USD 74.1567

+0.02

EUR 90.004

+0.5

BRENT 68.63

-0.06

AИ-92 45.34

-0.04

AИ-95 49.03

-0.13

AИ-98 55.03

+0.02

ДТ 49.35

0

336

На вершинах региональных рейтингов

С середины 90-х годов в России активно стали присваиваться рейтинги субъектам федерации.

С середины 90-х годов в России активно стали присваиваться рейтинги субъектам федерации. На арену вышли международные агентства Standard&Poors, Moody?s, Fitch IBCA. Благодаря присваиваемому рейтингу, кредитоспособность местного или регионального органа власти получает точное выражение на языке, который понимают в любой стране мира. Независимо от целей использования рейтинг позволяет органам власти продемонстрировать свою кредитоспособность и заключать сделки на интересующих его условиях. Привычные символы, используемые в рейтингах Standard & Poor's (ААА, АА, А, ВВВ, ВВ, В, ССС, СС, С, SD, D со значком + или-), представляют собой мировой стандарт оценки кредитоспособности местных органов власти.
Рейтинги S&P были присвоены нескольким субъектам РФ:
Башкортостан (B), Татарстан (CCC+), Самарская область(B), Свердловская область(CCC+), Иркутская область(CCC+), Ямало-Ненецкий АО(CCC+), а также два города: Москва и Санкт-Петербург (оба получили B+). В марте 2002 года Standard & Poors присвоило кредитный рейтинг в иностранной валюте "В+" с прогнозом "Стабильный" Ханты-Мансийскому автономному округу. По российской шкале присвоен рейтинг "ruAA". Обоснованием решения стало то, что на территории округа добывается большая часть российской нефти, что делает этот регион одним из наиболее сильных в финансовом отношении. Уровень зависимости ХМАО от единственной компании несколько меньше по сравнению с Самарской областью (B/Позитивный/-), где на долю автомобилестроительного объединения "Автоваз" и его дочерних компаний приходится до 40% налоговых поступлений в бюджет, или с Ямало-Ненецким автономным округом (CCC+/Позитивный/-), до одной трети доходов которого приносит "Газпром" и где газовая промышленность в целом является основным источником налоговых поступлений.
Рейтинговое агентство отмечает, что администрация округа компетентна и информационно более открыта по сравнению со многими другими территориальными образованиями, но все же уступает по этим показателям администрации Санкт-Петербурга. Совокупная задолженность Ханты-Мансийского округа составляет всего 1% текущих доходов; таким образом, долговая нагрузка на округ очень низка. И самый низкий уровень объема задолженности, обеспеченной налоговыми обязательствами - менее 3% - также в Ханты-Мансийском округе.

В опубликованных агентством AK&M рейтингах регионов РФ Ханты-Мансийский округ входит в первую десятку по разным показателям, занимая 1 место по доле собственных доходов в суммарном объеме доходов бюджета и 3 место по объему собственных доходов.

,Достаточно высокие места округа в рейтингах обеспечиваются следующими факторами:
-очень низкая долговая нагрузка в размере 1% текущих доходов в 2001 г.;
-относительно высокий уровень жизни в округе, находящемся на втором месте в России по уровню ВВП на одного жителя и одном из первых мест по уровню доходов бюджета в расчете на одного жителя; быстро улучшающаяся социальная инфраструктура и высокие по сравнению со среднероссийским уровнем зарплат и пенсий;
-хорошие бюджетные показатели, в частности - средний баланс после вычета текущих расходов за последние четыре года (в размере 14,5%) и средний профицит после вычета капитальных расходов (в размере 3%);
-компетентная администрация. Администрация благоразумно аккумулирует резервы в течение успешных с финансовой точки зрения лет для последующего использования их при возникновении финансовых ограничений. Так, дефицит после капитальных расходов в 2001 г. (7,3% всех доходов) был полностью профинансирован за счет резервов.
Однако, есть и негативные факторы:
-низкая предсказуемость и гибкость доходов. Финансовое положение округа подвержено риску изменений ставки и доли налога на добычу полезных ископаемых, которые подконтрольны Федеральному правительству
-некоторая институциональная неопределенность, вызванная обсуждением возможного слияния округа с Тюменской областью. Однако необходимость достижения политического и общественного консенсуса означает, что подобные изменения возможны только в отдаленном будущем;
-условные обязательства из-за продолжающихся инвестиций округа в региональную экономику, которые, в свою очередь, базируются на намерении округа повышать диверсификацию и снижать зависимость от нефтяного сектора.