В 2003 году конъюнктура нефтяного рынка привела к дальнейшему росту доходов российских нефтяных компаний, однако, несмотря на наличие средств и критический износ оборудования, они снижают объемы закупок промышленной продукции. На многих российских предприятиях, занятых техническим перевооружением нефтяников и газовиков, в 2003 году продолжился спад производства.
По данным Госкомстата России, в 2002 году было произведено 193 агрегата для ремонта скважин, а в 2003 только 164. Производство фонтанной арматуры за 2003 год снизилось с 2847 до 2774 ед.; станков-качалок ? с 1157 до 1024 ед.; скважинных штанговых насосов ? c 25 500 до 23 400 ед. и так далее.
Особенно существенно снизились объемы производства геологоразведочного и бурового оборудования, которое определяет развитие нефтегазового комплекса. В 2002 году было произведено 98 буровых установок для эксплуатационного и глубокого разведочного бурения и 202 установки для геофизического и поискового бурения. В 2003 году их производство катастрофически упало и составило 35 и 151 соответственно. Причем спад производства был бы еще больше, но заводам удалось переориентироваться на экспортные поставки.
,Снижение объемов производства на российских предприятиях сопровождается высоким уровнем импорта оборудования. По данным ГТК России, только за январь-ноябрь 2003 года было закуплено по импорту 4214 вагонов-цистерн на сумму более $100 млн. При этом ФГУП ?ПО ?Уралвагонзавод? производит конкурентоспособные вагоны-цистерны, экспорт которых растет с каждым годом. Аналогичная ситуация с импортом танкеров в Россию, которых в 2001 году было закуплено в количестве 17 ед.; в 2002 году - 24 ед.; а за январь-ноябрь 2003 года ? 31 ед. Российские судостроительные заводы успешно изготавливают танкеры по заказам иностранных компаний, а российские нефтяники почему-то предпочитают закупать танкерный флот за рубежом.
,Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М. Примаков по этому поводу отметил: ?Проявляется явная несостоятельность предположений, что развитие российских сырьевых отраслей обеспечит в ближайшей перспективе развитие всей экономики страны. Накопленные финансовые ресурсы в сырьевом секторе в относительно незначительной части вкладываются в другие отрасли экономики?.
Справедливость утверждения президента Торгово-промышленной палаты подтверждают и данные агентств оборонной промышленности, которые свидетельствуют, что созданные в процессе конверсии мощности по производству оборудования для топливно-энергетического комплекса используются менее чем на половину. Например, имеющиеся на ФГУП ?ПО ?Уралтрансмаш? мощности по выпуску 1500 штук в год станков-качалок используются на 25% и это несмотря на то, что предприятие имеет сертификат качества Американского нефтяного института (API). Более того, производство продукции падает - в 2001 году завод изготовил 963 качалок, в 2002 году ? 274, в 2003 году ? лишь 118.
ОАО ?Рубцовский машиностроительный завод? ? традиционный поставщик нефтяников и газовиков, выпускает машины, которые по своим техническим характеристикам на уровне лучших зарубежных аналогов, но имеют меньшую цену. Однако производство падает и здесь. В 2001 году завод изготовил 65 ед., в 2002 году ? 12 ед., в 2003 году ? 7 ед. этого оборудования.
По информации Правительства Свердловской области, на предприятиях региона в 2003 году сокращение производства отдельных видов нефтегазового оборудования, составило от 20 до 70%. В письме Союзу производителей нефтегазового оборудования от 17 марта 2003 года министр промышленности, энергетики и науки Свердловской области отмечает: ?Такое значительное снижение негативно влияет на экономику, решение социальных вопросов, как отдельных предприятий, так и всего региона?.
Снижение закупок отразилось не только на предприятиях нефтегазового машиностроения, но и большой группе их поставщиков. Например, резко снизилось производство дизелей и дизель-генераторов ? их перестали покупать заводы, занятые изготовлением буровых установок. Производство дизелей на ОАО ?Барнаултрансмаш? составило в 2001 году ? 190 ед. (118%), в 2002 году ? 53 ед. (28%), а в 2003 году ? 44 ед. (83%). Существенно снизилось производство конверсионной продукции на ФГУП ?ПО ?Полет? - поставщика циркуляционных систем для буровых установок ?Уралмашзавода?.
,На геологоразведку все российские нефтяные компании в 2003 году потратили чуть больше $1 млрд., а одна только ExxonMobil - $11 млрд. Западные нефтяники отмечают хищнический подход российских компаний к недропользованию, полагая, что сегодня в России основной лозунг ? ?бурить меньше, а добывать больше?.
