USD 74.1373

-0.44

EUR 89.506

-0.17

BRENT 68.23

0

AИ-92 45.35

+0.01

AИ-95 49.14

+0.01

AИ-98 54.91

+0.02

ДТ 49.25

0

559

Прогноз социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) в 2003 году

Прогноз социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2002 года "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года".

Прогноз социально-экономического развития Тюменской области (без автономных округов) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2002 года "О разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2003 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год", параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и перспективного финансового плана до 2005 года".
Показатели прогноза социально-экономического развития Юга области сформированы на основе анализа ситуации в экономике региона в 2001 году и I полугодии 2002 года. В расчетах основных показателей на 2003 год использованы доведенные Минэкономразвития РФ прогнозные индексы - дефляторы по отраслям экономики, положения сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации в 2003 году, а также разработанной в области Концепции развития экономики Тюменской области (без автономных округов) на период до 2010 года.
Прогноз социально-экономического развития разработан в двух вариантах, которые базируются на обязательном выполнении намеченных Правительством РФ мер в социальной и хозяйственной сферах и основываются на сценариях, включающих в себя различную комбинацию внешних и внутренних условий развития экономики области.
Первый вариант прогноза разработан с учетом относительно менее благоприятного сочетания условий развития региона, в рамках второго варианта заложены возможности более высоких темпов роста в экономике за счет использования благоприятных факторов. Оба варианта базируются на выполнении намеченных на федеральном и областном уровне мер в сфере налоговой, бюджетной, структурной, инвестиционной и социальной политики.

,Прогнозный объем валового регионального продукта в 2003 году в сопоставимых ценах по сравнению с оценкой 2002 года увеличится на 5% и в текущих ценах составит 85-86 млрд. рублей. Увеличение валовой добавленной стоимости произойдет, в основном, за счет роста объемов промышленного производства (на 4-6 %), инвестиций в основной капитал (на 6-7%), услуг транспорта и торговли (на 3-6%).
В структуре производства валового регионального продукта в текущих ценах удельный вес производства товаров составит в 2003 году 39,6%, производства услуг -57,5%.

,Прогнозный объем промышленного производства составит в текущих ценах 30,5 - 31,1 млрд. руб., а в сопоставимом выражении на 4 - 6% превысит уровень 2002 года. Наибольший прирост выпуска продукции предполагается в деревообрабатывающей промышленности, также после спада производства в 2002 году ожидается значительный рост выпуска продукции машиностроения.

В электроэнергетике предусматривается рост выработки электроэнергии с 8,2 млрд. кВт/час в 2002 году до 8,4 - 8,5 млрд. кВт/час в 2003 году. Прирост объемов производства электроэнергии обусловлен ростом электропотребления внутри региона.

За счет дальнейшего освоения Кальчинского и Северо-Демьянского месторождений Уватского района в 2003 году будет добыто 800 - 850 тыс. тонн нефти и созданы условия для наращивания производства в последующие годы. Введенная в эксплуатацию в 2002 г. современная автоматизированная установка подготовки нефти позволит повысить качество товарной продукции. Разрабатывается программа по использованию нефтяного попутного газа, основным направлением которой является строительство газогенераторных установок.

Ведется работа по подготовке "Соглашения о разделе продукции при освоении Уватского участка недр", подписание которого позволит привлечь средства инвесторов в объеме 35 млрд. руб. Реализация проекта даст импульс к развитию новых нефтегазоносных районов как Юга Тюменской области, так и прилегающих территорий. Увеличатся объемы лесозаготовок.

В нефтехимической промышленности производство продукции по прогнозу возрастет на 2-5% к ожидаемому уровню 2002 года в основном за счет увеличения объемов выпуска бутадиена и углеводородных сжиженных газов. Главное направление дальнейшего развития отрасли - строительство производств нефтехимической продукции высокого передела (метанола, полипропилена, синтетических каучуков и др.).

