USD 74.577

-0.28

EUR 89.6788

-0.1

BRENT 68.53

+0.28

AИ-92 45.34

0

AИ-95 49.13

0

AИ-98 54.89

+0.02

ДТ 49.25

0

826

Чтобы выигрывать, нужно быть просто на голову выше конкурентов

О том, как сегодня живётся российским сервисным компаниям, не «убьёт» ли кризис отечественный нефтесервис, а вместе с ним и тысячи рабочих мест в югорских городах. Обо всем этом рассказывает Управляющий градообразующего нефтесервисного предприятия города Мегион (ХМАО) - РУ-Энерджи КРС-МГ - Николай Александрович Брагин.

Чтобы выигрывать, нужно быть просто на голову выше конкурентов

О том, как сегодня живётся российским сервисным компаниям, не «убьёт» ли кризис отечественный нефтесервис, а вместе с ним и тысячи рабочих мест в югорских городах. Обо всем этом рассказывает Управляющий градообразующего нефтесервисного предприятия города Мегион (ХМАО) - РУ-Энерджи КРС-МГ - Николай Александрович Брагин.

- Как мировой финансовый кризис может повлиять на рынок сервисных компаний? Каков ваш прогноз?

- А что такое кризис? Это - переломный период. Любой кризис - это новый виток в жизни общества. Если люди осознают происходящие в мире перемены и подстраиваются под них, значит существует динамика развития общества, а это - положительный фактор. Любая проблема порождает пути решения выхода из нее, а настраиваться всегда нужно на худшее, чтобы можно было объективнее рассмотреть выход из сложившейся кризисной ситуации. Всё равно, как организм человека в период болезни: если болеющий человек продолжает вести тот образ жизни, который привёл его к болезни, он погибает; если меняет свои привычки, мировоззрение, менталитет - продолжает жить!

- А как кризис повлиял на вашу компанию?

- Если говорить о нашем предприятии, то все просто: раз оно работает, значит, были предприняты все меры, чтобы пройти кризис с минимальными потерями.

Дело в том, что «РУ-Энерджи КРС-МГ» (раньше называлось «Мегион-Сервис») некогда было «дочкой» ОАО «СН-МНГ», после выделения его в самостоятельное предприятие, оставалось его стратегическим партнёром в области ремонта скважин. И так как компания дорожила своими подрядными организациями, то каких-то существенных потерь для КРС она не допустила. Наоборот, налицо - рост количества бригад, было введено новое современное направление: бурение боковых стволов, которое делает нас более конкурентноспособными на рынке нефтесервисных услуг. Поэтому я не считаю кризис чем-то плохим.

- Каковы перспективы развития ООО «РУ-Энерджи КРС-МГ»?

- Здесь многое зависит от нашего главного партнера - ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз». Конечно, помимо «Славнефти» есть и другие заказчики: это «Роснефть», где работают наши бригады ЗБС, «Газпром нефть»,
и другие нефтедобывающие компании.

Мы - в постоянном поиске новых рынков, но «СН-МНГ» - был и остается нашим стратегическим партнером и главным заказчиком. И мы будем вести с ним переговоры о расширении объемов, цене наших услуг. От того, как будет сформирована ценовая политика, согласится ли заказчик на увеличение тарифов, зависит развитие нашего предприятия, а значит благосостояние мегионцев, работающих здесь.

- Легко ли выдерживать конкуренцию на рынке сервисных услуг?

- Не секрет, что в конкурентной борьбе наиважнейшим критерием отбора нефтедобывающих компаний является цена нефтесервисных услуг. Конкуренция, конечно, влияет на формирование цен на рынке. Для этого заказчик и проводит тендер, и за ним остается право выбора той или иной компании. Перед проведением тендера компания-заказчик проводит отбор будущих своих контрагентов, просчитывают все от технической возможности до времени существования на современном рынке в этой сфере услуг. Учитываются так же рекомендации других компаний. И в этой сложной конкурентной борьбе побеждает тот, кто правильно оценил свои возможности. Конечно, компания-заказчик желает взять себе подрядчиков по низким ценам, это нормально, на то - и рынок. Для снижения ценовых предложений применяются разные методы, например, используются компании, которые специально демпингуют в конкурсе. Но рынок есть рынок, и никуда от этого не денешься. Просто надо знать себе цену.

- Если действительно существует такой «заговор» против нефтесервисных предприятий, стоит ли на Ваш взгляд ожидать консолидации рынка? Вот, чтобы собрались крупнейшие компании и договорились: «Ребята, не будем опускать расценки на услуги ниже такой-то ценовой планки!»

- Не думаю, что это возможно. Это надо скупить все сервиса, т.е. быть монополистом в данной сфере услуг. Слишком много на рынке конкурирующих компаний, которые борются за объемы, и договориться со всеми вряд ли возможно.

-А как с этим бороться? Может быть, на законодательном уровне, на уровне соответствующего министерства установить определенные критерии к предприятиям по уровню оснащенности, технологичности, чтобы отсечь те, которые намеренно демпингуют?

- Безусловно, здесь нужен целый комплекс государственных мер: в первую очередь, продуманное налоговое регулирование соответствующих отраслей, льготы при закупке и импорте технологического оборудования и, возможно, приоритет при проведении тендеров на услуги нефтесервиса компаниями с государственным участием. Было бы правильным высокими пошлинами на импорт жестко закрепить и четко реализовывать принцип: российским предприятиям не менее 70% сервисного обслуживания.

По существующему же законодательству запретить какой-либо компании, в том числе мелкой, участвовать в тендере за нефтесервисные объёмы не получится.

Выбор все равно остаётся за заказчиком. И не думаю, что серьезные нефтедобывающие компании будут использовать малоизвестные, не имеющие авторитета, рекомендаций нефтесервисные организации. Но в любом случае, даже если такие фирмы - однодневки и участвуют, они не могут претендовать на серьёзные объёмы. Компания-заказчик, отбирая будущих подрядчиков, видит, что при всей привлекательности цены, которые предлагают такие организации, отдавать им объёмы - себе дороже - оснащённость не соответствует техническому заданию, они не могут обеспечить полный цикл нефтесервиса и прочее.

Поэтому, участвуя в тендере, очень важно отстаивать свои интересы, то есть чётко доказать заказчику, из чего складывается ваша цена: показать преимущество используемых технологий, техническую оснащенность, опыт кадрового персонала, наличие серьёзных, также авторитетных субподрядчиков, что вы способны в рамках рамочного договора сдать скважину, что называется «под ключ». Словом, продемонстрировать преимущество перед конкурентами. И, уверяю, серьёзные нефтедобывающие компании согласятся на качество, пусть даже по более высокой цене. Ведь известно, что «скупой платит дважды».

- То есть вы за чистую конкуренцию? Чтобы выигрывать, нужно быть просто на голову выше конкурентов?

-Да!

- Исходя из вашего опыта, можно ли говорить, что в сложных экономических условиях добывающие компании, займутся созданием или активным развитием собственных сервисных подразделений? Целесообразно ли это?

- В больших холдингах смешанного характера есть свои преимущества и недостатки. Концентрация производства в ряде случаев позволяет добиться существенной экономии за счет достижения рыночного доминирования, независимости от поставщиков услуг, масштаба производства. Но зачастую нефтедобывающие компании, имеющие в своём составе нефтесервис, вынуждены обзаводиться избыточными производственными мощностями, загрузить которые не в состоянии, что отрицательно сказывается на себестоимости продукции и, в конечном счете, на рентабельности.

Источник : Neftegaz.RU