В докладе президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации ?Об основных итогах внутри- и внешнеполитического развития минувшего года? отмечено: ?Было добыто 420 млн. тонн нефти. Однако этот рекордный за весь постсоветский период объем был добыт в основном на месторождениях, открытых и обустроенных в советский период. Без весьма значительных капиталовложений этот источник роста резко ограничен на будущее?.
В снижении объемов геологоразведочных работ виновато и российское правительство. Не секрет, что основным источником финансирования геологов до 2002 года были отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ), за счет которых добывающие предприятия обеспечивали до 90% прироста запасов нефти и газа в России. Их отмена привела уже в 2002 году к существенному снижению прироста запасов, в частности, по нефти почти в 1,5 раза. Неподготовленная отмена ВМСБ привела к обвальному спаду в отечественной геологоразведке. Вопреки мнению инициаторов отмены ВМСБ, нефтяные компании не направляю свои средства на развитие отрасли.
Затраты на геологоразведку списываются на себестоимость, а для нефтяных компаний, все силы которых брошены на рост капитализации, а не на развитие отрасли, выгодно снижать эти затраты. Себестоимость снижается, прибыль растет ? и в глазах инвесторов компания начинает выглядеть все лучше и лучше. Естественно, что подобная схема подходит лишь для спекулятивных инвесторов, а для стратегического инвестора такой важный показатель, как расходы на геологоразведку, имеет большое значение.
,На фоне разрушения геологоразведки происходит активное вытеснение российских сервисных компаний западными конкурентами. Этому способствует политика руководства ряда нефтегазовых компаний, отказывающихся от проведения открытых тендеров при реализации проектов, что не позволяет обеспечить равноправное участие российских сервисных компаний.
Иностранные сервисные компании приходят в Россию со своим оборудованием. В результате, теряют рабочие места российские специалисты, распускаются управления буровых работ, распродается и разворовывается техника. Квалифицированные кадры в нефтяной отрасли остаются без работы, а их работу на российской территории начинают выполнять иностранные фирмы. Нефтяная промышленность садится на опасную ?технологическую иглу? - поставляя свою технику, инофирмы вынуждают закупать иностранные запчасти, использовать иностранную ремонтную базу и кадры.
Кроме того, при работе иностранцев в области геофизики и геологии неизбежно происходит утечка секретной информации о российских недрах. Эта информация является закрытой во всех странах. Сведения о недрах были совершенно секретными и в СССР, а теперь в России считают возможным допускать к ним иностранцев.
,Сегодня можно уверенно говорить о трех этапах проникновения иностранных сервисных компаний в российский нефтяной комплекс.
Первый этап длился с начала 90-х годов до примерно 2001?2002 года, когда иностранные компании действовали параллельно с российскими, не занимая доминирующей доли на рынке.
Второй этап начался в последние два-три года и характеризуется тем, что российские нефтяные компании начали выводить сервисные подразделения из своей структуры. Значительно активизировались иностранных сервисные компании, которые получают в России самые крупные подряды и начинают скупать своих российских конкурентов. Участились случаи получения российскими компаниями субподрядов от инофирм на проведение в России самых невыгодных работ. Подобной дискриминации, при которой национальные сервисные компании ожидают подачек от иностранных операторов работ, нет ни в одной развитой стране.
Если не изменить ситуацию, то наступит третий этап, при котором российских сервисных компаний на рынке вообще не будет, а инофирмы будут монополистами и диктовать свои цены.
Наиболее активно внедряется на российский рынок компания ?Шлюмберже?, которая 12 марта 2004 года подписала соглашение о сотрудничестве с администрацией Тюменской области. Геофизики и геологи даже говорят о ?шлюмберизации? российского нефтяного комплекса. Бывшие сотрудники этой компании занимают руководящие должности в российской нефтяной промышленности. Например, начальником департамента по работе с сервисными компаниями ОАО ?Сибнефть? и председателем Совета директоров ОАО ?Сибнефть-Ноябрьскнефтегазгеофизика? является бывший сотрудник компаний ?Дауэлл Шлюмберже Истерн? и ?Шлюмберже Лоджелко Инк?, а казначей ?Шлюмберже Лтд.? работает председателем Комитета по финансовым вопросам компании ?ЮКОС?.
Услугами инофирм весьма активно пользуется ?Сибнефть?, которая в октябре 1999 года заключила с компанией ?Шлюмберже? стратегический альянс. В 2001 году ?Сибнефть? подписала контракт на проведение буровых работ на Сугмутском месторождении с компанией Pride Forasol на $60 млн. В 2002 году ?Сибнефть? и Halliburton подписали соглашение на предоставление ?Сибнефти? широкого спектра сервисных услуг. В 2002 году ?Сибнефть? подписала с KCA Deutag контракт стоимостью 30 млн. евро. на бурение скважин. В том же году ?Сибнефть? подписала соглашение и с Baker Hughes на проведение буровых работ, а Centrilift, дочерняя компания Baker Hughes, поставила ?Сибнефти? более 1000 погружных насосов.