В машиностроении после кризисного 2002 года за счет загрузки существующих производственных мощностей прогнозный объем выпуска продукции в 2003 году возрастет на 10 - 12%. Предусматривается дальнейшее развитие производственных связей между машиностроительным и нефтегазовым комплексами, освоение новых видов изделий, оборудования, машин и агрегатов, увеличение выпуска потребительских товаров.

Рост инвестиционной активности положительно скажется на объемах производства промышленности строительных материалов. Предусматривается увеличение выпуска стеновых материалов, сборных железобетонных конструкций и изделий для крупнопанельного домостроения. Рост объемов производства сдерживается высокой степенью изношенности оборудования, устаревшими технологиями и, как следствие, недостаточной конкурентоспособностью продукции.

В лесной и деревообрабатывающей промышленности объем производства продукции в 2003 году возрастет на 12-17% к уровню предшествующего года в основном за счет роста выпуска мебели. Производство деловой древесины увеличится на 9-10% к оценке 2002 года. Для нужд деревообрабатывающих предприятий продолжится частичный завоз лесного сырья из других регионов.
В отрасли продолжится процесс модернизации и ввод новых мощностей по лесопилению и деревообработке: намечается реконструкция Тюменского фанерного комбината, мебельного предприятия "Заречье", ОАО "Народный дом", ООО Мебельная фабрика "Интеди". Планируется совместно с Ханты-Мансийским автономным округом осуществить проект по реконструкции и развитию одного из крупнейших производителей мебели на Юге области - ОАО ДОК "Красный Октябрь".
Приступит к выпуску продукции цех по производству клееной фанеры ООО "ЮНИОН-Тюмень" мощностью 20 тыс. м3 в год.

В легкой промышленности прогнозируемый рост производства продукции составит 2 - 3% к оценке 2002 года. Предусматривается увеличение производства шерстяных тканей, обуви, швейных и меховых изделий. Заключение договоров с предприятиями Ханты-Мансийского автономного округа позволит решить проблему реализации обуви специального назначения, выпускаемую обувными предприятиями "ВОСХОД" и "ТЕКС".

В медицинской промышленности объем производства может составить 103-105% к ожидаемому уровню 2002 года. Намечается ввод в действие завода готовых лекарственных средств.

