и адаптивность приобрели в этих условиях еще большую важность.
Нефтесервис сегодня, как и многие другие рынки, далек от стабильности. По сути, в ближайшие годы отрасли предстоит выстроить новый формат работы.
Во-первых, страну покидают иностранные компании, на протяжении многих лет сотрудничавшие с российскими нефтедобытчиками и выполнявшие крупные проекты. В частности, «большая нефтесервисная четверка» сделала соответствующие заявления еще 2 месяца назад. 18 марта 2022 г. о сворачивании деятельности в России и приостановке дальнейшего развития бизнеса в стране сообщила Halliburton. В тот же день о решении прекратить дальнейшие инвестиции и внедрение технологий в свою деятельность на территории РФ заявила Schlumberger. 19 марта стало известно о приостановке новых инвестиций в деятельность на территории России компанией Baker Hughes. А 20 марта о подобном решении заявила и Weatherford.
Позже, 15 мая 2022 г., в рамках блокирующих санкций был уже введен запрет для компаний, зарегистрированных в ЕС или работающих на его территории, на прямое или косвенное осуществление операций с «Роснефтью» и «Газпром нефтью», а также с лицами, которые принадлежат компаниям более чем на 50% или действуют от имени или по указанию компаний. Это тоже повлекло за собой определенные последствия, такие как расторжение действующих сервисных контрактов с российскими контрагентами. Baker Hughes, например, с 15 мая расторгла все действующие сервисные контракты с российскими контрагентами, согласившись на выплату штрафов за их неисполнение.
По оценке экспертов, в 2021 г. нефтесервисный рынок России оценивался в 24 млрд долл США. При этом доля иностранных компаний составила только около 18%. Несмотря на это, иностранные предприятия все еще являются ведущими поставщиками ПО и высокотехнологичных решений по интенсификации добычи.
Таким образом, помимо приостановки проектов, вызванных чередой уходов, на состояние отечественного нефтесервисного рынка повлияла потеря доступа к зарубежному оборудованию, что грозит будущими сложностями в модернизации и ремонте. Чтобы не доводить ситуацию до риска остановки проектов, теперь как нефтедобывающие, так и нефтесервисные предприятия должны форсированно развивать собственные технологии или покупать их у других отечественных либо китайских производителей, искать иные сотрудничества и проекты вместо приостановленных. По мнению некоторых аналитиков, в краткосрочном периоде - т. е. в ближайшие несколько месяцев - новые условия не так сильно повлияют на добычу. Но в среднесрочной перспективе в связи с износом импортного оборудования и невозможности его поставок ожидается снижение эффективности нефтедобычи. Дальше эффект от приостановки деятельности крупных зарубежных компаний будет зависеть от продолжительности кризиса.
Между тем глобальные перемены открывают для отечественных нефтесервисных предприятий и новые перспективы.
«Безусловно, мы сожалеем о заявленном скоропостижном уходе с рынка таких нефтесервисных компаний как Halliburton, закрытие инвестпрограмм Schlumberger и Baker Hughes, так как в бизнесе очень важно взаимодействие, конкуренция и сотрудничество компаний с разными подходами. При этом с точки зрения развития отрасли этот уход является для нас стимулом для ускоренного развития в России собственных технологий, переходу от краткосрочного менеджерского взгляда на отрасль через призму годового бонуса к серьезному системному планированию», - подчеркивает генеральный директор компании «НафтаГаз» Ислам Назаралиев.
Опытные нефтесервисные компании в новых экономических условиях стремятся, прежде всего, наладить тесный контакт с заказчиками, чтобы при необходимости корректировать способы взаимодействия и стратегию собственного развития.
«Мы находимся в постоянном контакте с нашими партнерами, нефтяными и газовыми компаниями. Сегодня совместно с заказчиками обсуждаются действия по поддержке своих нефтесервисных подрядных организаций в части загрузки и индексации тарифов ввиду существенного повышения себестоимости оказания услуг, обсуждаются различные сценарии и реакция в случае изменений в отрасли. Принимая во внимание текущую активность со стороны руководства Минэнерго и ряда нефтяных и газовых компаний, можно в моменте констатировать, что ТЭК России способен оперативно справиться с текущими вызовами и угрозами», - делится Ислам Назаралиев.
Поддержка государства в существующих обстоятельствах становится серьезной опорой для бизнеса. И 17 мая президент РФ Владимир Путин заявил, что власти страны такую поддержку окажут. «Будем повышать доступность для нефтяных компаний кредитных ресурсов и страховых услуг, стимулировать проекты, связанные с глубокой переработкой сырья и развитием отечественных технологий нефтесервиса, включая освоение и эксплуатацию месторождений», - сказал он.
Ранее, 21 апреля, первый заместитель министра энергетики П. Сорокин также заявил, что России не нужно отказываться от поддержки и развития отраслей ТЭК. «Важно понять, что мы находимся в индустрии с очень длинными циклами инвестирования: будь то нефтегаз, электроэнергия, уголь. Эта та индустрия, где не надо принимать поспешных решений и метаться из стороны в сторону», - прокомментировал Павел Сорокин.
По мнению главы «НафтаГаза», системная поддержка российскому нефтегазовому сервису и производителям оборудования также крайне важна для государства. «Со стороны нефтяных и газовых компаний и с должной поддержкой Правительства страны, думаю, будут реализованы инициативы по стимулированию поиска необходимых для отрасли решений задач», - отмечает Ислам Назаралиев.
Так, наиболее эффективным решением для нефтесервисных предприятий становится продолжение активной работы и восприятие текущей ситуации как возможности усилить свои производственные и управленческие навыки, а также подтвердить гибкость своего бизнеса в решении поставленных партнерами задач. Такого подхода придерживается и «НафтаГаз» как один из лидеров независимого нефтесервисного рынка. Поэтому сегодня почти все мощности компании загружены на исполнение контрактных обязательств. Более того, «НафтаГаз» не понес ущерба и не столкнулся со сложностями в вопросах использования ПО, так как все проекты уже переведены на отечественные решения, а собственная разработка «Цифровая буровая» делается силами специалистов предприятия. «Что касается нашей компании – мы продолжаем активно работать и относимся к текущей ситуации, как к возможности усилить свои производственные и управленческие навыки, подтвердить гибкость подхода именно «НафтаГаза» к решению поставленных партнёрами задач», - подытожил Ислам Назаралиев.
Автор: С. Бабаева