USD 87.988

+0.13

EUR 95.6817

+0.36

Brent 86.03

+0.39

Природный газ 2.257

-0.01

...

Белая полоса для машиностроения

Благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти вновь вызвала рост капиталовложений в смежную отрасль- машиностроение. Первый всплеск мы наблюдали в 2000 году. В это время производство для ТЭК начало развиваться быстрыми темпами, многие

Белая полоса для машиностроения

Благоприятная конъюнктура мирового рынка нефти вновь вызвала рост капиталовложений в смежную отрасль- машиностроение. Первый всплеск мы наблюдали в 2000 году. В это время производство для ТЭК начало развиваться быстрыми темпами, многие заводы переходили на выпуск нефтегазового оборудования, так как покупатели основной продукции не были платежеспособны. В число таких заводов в условиях сокращения госзаказа попали многие федеральные предприятия.

Тяжелые времена для промышленников наступили в конце 2001 года, когда цены на нефть резко упали, нефтяные компании были вынуждены сократить расходы, в том числе на приобретение нового оборудования, затраты велись в основном на текущий ремонт и запчасти.

Но наступила очередная белая полоса. Цена на нефть с августа держится выше 27 долларов за баррель. При емкости рынка нефтегазового оборудования от 4 до 8 млрд. долл. в год у машиностроительных заводов есть шанс выйти на новый уровень технологий и инвестировать в новое производство. В течение прошлых лет, когда наблюдался подъем рынка, у промпредприятий были средства, но не все тратили их на обновление оборудования и технологий. Чтобы получить максимум прибыли, некоторые заводы увеличивали объемы производства в ущерб качеству, поэтому сейчас им будет сложно справиться с большим объемом заказов. Машиностроительным предприятиям практически невозможно в короткие сроки самостоятельно освоить новое оборудование и перейти на новые технологии.


,Для более эффективной работы и продуктивного решения проблем заводы объединяются в ассоциации.
Например, в Тюменской области существует Ассоциация машиностроительных предприятий, состоящая из 24 заводов (всего по области -51). Общий объем производства превышает 60 млн. долларов. Среди членов ассоциации существует обмен технологиями и взаимопомощь в комплектующих, также планируется выпуск совместной продукции по принципу узловой сборки. Участие в ассоциации позволяет крепко стоять на ногах, защищает от ?опасностей? рынка. Правда, такие ассоциации возможны только при отсутствии конкурентных предприятий на одной территории. Экономическая целесообразность объединения предприятий в ассоциации ? постепенный рост производства, увеличение занятости местного населения и отчисления в бюджеты разных уровней. Одним словом, улучшение социально-экономических показателей.
В этом заинтересована администрация области, которая поддерживает производителей, например, для членов ассоциации согласован одноставочный тариф за электроэнергию. Год назад тюменским губернатором утверждена областная пятилетняя программа развития предприятий машиностроения и металлообработки. Планируется направить в отрасль в общей сложности 633 миллиона рублей. Денежная составляющая складывается из следующих источников: областной, федеральный бюджеты, инвестиции, собственные средства заводов. Документ предусматривает создание в Тюмени инновационного центра машиностроения и отраслевой лизинговой компании.
Одна из важных целей программы - рост производства продукции для нужд нефтегазодобывающих компаний. В рамках этого действует 8-процентная компенсация налога на добычу полезных ископаемых нефтегазовым компаниям, приобретающим продукцию предприятий области. Также выделяются деньги из бюджета под низкий процент на лизинговые операции, миллионы на компенсацию двух третей ставки рефинансирования Центробанка по кредитам предприятий отрасли в 2002-2003 годах. Для исполнения этих задач летом текущего года в области был создан Фонд развития промышленности. Участие местных органов власти в регулировании рынка нефтегазового оборудования оправдано, когда предприятия не могут самостоятельно выжить в конкурентной борьбе.





Автор: Сергей Занин