В пищевой промышленности, включая мукомольно-крупяную, прогнозируется преодоление спада и рост производства на 2 - 4%.
Предусматривается наращивание объемов производства в молочной и мясной подотраслях за счет повышения эффективности использования сырьевых ресурсов, стимулирования закупок сырья в хозяйствах всех категорий и направления сырьевых потоков на крупные предприятия, которые способны обеспечить более глубокую переработку сырья и наибольший выход продукции. Прогнозируется рост объемов производства рыбной и кондитерской промышленности.
С наращиванием объемов производства на Заводоуковском спиртоводочном заводе и с пуском в эксплуатацию Тобольского спиртзавода прогнозируется доведение объема выпуска спирта до 500 - 700 тыс. декалитров в год, что позволит удовлетворить потребность алкогольной промышленности области в спирте и увеличить налоговые поступления в бюджет.
Важнейшей задачей развития промышленности является создание условий для повышения конкурентоспособности продукции, роста производительности труда преимущественно на основе модернизации производства и повышения его эффективности. Вложение средств будет направлено на поддержку новых технологий, конкурентоспособных предприятий, способных обеспечить возврат вложенных средств, повышение качества выпускаемой продукции, снижение себестоимости, замену морально устаревших видов продукции изделиями с новыми потребительскими свойствами.
Агропромышленный комплекс
На прогнозируемый период для агропромышленного комплекса основными задачами определены:
o повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет применения перспективных ресурсосберегающих технологий в отраслях АПК и увеличения продуктивности пашни, скота и птицы;
o улучшение генофонда животных, растений, повышение почвенного плодородия;
o совершенствование структуры посевных площадей под сельскохозяйственными культурами в целях улучшения кормовой базы для животноводства и птицеводства;
o техническое перевооружение и модернизация агропромышленного производства;
o финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий;
o кадровое обеспечение агропромышленного комплекса.
Выполнение поставленных задач будет осуществляться в рамках мероприятий областных целевых программ, принятых для развития АПК.
Валовая продукция сельского хозяйства прогнозируется на уровне 15,6-16 млрд. руб., или 100 - 102% в сопоставимых ценах к оценке 2002 года.
В 2003 году в рамках реализации областной программы развития животноводства продолжится целенаправленная работа по улучшению дел в отрасли и прежде всего - в молочном и мясном скотоводстве.
Развитие молочного животноводства будет осуществляться на основе увеличения поголовья высокопродуктивных молочных пород, реализации мер по повышению средней продуктивности коров до 3000 кг в год и оздоровлению маточного стада. Намечается закупить в 2003 году из племенных хозяйств России до 2 тыс. голов скота молочных пород.
В целом валовое производство молока в хозяйствах всех категорий будет увеличено на 2 тыс. тонн.
Продолжится становление мясного скотоводства в районах, имеющих для этого необходимые условия. В 2003 году в хозяйствах области планируется закупить около 1 тыс. голов чистопородного скота и в целом довести его численность до 4 тыс. голов.
Свиноводство будет по-прежнему развиваться, в основном, в специализированных хозяйствах, где создана собственная кормовая база, имеется производство фуражного зерна.
Продолжатся работы по реконструкции и техническому перевооружению Боровской и Пышминской птицефабрик, что даст возможность увеличить производство яйца на 50-70 млн. штук в год.
На базе бывшей птицефабрики "Викуловская" и инкубаторно-птицеводческой станции в Армизонском районе предусматривается развитие гусеводства с участием ООО "Катайский гусеводческий комплекс" Курганской области. Это позволит удовлетворить в 2003 году спрос населения на гусят в количестве не менее 100 тыс. шт. и произвести 30-35 т мяса гусей.
Одним из основных факторов успешного развития животноводства является создание необходимой кормовой базы. Рост объемов производства и улучшение качества кормов будут осуществляться за счет увеличения в структуре кормовых культур доли бобовых трав и смесей, а также однолетних трав на сено и зеленый корм.
Рациональное использование значительных резервов фуражного зерна также будет способствовать наращиванию поголовья скота и птицы и повышению их продуктивности.
Предусматривается направить значительные средства на укрепление материально-технической базы кормопроизводства, увеличить поставки современной кормозаготовительной техники сельскохозяйственным предприятиям через областной лизинговый фонд. В связи с отсутствием у товаропроизводителей денежных средств на оплату первоначальных платежей, либо залогового имущества, для частичной компенсации стоимости объектов лизинга предполагается выделение из областного бюджета субсидий, включающих первоначальный взнос и страховые платежи. Это позволит в среднем на 2% повысить темпы обновления машинно-тракторного парка и расширить круг покупателей высокопроизводительной техники нового поколения.
В 2003 году увеличение производства зерна предусматривается без расширения посевных площадей в целом. Будет продолжено поэтапное внедрение в земледелии прогрессивных ресурсосберегающих технологий, основанных на минимальной обработке почвы и применении нового поколения сельскохозяйственных машин и агрегатов, новых высокоурожайных сортов зерновых культур и современных средств защиты растений, позволяющих восстанавливать плодородие почвы, повысить урожайность сельскохозяйственных культур и эффективность отрасли. Применение этих технологий предусматривается на площади до 200 тыс. га, или 30% от общих посевов зерновых, что позволит обеспечить производство зерна в объеме 1380 тыс. тонн - на 10% больше среднегодового урожая за последние 5 лет.
Предусматривается увеличение бюджетных расходов на поддержку семеноводства для восстановления и развития генофонда сельскохозяйственных культур, производства семян высших репродукций.
Кроме того, намечается увеличение внесения минеральных удобрений до 75 тыс. тонн (113% к уровню 2002 г.), более широкое использование в качестве органических удобрений соломы и сидеральных культур. Продолжится техническое переоснащение машинно-тракторного парка высокопроизводительной техникой на условиях финансового лизинга.
Будет осуществляться комплекс мер по развитию сельскохозяйственной кредитной кооперации. Предусматривается дополнительно создать кредитные кооперативы в 4-х районах области для обслуживания субъектов малого предпринимательства, включая личные подсобные хозяйства населения.
Продолжится работа по созданию интегрированных агропромышленных структур, совершенствованию механизма экономических взаимоотношений между предприятиями перерабатывающих отраслей и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Так, предусматривается заключение с предприятиями молочной промышленности ценовых соглашений - ими будут регламентироваться вопросы ценообразования на сельскохозяйственное сырье и своевременность расчетов с его поставщиками.
В целях расширения рынка сбыта продукции рассматривается разработка в 2003 году общеобластной целевой программы "Продовольственное обеспечение Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа". В основе программы - создание сети региональных оптово-продовольственных рынков. В 2002 году сделаны практические шаги по созданию в г.Пыть-Яхе на базе муниципального унитарного предприятия регионального оптово-продовольственного рынка, который станет пилотным проектом в системе стабильного обеспечения населения северных округов продуктами питания, производимыми в области.
Предполагается, что реализация намечаемых мер позволит в 2003 году увеличить производство основных видов сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки.

