USD 74.5755

+0.53

EUR 89.5652

+0.12

BRENT 62.59

0

AИ-92 44.41

+0.03

AИ-95 48.3

+0.02

AИ-98 53.75

+0.03

ДТ 48.82

+0.01

686

"Шлюмберизация" российского ТЭКа?

Правительство должно рассмотреть вопросы, поставленные Союзом производителей нефтегазового оборудования

В 2003 году конъюнктура нефтяного рынка привела к дальнейшему росту доходов российских сырьевых компаний. Несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, нефтяные компании снижают объемы закупок промышленной продукции. На многих российских предприятиях, занятых техническим перевооружением нефтяников и газовиков, в 2003 году продолжился существенный спад производства.

Так, по данным Госкомстата России, в 2002 году было произведено 2847 ед. фонтанной арматуры, а в 2003 году только 2774 ед. Станков-качалок в 2002 году было произведено 1157, а в 2003 году 1024. Производство скважинных штанговых насосов снизилось с 25500 до 23400 ед. а агрегатов для ремонта скважин с 193 до 164 и так далее.

Особенно существенно снизились объемы производства геологоразведочного и бурового оборудования, которое определяет развитие нефтегазового комплекса. В 2002 году было произведено 98 буровых установок для эксплутационного и глубокого разведочного бурения, а в 2003 году только 35. С 202 до 151 снизились за год объемы производства буровых установок для геофизического и поискового бурения.

Спад производства был бы еще больше, но ряду предприятий удалось переориентироваться на экспортные поставки. Спад производства на российских предприятиях сопровождается высоким уровнем импорта оборудования.

Согласно информации ГТК России импорт вагонов-цистерн (код ТН ВЭД 8606100000) только за январь-ноябрь 2003 года составил 4214 вагонов-цистерн и превысил сумму в $100 млн. При этом ФГУП ?ПО ?Уралвагонзавод? производит конкурентоспособные вагоны-цистерны, экспорт которых растет с каждым годом. Аналогичная ситуация с импортом танкеров (код ТН ВЭД 890120) в Россию. В 2001 году импорт танкеров составил 17 ед.; в 2002 году - 24 ед.; а за январь-ноябрь 2003 года - 31 ед. При этом предприятия российского судостроения успешно наращивают экспорт танкеров, а сырьевые компании почему-то предпочитают закупать их за рубежом.

Нефтегазовый комплекс является крупным потребителем промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования и труб в большой степени зависит загрузка российских предприятий. Чтобы обеспечить техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественной, а не импортной промышленной продукции, необходима информация о планах технического перевооружения, оперативных потребностях нефтяных компаний, а также сведения о приобретаемой по импорту продукции. С помощью такой информации российские НИИ, КБ и заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать необходимую импортозамещающую продукцию, планировать загрузку производственных мощностей.

К сожалению, руководство компаний закрывает информацию под предлогом коммерческой тайны, что не позволяет прогнозировать потребности сырьевых отраслей в оборудовании. Это серьезно затрудняет работу предприятий оборонного комплекса, которым необходимы рекомендации для переориентации своих мощностей на выпуск гражданской продукции. Оборонные предприятия, способные выпускать конкурентоспособную продукцию, без прогнозных потребностей работают ?вслепую?, что приводит к нерациональной загрузке производственных и трудовых ресурсов.

Нефтегазовое оборудование является продукцией с длительным циклом изготовления. Закрытие информации о потребностях не позволяет предприятиям подготовиться к конкурсу, что приводит лишь к расширению неоправданных закупок по импорту. Открытые конкурсные процедуры компаниями практически не используются. Например, Союз производителей нефтегазового оборудования регулярно предлагает бесплатно публиковать в Интернет тендерные объявления, но сырьевые компании на это не идут.
Не лучше ситуация в естественных монополиях (?Газпром?, ?Транснефть?, ?Транснефтепродукт?), которые декларируя стремление закупать оборудование на основе открытых конкурсов, закрывают информацию, связанную с закупками материально-технических ресурсов.

