USD 103.7908

+1.21

EUR 108.8705

+1.45

Brent 72.91

+0.3

Природный газ 3.398

-0.02

...

Кто не рискует?

Первый рыночный выпуск государственных облигаций Ханты-Мансийского автономного был полностью размещен 24 декабря 2002 года в ходе аукциона на ММВБ

Кто не рискует?

Первый рыночный выпуск государственных облигаций Ханты-Мансийского автономного округа объемом 1 млрд. рублей и сроком обращения 3 года (государственный регистрационный номер RU24004HMN) был полностью размещен 24 декабря 2002 года в ходе аукциона на ММВБ.

Средневзвешенная цена покупки на аукционе составила 100,90% от номинала, что соответствовало доходности 15,73% годовых. Спрос на аукционе по размещению облигаций превысил предложение более чем в 2 раза.
Номинальная стоимость облигации - 1000 рублей. Дата погашения облигаций -8 декабря 2005 года. Купонный период по облигациям составляет 180 дней, ставки по 1-му и 2-му купонам установлены в размере 16% годовых, 3-й и 4-й купон - 15,5% годовых, 5-й и 6-й - 15%.
Вторичные торги по выпуску начались на Московской межбанковской валютной бирже (далее ММВБ) 25 декабря 2002 года.

С момента размещения до 15 мая 2003 года совокупный объем биржевых сделок по облигациям Ханты-Мансийского АО составил на ММВБ более 3,1 млрд. рублей (с учетом сделок в системе РПС). Таким образом, можно констатировать, что за неполные 5 месяцев вторичного обращения займ совершил 3 оборота, что отражает высокий спрос участников рынка на облигации эмитента, а значит и высокую ликвидность выпуска. Среднедневной объем сделок с облигациям ХМАО за период составил более 30 млн. рублей.

Снижение доходности облигаций ХМАО в целом соответствовало динамике падения доходности на рынке федеральных облигаций, причем также можно констатировать, что за период обращения сокращался спрэд по доходности между выпуском ХМАО и сопоставимыми по срочности ОФЗ.

Доходность облигации к погашению упала почти в 2 раза с момента размещения. Так, с уровня 15,73% годовых, определенного на аукционе по первичному размещению, на 15 мая доходность выпуска снизилась до 7,94% годовых. Такомy движению доходности выпуска соответствовал рост котировок со 100,90% от номинала до 117,50%. Инвесторы, вложившие средства в облигации Ханты-Мансийского автономного округа, получили за указанный период доходность, превышающую 50% годовых.


,Совокупность рисков инвесторов по облигациям Ханты-Мансийского автономного округа можно условно разделить на следующие группы, каждая из которых может увеличивать финансовую нагрузку на бюджет округа:

Политические риски

Система государственного управления в Ханты-Мансийском автономном округе представляет собой устойчивую систему, которая основана на конструктивном взаимодействии органов власти.
Современные жители автономного округа в основной своей массе привержены демократическому курсу реформ, проявляют лояльность к действующим властям как Российской Федерации, так и Ханты-Мансийского автономного округа. В Ханты-Мансийском автономном округе радикальные и антидемократические партии не пользуются большой поддержкой населения, о чем свидетельствуют результаты проходящих выборов.

На выборах Президента РФ, прошедших 26 марта 2000 г., жители округа продемонстрировали доверие к Владимиру Путину - Ханты-Мансийский автономный округ вошел в пятерку территорий, где в процентном соотношении за Владимира Путина было отдано наибольшее количество голосов избирателей.
О доверии жителей округа к высшему должностному лицу Ханты-Мансийского автономного округа - Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа Александру Филипенко говорят результаты выборов губернатора округа, прошедших также 26 марта 2000 г. (в выборах приняли участие 67,86%). Филипенко Александр Васильевич был переизбран на второй срок более чем 90% голосов.

Таким образом, стабильность политической обстановки в регионе является основным фактором, определяющим низкую величину политических рисков.

Социальные риски

Ханты-Мансийский автономный округ является одним из наиболее стабильных по экономическим и социальным показателям субъектов РФ. Среднедушевой доход в округе один из самых высоких по России, по размеру соотношения доходов населения и прожиточного минимума округ находится на втором после Москвы месте среди регионов РФ. Снижающим социальные риски фактором является относительная молодость жителей округа - средний возраст жителей Ханты-Мансийского автономного округа в 2002 году составил 32,3 года. Благодаря этому велика доля населения трудоспособного возраста - 67,77% (в среднем по РФ - 58,46%) и крайне мала доля населения старше трудоспособного возраста, т.е. людей которые подпадают под пенсионное обеспечение.

В целом социальные риски округа можно оценить как низкие.

Экономические риски

Платежеспособность эмитента определяется в первую очередь показателями исполнения бюджета. Доходная часть бюджета диверсифицирована довольно слабо - приблизительно 2/3 налоговых доходов бюджета автономного округа в 2002 г. было сформировано за счет поступлений от 6 крупнейших предприятий-налогоплательщиков. За пять последних лет доля налоговых поступлений трех крупнейших предприятий - налогоплательщиков, которые относятся к нефтегазовой отрасли, выросла на 18,2% и составила в 2002 г. более 50% от всех налоговых поступлений округа.

В настоящее время Ханты-Мансийский автономный округ занимает первое среди субъектов РФ место по объему промышленного производства и по добыче нефти, второе - по выработке электроэнергии, третье - по добыче газа, на территории округа производится около 5,8% валового внутреннего продукта страны и десятая часть всех налоговых платежей в федеральный бюджет поступает из Ханты-Мансийского автономного округа.
С целью повышения в будущем диверсифицированности структуры налоговых поступлений из бюджета округа осуществляются инвестиции в отрасли, не связанные с добычей и переработкой нефти.

Риски природно-ресурсного комплекса

К рискам в природно-ресурсном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа можно отнести:
Риски техногенных аварий:
? неконтролируемые взрывы газа;
? неконтролируемые выбросы газа;
? выбросы или сбросы загрязняющих веществ;
? разливы опасных веществ.

Риски природного характера:

? гидрометеорологические и опасные гелиогеофизические явления (сильный ветер, сильный дождь, паводок, крупный град, сильный снегопад, метель и т.д.);
? природные пожары (лесные, торфяные).
Риски, связанные с изменением качественного состояния земли, недр и иных природных ресурсов:
? загрязнение природных ресурсов;
? обвалы земной поверхности из-за выработки недр;
? аварийное загрязнение земель и недр токсикантами промышленного происхождения;
? захламление земель;
? затопление земель;
? уменьшение содержания полезного компонента в добытом сырье.

В округе созданы Территориальный экологический фонд и Территориальный фонд восстановления и охраны водных объектов. В бюджете Ханты-Мансийского автономного округа на деятельность этих фондов в 2002 году выделено более 400 млн. рублей. Эти средства пойдут на поддержку организаций, непосредственно связанных с защитой окружающей среды, а также на экологическое просвещение и образование.