,Основными задачами инвестиционной политики администрации области определены:
" создание условий для улучшения инвестиционного климата и повышение инвестиционной привлекательности региональной экономики, в том числе за счет формирования нормативной базы, налоговых преимуществ для инвесторов;
" привлечение инвестиционных ресурсов за счет средств автономных округов и федерального бюджета, в том числе по специальным программам.
Прогнозом на 2003 год предусматриваются инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в объеме 18,6-18,8 млрд. рублей, что составляет 106 - 107% к оценке текущего года в сопоставимых ценах.
Большое значение для развития реального сектора экономики региона имеет увеличение удельного веса собственных средств предприятий и организаций (фонд накопления и амортизация) в общем объеме инвестиций, доля которых в 2003 году достигнет 61%. Доля бюджетных средств составит 23% общего объема инвестиций. Прогнозом предусматривается увеличение на 24-26% инвестиций за счет средств федерального бюджета, направляемых на дорожное строительство. Повышение инвестиционной активности связано также с вовлечением в инвестиционно-строительный процесс кредитных ресурсов, внебюджетных средств, частных инвестиций.
Основными задачами строительного комплекса в 2003 году являются увеличение ввода жилья, объектов социальной инфраструктуры, сокращение объемов незавершенного строительства, техническое перевооружение и модернизация предприятий строительной индустрии и промышленности строительных материалов.
В 2003 году капитальные вложения из областного бюджета будут направляться в первую очередь на завершение строительства объектов с высокой степенью строительной готовности, максимальное сокращение объемов незавершенного строительства, а также выполнение областных программ, реализацию Закона Тюменской области "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство и приобретение жилья за счет средств областного бюджета".
Сохранятся высокие объемы жилищного строительства. Предусматривается ввод в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 471 - 474 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, в том числе за счет средств населения - 140 тыс. кв. метров (100%), из объектов социальной сферы - общеобразовательные школы на 1,9 тыс. ученических мест и родильный дом в г. Тобольске на 90 коек.
За счет средств федерального и областного бюджетов в 2003 году будет продолжено строительство Бокаревского водозабора (г.Ишим), расширение и реконструкция второй очереди сооружений по очистке канализационных стоков в г. Тюмени, берегоукрепление реки Иртыш в районе скотомогильника в г. Тобольске, лечебного корпуса для областного онкологического диспансера, реконструкция и реставрация памятников ансамбля Тобольского кремля и памятников архитектурного ансамбля г. Ялуторовска. Намечается завершить строительство инженерно-лабораторного корпуса Тюменской государственной архитектурно-строительной академии и реконструкцию профессионально-технического училища в с. Нижняя Тавда.
Средства областного бюджета будут направлены также на строительство учебного корпуса Тюменской государственной сельскохозяйственной академии, реконструкцию здания цирка, Дворца культуры "Нефтяник" и Дворца молодежи "Геолог" в г.Тюмени. Намечено строительство социально-культурных центров и реконструкция спорткомплексов, продолжение строительства и реконструкции социальных приютов для детей и центров реабилитации для пожилых людей.
Приоритетными направлениями остаются развитие газоснабжения и дорожное строительство.
Для привлечения средств предусматривается участие в выставках инвестиционных проектов, информирование деловых кругов об инвестиционном потенциале области.

