«Первый в современной России», «единственный в своем роде», «уникальный»…Подобными эпитетами в превосходной степени аналитики отечественного нефтегазового комплекса награждают совместный проект компании «Сахалин Энерджи» и ОАО «Совкомфлот»…
«ПРИГОРОДНЫЙ» ПОРТ
20 декабря прошлого года крупнейшая в России судоходная компания подписала соглашение со своим иностранным партнером о создании совместной компании-оператора, которая будет управлять специализированным проектом – портом «Пригородное» в рамках проекта «Сахалин-2».
«Первый в современной России», «единственный в своем роде», «уникальный»…Подобными эпитетами в превосходной степени аналитики отечественного нефтегазового комплекса награждают совместный проект компании «Сахалин Энерджи» и ОАО «Совкомфлот»…
«ПРИГОРОДНЫЙ» ПОРТ
20 декабря прошлого года крупнейшая в России судоходная компания подписала соглашение со своим иностранным партнером о создании совместной компании-оператора, которая будет управлять специализированным проектом – портом «Пригородное» в рамках проекта «Сахалин-2». Порт «Пригородный» должен стать первым в России специализированным морским портом, предназначенным для обслуживания нефтеналивных танкеров, а также судов, перевозящих сжиженный природный газ (СПГ). Порт оснащен причалом отгрузки СПГ и терминалом отгрузки нефти. Прежде чем приступить к осуществлению этого глобального проекта, «Сахалин Энерджи» устроила среди жителей Корсаковского района Сахалина референдум, темой которого стала целесообразность постройки объекта, безопасность для окружающей среды и человека, а также вопрос о названии самого порта. Естественно, учитывая проблему занятости, инвестиции в строительство портовых терминалов, жители Корсаково проголосовали за «Пригородный» почти единогласно.
На 11-ой международной конференции "Сахалин: нефть и газ" главный исполнительный директор компании "Сахалин Энерджи" Иэн Крейг сообщил: "Специализированный морской порт "Пригородное" будет принимать в среднем 160 судов для перевозки СПГ и 100 нефтеналивных танкеров класса "Афрамакс" в год, то есть практически по одному судну каждый день. С началом этапа эксплуатации созданная инфраструктура порта позволит выполнять погрузочные работы на танкере в течение 16 часов, при этом весь цикл портового обслуживания судна будет занимать 24 часа". Нефть и газ начнут поступать с морских платформ по морским трубопроводам на объединенный береговой технологический комплекс (ОБТК). После предварительной переработки углеводороды будут транспортироваться по наземному 800-километровому трубопроводу на завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) и терминал отгрузки нефти (ТОН) на юге Сахалина. Оттуда нефть и газ будут экспортироваться покупателям. Итак, со строительством первого в России порта такого рода все ясно, преимущества и выгоды такого проекта все ясны. Остается один вопрос – вопрос экологии.
УТЕЧКИ НЕ БУДЕТ
В связи с экологией нелишне напомнить историю (не слишком счастливую) со старыми проектами нефтяных терминалов в России. Идея обустроить нефтяной терминал в порту Мурманск, возникшая у нескольких российских компаний несколько лет назад, просуществовала лишь на бумаге. Возможное создание нефтяного терминала в Мурманске входило в большой проект строительства нефтепровода из Сибири к Баренцеву морю. Строительство трубопровода было запланировано на 2004-2007 гг., ввод в действие - на 2007 год. Предполагалось, что объемы транспортировки нефти по нефтепроводу Западная Сибирь - Мурманск составят до 80 млн. тонн в год. Большая часть этого сырья будет поступать на рынки Западной Европы и Северной Америки. Нефтяники планировали отправить первые танкеры с нефтью из Мурманска уже в 2007 году, а в дальнейшем с помощью этого трубопровода занять до 13% нефтяного рынка США. Речь шла о наполнении трубы в 120 млн. тонн черного золота в год; технико-экономическое обоснование проекта должно было быть готово уже в 2003 году. Однако Норвегия решительно выступила против строительства нефтяных терминалов в Мурманске, мотивируя это экологическими проблемами. Со своей стороны Россия указывала на то, что направления морских течений в Баренцевом море таковы, что все утечки нефти из разработок месторождений на норвежской части шельфа неминуемо попадут к российскому побережью(?!) Однако даже этот весьма сомнительный аргумент не смог переубедить норвежцев.
Несмотря на специфику транспортировки нефти, в отличие от сжиженного природного газа, общие проблемы есть. Если нефть загрязняет море, то сжиженный газ имеет тенденцию улетучиваться в атмосферу прямо из трюма танкера-газовоза (такие суда еще называют метановозами). Известно, что от 0,15 до 0,20 процента перевозимого судами СПГ в ходе транспортировки ежедневно естественным путем испаряется, то есть переходит из жидкого в газообразное состояние. На верфях компании Mitsubishi в Нагасаки в рамках проекта "Сахалин-2" эти метановозы уже строятся. Суда получат названия "Гранд Анива" (Анива – небольшой залив на Сахалине) и "Гранд Елена".
Между тем представители "Сахалин Энерджи" уверяют: «Отгрузочный терминал порта будет соответствовать международным стандартам IMO (Международная Морская Организация, отвечающая за безопасность грузоперевозок и экологию – ред. ). Безопасность навигации в акватории будет обеспечиваться с помощью системы управления движением судов (СУДС). Главный исполнительный директор компании "Сахалин Энерджи" Иэн Крейг в свою очередь сообщает по поводу двух новых метановозов: "Они получат названия "Гранд Анива" и "Гранд Елена" и будут работать в российско-японском консорциуме с участием "Совкомфлота". Эти суда ледового класса, зафрахтованные "Сахалин Энерджи" на долгосрочный период, позволят круглогодично поставлять сахалинский СПГ".
Что касается безопасности, Сахалинский проект имеет преимущества по ряду позиций по сравнению с другими проектами СПГ Азиатско-Тихоокеанского региона. В виде дополнительного аргумента можно привести и тот факт, что сжиженный газ будет производиться в более благоприятных "прохладных" температурных условиях на юге Сахалина, что снизит процент испарения в системе сжижения, повысит коэффициент полезного действия. И уровень экологической безопасности тоже.
Справка: Запасы нефти проекта «Сахалин-2» способны обеспечить текущий объем российского экспорта нефти на период более трех лет, учитывая, что в 2007 году Россия экспортировала около 240 млн тонн нефти (1,8 млрд баррелей), а запасы газа равны почти четырехлетнему объему российского экспорта газа (700 млрд м³). В 2007 году Россия экспортировала около 172 млрд м³ газа.