Нефтегазовый комплекс является крупнейшим потребителем отечественной промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования и труб в большой степени зависит загрузка российских предприятий. Чтобы обеспечить техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественной, а не импортной промышленной продукции, необходима информация о планах технического перевооружения и оперативных потребностях нефтегазовых компаний. Сведения о тендерах, о спросе на промышленную продукцию, о планах технического перевооружения компаний представляют большой интерес для российских НИИ, КБ и заводов. С их помощью российские предприятия концентрируют усилия на приоритетных направлениях и планируют рациональную загрузку производственных мощностей.
К сожалению, нефтяники и газовики, закрывая информацию под предлогом коммерческой тайны, не позволяют российским производителям прогнозировать потребности в технологическом оборудовании. Это серьезно затрудняет работу предприятий, особенно оборонного комплекса, которым необходимы рекомендации, чтобы правильно переориентировать мощности для выпуска гражданской продукции. Оборонные предприятия, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, без прогнозных потребностей работают ?вслепую?, что приводит к нерациональной загрузке производственных и трудовых ресурсов.
Нефтегазовое оборудование является продукцией с длительным циклом изготовления, поэтому закрытие информации о потребностях не позволяет предприятиям подготовиться и приводит лишь к расширению неоправданных закупок по импорту. Отсутствие достоверной информации в течение ряда лет не позволяет сформировать систему мониторинга импорта промышленной продукции, что затрудняет развитие производства импортозамещающего оборудования и труб.
Все это происходит в условиях существенного увеличения за последние несколько лет доходов российских нефтяных компаний. Лоббисты сырьевиков пресекают все попытки поднять таможенные пошлины на ввоз импортного оборудования. Более того, Союз нефтеэкспортеров, возглавляемый Борисом Немцовым, под предлогом вступления России в ВТО предпринял попытку снизить и без того низкие (5-15%) ввозные пошлины на нефтегазовое оборудование и трубы.
,Союз производителей нефтегазового оборудования бьет тревогу, т.к. ему не дали возможности согласовать проект правительственного постановления ?О развитии производства отечественного оборудования для нефтегазового комплекса?. Не нашло поддержки и предложение о внедрении антимонопольного контроля при проведении конкурсов на поставку продукции не только для государственных нужд, но и для нужд естественных ("Газпром", "Транснефть", "Транснефтепродукт") монополий.
Союз производителей нефтегазового оборудования предлагал также увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний использовать при разработке месторождений российскую промышленную продукцию. Кроме того, Союз производителей нефтегазового оборудования предлагал увязать налогообложение нефтяных компаний с уровнем их капитальных вложений на тонну добываемой нефти. Большинство предложений производителей оборудования было заблокировано.
Сегодня политическая ситуация изменилась. Перед законодательной и исполнительной властью поставлена новая задача - заставить нефтегазовый комплекс работать на развитие национальной промышленности. Это заметно даже по изменившемуся отношению к закону ?О соглашениях о разделе продукции?.
Автор: Сергей Занин