,Объем перевозок грузов в целом всеми видами транспорта прогнозируется на уровне 2002 года. Увеличение объемов перевозок грузов предусматривается железнодорожным транспортом.
Намечается завершение строительства международного сектора аэровокзала в аэропорту "Рощино" г. Тюмени, дотирование пассажирских перевозок водным транспортом на участке Тобольск-Малая Бича межобластной линии Тобольск-Тевриз, имеющей социально важное значение для жителей приречных населенных пунктов Вагайского и Тобольского районов, и пригородных перевозок железнодорожным транспортом, услугами которого пользуются, в основном, малообеспеченные категории населения.
В 2003 году планируется провести ремонт помещений, установку пожарной сигнализации в Тюменском, Заводоуковском, Омутинском автовокзалах, Исетской, Нижнетавдинской, Абатской, Бердюжской автостанциях, реконструкцию Голышмановского автовокзала, в ряде районов осуществить переход автостанций на автономное газовое отопление. Предусматривается пополнение автобусного парка муниципальных и областных предприятий автотранспорта.
В 2003 году предполагается ввести в действие АТС на 34,5 тыс. номеров и СТС на 7,7 тыс. номеров. Количество основных телефонных аппаратов возрастет на 10 тыс. штук.
Новые услуги почтовой связи предполагается развивать на базе современных информационных технологий. В целях поддержки и развития почтовой связи Тюменской области планируется направить средства из областного бюджета.
В 2003 году за счет всех источников финансирования и с учетом предварительного рассмотрения заявок на финансирование из федерального бюджета ввод дорог с твердым покрытием составит по Югу области 220 км, в том числе общего пользования - 152 км.
За счет федеральных средств по программе "Модернизация транспортной системы России (до 2010 г.)" (подпрограмма "Автомобильные дороги") предусматривается продолжить реконструкцию автодороги "Обход г.Тюмени", что позволит ликвидировать одно из узких звеньев в транспортном коридоре Екатеринбург-Тюмень-Ханты-Мансийск - Сургут, снизить транспортно-эксплуатационные затраты по доставке транзитных грузов и разгрузить г.Тюмень от транзитного транспорта, улучшить экологическую обстановку в городе. Ввод автодороги Аромашево - Вагай позволит соединить кратчайшим путем федеральные дороги Тюмень-Ишим-Омск и Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск в восточной части региона, даст возможность направить транспортные потоки из южных районов на Север области минуя областной центр.
Завершение строительства автодороги Ялуторовск-Ярково позволит соединить часть районов Севера и Юга Тюменской области по оптимальной транспортной схеме.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Продолжится реализация первоочередных мероприятий администрации Тюменской области и муниципальных образований на 2002-2003 годы для обеспечения надежной и устойчивой работы отрасли.
На 2003 год предусматривается сохранить платежи населения области за жилищно-коммунальные услуги на уровне 90%. Максимально допустимая доля расходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном семейном доходе установлена в размере 22%. Эти показатели соответствуют федеральным стандартам перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг.
Введение новой системы оплаты жилья и коммунальных услуг предусматривает усиление социальной защиты малообеспеченных категорий граждан путем предоставления им адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот.
Предусматривается развитие системы персонифицированных социальных счетов граждан.
В рамках областной целевой программы "Обеспечение населения Юга Тюменской области чистой водой" продолжится строительство водозаборных и водоочистных объектов в селах Абатское, Армизонское, Аромашево и Вагай, водозабора "Северный" в г.Заводоуковске и реконструкция сетей водопроводов и станций подготовки воды в г. Ишиме и районном центре Голышманово. Начинает внедряться устройство локальных систем водоподготовки в малых населенных пунктах и учреждениях социальной сферы.
Будет продолжено строительство канализационного коллектора в исторической части г.Тобольска.

