Ханты-Мансийский автономный округ занимает ключевое положение в системе экономической и энергетической безопасности России. Округ устойчиво лидирует среди регионов по добыче нефти (1 место), по выработке электроэнергии(2 место), и по добыче газа (3 место). Развитие региона определяет динамику развития нефтегазовой отрасли всей России. Хорошие условия жизни населения и деятельности компаний в округе обеспечивает транспортная сеть. Основная перевозка грузов приходится на водный и железнодорожный транспорт, около трети грузов перевозится автомобильным транспортом и лишь 2 % - авиационным. Водный транспорт носит сезонный характер и ограничен руслом реки, монополия МПС на железной дороге снижает эффективность перевозок данным видом транспорта, мощность авиации ограничена. Вот почему Правительство ХМАО уделяет особое внимание автодорогам, а губернатор А.В.Филиппенко считает развитие автомобильного транспорта и дорожной сети одним из главных приоритетов развития региона.
Магистральные автодороги обеспечивают грузопотоки внутри округа и связывают ХМАО с другими регионами России. Протяженность автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе составляет:
автомобильных дорог всего : 9609,4 км.
с твердым покрытием : 5477 км.
федеральных дорог : 491 км.
территориальных : 9118,4 км, и это не конечные цифры
,
1.Широтный коридор Томск - Ханты-Мансийск - Пермь (1), является продолжением северо-западного транспортного коридора. Обеспечивает хозяйственные связи промышленного Урала с меридиональными транспортными коммуникациями, одновременно способствуя хозяйственному освоению территорий.
2.Автодорога Сургут - Нижневартовск (1.1), сокращает круглосуточное сообщение между городами восточной части округа. Является частью широтного коридора Томск - Ханты-Мансийск - Пермь (1).
3.Введенный участок дороги Нижневартовск - граница Томской области (1.2) дает возможность выхода в соседнюю область и далее в Восточную Сибирь.
4.Меридиональный транспортный коридор Тобольск - Когалым (2). Является частью коридора Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард. Большая часть этой дороги имеет федеральное значение
5.Мост через реку Обь в районе г.Сургута (3) обеспечивает круглогодичную автомобильную связь между тремя субъектами Российской Федерации: Ямало-Ненецким, Ханты-Мансийским автономными округами и югом Тюменской области.
6.Мост через Иртыш в районе г. Ханты-Мансийска (4). Необходимость в строительстве данного объекта возникла в связи с созданием широтного транспортного коридора Томск - Ханты-Мансийск - Пермь (1). Это также даст возможность организовать сквозное движение, как минимум, на полторы тысячи километров, соединить западную часть округа через Нягань, выход на Ивдель, Свердловскую область и на Пермь, Сургут. 16 сентября 2000 года (на год раньше запланированного) сдан в эксплуатацию уникальный автомобильный мост через реку Обь в районе Сургута. Строительство мостового сооружения продолжалось пять лет и осуществилось, в основном, за счет средств территориального дорожного фонда. Нетрадиционное для России финансирование проекта и личное кураторство губернатора позволило ускорить окончание строительства. Свыше двух с половиной миллиардов рублей выделило Правительство Ханты-Мансийского округа на реализацию этого проекта.
По различным причинам подобные мосты не строились у нас в стране уже 20 лет. Ханты-Мансийский округ в очередной раз показал пример всей России. "Изюминка" моста- однопилонное вантовое пролетное строение длиною более полукилометра. Его стратегическая ценность заключается в том, что он обеспечивает связь двух огромных регионов: Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов с основными автодорожными коридорами РФ Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Нижневартовск - Томск;Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Надым - Салехард. Генеральный проектировщик мостового перехода - институт "Гипротрансмост". Строительство вел АООТ "Мостострой-11".
28 сентября 2001 при вручении Государственных наград мостостроителям губернатор пообещал, что следующим крупным объектом будет автомобильный мост через Иртыш в Ханты-Мансийске.
,Нижневартовский район.
В 2001 году более 300 млн. рублей из средств окружного дорожного фонда и 130 млн. рублей из средств местного бюджета было выделено на строительство и реконструкцию дорог в районе. Была проведена работа по благоустройству населенных пунктов, строительству подъездных и внутрипоселковых дорог. В этом году на дорожные работы бюджетом МО утверждены средства в размере 120 млн. рублей.
Вклад в развитие дорожной сети МО внесли коллективы МУП ДРСУ Нижневартовского района, треста Нефтедорстрой, СУ-920 и других дорожных организаций. Хорошо поработали по благоустройству и содержанию дорог, как зимнему, так и летнему, работники МУ Излучинского МЖКА и Аганского МЖУ. Свой вклад в развитие транспортной сети МО внесли и трудовые коллективы ЗАО Стабильность (Сургут), ЗАО Пруст (Стрежевой).
,В Нижневартовском районе при строительстве дорог практикуется привлечение подрядчиков из других муниципальных образований на условиях тендера. В числе тех, кого Владимир Андреев, начальник Управления транспорта МО Нижневартовского района, хотел бы видеть среди подрядчиков, - дорожники Славнефть-Мегионнефтегаза. На сегодняшний день они отличаются лучшим в районе качеством укладки асфальта.
,В качестве важных задач Ханты-Мансийского Дорожного Департамента по строительству и эксплуатации автомобильных дорог можно выделить следующие:
-финансирование строительства новых магистралей и ремонта уже существующих дорог;
-необходимость постоянного роста качества автомобильных дорог в условиях ХМАО;
-необходимость расширения сети автодорог ХМАО;
-обеспечение безопасности движения;
-соответствие пропускной способности автодорог округа существующим торговым потокам, интеграционным процессам с соседними регионами и др.
,Проблемы финансирования решаются в некоторых случаях путем реструктуризации долгов. К примеру, предприятие "Тюменьтрансгаз", задолжавшее по налогам в бюджет и Дорожный фонд, берется в счет долга проложить дорогу Белоярский - Верхний Казым - Сосновка, расширить и обустроить полотно дороги на участке Югорск - Агириш. Задолженность "Тюменьтрансгаза" перед бюджетом составляет около 24 миллионов рублей, сумма долгов и пеней перед Дорожным фондом превышает 750 миллионов рублей. Часть средств планируется направить на строительство моста через реку Иртыш в районе Ханты-Мансийска. Первый заместитель председателя правительства автономного округа Олег Чемезов и генеральный директор "Тюменьтрансгаз" Павел Завальный подписали об этом протокол, который утвердил губернатор.
Говоря о глобальных перспективах развития региона, необходимо отметить проекты по продлению транспортного коридора Лондон - Париж - Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород до наиболее крупных городов ХМАО. Это требует определенной подготовки автомобильных дорог округа и затрат на совершенствование системы работы Дорожного Департамента ХМАО. (Напомним, существует система международных транспортных коридоров, включающая 10 направлений. Три коридора проходят по территории Российской Федерации.)
,Строительство дорог внутри округа ведется не только местными организациями, но и специалистами из соседних регионов: на участке Томской трассы протяженностью 90 км работу ведут томичи. Но руководство Томской области до сих пор не определилось с местом прохождения трассы по своей области. Поэтому дорога на Томск - весьма туманная перспектива.
,Более реальным выглядит проектное строительство трасс до поселка Саранпауль (по инвестиционному проекту создания комплекса по выпуску кварцевых концентратов). В проекте предусмотрено строительство:
? Неройка - Усть-Пуйва ? Саранпауль, 85 км
? Саранпауль-Агириш, 380 км
? Зимняя автотрасса Саранпауль ? Ивдель, 525 км