В частности, 15 января 2004 года ОАО ?Газпром? провело совещание по вопросу создания системы контроля качества производства и приемки оборудования. 22 января 2004 года Правление ОАО ?Газпром? приняло за основу проект Положения о порядке осуществления закупок материально-технических ресурсов, 27 января 2004 года Совет директоров ОАО ?Газпром? рассмотрел вопрос о совершенствовании системы закупок материально-технических ресурсов.

Союз производителей нефтегазового оборудования не только не был допущен ни на одно из указанных мероприятий, но даже не получил документов, которые затрагивают интересы большинства российских предприятий, занятых техническим перевооружением сырьевого комплекса.

Резкому спаду производства геологоразведочного и бурового оборудования способствовала и отмена налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), который до 2002 года был основным источником финансирования геологоразведочных работ. За счет ВМСБ добывающие предприятия обеспечивали до 90% прироста запасов нефти и газа в России. Их отмена привела уже в 2002 году к существенному снижению прироста запасов, в частности, по нефти почти в 1,5 раза.

До отмены ВМСБ геологоразведка развивалась за счет того, что нефтегазовые компании вкладывали целевые государственные средства, а последние два года этих средств нет. Нефтяные компании на 90% финансировали геологоразведку за счет ВМСБ и лишь на 10% - за счет собственных средств. Неподготовленная отмена ВМСБ привела к обвальному спаду в отечественной геологоразведке. Вопреки мнению инициаторов отмены ВМСБ, компании не тратят свои доходы на поиски и разведку углеводородного сырья, и, соответственно не приобретают геологоразведочное и буровое оборудование.

На фоне разрушения геологоразведки происходит активное вытеснение российских сервисных компаний западными конкурентами. Нарастают процессы ?шлюмберизации? российского нефтегазового комплекса. Этому способствует политика руководства ряда нефтегазовых компаний, отказывающихся от проведения открытых тендеров при реализации проектов, что не позволяет обеспечить равноправное участие российских сервисных компаний. Естественно, что иностранные сервисные компании используют западное оборудование и усиливают технологическую зависимость российского нефтегазового комплекса.

Нефтяные компании, охотно публикуя данные по добыче и экспорту сырья, умалчивают сведения о структуре капиталовложений. Большинство компаний, несмотря на благоприятную конъюнктуру нефтяного рынка и наличие средств, в течение многих лет не уделяют внимания развитию отрасли. Не секрет, что импортные контракты сырьевых компаний являются одним из серьезных способов перекачки валюты за рубеж. Широкая номенклатура и различная комплектация закупаемого оборудования позволяют произвольно завышать контрактные цены, что приводит к негативным явлениям.
В целях решения указанных проблем, Союз производителей нефтегазового оборудования вносит следующие предложения:

1.МПР России совместно с ТПП РФ подготовить поправки в действующее законодательство, чтобы увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательством компаний использовать при разработке месторождений российскую промышленную продукцию. Программу размещения заказов на отечественное оборудование включить в число обязательных условий тендеров на получение участков недропользования.
2.Освободить от налогообложения часть прибыли нефтегазовых компаний, которая направляется на приобретение отечественного оборудования и труб.
3.Представителям государства в советах директоров компаний нефтегазового комплекса обеспечить проведение открытых тендеров при закупках оборудования, а также передачу ТПП РФ информации о планах по техническому перевооружению и степени износа основных фондов.
4.ГТК России передавать ТПП РФ информацию об импортных закупках нефтегазовых компаний для мониторинга ситуации на рынке и подготовки программ производства импортозамещающего оборудования.
5.Вернуться к практике выделения нефтегазовым компаниям целевых средств на проведение геологоразведочных работ.
6.Ограничить проведение геофизических, геологоразведочных, буровых, ремонтно-восстановительных и иных работ в российском нефтяном комплексе иностранными сервисными компаниями, при возможности их выполнения силами российских компаний.



Источник : По материалам Союза производителей нефтегазового оборудования