,Малое предпринимательство в Тюменской области последние 2-3 года представляет устойчивую сферу экономики, оказывающую влияние на социально-экономическое развитие общества, занятость населения, создание реальной конкурентной среды на рынке товаров и услуг.
При благоприятных условиях в экономической и кредитно-финансовой сферах в 2003 году количество малых предприятий увеличится на 2% по сравнению с 2002 годом. Значительную долю в общем числе предприятий составят предприятия торговли и общественного питания (30%), строительства (20%).
Численность работников в малом бизнесе с учетом индивидуальных предпринимателей и вторичной занятости составит 120 тыс. чел., или 20% от общей численности занятых в экономике региона.
В 2003 году прогнозируется увеличение выпуска товаров и услуг по всем видам деятельности по сравнению с 2002 годом на 2-3 % в сопоставимых ценах. В действующих ценах темпы прироста в течение прогнозного периода составят 14-15%, в том числе:
для предприятий промышленности -14 -16%;
для предприятий строительства - 15-18%;
для предприятий торговли и общественного питания - 12-13%.
Предполагается осуществление государственной поддержки малого бизнеса на конкурсной основе в финансово-кредитной сфере, создании информационной и организационно-технологической инфраструктуры предпринимательства, а также координация усилий государственных, муниципальных и общественных региональных структур в рамках реализации региональной Программы государственной поддержки малого предпринимательства в Тюменской области на 2002-2003 годы.

,Среднегодовая численность постоянного населения Юга области в 2003 году, по оценке, составит 1344 тыс. человек и в сравнении с 2002 годом уменьшится на 4 тыс. человек. Сокращение произойдет за счет естественной убыли населения.
Трудовые ресурсы в связи со вступлением в трудоспособный возраст родившихся в годы наиболее высокой рождаемости (1981-1985 гг.) увеличатся на 1 тыс. человек. Позитивные процессы в экономике области будут способствовать росту числа занятых в промышленности, строительстве и непроизводственной сфере деятельности.
Общая численность лиц, не занятых трудовой деятельностью и учебой, снизится и составит в 2003 году 192 тыс. человек, из них количество безработных, зарегистрированных в службах занятости, - 6 тыс. человек, уровень официально зарегистрированной безработицы - 1%.

,В 2003 году сохранится тенденция повышения уровня жизни населения области. Номинальные денежные доходы населения оцениваются в сумме 75-76 млрд. рублей, что почти на 20% больше ожидаемых в текущем году. На душу населения доходы составят 4,7 тыс. рублей. Темпы роста среднедушевых денежных доходов населения будут опережать темпы роста цен на товары и услуги, в результате продолжится рост реальных доходов населения и его покупательной способности. Реальные располагаемые доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) составят 106-107% к уровню текущего года.
Поэтапное повышение минимальных государственных гарантий по оплате труда в сочетании со снижением налоговой нагрузки положительно сказывается на росте заработной платы и ее доли в денежных доходах населения. Прогнозируется, что в 2003 году фонд заработной платы по области по сравнению с оценкой 2002 года увеличится на 16-19%.
Значительная часть доходов населения формируется за счет социальных выплат, доходов от предпринимательской деятельности, поступлений из финансовой системы, страховых выплат.
Ожидается, что увеличение реальных доходов в условиях экономической стабилизации и снижения инфляции будет направляться населением не только на потребление, но и на сбережение. Структура использования денежных доходов населения претерпевает некоторые изменения. Постепенно сокращается доля затрат на покупку товаров и оплату жилищно-коммунальных, бытовых и других услуг. Если в 1999 году они занимали в общей сумме расходов населения 83%, то в 2003 ожидаются на уровне 79%. Снижаются расходы населения на покупку иностранной валюты, при этом растут остатки вкладов в кредитных организациях, что свидетельствует о восстановлении доверия населения к банкам области.

