USD 73.9968

0

EUR 89.6249

0

BRENT 68.83

0

AИ-92 45.34

0

AИ-95 49.09

+0.01

AИ-98 55.06

+0.02

ДТ 49.36

+0.01

900

Привлечение иностранного капитала в ХМАО

ХМАО ? один из самых привлекательных с точки зрения инвестиций субъектов РФ. Прогнозируемые нефтяные запасы ХМАО составляют 35-40 млрд. тонн. В настоящее время в ХМАО добывается около 6% от мировой добычи нефти. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's признало ХМАО одним из наиболее обеспеченных природными ресурсами и продуктивно работающих регионов России.

ХМАО ? один из самых привлекательных с точки зрения инвестиций субъектов РФ. Прогнозируемые нефтяные запасы ХМАО составляют 35-40 млрд. тонн. В настоящее время в ХМАО добывается около 6% от мировой добычи нефти.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's признало ХМАО одним из наиболее обеспеченных природными ресурсами и продуктивно работающих регионов России.


, По оценке аналитиков агентства, внутренний региональный продукт ХМАО - второй по величине в стране, и хотя здесь проживает менее 1% россиян, его доля в национальном внутреннем валовом продукте превышает 6%. В 2002 году объемы промышленного производства увеличились на 6,8%, превысив среднероссийский показатель в 3,7%. Основным фактором роста является избыток "нефтяных денег", обусловленный высокими ценами на нефть.
Развитие энергетики, нефтепереработки, лесной и пищевой промышленности, машиностроения и производства строительных материалов - приоритетные направления развития и вложения инвестиций для ХМАО.
В 2002 году объем капитальных вложений округа уменьшился до 6-7% совокупного объема инвестиций в российскую экономику. Причина - отмена льгот по налогу на прибыль. Объем инвестиций в основной капитал предприятий и организаций ХМАО в 2002 г. составил 150 млрд руб., что на 15,7% меньше в сравнении с 2001 г. Спад инвестиционной активности в регионе связан с резким уменьшением инвестиций в нефтедобывающую отрасль, являющуюся ведущей для Югры. В 2002 г. объем инвестиций крупных нефтедобывающих компаний в среднем снизился на 15-40% из-за отмены инвестиционных льгот, а также перераспределения финансовых ресурсов дочерних компаний в материнские, находящиеся за пределами округа.

Львиная доля общего объема финансовых вливаний поступила в нефтяную промышленность. Несмотря на значительное, 40-процентное, увеличение объемов иностранных инвестиций в 2002 году, они составили менее 6% совокупного объема и не являются важным источником капиталовложений.
Аналитики Standard & Poor's считают, что растущая экономика ХМАО, консервативный менеджмент и финансовая гибкость должны помочь компенсировать возможные финансовые ограничения, которые могут быть вызваны дальнейшим перераспределением налоговых отчислений и продолжающимися колебаниями нефтяного рынка.



,Власти Югры в первую очередь пытаются расширить налогооблагаемую базу, увеличив тем самым поступления денежных средств в консолидированный бюджет. Основными целями инвестиционной политики округа является развитие отраслей промышленности, альтернативных нефтегазодобывающему комплексу, и обеспечение занятости населения региона.

,Правительство Ханты-Мансийского автономного округа заинтересовано в привлечении в экономику региона как отечественных, так и иностранных инвестиций. Однако, западные инвесторы опасаются идти в российские регионы из-за ?бюрократических ловушек?. Поэтому правительством региона и депутатами Думы в Ханты-Мансийском автономном округе ведётся активная работа по формированию правовой базы для инвесторов.
Основой инвестиционного законодательства автономного округа служит закон ?О поддержке инвестиционной деятельности органами государственной власти автономного округа на территории Ханты-Мансийского автономного округа?.
Этот документ нацелен на развитие инвестиционной деятельности в округе путем повышения заинтересованности у местных предприятий в производстве товаров и услуг при активном привлечении отечественных, а также зарубежных материальных, финансовых ресурсов и новых технологий. В нем определены различные формы поддержки субъектам инвестиционной деятельности:
- предоставление налоговых льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет автономного округа, территориальный дорожный фонд Ханты-Мансийского автономного округа на срок окупаемости инвестиционного проекта,
- предоставление инвестиционных кредитов за счет средств бюджета развития автономного округа,
- предоставление инвестиционного налогового кредита,
- предоставление поручительств и гарантий Правительства округа,
- предоставление объектов недвижимости, технических средств и иного имущества автономного округа для осуществления инвестиционной деятельности,
- погашение держателям инвестиционных проектов части процентов по инвестиционным банковским кредитам за счет средств бюджета округа,
- прямое инвестирование за счет средств бюджета округа.
Все субъекты инвестиционной деятельности имеют равные права и условия на осуществление своей деятельности.
На практике эти процедуры ещё не до конца отработаны. Существует спорный момент по вопросу компенсации процентов по привлекаемым кредитным ресурсам. Неясно, будет ли такая компенсация безвозмездной или вложенные администрацией деньги должны быть возвращены через какое-то определенное время.
Неординарной для других регионов России формой поддержки инвестиционных проектов является введенное в Ханты-Мансийском автономном округе прямое финансирование, покупка акций компании. Фармацевтический завод ?Югра-Фарм?, купленный в Тюмени, простоял в недостроенном виде более 10 лет в ожидании инвестора. Правительство автономного округа выкупило весь пакет акций, вложило средства на завершение строительства и приобретение оборудования.


