3 августа 2015 г В. Путин провел рабочую встречу с ЗамПредом Правительства РФ Д.Рогозиным.
Обсуждались перспективы развития двигателестроения, как одного из приоритетных направлений российского машиностроения.
Дмитрий Олегович, тепло обратился В.Путин к собеседнику, поговорим сегодня о двигателестроении не только применительно к решению задач, связанных с импортозамещением, у нас были собственные планы развития этого направления. В каком состоянии находится реализация этих планов, давайте поговорим, что нужно сделать дополнительно.
Уважаемый Владимир Владимирович! Вы давали нам поручение проработать вопрос российского двигателестроения, как комплексную задачу приоритетное направление нашего машиностроения.
В создании силовых агрегатов такого уровня Россия входит в 5 избранных вместе с США, Великобританией, Францией и Германией.
Мы обладаем полным циклом создания двигателей, включая не только собственно технологии создания двигателя, но и конструктивные материалы, программное обеспечение, микроэлектронику, физику высоких температур и многое другое.
Это требует, конечно, очень больших знаний.
Мы подотстали в последнее время. В 70-80е гг у нас были работы, которые даже по своим заделам опережали западные аналоги, особенно в военном авиационном двигателестроении.
Сейчас мы используем практически 30 двигателей, которые были созданы еще в те времена и в серию пошли в 1990е гг.
В настоящий момент есть проблемы, это связано с импортозамещением.
Но, например, по самолетам мы практически все двигатели производим на своей территории, кроме самолетов «антоновской» фирмы - это Ан-12, 24, 26 и Ан-124.
Что касается вертолетов, здесь ситуация несколько сложнее.
Мы на Климовском заводе (ОАО «Климов») в г Санкт-Петербурге развернули производство двигателей ВК-2500.
Это закрывает наши потребности по военной технике («Камов» и «Ми»).
Но в гражданских версиях мы зависимы до сих пор.
Я уж не говорю про вертолет Ми-26, двигатель которого производится в Запорожье («Мотор Сич»).
По гражданским версиям, например вертолет «Ансат» и многие перспективные машины, - тут мы зависим и от французов, и от канадцев, и от американцев.
Мы внимательно проанализировали эту ситуацию, на сегодняшний момент у нас в работе 2 новых двигателя.
Это ПД-14 под гражданский самолет МС-21 и военный двигатель, который мы делаем для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации 2й очереди (2го этапа).
Была проведена уникальная работа по восстановлению компетенций производства в г Самаре двигателя под Ту-160, наш стратегический бомбардировщик - двигатель НК-32.
Можно выделить эту проблему как единую приоритетную цель не в привязке к созданию образцов авиационной техники, поскольку создание двигателя требует большего времени (3-5 лет), чем разработка самого самолета. Нам надо создавать такой опережающий, с нашей точки зрения, задел.
Мы нашли решение на базе работы, которую ведут пермяки, предприятие «Пермские моторы», создать на базе газогенератора двигатели, которые позволят нам расширить сегмент авиационного двигателестроения - с тягой на взлете 9 - 16 тонн.
Это значит, что мы сможем провести в перспективе ремоторизацию нового самолета «Сухой Суперджет», создать двигатель на замену украинского двигателя для Ми-26, под перспективный российско-китайский тяжелый вертолет и под более крупную версию МС-21 на 210 пассажиров.
То же самое решение можно осуществить за счет масштабирования газогенератора по двигателям НК-32, то есть тот, что мы сейчас делаем под стратегические бомбардировщики, можно сделать под военно-транспортную авиацию и под российско-китайский тяжелый дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет.
Я уже китайским коллегам сказал, что мы можем эту работу сделать независимо от 3й стороны, и это вызвало у них достаточно серьезное отношение.
Что касается корабельного двигателестроения, в г Рыбинске развернуто импортозамещение тех газогенераторов, которые мы получали из Украины - «Зоря» -«Машпроект», и в 2017-2018 гг мы начнем полностью восполнять потребности нашего флота.
Но за счет совмещения технологий в корабельном двигателестроении и авиационном двигателестроении есть предложение - просим поддержать - выделить отдельную подпрограмму в рамках единой государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса (мы ее сделаем уже к декабрю 2015 г).
Таким образом, мы могли бы с опережением развивать эту семейственность двигателей, что сократит нам время на их разработку, усилит кадровый потенциал и даст возможность нормально экономить деньги, планируя производство всего нашего двигателестроения по всей линейке - от 9 до 35 тонн.
Таким образом, мы перекроем все наши проблемы.
Я подготовил подробный доклад с выкладками. Просил бы дать поручение.
Д.Рогозин попросил В.Путина переструктурировать расходы, которые выделяются на развитие ОПК
В.Путин согласился.