В последние годы, годы проведения экономических реформ, Ханты-Мансийский автономный округ сохранил один из самых высоких производственных и финансовых потенциалов среди регионов Российской Федерации и занимает по этим показателям устойчивое второе место.
В 1994-2000 года благодаря институциональным, инфраструктурным преобразованиям в автономном округе удалось существенно поднять такие составляющие инвестиционного рейтинга, как инновационный потенциал, институциональный и трудовой потенциал.
В результате за четыре года интегральный инвестиционный рейтинг Ханты-Мансийского автономного округа поднялся с 45 (1996 г.) до 4 (2001 г.).
Регион сохраняет устойчивое 2-е место после Москвы по бюджетным доходам, 10-е место по обеспеченности регионального бюджета собственными доходами.
В 1997-2001 гг. автономный округ сохраняет лидирующее 2-е место после Москвы по объему капитальных вложений, в том числе по объему прямых и портфельных инвестиций, прежде всего, в предприятия нефтегазодобывающей отрасли.
В настоящее время наиболее привлекательными для инвестиций являются отрасли нефтедобычи, нефтегазопереработки, разведки и добычи твердых полезных ископаемых (золота, цветных камней, оптического кварца и т.п.), лесоперерабатывающий комплекс.
,Власти Югры в первую очередь пытаются расширить налогооблагаемую базу, увеличив тем самым поступления денежных средств в консолидированный бюджет. Основными целями инвестиционной политики округа является развитие отраслей промышленности, альтернативных нефтегазодобывающему комплексу, и обеспечение занятости населения региона.
,Правительство Ханты-Мансийского автономного округа заинтересовано в привлечении в экономику региона как отечественных, так и иностранных инвестиций. Однако, западные инвесторы опасаются идти в российские регионы из-за ?бюрократических ловушек?. Поэтому правительством региона и депутатами Думы в Ханты-Мансийском автономном округе ведётся активная работа по формированию правовой базы для инвесторов.
Основой инвестиционного законодательства автономного округа служит закон ?О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа?.
Этот документ нацелен на развитие инвестиционной деятельности в округе путем повышения заинтересованности у местных предприятий в производстве товаров и услуг при активном привлечении отечественных, а также зарубежных материальных, финансовых ресурсов и новых технологий. В нем определены различные формы поддержки субъектам инвестиционной деятельности:
- предоставление налоговых льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет автономного округа, территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа на срок окупаемости инвестиционного проекта,
- предоставление инвестиционных кредитов за счет средств бюджета развития автономного округа,
- предоставление инвестиционного налогового кредита,
- предоставление поручительств и гарантий Правительства округа,
- предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества автономного округа для осуществления инвестиционной деятельности,
- погашение держателям инвестиционных проектов части процентов по инвестиционным банковским кредитам за счет средств бюджета округа,
- прямое инвестирование за счет средств бюджета округа.
Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление своей деятельности.
На практике эти процедуры ещё не до конца отработаны. Существует спорный момент по вопросу компенсации процентов по привлекаемым кредитным ресурсам. Неясно, будет ли такая компенсация безвозмездной или вложенные администрацией деньги должны быть возвращены через какое-то определенное время.
Неординарной для других регионов России формой поддержки инвестиционных проектов является введенное в Ханты-Мансийском автономном округе прямое финансирование, покупка акций компании. Фармацевтический завод ?Югра-Фарм?, купленный в Тюмени, простоял в недостроенном виде более 10 лет в ожидании инвестора. Правительство автономного округа выкупило весь пакет акций, вложило средства на завершение строительства и приобретение оборудования.
,Крупным инвестиционным проектом в округе является проект ?Полярный кварц?, который заключается в создании высокотехнологического комплекса, включающего в себя горную часть для разработки месторождений высокочистого кварца и строительство промышленного комплекса по производству выскочистого кварцевого концентрата.
Общая стоимость этого проекта составляет $50812. Ожидается, что после выхода проекта на полную мощность, сумма налогов в местный бюджет составит более $1 млн.
Производство особо чистых кварцевых концентратов в Ханты-Мансийском автономном округе может послужить толчком для развития различных отраслей промышленности.
В первую очередь это связано с производством кварцевых тиглей для выращивания монокристаллов металлического кремния. На базе монокристаллического кремния будет возможно создание предприятий электронной промышленности, хотя это потребует крупных капиталовложений. Другое направление ? это производство кварцевых труб. В автономном округе есть свои компоненты для создания данного направления ? сырье, газ, электроэнергия, что существенно сократит затраты.
,Продуманная инвестиционная политика региона создает благоприятный климат для инвесторов. И это приносит свои плоды уже сегодня. В настоящее время на территории автономного округа зарегистрировано 190 предприятий с иностранными инвестициями, 20 представительств иностранных компаний. Особый интерес к Ханты-Мансийскому автономному округу проявляют транснациональные нефтедобывающие корпорации.