,Губернатор автономного округа Александр Филипенко обрисовал наиболее серьезные проблемы ХМАО. В связи с введением Налогового кодекса объемы инвестиций в экономику ХМАО сократились. Как следствие, снижаются темпы разработки новых месторождений. Для того чтобы поддерживать нефтедобычу на уровне нынешних 240 - 260 млн тонн, ХМАО необходимо ежегодно осваивать до 5,5 млрд долларов инвестиций. В целом, по мнению губернатора, для развития всего нефтяного кластера округу требуется до 10 млрд долларов ежегодно. Инвестиции необходимы не только для поддержания высокого уровня добычи нефти, но и для развития таких отраслей, как нефтеперерабатывающая, газохимическая, энергетическая и деревоперерабатывающая отрасли. Еще одна проблема - кризис перепроизводства нефти. Только Сургутнефтегаз накопил ее за последние месяцы 750 тыс. тонн и уже начинает останавливать скважины. Плюс к этому - истощение месторождений и снижение объемов геологоразведочных работ (в целом по округу - в 2,5 раза за последние два года).
Справиться с перепроизводством нефти, могли бы помочь широкие государственные торговые интервенции (под досрочный северный завоз и посевную кампанию), а также строительство в округе завода по производству моторного топлива. Чтобы не позволять нефтяникам пользоваться только "филейными частями месторождений", нужно вернуться к схеме дифференцированного, зависящего от качества скважины, налогообложения.
По мнению директора Института геологии нефти и газа СО РАН академика Алексея Конторовича, для ХМАО как нефтеносной территории крайне актуальны две задачи. Первая - более глубокая переработка нефти и полное вытеснение мазута из тепло- и электроэнергетики. Увеличение глубины переработки с нынешних 69% до принятых на Западе 90 - 95% позволит России экономить до 47 млн тонн нефти в год. Вторая - проблема "лишних" жителей. В ближайшее время они неизбежно станут жертвами борьбы нефтяных компаний за увеличение производительности труда. Рост производительности труда в нефтяной промышленности приведет к тому, что численность населения ХМАО должна будет уменьшиться с нынешних 1424 тысяч человек до 980 тысяч, так как в лесной, горнорудной промышленности и дорожном строительстве 400 тысяч человек занять не удастся. Обе проблемы можно решить только с помощью новых федеральных программ и законов. В первом случае - вплоть до повышения требований к качеству нефтепродуктов и КПД автомобилей. Во втором - вплоть до массового переселения четверти жителей Югры на юг Тюменской области и Алтай.

По мнению губернатора ХМАО Александра Филипенко основным условием эффективного привлечения инвестиций в округ и минимизации рисков иностранных и российских инвесторов являются кардинальные изменения в законодательной базе и реформа судебной системы в стране. Правительство ХМАО разрабатывает предложения по страхованию рисков инвесторов.

ХМАО: Площадь - 534,8 тыс. кв. км (равна площади Украины). Трудоспособное население - 867,8 тыс. человек (61,9% от общей численности). На территории открыто 395 нефтяных и газонефтяных месторождений с запасами около 20 млрд. тонн. В разработке - более 180 месторождений. В интегральном инвестиционном рейтинге, составленном рейтинговым агентством "Эксперт РА", округ занимает третью позицию среди 89 регионов РФ.

Продуманная инвестиционная политика региона создает благоприятный климат для инвесторов. И это приносит свои плоды уже сегодня. В настоящее время на территории автономного округа зарегистрировано 190 предприятий с иностранными инвестициями, 20 представительств иностранных компаний. Особый интерес к Ханты-Мансийскому автономному округу проявляют северо-американские компании.