,Нефтегазовый комплекс является крупным потребителем промышленной продукции, поэтому от действующей системы закупок оборудования зависит загрузка российских предприятий. Чтобы обеспечить техническое перевооружение сырьевых отраслей на основе отечественной, а не импортной промышленной продукции, необходима информация о планах технического перевооружения, оперативных потребностях нефтяных компаний, а также сведения о приобретаемой по импорту продукции. С помощью такой информации российские НИИ, КБ и заводы должны концентрировать усилия на приоритетных направлениях, разрабатывать необходимую импортозамещающую продукцию, планировать загрузку производственных мощностей.
К сожалению, руководство компаний закрывает информацию под предлогом коммерческой тайны, что не позволяет прогнозировать потребности сырьевых отраслей в оборудовании. Это серьезно затрудняет работу предприятий оборонного комплекса, которым необходимы рекомендации для переориентации своих мощностей на выпуск гражданской продукции.
Несовершенный механизм участия государства в рассмотрении планов технического перевооружения естественных монополий, их закрытость для российских производителей слабая координация разработки и производства импортозамещающего оборудования, лишает заказов отечественные предприятия.
,Ключ к решению многих проблем, которые сегодня необходимо решать производителям и потребителям нефтегазового оборудования, лежит в законодательной сфере. В прежнем составе Государственной Думы было большинство у представителей крупного сырьевого капитала, которым удавалось блокировать все решения, направленные на повышение налогообложения нефтяных компаний. Выступая 24 декабря 2003 года на заседании Правления Торгово-промышленной палаты, В.В. Путин отметил сильное влияние нефтяных лоббистов в ушедшей Государственной Думе и охарактеризовал их деятельность по отклонению законопроекта по повышению экспортных пошлин на нефть следующей фразой: ?Чуть ли не по залу ходили и раздавали?.
У нынешней Государственной Думы есть все возможности в короткие сроки рассмотреть и принять все необходимые законы, но проблемы потребителей и производителей нефтегазового оборудования нельзя рассматривать отдельно от общих задач развития российской промышленности. Государству необходимо разработать и принять ясную программу промышленной политики, которая, естественно, должна предусматривать использование инвестиционного потенциала сырьевых отраслей для развития высокотехнологичного промышленного комплекса.
Подводя итоги ушедшего года, Е.М. Примаков отметил: ?владельцы сырьевых компаний, как правило, предпочитают вывоз прибылей за границу. Негативное влияние такой практики усугубляется в настоящее время, когда основная тяжесть экономического роста переносится на внутренние факторы. В таких условиях особое значение приобретает выверенная государственная промышленная политика, способная дать импульс инновационному развитию российской экономики. ТПП России подготовила свой проект концепции и программы государственной промышленной политики, который нашел широкую поддержку среди ученых и практиков в центре и на местах?.
Решение важной государственной задачи по ускоренному развитию промышленного комплекса за счет инвестиционного потенциала сырьевых отраслей, требует скорейшего рассмотрения программы промышленной политики, подготовленной Торгово-промышленной палаты на заседании Государственного Совета и подготовки пакета законопроектов, необходимых для ее реализации.
Кроме того, целесообразна подготовка и принятие следующих решений:
-Увязать получение и продление лицензий на недропользование с обязательствами компаний использовать при разработке месторождений потенциал российской промышленности.
-Вернуться к практике взимания с компаний нефтегазового комплекса налога на восстановление минерально-сырьевой базы.
-При согласовании в правительстве инвестиционных программ естественных монополий, проводить анализ планов закупок промышленной продукции.
-Обеспечить соблюдение требований секретности сведений о российских недрах и ограничить проведение геофизических и геологоразведочных работ силами иностранных сервисных компаний.
-По всем действующим проектам в рамках СРП создать органы по координации российского участия в подрядных работах.
-Представителям государства в советах директоров компаний нефтегазового комплекса обеспечить открытую публикацию информации о проводимых тендерах.
-При выделении средств государственной поддержки промышленного экспорта, обеспечить приоритетное рассмотрение контрактов производителей нефтегазового оборудования.
-Поручить Торгово-промышленной палате Российской Федерации осуществлять координацию работ по выполнению Закона о техническом регулировании.
-Компаниям нефтегазового комплекса передавать в Торгово-промышленную палату Российской Федерации информацию о планах технического перевооружения и импортных закупках промышленной продукции для проведения совместных с профильными союзами и ассоциациями мониторинга рыночной ситуации и подготовки рекомендаций по импортозамещению.
Автор: Татьяна Захарова