USD 74.1373

0

EUR 89.506

0

BRENT 68.23

0

AИ-92 45.35

0

AИ-95 49.12

-0.02

AИ-98 54.9

-0.01

ДТ 49.28

+0.03

442

Бурение во благо развития

Сегодня с уверенностью можно сказать о стабильном росте объемов эксплуатационного бурения и добычи нефти...

Разработка нефтяных месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе ? Югра ведется с 1994 года. За это время добыто более 7 518,7 миллионов тонн нефти, среднесуточная добыча за этот период составила 567,5 тысяч тонн. В его пределах открыто 273 месторождения нефти, из которых 120 введено в разработку. Важнейшую роль в сырьевой базе играют 9 крупнейших и 77 крупных месторождений, в которых заключено 90% разведанных запасов нефти.

В результате многолетней интенсивной отработки многие из этих месторождений, в том числе крупнейшее в стране Самотлорское, в значительной степени выработаны и обводнены В то же время ряд резервных крупных месторождений (Приобское, Приразломное, Красноленинское и др.) разрабатываются на режимах ограниченного отбора. Из-за выборочной разработки наиболее крупных и высокодебитных месторождений и залежей структура разведанных запасов нефти в Ханты-Мансийском автономном округе очень неоднородна, идет процесс ее ухудшения.

Начиная с 1999 года в ХМАО стабильно растут объемы эксплуатационного бурения и добычи нефти. Так, за период 1996-2001 годы начата эксплуатация 52-х новых месторождений с промышленными запасами 315 миллионов тонн. Введено в эксплуатацию 10686 скважин, в том числе 2569 добывающих скважин в 2001 году.

За 9 месяцев 2002 года в Ханты-Мансийском автономном округе введено в разработку и пробную эксплуатацию для определения запасов 5 новых месторождений. По данным департамента экономической политики ХМАО введены следующие месторождения:

-Санинское, где добыча нефти за 9 месяцев составила 6 тыс. тонн;

-Северо-Юрьевское -27,4 тыс. тонн (ОАО ?Сургутнефтегаз?);

-Нижне-Шапшинское -0,5 тыс. тонн (ОАО НАК ?Аки-Отыр?);

-Западно-Толумское ?10,2 тыс. тонн (ООО ?Шаимгеонефть?);

-Западно-Пылинское ? 10,7 тыс. тонн (ООО ?Квантум-Ойл?).


,Сегодня разработка новых месторождений ХМАО ведется по устаревшей проектной документации, которая не учитывает в полной мере реальные горно-геологические условия. Плюс к этому имеют место нарушение сроков ввода запасов в разработку, отставание эксплуатационного разбуривания месторождений, выборочный форсированный отбор высокопродуктивных запасов, высокий процент бездействующих и законсервированных скважин.

В последнее время резко снизился объем исследований по контролю выработки запасов. Прежде всего это связано с отсутствием законодательных санкций за нарушение технологии разработки, невыполнение проектных решений, выборочный отбор высокопродуктивных запасов и безвозвратная потеря остального сырья в недрах.

Такие нормативные документы как ?Правила разработки нефтяных и газонефтяных месторождений?, ?Классификация запасов месторождений полезных ископаемых?, ?Регламент составления проектных технологических документов на разработку нефтяных и газонефтяных месторождений? устарели и требуют пересмотра.

И последнее: отсутствие объектов инфраструктуры общего пользования также негативно сказывается на процессе освоения новых месторождений ХМАО.


,Однако ХМАО по своим потенциальным ресурсам, степени разведанности запасов, возможностям добычи, развитости производственной инфраструктуры и рентабельности освоения недр в ближайшие 30 лет и более будет по-прежнему являться важнейшей ресурсной базой страны, способной обеспечивать ее потребности в нефти в рассматриваемый период на уровне 200 млн т в год. Это обстоятельство предопределяет особое внимание к формированию долгосрочной стратегии развития материально-сырьевой базы (МБП) автономного округа как важной составляющей основы энергетической безопасности России.

Основными моментами стратегии развития МСБ ХМАО являются:

-обеспечение стабильного финансирования поисков и разведки месторождений;

-геолого-экономическая оценка запасов;
-создание необходимых управленческих структур, формирование информационных потоков, их своевременная обработка и принятие оперативных управленческих решений в системе: органы власти (заказчик) ? геолого-разведочные компании (подрядчик);

-жесткий государственный контроль за расходованием и целевым использованием бюджетных средств;
-оценка деятельности компаний в области поисков и разведки минеральных ресурсов.

Необходимо увеличение объемов поисковых и разведочных работ на твердые полезные ископаемые на всей территории ХМАО, особенно на Приполярном Урале и в западной части автономного округа.

Принятие второй части Налогового кодекса, постепенная ликвидация в ближайшие годы отчислений на воспроизводство МСБ ставят перед органами государственной власти ХМАО задачи по формированию механизма управления в условиях отсутствия государственных инвестиций в поиск и разведку месторождений.

Одним из главных элементов такого механизма могут быть принятие и реализация пятилетней программы проведения конкурсов (аукционов) на право пользования недрами, увеличение в общем объеме конкурсных (аукционных) объектов зон и блоков, требующих проведения поисковых работ, закрепление в условиях предоставления компаниям прав пользования недрами детальных обязательств по объемам геолого-разведочных работ (ГГР) и их финансированию по годам, обязательного ежегодного возврата в нераспределенный фонд недр тех опоискованных участков, на которых не выявлены запасы, и безусловное досрочное прекращение прав пользования недрами в случае неисполнения какой-либо части обязательств, установленных конкурсами (аукционами).

Необходимо применение механизма стимулирования инвестиционной активности компаний при поисках, разведке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, вложение компаниями в ГРР собственных или заемных средств.

Все, что сделано и делается для развития сырьевой базы нефтедобывающей промышленности ХМАО, ? воплощение совместных действий органов власти федерального и регионального уровней. На основе такого подхода с 1996 г. удалось восстановить управляемость процессами ГРР в ХМАО, выйти на уровень ежегодных приростов в объемах годовой добычи минерального сырья, сохранить кадры специалистов-геологов в производственных коллективах и поддержать социальную инфраструктуру в населенных пунктах, где базируются геолого-разведочные компании.