,Суммарный сальдированный финансовый результат организаций области в 2003 году оценивается в объеме 11 млрд. рублей, объем прибыли прибыльных организаций - 13 млрд. рублей. Предусматривается, что с прибылью будут работать предприятия машиностроения, нефтехимической, нефтедобывающей, медицинской, пищевой промышленности, трубопроводного транспорта, связи, заготовок, строительные организации, коммерческие банки, страховые организации и ряд других.
Учитывая, что общий объем прибыли по области во многом зависит от финансовых результатов двух крупнейших организаций - ОАО "Тюменская нефтяная компания" и ОАО "Сибнефтепровод", прогноз сформирован с учетом расчетов, представленных указанными организациями. Обе организации ожидают, что доходность их деятельности в 2002-2003 годах по сравнению с 2001 годом значительно снизится. Тюменская нефтяная компания планирует получить около 3 млрд. рублей прибыли (против 5,8 млрд. рублей в 2001 году), ОАО "Сибнефтепровод" - 2 млрд. рублей (в 2001 году - 3,5 млрд. рублей).
Это является следствием изменения в налогообложении, увеличения стоимости основных фондов в результате их переоценки и, соответственно, роста включаемых в себестоимость продукции амортизационных отчислений, а также уплаты процентов за пользование заемными средствами.

