USD 74.1373

0

EUR 89.506

0

BRENT 67.37

-0.9

AИ-92 45.38

+0.01

AИ-95 49.16

+0.01

AИ-98 55.01

+0.06

ДТ 49.35

+0.01

401

Реализация жилищно-коммунальной реформы в Ханты-Мансийском автономном округе за 2002 год

В Ханты-Мансийском автономном округе подводятся итоги жилищно-коммунальной реформы за 2002 год

В Ханты-Мансийском автономном округе подводятся итоги жилищно-коммунальной реформы за 2002 год.
Департаментом тарифной и ценовой политики автономного округа во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. ? 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации", постановления Правительства автономного округа от 01.06.2002 г. ? 335?п "О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.03.2002 г. ? 177-п", а также в целях анализа результатов поэтапного перехода к бездотационному функционированию жилищно-коммунального хозяйства проведен ежеквартальный мониторинг ставок и тарифов на оплату жилья и коммунальных услуг и анализ хода реформирования жилищно-коммунального комплекса в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа.
За период с 1 мая 2002 г. по 1 августа 2002 г. в 12-ти муниципальных образованиях округа наблюдаются изменения по отслеживаемым показателям:
?уровню платежей граждан;
?максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи;
?ставкам для населения по оплате жилищно-коммунальных услуг;
?экономически обоснованным тарифам;
?нормативам потребления жилищно-коммунальных услуг;
?стоимости содержания 2-х комнатной квартиры.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2001 г. ? 804 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 г." федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 2002 год установлен в размере 22%, а стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги рекомендовано устанавливать органам власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в размере, предусмотренном Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 28.04.1997 г. ?425 (на 2002 год в размере 90%).
В настоящее время Управлением жилищно-коммунального хозяйства автономного округа подготовлен проект постановления Правительства автономного округа "Об окружных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002, 2003 годы", которым будут установлены:
?окружной стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах окружного стандарта социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в размере 20% на 2002, 2003 годы;
?окружной стандарт уровня платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги в целом по всем видам в размере 80% на 2002 год, 90% на 2003 год от их стоимости в соответствующем году.
Наибольшая величина максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг установлена в г.г. Когалыме, Ханты-Мансийском районе ? 22%, наименьшая ? в г. Мегионе и г. Радужном ? 10%. В г. Ханты-Мансийске в целях усиления социальной защиты населения в период перехода на 100% возмещение расходов населением услуг жилищно-коммунального хозяйства установлены размеры максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в зависимости от размера совокупного дохода семьи, которые дифференцируются от 7% до 22%. За анализируемый период снижение максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг произошло в г. Радужном с 20% до 10%.
Таким образом, по округу средний показатель максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на 1.08.2002 г. составил в размере 18,36%.
Фактическая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в среднедушевом доходе в среднем по округу составляет 3,1% (наибольшая ? в Сургутском районе 6,6%; наименьшая ? в Советском районе 0,4%). Данный показатель свидетельствует о том, что в Ханты-Мансийском автономном округе имеется резерв к переходу на 100% оплату жилищно-коммунальных услуг населением, а следовательно и снижению размера дотаций из бюджета.
В среднем по округу уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги (в целом по всем видам этих услуг) на 1 августа 2002 года составил 75 %. В Кондинском и Советском районах этот показатель в настоящий момент составляет всего 50% и 55% соответственно. Отсутствие постепенного (поэтапного) повышения уровня платежей для населения в данных территориях (к 2003 году-100%) в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.97 г. ? 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" приведет в дальнейшем к резкому росту платежей и, как итог, к возникновению множества вопросов и нареканий от населения как на работу предприятий ЖКХ, так и в адрес администраций муниципальных образований.
За второй квартал 2002 г. рост предельного уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги наблюдается в 6-ти территориях автономного округа ? в г.г. Ханты-Мансийске, Нижневартовске, Нефтеюганске, Когалыме, Радужном и Ханты-Мансийском районе.
Изменения экономически обоснованных тарифов произошло в следующих территориях округа:
Повышение:
? на содержание и ремонт жилищного фонда в г.г. Нефтеюганске, Югорске, Нижневартовском районе - от 7,5% до 61%.
? на вывоз твердых бытовых отходов в г.г. Ханты-Мансийске, Югорске, Пыть-Яхе, Нижневартовском районе - от 6% до 2,5 раз.
?на услуги сетевого водоснабжения в г.г. Сургуте, Нефтеюганске, Югорске, Пыть-Яхе, Нижневартовском районе - от 3% до 15%.
?на услуги водоотведения в г.г. Сургуте, Нефтеюганске, Когалыме Югорске, Пыть-Яхе, Нижневартовском районе - от 6% до 30%.
?на услуги теплоснабжения в г.г. Сургуте, Югорске, Пыть-Яхе, Белоярском, Нижневартовском районе ? от 6% до 27%.
Снижение:
? на содержание и ремонт жилищного фонда в г. Когалыме на 6%.
Следует отметить, что расходы на проведение капитального ремонта жилищного фонда во многих муниципальных образованиях округа носят целевой характер и финансируются из средств местного бюджета, поэтому плата за капитальный ремонт жилищного фонда с населения не взимается. Отсутствие целевого финансирования этих затрат из городских бюджетов привело бы к значительному росту экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения.
Затраты на ремонт и обслуживание внутридомового инженерного оборудования включены в тариф на услугу "содержание и текущий ремонт жилищного фонда".
При сравнении экономически обоснованных тарифов на оплату коммунальных услуг для населения и для промышленных предприятий видно, что формирование тарифов осуществляется для различных групп потребителей с элементами перекрестного субсидирования. В то же время, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.08.2001 г. ?609 "О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов", органами местного самоуправления принимаются меры по поэтапному сближению тарифов по категориям потребителей. Таким образом, экономически обоснованные тарифы для населения в большинстве территорий округа стали формироваться с применением рентабельности от 5до 20% (ранее они формировались без учета рентабельности). В трех территориях округа (г.Югорск, Белоярский, Сургутский район) экономически обоснованные тарифы установлены единые, как для предприятий, так и для населения.
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг остались на уровне 1 квартала 2002 г., за исключением г. Нефтеюганска, где нормативы снижены на горячее водоснабжение, водоотведение в жилых домах с водопроводом, канализацией, ваннами и увеличены на холодное водоснабжение, водоотведение в жилых домах с водопроводом, канализацией, без ванн.
Вследствие роста экономически обоснованных тарифов, нормативов потребления на жилищно-коммунальные услуги и предельного уровня платежей граждан повысились ставки на жилищно-коммунальные услуги в муниципальных образованиях автономного округа.
В результате повышения ставок за жилищно-коммунальные услуги увеличилась стоимость содержания типовой двухкомнатной квартиры. Оплата за квартиру в капитальном исполнении с анализируемым набором жилищно-коммунальных услуг в среднем по округу выросла на 12% и варьируется от 661,53 руб. ? в Советском районе (предельный уровень платежей 55%) до 2423,55 руб.- в г. Ханты-Мансийске (предельный уровень платежей 80%); в деревянном исполнении ? в среднем по округу выросла на 10% и колеблется от 392,97 руб.- в Советском районе до 1866,28 руб. - в г. Ханты-Мансийске.
Порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг гражданами в округе, имеющими "второе" жилье, а также сверхнормативную площадь и сверхнормативное потребление коммунальных услуг производится в соответствии с постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа от 20.09.1999 г. ?375 "Об изменениях в порядке перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг".
Наглядно ставки для населения за жилье и коммунальные услуги, нормативы потребления (в зависимости от категории и степени благоустройства жилья), экономически обоснованные тарифы, предельный уровень платежей для населения, стоимость содержания типовой 2-х комнатной квартиры и другие показатели представлены в таблицах, а их динамика по сравнению с прошлыми анализируемыми периодами в диаграммах приложений.
Следует отметить, что одновременно с увеличением оплаты жилищно-коммунальных услуг населением органы местного самоуправления должны учитывать реальный уровень доходов населения на территории, изыскивать резервы снижения затрат и нормативов потребления коммунальных услуг. Проведенный мониторинг, показал, что общее количество семей, которым предоставлены субсидии составляет 21456 и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 16,5%. Резко возросло количество семей, получающих субсидии в Кондинском районе - 4,7 раза, г. Мегионе ? 3 раза, г. Покачи ? 2,6 раза. В тоже время, этот показатель снизился в г.г. Пыть-Яхе и Лангепасе на 74,5% и 64,4% соответственно. Всего сумма начисленных субсидий за 1 полугодие составила 72352,0 тыс.руб., что на 98,2% выше, чем за данный период прошлого года.
Задолженность населения по оплате жилья и коммунальных услуг составила 20,42%. Наибольший процент семей должников в Советском районе ? 49,5%, наименьший в г. Покачи ? 1,3%.
Наряду с этим, все чаще стали поступать в органы исполнительной власти обоснованные нарекания и жалобы со стороны населения на высокую стоимость и не качественное предоставление услуг. На территориях округа постановлениями и распоряжениями Глав муниципальных образований утверждаются Положения о механизмах снижения оплаты жилищно-коммунальных услуг при отклонении их качества, в которых определяются порядок предъявления и оформления претензий за некачественное предоставление или не своевременное предоставление жилищно-коммунальных услуг и условия снижения размеров платежей. Но соответствующие перерасчеты производятся не во всех городах и районах округа, во многом по причине того, что население не обращается с претензиями на некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг из-за отсутствия информации о существовании таких документов и "бюрократических проволочек" в решении этих вопросов.

По материалам пресс-службы губернатора Ханты-Мансийского автономного округа