,Прогноз развития социальной сферы на 2003 год ориентирован на преодоление проблем функционирования социальных отраслей и создание необходимых условий для удовлетворения минимальных потребностей всех групп населения в социальных услугах при формировании оптимального соотношения платности и бесплатности их предоставления населению с одновременным обеспечением адресной и дифференцированной поддержки малообеспеченных групп населения.
Приоритетными направлениями социальной политики администрации области определены:
" создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;
" обеспечение максимально эффективной защиты социально-уязвимых категорий граждан, не имеющих возможности для самостоятельного решения социальных проблем и нуждающихся в государственной поддержке;
" обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ, прежде всего качественного образования, медицинского и социального обслуживания;
" решение проблемы кадрового обеспечения учреждений здравоохранения и образования;
" обеспечение высокого качества и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг, включая развитие платного обслуживания;
" привлечение внебюджетных источников финансирования для реализации целевых проектов по развитию отраслей социальной сферы.
Главной задачей останется достижение сбалансированности объемов обязательств администрации области с возможностями регионального бюджета.
В сфере образования продолжится совершенствование содержания и методов обучения в средней школе, направленное на формирование у учащихся навыка анализа информации и самообучения.
Начиная с 2002-2003 учебного года, Тюменская область включена в эксперимент по введению единого государственного экзамена, заменяющего выпускные экзамены в средней школе и вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения. В эксперименте примут участие 9,5 тыс. выпускников школ гг. Тюмени и Тобольска, Тюменского района, то есть половина всех выпускников школ Юга области.
Продолжится эксперимент по переходу на 12-летнее общее полное образование в школах гг. Тюмени, Тобольска, Ишима, Нижнетавдинского, Сладковского и Викуловского районов.
В связи с сокращением количества учащихся (в 2002-2003 учебном году на 11,3 тыс. человек) и с целью эффективного использования существующей сети предполагается провести реструктуризацию общеобразовательных учреждений за счет сокращения малокомплектных и укрупнения основных и средних школ.
Предусматриваются средства на развитие и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, компьютеризацию и информатизацию образовательного процесса.
Будет осуществляться регионально-целевая подготовка специалистов в высших учебных заведениях области за счет средств областного бюджета в соответствии потребностями социально- экономического развития региона.
В здравоохранении основной целью государственной политики на 2003 год будет обеспечение доступности медицинской помощи, повышение ее качества, расширение номенклатуры медицинских услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, удовлетворение потребностей населения и учреждений здравоохранения в лекарственных средствах, соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и контроля за благополучием окружающей среды.
Обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в 2003 году возрастет на 1,6% к уровню 2002 года, стационарными койками - практически не изменится.
Объем платных медицинских услуг может возрасти на 4-10% к уровню 2002 года, преимущественно за счет расширения диагностических и стоматологических медицинских услуг.
Для повышения качества оказания специализированной медицинской помощи предполагается создание областного ожогового Центра на базе областной клинической больницы, проведение реконструкции областного противотуберкулезного диспансера и 2-ой городской больницы, работающей в режиме оказания экстренной медицинской помощи населению области.
В сфере социальной защиты населения в 2003 году предстоит:
" усилить адресность социальной поддержки населения за счет перераспределения социальных расходов в пользу малоимущих граждан;
" развивать наиболее удобные для населения и менее затратные формы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов (обслуживание на дому, реабилитация инвалидов на базе отделений дневного пребывания и т.д.);
" совершенствовать систему и порядок оказания платных услуг в социальных учреждениях.
Особое внимание будет уделяться решению проблемы безнадзорности, профилактике и снижению криминализации детской и подростковой среды, социальной защите детей-сирот, укреплению материальной базы областных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетными направлениями деятельности в сфере культуры в 2003 году определены: повышение уровня доступности в получении услуг учреждений культуры для всех групп населения; возрождение и развитие национальных культур; укрепление материально-технической базы учреждений культуры; сохранение и реставрация объектов историко-культурного наследия; государственная поддержка системы кинопроката; сохранение библиотечной сети области, единого информационного пространства; государственная поддержка профессионального искусства, народного творчества и народных промыслов, профессионального образования, детского художественного творчества.
В области физической культуры и спорта намечается активизация физкультурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы среди всех групп населения в целях качественного улучшения физического состояния населения и в первую очередь - молодого поколения.
Предусматривается:
" расширение возможностей граждан заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния;
" сохранение и развитие сети детско-юношеских спортивных школ и улучшение их материальной базы, создание подростковых и детских спортивных клубов по месту жительства, организация полноценного досуга для укрепления здоровья детей, подростков и молодежи;
" подготовка спортсменов высокого класса к участию во всероссийских и международных соревнованиях.
В области продолжит действовать система проведения комплексных спартакиад среди всех групп населения.

,В 2003 году намечается реализация пяти общеобластных и 33 областных программ с объемом финансирования из средств областного бюджета около 1200 млн. руб.
В их числе программы, направленные на решение проблем агропромышленного комплекса, воспроизводства минерально-сырьевой базы. Будет продолжено решение проблем детей-сирот и инвалидов, материнства и детства, предусмотрены меры государственной поддержки молодежи. Намечено выделение средств на противотуберкулезные мероприятия и лечение больных сахарным диабетом, улучшение социальных условий жизни населения, борьбу с наркоманией и преступностью. В соответствии с Губернаторской программой "Жилище" будет строиться жилье для переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, для детей-сирот, участников Великой Отечественной войны, работников бюджетной сферы.
По программе выполняется комплекс мер для обеспечения эфирного радиовещания, телевещания и телефонизации сельских населенных пунктов, в городах и селах области строятся водопроводно-канализационные сооружения.
Выделяются средства на восстановление исторических памятников в городах Тобольске и Ялуторовске.
С 2003 года начинается финансирование программ занятости населения и по патриотическому воспитанию граждан.
Ведется разработка новых программ по различным отраслям социальной сферы и экономики, в том числе по решению проблем демографии, реабилитации инвалидов и граждан, освободив